Библиотека » Статьи »

ДРЕССИРОВКА ИЛИ ВОСПИТАНИЕ?

 

ДРЕССИРОВКА ИЛИ ВОСПИТАНИЕ?

 

Всем привет!
Есть такое направление в психологии, называется «бихевиоризм». Бихевиористы считают, что все поведение человека (и животных) строится на выработке условных рефлексов. И все мы, по большому счету, ничем не отличаемся от собачек Павлова, у которых на лампочку или звонок текла слюна и выделялся желудочный сок.
Стимул – реакция, и «ослик послушно побежал за морковкой». Кнут и пряник, и вы легко предскажете избегающее или спокойно-эффективное поведение.
Собственно, да, на этом построена вся ДРЕССУРА: выполнила собачка требования дрессировщика – получи вкусняшку, нет – удар.

 

Крыса с первого раза понимает, что налево в лабиринте удар током, а направо – еда.
А еще можно вызвать невроз – срыв высшей нервной деятельности, если давать противоречивые стимулы, например, еду и удар током одновременно.
Так мы своих детей дрессируем или воспитываем? А школа? Она обучает или дрессирует?
Что такое воспитание? Участники тренинга Основы Деятельного Воспитания (“Основы Деятельного Воспитания” описание – Основы Деятельного Образования (navyki-pokoleniy.ru)) ответ на этот вопрос ищут две недели. И ни одна из прошедших девяти групп быстро и самостоятельно ответ на этот вопрос не нашла. Зато, когда ответ найден, найден САМИМИ участниками, то сами же они и делают для себя выводы: как все-таки воспитывать и чему именно обучать детей. Кстати, следующий, 10-й уже поток стартует 14 марта, меньше месяца осталось, группа набрана, но еще есть места.

 

Да, в основе нервной деятельности лежат рефлексы безусловные (данные от рождения) и условные (усвоенные в процессе жизни). Если мы реагируем автоматически, не имея никакого выбора, то это дрессировка, а вот если мы можем выбирать свои реакции сознательно, то… То даже трудно себе представить, какой степенью могущества над собой мы сможем обладать!

 

Если большинство людей себе честно признаются, чего они хотят, то окажется, что хотят они контроля над ДРУГИМИ и над внешними обстоятельствами. Кажется, что это намного проще, особенно, когда речь идет о тех, кто слабее нас, о наших детях, например, или подчиненных (что почти одно и то же). Выработал рефлекс на стимул и получил нужную реакцию. Бихевиоризм, дрессировка…

 

Но вот взять под контроль свои собственные условные рефлексы, суметь переделать их под потребности настоящего и будущего (ведь выработаны рефлексы были вчера – на ПРОШЛУЮ задачу и ситуацию) – вот искусство! Здесь, именно здесь находится и здоровье, и счастье, и благополучие…
Не верите?
Ещё раз. Что такое условный рефлекс? Это выученная реакция на стимул. ЛЮБОЙ СТИМУЛ. А стимулом может служить что угодно: например, любая эмоционально травмирующая ситуация может включить нежелание жить, в итоге человек подсознательно или ищет машину, которая его собьет, или болезнь неизлечимую; ну, или еще что-нибудь в зависимости от культуры и фантазии, например, можно наемником устроится в горячую точку или заняться особо опасными видами спорта.
Если в результате воспитания человек выучит, что он неудачник, тупица и двоечник, он будет рефлекторно в любой ситуации воспроизводить свою неудачливость.

 

Пример из собственной жизни. Я училась водить машину, мне не повезло с инструктором – это факт, он считал, что женщина за рулем – обезьяна с гранатой и всеми силами старался это свое убеждение подтвердить. Хватило несколько раз по его же милости чуть не наехать на пешеходов, чтобы эти самые пешеходы из-за всех углов, сугробов и закоулков начали прямо-таки кидаться мне под колеса, вызывая у меня настоящую панику.
Это не мистика: мой страх наехать на пешехода диктовал поведение неуверенного водителя, пешеходы, видя медленней обычного едущий автомобиль, решали, что они успеют перебежать дорогу, вот и выскакивали изо всех щелей.

 

Я пожаловалась мужу, он посмеялся. Но когда сел со мной рядом: «Прямо мистика какая-то! Действительно, кидаются под колеса!» – сказал он, когда чуть не разбил свою голову о лобовое стекло из-за того, что я резко ударила по тормозам, в попытке не наехать на невесть откуда взявшегося мужика в неположенном месте, выпрыгнувшего на дорогу из-за какого-то киоска. Разорвала я этот шаблон при помощи подруги, которая лихо колесила по Москве на своем джипе, объясняя, что тяжелые грузовики водят хилые мужичонки без всякого образования, а нормальная баба с высшим образованием с легковухой справится легко))). С тех пор предпочитаю кроссоверы )): «Сижу высоко – вижу далеко».

 

Не так давно был поставлен опыт: двум группам студенток дали математический тест, но одной группе сказали, что с этим тестом легко справляются студенты-мужчины, и что этот тест не для женского ума. А второй группе сказали, что женщины обычно легко сдают этот тест.
Угадайте у какой группы результаты были выше?
Иногда слова достаточно, чтобы вызвать рефлекторную реакцию самообесценивания (особенно, если этот рефлекс был устойчиво наработан заранее).
Так чему мы учим наших детей? Какие слова, какие фразы, не раздумывая, рефлекторно им кидаем? Если у нас еще ума, терпения и любви может хватить (мы же стараемся, как лучше), то хватит ли всех этих качеств у учителя в школе? А он там не один, их там много, и многие из них с комплексом неудачника, готовы бесконечно самоутверждаться за счет наших детей…
Они будут наших детей дрессировать быть удобными себе и системе или детей будут обучать, развивая их способности и воспитывать быть удачливыми и счастливыми?
И там, и там участвуют рефлексы, только вовлекаются они по-разному. Вот об этой разнице и поговорим на вебинаре 11 марта «Полезные и вредные рефлексы в обучении детей»
Вебинар Полезные и вредные рефлексы в обучении детей – Основы Деятельного Образования (navyki-pokoleniy.ru)

 

Кто бы там что ни говорил, но в сегодняшних условиях я за семейное образование, особенно в начальной школе, потому что оно БАЗОВОЕ. Потому что исправить усвоенные рефлексы намного труднее, чем установить новые (можно, но это громадная работа). Но для того, чтобы семейное образование было эффективным, безопасным (особенно психически), стало реальной базой для всех наук, которые захочет ребенок изучать в будущем, родитель взявший на себя эту ответственность, должен кое-что знать и уметь. Он должен разбираться в основах психологии и методологии обучения, он должен быть логичен, чувствителен, эмпатичен. Он должен ПОНИМАТЬ предмет, которому ребенка обучает. Понимать – это не просто заставить зазубрить определение функции из учебника, а объяснить, что вообще такое функция.

 

Пример из жизни. Спрашиваю очередную учительницу математики, что такое функция. Она (ожидаемо, я этот эксперимент уже много раз проводила) мне выдает зазубренное определение из учебника, вот это: «Функция – это закон соответствия между переменными величинами, в силу которого каждому рассматриваемому значению аргумента или независимой переменной, соответствует только одно определенное значение другой величины функции зависимой переменной. Под функцией можно понимать, как соответствие определенных чисел, так и других объектов».

 

Вы что-нибудь поняли? Я помню, как в пятом классе пришла из школы со слезами, совершенно бессильная хоть что-то понять.
– Смотри, – сказал мне отец, чертя на листочке в клеточку систему координат, – переменная, это то, что меняется. Функция – это когда две переменных меняются в зависимости друг от друга, вот так: при перемене одной, меняется другая, они зависят друг от друга. Решенное уравнение – это конкретная точка на графике, а функция – это ПРОЦЕСС в котором эти переменные меняются, согласно математической формуле уравнения.
И не теряя времени, он мне тут же показал это на примере скорости, времени и расстоянии, связав математику за пятый класс с физикой, геометрией, тригонометрией, сложением векторов… ЗА ПОЛЧАСА!
Я потом это объясняла всем одноклассникам, выполняя работу, которую не сделала училка.
Мы и сегодня в ОДО выполняем эту работу, чтобы вы сами могли понять элементарные вещи и так же легко объяснить их детям.
Увы! Многие родители не готовы взять на себя ответственность за образование детей, просто потому, что сами многое в школьные годы упустили. Но! Это поправимо, было бы желание. И это не занимает много времени. Мы весь курс математики за 1-5 класс (и даже немного больше) уместили в 12 занятий!
Третий поток стартует 14 марта. Подробности по ссылке.

 

Математика описание – Основы Деятельного Образования (navyki-pokoleniy.ru)

 

Мы не учим вас арифметике, мы учим вас объяснять математику детям ПОНЯТНО. Чтобы вы могли развить в них понятийное мышление на уровне РЕФЛЕКСА.
Потому что, когда человек способен устанавливать ассоциативные связи между нейронами головного мозга, и эти связи крепнут – это тоже рефлекс, рефлекс понятийного мышления. Ребенок перестает «зависать» и начинает все «схватывать на лету».

 

А вы какими хотите видеть ваших детей? Пишите, что думаете, какой выбор делаете?

 

Ваша Изабелла Воскресенская.
Задавайте вопросы под этим выпуском.

 

ПС. Да, мы понимаем, что случае семейного образования (и все равно без помощи родителя ребенку начальной школы не обойтись в любом случае), родителю придется сесть за уроки ВМЕСТЕ с ребенком. Многие ли к этому готовы: физически, материально, морально?
Но! Ведь на чаше весов либо дрессировка ваших детей, либо ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА. Выбирайте!
А чтобы ваши выборы были осознанными, а не избегающе-рефлекторными, мы 11 марта проведем вебинар «Полезные и вредные рефлексы в обучении детей»
Вебинар Полезные и вредные рефлексы в обучении детей – Основы Деятельного Образования (navyki-pokoleniy.ru)


 
Нажмите сюда, чтобы поделиться этим выпуском в соц. сетях →

Не успеваете за новыми выпусками?

Не беда! Просто подпишитесь на рассылку проекта, чтобы регулярно получать новые выпуски статей, видеоролики и аудиозаписи на свою e-mail почту!