Библиотека » Статьи »

КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ДУМАТЬ? ШАГ ПЕРВЫЙ: ОБУЧИТЕ РАССУЖДАТЬ

 

 

 

Приветствую, родители, бабушки, дедушки, воспитатели, преподаватели! Этот короткий дайджест будет полезен всем, кто не готов пускать на самотёк воспитание и образование детей, и кто искренне желает вырастить из них разумных, нравственных и деятельных людей. Перед многими взрослыми стоит проблема, которую уже давно не решает система образования – обучить детей самостоятельно ДУМАТЬ.

 

Наверное, вы согласны со мной, что детский сад, школа и культура сегодня как будто решают абсолютно противоположную задачу – отучить детей думать вообще.

 

А что такое “думать”? Думание – это навык пошагово направлять мысль в необходимое русло, чтобы самостоятельно делать определенные заключения и выводы (что это такое – пишу далее в этом выпуске, читайте до конца).

 

Произошла большая подмена: в государственной системе образования и в многих других альтернативных школах и методиках ребенка с детства учат готовым решениям и шаблонному мышлению – стандартам. Образование фиктивно, так как знания в большинстве случаев не системны, разрозненны и не применимы на практике. Тестирование заключается в выборе уже известных решений, а если тестируемый выполняет задачу нестандартно – его ответ не учитывается.

 

Как вы сами понимаете, это не обучение думать самостоятельно, это – обучение не думать вообще. Зачем? За тебя уже все придумали, все решили: как правильно и как неправильно. Вот тебе готовые ответы – ты их просто запомни, вызубри (основная фишка системы образования сегодня!), сдай экзамены, получи бумажку, что ты специалист, иди работай и плати налоги! “Мы уже все за тебя решили: кто твои правители, какой в твоей стране государственный строй, как надо эту страну любить, как в ней надо работать, во что верить, как надо правильно жить, что такое семейные ценности, что такое нравственные ценности, кто такой Бог, кто ты, откуда и что НАМ должен. Не думай об этом! Просто делай, как мы сказали”. “не ДУМАЙ!” – вот основной лозунг у них.

 

Странно, не находите? Миру ведь нужны же изобретатели, ученые, новаторы, творческие деятели? Почему тогда экономической системе выгодно, когда большинство людей не умеет думать?

 

Ответ прост: потому что если большинство научится ДУМАТЬ, оно не будет наивно верить на слово пропаганде, правителям, тупой рекламе, впариваниям банков; не будет поддерживать несправедливый обмен и бесконечный приток ресурсов “избранным” мира сего; не будет слепо верить в мифы, не будет выполнять бессмысленную работу, не будет мириться с низкими пенсиями, низкими зарплатами и несправедливыми законами, не будет “хавать” то, что подсовывает им циничная и ханжеская культура; не будет зависеть от оценок, не будет мириться с реалиями. А будет учиться, развиваться, становиться могущественным и стараться делать мир лучше. ДЕЛАТЬ, а не только потреблять. Больше людей тогда смогут стать счастливыми. А кому-то это совсем не нужно. И на этом строится все общественное управление сегодня. Так получается, что самостоятельность, независимость и стремление к индивидуальности- персональное дело каждого. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

 

ЧТО СЕГОДНЯ МЫ МОЖЕМ? ЧТО МОЖЕТ РОДИТЕЛЬ/ВОСПИТАТЕЛЬ/ПРЕПОДАВАТЕЛЬ?

 

===

 

“Ты никогда ничего не изменишь, если будешь бороться с существующей реальностью. Если хочешь что-то изменить, создай новую модель, чтобы старая просто устарела” – Б. Фуллер.

 

===

 

Научитесь думать и научите думать своих детей. Это и есть основа деятельного образования, основа самостоятельности и осознанности: сначала ДУМАЕМ, а потом ДЕЛАЕМ (не наоборот! ). Понимаю, сказать легко – а как это? :) Особенно если до этого несколько поколений намеренно отучали это делать…

 

Думать – это не смотреть в потолок с умным видом, взявшись за подбородок, что-то ВСПОМИНАЯ (например дату Французской Революции, название самой большой реки в мире, или корень из 467 – а ведь именно по подобным знаниям сегодня определяется уровень образованности человека! ). Это не хаотичные скачки внимания с образа на образ, с мысли на мысль. Конструктивное думание осуществляется с помощью логического рассуждения. И такое мышление помогает находить ответы даже на те вопросы, на которые стандартных и готовых ответов вообще нигде нет. Вот вам и принцип творческого, изобретательского подхода. Готовые ответы можно найти в энциклопедии и интернете. А заключения, выводы и решения, которых нигде нет, НОВЫЕ – где вы будете искать?..

 

Рассуждение делается по определенным правилам. Правило от слова – “наПРАВлять”. Если думание – это навык направлять мысль в необходимое русло, следовательно, оно должно происходить по каким-то правилам, чтобы рассуждение было рассуждением, а не хаотичным “сливом” информации в кучу. Этим правилам мы обучаем наших студентов на курсах “Основы Деятельного Воспитания” и “Логика для детей и взрослых”.

 

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РАССУЖДЕНИЕ?

 

1. Определение правильного контекста и постановки правильного вопроса. Контекст – это обстоятельства, в рамках которого вы строите рассуждение, а правильный вопрос помогает поставить задачу. Навык правильно задавать вопросы – навык, также необходимый в умении думать!

 

2. Допущение. Когда вы мыслите в рамках шаблонов – вы не можете выйти за границы такого мышления, а именно там, за границами, находится нужный ответ. Чтобы выйти за границы, нужно сделать допущение: “А ЧТО ЕСЛИ?”

 

3. Пошаговая логическая цепочка рассуждения, где каждое суждение вытекает из предыдущего: “ЕСЛИ – ТО”

 

4. Заключение – КЛЮЧ: что следует из цепочки, сам ответ: к чему пришли в итоге? Что мы узнали, какую информацию получили?

 

5. Вывод – что мы будем с этой информацией ДЕЛАТЬ? Если пропустить этот шаг в рассуждении, оно перестает быть деятельным, потому что не применяется на практике. Вывод всегда ВЫВОДит на конкретные, реальные действия.

 

Этому можно… НЕОБХОДИМО (!) обучать детей с самого детства. Изабелла Воскресенская, как невролог, говорит что это можно делать уже с 3-ех лет. Рассуждайте ВМЕСТЕ С НИМИ! На реальных, КОНКРЕТНЫХ жизненных примерах, а не в абстрактном контексте, который задают учебники и дидактические материалы для детей.

 

Например, реальная, КОНКРЕТНАЯ ситуация: ребенок не убирает за собой грязную посуду со стола. Что делает родитель чаще всего? Он РУГАЕТСЯ (“Шантаж, угрозы, насилие – любимые средства воспитания”). Своим авторитетом, громким голосом и угрозами наказания он ЗАСТАВЛЯЕТ ребенка убрать за собой. Ребенок не думая, повинуется родителю, усваивая урок: “приказали – сделай”. А зачем это нужно? – Непонятно. Либо ребенок не слушается – родитель наказывает. Ребенок обижается, родитель недоволен собой, что он “сорвался”. Но можно эту историю превратить в КОНТЕКСТ для обучения. Каким образом?

 

Сначала наладили РАППОРТ с ребенком (обязательный шаг, который многие пропускают!!!): создали КОНТЕКСТ, чтобы с ним поговорить, чтобы он был готов к разговору:

 

1. физически (если он хочет пИсать – не до разговора, сами понимаете);
2. эмоционально (если он расстроен – сначала надо вывести его из печально-подавленного состояния в конструктивно-нейтральное);
3. интеллектуально (у ребенка внимание должно быть на вас, а не в мультиках или играх – эту ошибку часто допускают родители; а также вы должны понимать, в силах ли ребенок вообще сейчас вести конструктивный диалог).

 

Как налаживать раппорт и работать с состояниями ребенка показываем на курсе “Основы Деятельного Воспитания”.

 

Далее после раппорта и создания обучающего контекста задаем вопрос:

 

– Ты не хочешь убирать со стола. Давай вместе подумаем, к чему это в итоге может привести? – поставили вопрос.
– Давай допустим, что ты больше никогда не будешь убирать со стола. Что тогда произойдет дальше? – сделали допущение. И далее вместе, помогая ребенку, строите цепочку рассуждения:
– Если ты не будешь убирать со стола, то будет копиться грязная посуда. Так? Если будет копиться грязная посуда: 1) то на столе не останется места, чтобы кушать; 2) то все обрастет грязью и плесенью; 3) то накопится много посуды, и чтобы ее помыть, придется потратить много сил и времени на это. Если хотя бы один из трех прогнозов (прогнозирование – важный элемент понятийного мышления, кстати!) сбудется, то ты, и мы с мамой/папой будем чувствовать себя некомфортно и плохо. А мы любим друг друга, заботимся друг о друге, и не хотим, чтобы кто-то из нас чувствовал себя некомфортно, верно? Как думаешь, что из этого следует?
– Чтобы в семье всем было комфортно и хорошо, посуда должна быть чистой, ее нужно во время убирать за собой со стола, – последовало заключение от ребенка. Если вы услышали ошибочное рассуждение – помогите ему!
– Значит какой вывод?
– Я всегда буду убирать посуду за собой со стола.

 

Ну, как вам такое ДЕЯТЕЛЬНОЕ воспитание?  Такие цепочки наши студенты учатся выстраивать на курсе “Основы Деятельного Воспитания” и приходят к удивительным результатам в отношениях со своими детьми, в разных сферах жизни! Из семьи исчезают угрозы, шантаж и насилие, а вместо этого появляется явный добровольный договор и конструктивное общение.

 

Чтобы родителю проделать эту работу с ребенком – нужны усилия. Гораздо проще жить шаблонно, привычными действиями, которые экономят силы: либо постоянно ругать ребенка, либо игнорировать и молча убирать посуду за ним. В контексте грязной посуды, может, это и не так страшно, верно?.. Но, спросите себя, что будет, если вы будете так поступать и в контексте какой-то нравственной задачи? В контексте учёбы? В контексте полового воспитания? В контексте мультиков и игр? В контексте общения с друзьями?.. ЧТО ЕСЛИ? – это очень важный проективный вопрос, один из ключевых в навыке думать.

 

Ну и такой подход в воспитании, сами понимаете, не осваивается по щелчку пальцев – необходима практика в определенных условиях! Про них напишу в следующих выпусках этого дайджеста, пишите в комментариях: полезно ли вам это, хотите узнать больше о том, как научить детей думать?

 

Даниил Воскресенский – преподаватель, разработчик образовательных программ, методист, операционный директор университета Основы Деятельного Образования.

 

П.С. В следующем выпуске поговорим о том, как обучать детей самостоятельности, в особенности – как обучать ДУМАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО. Не пропустите! Выпуск выйдет здесь: https://vk.com/osnovi_obrazovaniya

 

Если этот выпуск был полезным, и если вы думаете, что он может оказаться полезным другим родителям – делайте репост на свои страницы!

 


   
Нажмите сюда, чтобы поделиться этим выпуском в соц. сетях →

Не успеваете за новыми выпусками?

Не беда! Просто подпишитесь на рассылку проекта, чтобы регулярно получать новые выпуски статей, видеоролики и аудиозаписи на свою e-mail почту!