Библиотека » Статьи »

КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ДУМАТЬ? ШАГ ПЕРВЫЙ: ОБУЧИТЕ РАССУЖДАТЬ

 

 

 

Перед многими взрослыми в наши дни стоит проблема, которую уже давно не решает система образования — обучить детей самостоятельно ДУМАТЬ. А что такое «ДУМАТЬ»? Думание — это умение пошагово направлять мысль в необходимое русло, чтобы самостоятельно делать объективно верные заключения и выводы.

 

Наверное, вы согласны со мной, что детский сад, школа и культура сегодня как будто решают абсолютно противоположную задачу — отучить детей думать вообще. Произошла большая подмена: в системе образования и в многих других альтернативных школах и методиках ребенка с детства учат готовым решениям и шаблонному мышлению — стандартам. Образование фиктивно, так как знания в большинстве случаев не системны, разрозненны и не применимы на практике.

 

Почему же экономической системе выгодно, когда большинство людей не умеет думать? Потому что думающий человек независим, могуществен, ему легче стать и быть счастливым, он умеет не только потреблять, ни и создавать, то, что нужно ЕМУ, а не только системе.

 

ЧТО МОЖЕТ РОДИТЕЛЬ/ВОСПИТАТЕЛЬ/ПРЕПОДАВАТЕЛЬ?

 

===

 

«Ты никогда ничего не изменишь, если будешь бороться с существующей реальностью. Если хочешь что-то изменить, создай новую модель, чтобы старая просто устарела» — Б. Фуллер.

 

===

 

Научитесь думать и научите думать своих детей. Это и есть основа деятельного образования, основа самостоятельности и осознанности: сначала ДУМАЕМ, а потом ДЕЛАЕМ (не наоборот! ).

 

Конструктивное думание осуществляется с помощью логического рассуждения. И такое мышление помогает находить ответы даже на те вопросы, на которые стандартных и готовых ответов вообще нигде нет.

 

Рассуждение делается по определенным правилам (от слова «наПРАВлять»).

 

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РАССУЖДЕНИЕ?

 

1. Определение правильного контекста и постановки правильного вопроса. Контекст — это обстоятельства, в рамках которого вы строите рассуждение, а правильный вопрос помогает поставить задачу. Навык правильно задавать вопросы – это навык, также необходимый в умении думать.

 

2. Допущение. Когда вы мыслите в рамках шаблонов, вы не можете выйти за границы такого мышления, а именно там, за границами, находится нужный ответ. Чтобы выйти за границы, нужно сделать допущение: «А ЧТО, ЕСЛИ?»

 

3. Построение пошаговой логической цепочки рассуждений, где каждое суждение вытекает из предыдущего: «ЕСЛИ — ТО».

 

4. Заключение — КЛЮЧ: что следует из цепочки, сам ответ: к чему пришли в итоге? Что узнали, какую информацию получили?

 

5. Вывод — что мы будем с этой информацией ДЕЛАТЬ? Если пропустить этот шаг в рассуждении, оно перестает быть деятельным, потому что не применяется на практике. Вывод всегда ВЫВОДит на конкретные, реальные действия.

 

Этому можно и НЕОБХОДИМО обучать детей с самого детства. Уже с 3-х лет ребенок учится ДОГОВАРИВАТЬСЯ, а договор – основа экологичных отношений, и чтобы с людьми экологично общаться, нужно ДУМАТЬ, прежде всего, с какой задачей мы это делаем и КАК.

 

Например, реальная, КОНКРЕТНАЯ ситуация: ребенок не убирает за собой грязную посуду со стола. Что делает родитель чаще всего? Он РУГАЕТСЯ, заставляя ребенка своим авторитетом и угрозами наказания убрать за собой. Ребенок, не думая, повинуется родителю, усваивая урок: «приказали — сделай». А зачем это нужно, ему непонятно. Либо ребенок не слушается, и тогда родитель наказывает. Ребенок обижается, родитель недоволен собой. Но ведь эту же ситуацию можно превратить в КОНТЕКСТ для обучения. Каким образом?

 

Сначала необходимо наладить РАППОРТ с ребенком (обязательный шаг, который многие пропускают!):

 

1. физически (ребенок не испытывает физического дискомфорта: если он хочет в туалет – ему будет не до разговора);
2. эмоционально (если он расстроен – надо вывести его из печально-подавленного состояния в конструктивно-нейтральное);
3. интеллектуально (убедиться, что внимание ребенка направлено на вас, а не на мультики или игры).

 

Как налаживать раппорт и работать с состояниями ребенка, показываем на курсе «Основы Деятельного Воспитания». Набор в 12 поток еще идет, старт 14 августа, подробности здесь: https://navyki-pokoleniy.ru/odv-opisanie Группа уже набрана, вы можете к ней присоединиться.

 

Далее, после установления раппорта и создания обучающего контекста задаем вопрос:

 

— Ты не хочешь убирать со стола. Давай вместе подумаем, к чему это в итоге может привести? — поставили вопрос.
— Давай допустим, что ты больше никогда не будешь убирать со стола. Что тогда произойдет дальше? — сделали допущение. И далее вместе, помогая ребенку, строите цепочку рассуждения:

 

— Если ты не будешь убирать со стола, то будет копиться грязная посуда. Так? Если будет копиться грязная посуда: 1) то на столе не останется места, чтобы кушать; 2) то все обрастет грязью и плесенью; 3) то накопится много посуды, и, чтобы ее помыть, придется потратить много сил и времени. Если хотя бы один из трех прогнозов (прогнозирование — важный элемент понятийного мышления) сбудется, то ты, и мы с мамой/папой будем чувствовать себя некомфортно и плохо. А мы любим друг друга, заботимся друг о друге и не хотим, чтобы кто-то из нас чувствовал себя некомфортно, верно? Как думаешь, что из этого следует?
— Чтобы в семье всем было комфортно и хорошо, посуда должна быть чистой, ее нужно вовремя убирать за собой со стола, — последовало заключение от ребенка. Если вы услышали ошибочное рассуждение — помогите ему!
— Значит, какой вывод?
— Я всегда буду убирать за собой посуду со стола.

 

Ну, как вам такое ДЕЯТЕЛЬНОЕ воспитание? Такие цепочки наши студенты учатся выстраивать на курсе «Основы Деятельного Воспитания» и приходят к удивительным результатам в отношениях со своими детьми, в разных сферах жизни! Из семьи исчезают угрозы, шантаж и насилие, а вместо этого появляется явный добровольный договор и конструктивное общение. Дети в таких условиях учатся ДУМАТЬ.

 

Можно начинать с более простых цепочек рассуждения, и усложнять их по мере взросления ребёнка. Попробуйте и понаблюдайте сами за результатами!

 

Чтобы родителю проделать эту работу с ребенком, конечно нужны усилия. Прежде всего, по отношению к себе. Гораздо проще жить шаблонно: либо постоянно ругать ребенка, либо игнорировать и молча убирать посуду за ним. В контексте грязной посуды это, может, это и не так страшно. Но, спросите себя, что будет, если вы будете так поступать и в контексте какой-то нравственной задачи? В контексте учёбы? В контексте полового воспитания? В контексте мультиков и игр, общения с друзьями?.. ЧТО ЕСЛИ? — это очень важный проективный вопрос, один из ключевых в навыке думать.

 

Ну и такой подход в воспитании, сами понимаете, не осваивается по щелчку пальцев — необходима практика в определенных условиях. Практикуемся здесь: https://navyki-pokoleniy.ru/odv-opisanie/ А также родителей, бабушек/дедушек, учителей, воспитателей и детских психологов ждут системные знания по деятельному и нравственному воспитанию детей всех возрастов! Ждем на курсе! 🙌 Вводный вебинар состоится в прямой трансляции 14 августа в 19:00 по мск.

 

Даниил Воскресенский

 

П.С. В следующем выпуске поговорим о том, как обучать детей самостоятельности, в особенности — как обучать САМОСТОЯТЕЛЬНО думать.


 
Нажмите сюда, чтобы поделиться этим выпуском в соц. сетях →

Не успеваете за новыми выпусками?

Не беда! Просто подпишитесь на рассылку проекта, чтобы регулярно получать новые выпуски статей, видеоролики и аудиозаписи на свою e-mail почту!