Библиотека » Статьи »

КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ДУМАТЬ? ШАГ ТРЕТИЙ: НАВЫК ПОСТАНОВКИ ЗАДАЧ И ПОИСКА ПУТЕЙ ИХ РЕШЕНИЯ

 

 

Продолжим? Вы все прекрасно знаете, как убивается самостоятельность ребенка: ему дается ГОТОВАЯ задача, а он ее решает по заранее заданному шаблону — эта модель обучения работала не один век, успела устареть, а сегодня мы имеем совершенно абсурдный ее вариант – тестирование. Правильный ответ уже написан на листике, просто надо его перед этим зазубрить, а потом обвести или поставить галочку в нужном месте.

 

Итак, вернемся к вопросу о том, как все-таки родителю научить ребенка самостоятельно думать? Помимо логического рассуждения, правильных вопросов и критического мышления, которые мы обсуждали с вами в прошлых выпусках, научите ребенка САМОСТОЯТЕЛЬНО ставить перед собой задачи и самостоятельно искать пути их решений. Что это значит? Давайте по порядку.

 

Откуда берется любая задача? Удивитесь, но не из учебника :) В реальной жизни задача всегда берется из ПРОБЛЕМЫ. Проблемы могут быть разного уровня и разной приоритетности: не хватает денег для жизни, нет времени на уборку дома, автомобиль расходует слишком много топлива, слабое здоровье, плохие отношения и т.д. Пока мы проблему задвигаем в задний угол или терпим, она никуда не девается.

 

Когда проблема превращается в ЗАДАЧУ? Когда начинается поиск путей решения проблемы. А вы как живете? У вас в жизни ПРОБЛЕМЫ или ЗАДАЧИ? Это два принципиально разных подхода. Первый – жертвенный, жалобный, переживательный, второй – деятельный и победоносный. Какой выбираете?

 

Чтобы ребенок мог преобразовывать проблемы в задачи, необходимо научить его системно подходить к постановке задач. Эта системность состоит из следующих пунктов:

 

1. За каждой задачей стоит СМЫСЛ. Научите ребенка видеть смысл решения проблемы/задачи. Не сиюминутный, а перспективный! Самый главный мотиватор – это смысл. Будет смысл – не будет лени. Наоборот, будет интересно, и ресурсы найдутся! В чем проблема школьных задач в учебниках, в дидактических материалах? Дети не видят смысла в их решении. Нет прикладного использования, нет ЯВНОЙ пользы для себя.

 

Вы сами-то любите решать задачи, которые вам явной пользы не несут? И вспомните, как оживленно и вовлечено вы решаете ту или иную задачу, когда у вас есть смысл ее решения. Например — научить детей думать, когда после применения рекомендаций из этих выпусков дети становятся более послушными, любознательными, меньше залипают в смартфонах, больше интересуются, как устроен реальный мир. Детям может быть интересно, какая площадь материала понадобится для создания скворечника; сколько деталей конструктора нужно для постройки игрушечной машины; какая длина у машины, чтобы она влезла в гараж; как в домашних условиях очистить серебряную мамину подвеску, которая почернела; из какого материала лучше сделать воздушного змея; как победить в неравной схватке в компьютерной игре – как заранее рассчитать результат? И т.д. Это же намного интереснее, чем решать, сколько там арбузов купил Витя. И вообще – кто такой Витя? И нафига ему столько арбузов? :)

 

Главный смысловой вопрос «ЗАЧЕМ?» нужно задавать КО ВСЕМУ, в том числе в контексте решения той или иной задачи. Зачем решать эту задачу? Для чего? Какая от этого польза? Если пользы нет – ну и зачем, спрашивается, эту задачу решать? Какую проблему решит эта решенная задача? А это вообще МОЯ проблема? Это разумно, согласитесь.

 

Как ставить разумные задачи и видеть за ними смысл, а также как научить этому своих детей, обучаем в ОДВ: https://navyki-pokoleniy.ru/odv-opisanie/ осталось несколько дней до окончания регистрации в 12 поток.

 

Ок, задачу поставили. Но она не будет решаться, пока не ясен путь её решения. Например, хотим повесить во дворе скворечник для птиц – а КАК мы это сделаем?

 

2. Научите детей искать способы решения задач. Причем у одной задачи может быть несколько способов решения. Научите выбирать наиболее эффективный. Скворечник можно купить, можно самим сделать, можно заказать у мастера. Если будем делать сами – из чего будем делать? Из картона, дерева или пластика?

 

Одна из больших ошибок системы образования заключается в том, что дети со школы учатся решать задачи только одним единственным способом, который считается правильным. Им не показывают системно РАЗНЫЕ способы решения той или иной задачи. А, ведь, навык «думать» заключается не в освоении одного единственного способа решения, а в ВЫБОРЕ ЛУЧШЕГО ИЗ НЕСКОЛЬКИХ.

 

Ок, задачу поставили, допустим, решение нашли. Но она не будет решаться, пока на ее решение не определены и не выделены ресурсы.

 

3. Научите ребенка самостоятельно искать ресурсы для решения задачи. «Чтобы построить скворечник – какие ресурсы для этого понадобятся, как думаешь?». Пусть сам назовет! Даже если назовет не все – добавите в список недостающие. Но пусть САМ предположит! Фанера, гвозди, пила, молоток, клей… Что еще? Где будем брать? В гараже у папы?.. А если у папы чего-то не будет — в магазине? Тогда сколько будут стоить все материалы? Деньги – ресурс. Пошли в магазин считать! Сколько времени уйдет на постройку скворечника? Время – ресурс! А сколько сил потратим на сборку? Готов к приложению сил? Может, проще готовый купить? Силы – тоже ресурс!

 

Научите ребенка с детства видеть, какие ресурсы нужны для решения той или иной задачи, и учите ЗАРАНЕЕ думать, где он будет эти ресурсы доставать, каким образом. К чему он будет их прикладывать.

 

Может быть, я вас удивлю, но даже многие взрослые это не умеют делать! Мы это наблюдаем, когда у нас студенты в курсе «Логика для детей и взрослых» разрабатывают свои проекты. Многие задумки и идеи рушатся на этапе реализации. Почему? Люди не умеют рассчитывать ресурсы. Воздушных замков понастроили, творческих идей и образов накуролесили, и все это о материальный плотный мир разбилось! Почему? Рассчитывать надо! Для этого, кстати, еще математика нужна. Набор на курс по математике начнем осенью.

 

Ну, хорошо, вот определили, какие ресурсы нужны и где их будем доставать на этапе решения задачи, но стоит подумать и о том, с какими трудностями мы можем столкнуться при решении этой задачи? Поэтому:

 

4. Научите ребёнка прогнозировать результат решения и возможные трудности! На этапе постановки задачи – к чему приведет решение этой задачи ИМЕННО ТАКИМ СПОСОБОМ, который он выбирает? Насколько эффективным будет решение (может, можно как-то быстрее и проще? Какие ресурсы можно сэкономить?). С какими трудностями он может столкнуться на этапе добычи ресурсов? На этапе сборки скворечника? На этапе его установки на дереве?

 

Прогнозирование – не гадание на кофейной гуще, настоящее прогнозирование — предположение, сделанное на основе фактов, доказательств и других РЕАЛЬНЫХ данных!

 

Прогноз – важный этап в проектировании. ЕСЛИ НЕТ, ТО ЧТО? – помните этот вопрос? Это тоже прогнозирование. Предположение о результате важно, потому что если не предусмотреть возможных проблем, о них можно сильно споткнуться, и желаемый результат будет поставлен под сомнение.

 

Задача есть, решение найдено, ресурсы определены, результаты просчитаны. Чего не хватает? ДЕЙСТВИЯ! Пойти и сделать то, что задумал. РЕШИТЬ ЗАДАЧУ!

 

5. Сила принятого решения – от плана к действию. Научите ребенка ДЕЙСТВОВАТЬ: реализовывать, осуществлять задуманное, воплощать свои мечты. Решать задачу. Принял решение – делай! От простого – к сложному, от малого – к великому.

 

Начинается все с задумки и сборки скворечника… Или домика для кукол, или штаба на дереве – неважно. А потом это превратится в воплощение желаний во взрослой жизни! У ребенка закрепится образ успешной реализации задумки, плюс будет мощный якорь на успех – ПОЛУЧИЛОСЬ! Мы это сделали! Значит, нет ничего невозможного! Все проблемы решаемы! Нужно только понять, КАК! Вот и всё.

 

Можно, конечно, просто взять и построить скворечник «как-нибудь», детально не проходя все эти пункты. Он будет «какой-нибудь» и висеть будет «где-нибудь». Для ребёнка – это, может, и неважно. Но когда он станет взрослым, возможно, он также будет относится и к построению семьи, к построению карьеры, дома, к построению отношений с людьми… «Как-нибудь»… «И так сойдет!»… Будет ли он счастлив при этом? Сомневаюсь. Вот и задайте теперь сами себе вопрос: хотите ли вы, чтобы ваши дети были счастливы?

 

Курс для деятельного и нравственного воспитания детей ЗДЕСЬ: https://navyki-pokoleniy.ru/odv-opisanie старт 14 августа, проведем с Изабеллой вебинар в прямой трансляции. Также по ссылке вы найдете отзывы наших студентов. Все, кто прошел, говорят что это уникальный и чудо-действенный курс. Мы себя как гречневая каша нахваливать не будем, смотрите отзывы сами :)

 

Даниил Воскресенский

 

П.С. В следующем выпуске поговорим о стандартной и нестандартной логике. Интересно?


 
Нажмите сюда, чтобы поделиться этим выпуском в соц. сетях →

Не успеваете за новыми выпусками?

Заполните форму ниже, что бы подписаться на рассылку и получать свежие выпуски прямо на почту!