Библиотека » Статьи »

КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ДУМАТЬ? ШАГ ТРЕТИЙ: НАВЫК ПОСТАНОВКИ ЗАДАЧ И ПОИСКА ПУТЕЙ ИХ РЕШЕНИЯ

 

 

Всем привет! Продолжим? Вы все прекрасно знаете, как убивается самостоятельность ребенка: ему дается ГОТОВАЯ задача, а он ее решает по заранее заданному шаблону – эта модель обучения работала не один век и при этом ужасно устарела. А сегодня вообще дошла до абсурда – тестирование. Правильный ответ уже написан на листике, просто надо его перед этим зазубрить, а потом обвести или поставить галочку в нужном месте. Скоро так дойдем до того, что тесты в конце школы будут представлять из себя несколько отверстий, в которые ребенок должен впихнуть нужную по форме фигуру.

 

В современной системе образования есть готовые условия задачи, даже есть готовая формула, по которой задача решается. Никакого творчества – все уже предопределено и придумано. “Всё уже украдено до нас!” Ребенку нужно только СООТВЕСТВОВАТЬ тем условиям, в которые помещает его система образования.

 

Это как раскраска: уже все нарисовано, даже участки рисунка подписаны, какими цветами их нужно раскрасить. Думать не надо, просто бери – и крась! Как рабочий, который не думая красит “от забора до обеда”.

 

Утрированно? Возможно. Но задумайтесь на минутку, в каком положении находится сегодня взрослый человек по отношению к системам: здравоохранения, образования, законодательства, экономики, – разве не как этот рабочий? Если человек начнет думать, он перестанет быть управляемым этими системами, а это, в свою очередь, для систем опасно, потому что он не станет мириться с тем бардаком, который в этих системах творится, а также не станет позволять эксплуатировать себя. Он начнет ценить себя, ценить свои человеческие права, начнет требовать уважения к себе, требовать правды и справедливого обмена с собой. Появится воля начать жить свободно и счастливо. И эта самая ВОЛЯ закладывается как раз в детстве, когда ребенок учится самостоятельно думать… Волевой человек – независим.

 

Ну ладно, это лирика. Как все-таки родителю научить ребенка самостоятельно думать? Помимо логического рассуждения, правильных вопросов и критического мышления, которые мы обсуждали с вами в прошлых выпусках, научите ребенка САМОСТОЯТЕЛЬНО ставить перед собой задачи и самостоятельно искать пути их решений. Что это значит? Давайте по порядку.

 

Откуда берется любая задача? Полагаю, что многие из вас ответят: “из учебника!”, “из дидактического материала”, “учитель диктует ученику!”, “руководитель дает задачу рабочему” и т.д., верно?

 

Ничего подобного! Задача в реальной жизни всегда берется из ПРОБЛЕМЫ.

 

Сначала есть какая-то проблема: не хватает денег для жизни, нет дома хорошей лестницы на второй этаж, не растут помидоры в теплице круглый год, нет времени на уборку дома, автомобиль расходует слишком много топлива, слабое здоровье и т.д. Или нужно что-то улучшить, что-то усовершенствовать, потому что предыдущее уже не устраивает – это тоже можно назвать некоей проблемой. Проблемы могут быть разного уровня и разной приоритетности.

 

Пока мы будем махать руками из стороны в сторону, переживать, злиться или бояться, прятать голову в песок, отрицая проблему, задвигать в долгий ящик, или, чего еще хуже, ТЕРПЕТЬ – проблема останется проблемой. Иногда проблема настолько велика, что даже доставляет боль или приводит к серьезным потерям в жизни, о которых люди сожалеют до конца своих дней.

 

Когда проблема превращается в ЗАДАЧУ? Когда начинается поиск путей решения проблемы. А вы как живете, кстати? С каким подходом? У вас в жизни ПРОБЛЕМЫ или ЗАДАЧИ? Это два принципиально разных подхода. Первый – жертвенный, жалобный, переживательный, второй – деятельный. Какой выбираете?

 

Чтобы ребенок мог преобразовывать проблемы в задачи, необходимо научить его системно подходить к постановке задач. Эта системность состоит из нескольких пунктов, если кратко:

 

✅ 1. За каждой задачей стоит СМЫСЛ. Научите ребенка видеть смысл решения проблемы/задачи. Самый главный мотиватор – это смысл. Будет смысл – не будет лени. Наоборот, будет интересно, и ресурсы найдутся! В чем проблема школьных задач в учебниках, в дидактических материалах? Дети не видят смысла в их решении. Нет прикладного использования, нет ЯВНОЙ пользы для себя.

 

Вы сами-то любите решать задачи, которые вам явной пользы не несут? И вспомните, как оживленно и вовлечено вы решаете ту или иную задачу, когда у вас есть смысл ее решения. Почему от детей тогда требуете решать то, в чем они не видят смысла? Так они думать и отучаются, потому что смысла в этом не видят.

 

Я, кстати, не только про школьные задачи говорю, а про жизненные, в том числе. Съездить отдохнуть в красивое место, построить баню, сделать ремонт, вкусно поесть, купить машину и т.д.

 

Детям может быть интересно, какая площадь материала понадобится для создания скворечника; сколько деталей конструктора нужно для постройки игрушечной машины; какая длина у светового меча джедая; как в домашних условиях очистить серебряную мамину подвеску, которая почернела; из какого материала лучше сделать воздушного змея; как победить в неравной схватке в компьютерной игре – как заранее рассчитать результат? И т.д. Это же намного интереснее, чем решать, сколько там арбузов купил Витя, сколько съел и сколько провел времени в туалете, не правда ли?.. И вообще – кто такой Витя? 🤔 И нафига ему столько арбузов? 😂

 

Главный смысловой вопрос «ЗАЧЕМ?» нужно задавать КО ВСЕМУ, в том числе в контексте решения той или иной задачи. Зачем решать эту задачу? Для чего? Какая от этого польза? Если пользы нет – ну и зачем, спрашивается, эту задачу решать? Какую проблему решит эта решенная задача? А это вообще МОЯ проблема? 😇 Это разумно, согласитесь.

 

Ок, задачу поставили. Но она не будет решаться, пока не ясен путь её решения. Например, хотим повесить во дворе скворечник для птиц – а КАК мы это сделаем?

 

✅ 2. Научите детей искать способы решения задач. Причем у одной задачи может быть несколько способов решения. Научите выбирать наиболее эффективный. Скворечник можно купить, можно самим сделать, можно заказать у мастера. Если будем делать сами – из чего будем делать? Из картона, дерева или пластика?

 

Одна из больших ошибок системы образования заключается в том, что дети со школы учатся решать задачи только одним единственным способом, который считается правильным. Им не показывают системно РАЗНЫЕ способы решения той или иной задачи. А ведь навык «думать» заключается не в освоении одного единственного способа решения, а в ВЫБОРЕ ЛУЧШЕГО ИЗ НЕСКОЛЬКИХ.

 

Ок, задачу поставили, допустим, решение нашли. Но она не будет решаться, пока на ее решение не определены и не выделены ресурсы. Это как в компьютерной игре (кто играл в стратегии, знает) – план здания поставили, но рабочие его не строят, пока вы не принесете им древесину, камень и т.д.

 

✅ 3. Научите ребенка самостоятельно искать ресурсы для решения задачи. В математике, когда прошли тему – какие навыки понадобятся? Умножение, деление… Формулы какие-то. Навыки – это ресурс! «Чтобы построить скворечник – какие ресурсы для этого понадобятся, как думаешь?». Пусть сам назовет! Даже если назовет не все – добавите в список недостающие. Но пусть САМ предположит! Фанера, гвозди, ножовка, молоток, клей… Что еще? Где будем брать? В гараже у папы?.. А если в магазине? Сколько будут стоить все материалы? Деньги – ресурс. Пошли в магазин считать! Сколько времени уйдет на постройку скворечника? Время – ресурс! А сколько сил потратим на сборку? Готов к приложению сил? Может, проще готовый купить?  Силы – тоже ресурс!

 

Научите ребенка с детства видеть, какие ресурсы нужны для решения той или иной задачи, и учите ЗАРАНЕЕ думать, где он будет эти ресурсы доставать, каким образом.

 

Может быть, я вас удивлю, но многие взрослые даже это не умеют делать! Мы это наблюдаем, когда у нас студенты в курсе «Логика для детей и взрослых» разрабатывают свои проекты.

 

Многие задумки и идеи рушатся на этапе реализации. Почему? Люди не умеют рассчитывать ресурсы (рассчитывать – это математическое действие). Воздушных замков понастроили, творческих идей и образов накуролесили, и все это о материальный плотный мир разбилось! Почему? Рассчитывать надо! Для этого, кстати, математика и нужна.
Ну, хорошо, вот определили, какие ресурсы нужны и где их будем доставать на этапе решения задачи. Если прямо сейчас приступить к решению – можно «наломать дров», потому что не подумали о еще кое-чем важном!

 

С какими трудностями мы можем столкнуться при решении этой задачи? Поэтому:

 

✅ 4. Научите ребёнка прогнозировать результат решения и возможные трудности! На этапе постановки задачи – к чему приведет решение этой задачи ИМЕННО ТАКИМ СПОСОБОМ, который он выбирает? Насколько эффективным будет решение (может, можно как-то быстрее и проще? Какие ресурсы можно сэкономить?). С какими трудностями он может столкнуться на этапе добычи ресурсов? На этапе сборки скворечника? На этапе его установки на дереве?

 

Прогнозирование – не гадание на кофейной гуще, ромашке или картах! Настоящее прогнозирование – предположение, сделанное на основе фактов, доказательств и других РЕАЛЬНЫХ данных!

 

Прогноз – важный этап в проектировании. ЕСЛИ НЕТ, ТО ЧТО? – помните этот вопрос? Это тоже прогнозирование. Предположение о результате важно, потому что если не предусмотреть возможных проблем, о них можно сильно споткнуться, и желаемый результат будет поставлен под сомнение! Зачем тратить ресурсы на проблемы? Лучше сразу их предотвратить! Разве нет? Или заранее определить, как будем их решать.

 

Задача есть, решение найдено, ресурсы определены, результаты просчитаны. Чего не хватает? ДЕЙСТВИЯ! Пойти и сделать то, что задумал. РЕШИТЬ ЗАДАЧУ!

 

✅ 5. Сила принятого решения – от плана к действию. Научите ребенка ДЕЙСТВОВАТЬ: реализовывать, осуществлять задуманное, воплощать свои мечты. Решать задачу. Принял решение – делай! От простого – к сложному, от малого – к великому.

 

Начинается все с задумки и сборки скворечника… Или домика для кукол, или штаба на дереве – неважно. А потом это превратится в воплощение желаний во взрослой жизни! У ребенка закрепится образ успешной реализации задумки, плюс будет мощный якорь на успех – ПОЛУЧИЛОСЬ! Мы это сделали! Значит, нет ничего невозможного! Все проблемы решаемы! Нужно только понять, КАК! Вот и всё.

 

Можно, конечно, просто взять и построить скворечник «как-нибудь», детально не проходя все эти пункты. Он будет «какой-нибудь» и висеть будет «где-нибудь». Для ребёнка – это, может, и неважно. Но когда он станет взрослым, возможно, он также будет относится и к построению семьи, к построению карьеры, дома, к построению отношений с людьми… «Как-нибудь»… «И так сойдет!»…

 

Я вам показываю, что наоборот, такие простые обстоятельства, как постройка скворечника, можно использовать для деятельного воспитания и научить ребенка ДУМАТЬ! А вы решайте сами, чему вы хотите его научить: жить в бесконечных проблемах или жить, решая задачи. Какой подход привьете в детстве – с таким он по жизни и пойдет.

 

Даниил Воскресенский – преподаватель, разработчик образовательных программ, методист, операционный директор университета Основы Деятельного Образования

 

П.С. Основы деятельного воспитания помогаем осваивать родителям на соответствующем курсе: «Основы Деятельного Воспитания». Сейчас на осенней ярмарке университета ОДО вход в этот курс с праздничной скидкой и подарками ЗДЕСЬ: https://navyki-pokoleniy.ru/osennyaya-yarmarka-proekt.. на этом курсе учим родителей искать САМЫЕ ВАЖНЫЕ смыслы для себя и детей.

 

Логическое, критическое и проектное мышление даём на курсе «Логика для детей и взрослых», найдете его здесь со скидкой: https://navyki-pokoleniy.ru/osennyaya-yarmarka-proekt.. этом курсе учим, как привести в баланс творческое и рациональное мышление, как воплощать задумки и образы в реальность.

 

Считать и рассчитывать учим на нашем курсе «Математика для детей и взрослых», также со скидкой здесь: https://navyki-pokoleniy.ru/osennyaya-yarmarka-proekt.. Показываем, как преподавать детям математику легко и играючи.

 

Эти три курса включают в себя педагогику и детскую психологию. Выбирайте, какой вам сейчас нужнее всего, и действуйте! Помните про силу принятого решения? Обозначить проблему, поставить задачу и найти способ ее решения мало – нужно ДЕЙСТВОВАТЬ!

 

Такие большие скидки продлятся до 17 октября 23:55 по мск. Успейте воспользоваться праздничным предложением!
Надеюсь, я был вам полезен сегодня! 😊🙌🏻
До встречи в следующем выпуске 😉


 
Нажмите сюда, чтобы поделиться этим выпуском в соц. сетях →

Не успеваете за новыми выпусками?

Заполните форму ниже, что бы подписаться на рассылку и получать свежие выпуски прямо на почту!