Библиотека ОДО

 

 

Здоровы будьте физически и душевно! Прошу прощения за

жаргонизм в названии, но ведь та еще задачка! Не до сюсюкания.

Помню, смотрела фильм “Тренер” Даниила Козловского летом перед

Чемпионатом Мира и эта фраза из фильма: “Что главное в танке?

Не облажаться!” запала. Так вот, наверное, это самое главное в любом

деле: и в танке и в спорте, а уж в деле родительства, тем более!

Ну, танкист и спортсмен не каждый из нас, а родители почти все – были,

есть или будут.

 

 

Почему же всё так трудно в деле воспитания и образования?!

Казалось бы совершенно естественная вещь – передача навыков

и накопленных знаний потомкам, и все вы об этом пишите в своих

письмах, но всё время что-то сбоит.

 

 

Человечество, для облегчения участи родителя, создало НИИ и университеты,

целые министерства, а помогает ли нам это всё в родительском деле? НЕТ!!!

Порой очень сильно мешает. И чем дальше, тем, похоже, больше.

 

 

Допускаю, что родительство – это отдельная роль и даже профессия,

то есть роль эту нужно знать и уметь играть, а чтобы играть профессионально

необходимо обладать какими то знаниями и навыками. А когда этих

необходимых знаний и навыков нет, то получается как получается – то,

чего в танке делать нельзя.

 

 

А кто научит? А если не научиться? На ком будем учиться – на своих детях?

И… результат? По типу “меня же как то воспитали…” 

Кого тогда винить? Ах! Эти гадкие, непослушные, упрямые, ленивые, шумные,

тупые, бессердечные, черствые… Неужели, все эти эпитеты мы употребляем

по отношению к СВОИМ ДЕТЯМ?!

 

 

Как так получается, что это милое создание, над которым мы еще

совсем недавно дышать боялись, чтобы не спугнуть его сон,

вдруг становится таким монстром?

 

 

Почему, наши дети, на которых мы возлагали надежды с их появлением

обрести счастье, сосут из нас силы и уже которая мать мне жалуется,

что она УСТАЛА! От счастья не устают!!!

 

 

Недавно разговаривала с такой матерью, спрашиваю: – От чего устаешь?

XXI век на дворе! Памперсы, стиральные машины, посудомоечные машины,

мультиварки, скороварки, кухонные комбайны, миксеры-блендеры,

программируемые кухонные плиты! Чего только не придумали любящие

мужчины и цивилизация, чтобы не слышать этого бесконечного – “Я устала!”

И у тебя все это есть! Ответь мне, Бога ради! Куда ты сливаешь свои силы?

 

 

Всю переписку не буду здесь показывать – длинная. Но смысл ее в том,

что силы забирают дети! А забирают они их потому, что эта женщина

так и не научилась выстраивать отношения с детьми. Нет, прогресс конечно

есть, но не достаточный, чтобы роль матери давала ей силы.

 

 

Чего она не знает?

 

 

Понятие о возрастной психологии и задач ребенка и родителей

в разных возрастах – знает. Но не применяет. Установлению раппорта

обучена, но сама же этот раппорт нарушает постоянно, утрачивая доверие

детей. Чего только стоит перл, когда сын жалуется, что в школе ему плохо,

а мать начинает объяснять, что школа – это хорошо. И ведь, сама понимает,

что именно та школа – плохо. Выходит – врёт! И её одиннадцатилетний

сын прекрасно понимает это, а еще он понимает, что мать его понять не в состоянии.

Захочет он с ней говорить о своих сокровенных вещах, о том, что реально с ним

происходит и что он чувствует? Нет! А что чувствует она?

Она чувствует отчуждение и бессилие!

 

 

И самое, на мой взгляд, паршивое – она за своих детей все время БОИТСЯ!

Так делают многие матери, они почему то уверены, что страх за детей – это

способ показать и доказать всему миру, мужу и себе свою любовь к детям.

 

 

И сколько же на это доказательство нужно сил! Любовь, если это любовь,

не отнимает силы – она их дает! Вы пробовали какое то время находится

с человеком, который все время чего то боится?

 

 

Вариантов всего два : или Вы начинаете бояться вместе с ним до изнеможения,

или начинаете через какое то время считать его не вполне нормальным: бояться

неприятно, это обессиливает, вам хочется “свалить” из ситуации страха во чтобы

то ни стало. А ребенку куда “свалить”?

 

 

Причем, если мать хотя бы знает чего боится (то есть понятно, с чем можно работать),

то у ребенка формируется иррациональный страх – источник не понятен,

а значит способов преодоления нет.

 

 

Лично меня совсем не удивляет, что ее сыновей по ночам мучают кошмары.

Наверное, стоит усвоить, что задача родителя создать такое пространство

вокруг ребенка, где можно за него не бояться. А многие перед собой такую задачу ставят?

 

 

– Ребенок растет и из дома начинает выходить на улицу – скажете мне вы,

– там то уж точно есть за что бояться. 

 

 

– А Вы не пробовали НАУЧИТЬ свое чадо правилам безопасного поведения вне дома?

А Сами то умеете, или “плевать на красный свет при переходе улицы”? – Отвечу я.

 

 

Классический пример обучения ребенка и, кстати, вообще ЛЮБОГО человека,

безопасности: если вашей жизни грозит опасность (на вас напали) не надо кричать

“Спасите! Помогите!” – мы живем в такой век, что наши испуганные граждане

вряд ли поспешат на помощь (это в кино все герои, а в реальной жизни далеко не так)…

Правильно в этой ситуации бить стекла домов и машин, всем, что попадется в руки

и поднимать шум. За то, чтобы спасти свое имущество, народ готов шкурой пожертвовать,

поспешит защищать свои стекла, а заодно и вас. За стекла потом расплатитесь, но жизнь сохраните.

 

 

Почему бы не объяснить это ребенку? Что хорошо или плохо бить стекла

зависит от ситуации и ее последствий.

 

 

Самое плохое, с чем может столкнуться ребенок – это тревожная мать.

Мы себя ведем и ощущаем согласно нашим убеждениям. Какие убеждения

передает ребенку уставшая и испуганная мать? Думаете, ваши страх и усталость

воспитают в нем силу и храбрость? А вы вообще хотите сильного и храброго

взрослого вырастить, или слабака и труса?

 

 

А вы задумывались вообще, кого хотите вырастить, какие качества и способности

развить, в данной вам Богом на время для защиты и развития души, в вашем чаде?

И что дадут ему эти качества и способности? А что это даст вам? У вас есть понимание

как Вы будете эти качества и способности в нем воспитывать? У Вас самих есть эти

качества и способности и Вы знаете как и с помощью каких инструментов обучать?

 

 

Возьмем к примеру такой навык как чтение. Вы умеете читать? Дурацкий вопрос, да?

Очевидно, что если Вы читаете этот выпуск, то умеете. Допущу даже, что можете понять

прочитанное, что вообще отдельный навык. Я, например, умею читать на французском

и немецком, и даже немного на английском (что называется в рамках школьной программы

советской школы) но ни черта из прочитанного не понимаю!

 

 

А если вам дать прочитать научный текст на русском языке – поймете?

Так что не все так просто с чтением и пониманием. А Вы знаете, что великий психолог

Лев Семенович Выгодский проводил опыты с чтением еще в 20-30 годы прошлого

столетия? И что же он обнаружил?

 

 

Его эксперименты показали, что читать в слух и понимать одновременно – невозможно

– либо одно, либо – другое, это разные, одновременно несовместимые функции головного

мозга. И если в 50-60-е годы школьная программа СССР это еще учитывала, то с 70-х – перестала.

Мне дико не повезло – я сама попала тогда в экспериментальный класс, по русскому языку,

где внедрялась фонетическая программа обучения чтению и письму по Эльконину,

которая тогда же доказала свою полную несостоятельность, именно она, как известно

современным психологам, явилась причиной орфографической неграмотности моего

экспериментального поколения – всю жизнь мучаюсь.

 

 

Но эту программу внедрили, и сегодняшние дети учатся по ней,

а мы их ругаем за ошибки! (Меня до сих пор ругают :)) некоторые

очень орфографически грамотные читатели). А кто их научил писать безграмотно?

 

 

Просто по эльконинской программе, которая узаконена Мин. Образования,

научиться грамотно писать в принципе невозможно! Невозможно одновременно

учить фонетике и чтению – это совсем несовместимое дело, что показывает

орфографическая грамотность глухих, которые до сих пор учатся по программе

Выготского. Слава Богу! Мой отец научил меня понятийному мышлению!

Слава Богу! Школа не помешала ему научить меня физике и математике

на уровне понимания и применения, а не зубрежки.

 

 

Вот в этом то и дело! Современному родителю как никогда необходимы знания

и навыки обучения детей в начальной школе, чтобы современные бесконечные

реформаторские эксперименты над нашими детьми не изуродовали их разум и

мышление окончательно. Школа не поможет! Она выполняет указания “МинОбра”.

 

 

И если нет таких учреждений, где учат на родителя, давайте учиться сами.

Для этого мы в проекте ОДО подготовили новый тренинг

“Основы Деятельного Воспитания”. Тренинг будет проходить дистанционно

в on-line формате.

 

 

Там будем разбираться с задачами, которые необходимо решить родителю

в процессе развития ребенка, и нарабатывать навык обращения с

необходимыми для решения этих задач инструментами. Там будем

искать правильные ответы на ключевые вопросы в деле воспитания и образования.

 

 

Изабелла Воскресенская

obraz@navyki-pokoleniy.ru

 

 

ПС. КАКИЕ ЗАДАЧИ СТАВИМ НА ТРЕНИНГ Основы Деятельного Воспитания?

 

 

1. Разобраться с понятием воспитание и что мы хотим получить

в результате нашей “Воспитательной деятельности”,

 

2. Что главное в воспитании?

 

3 Чему главному будем учить детей?

 

4. Что мешает обучению?

 

5. Как будем обучать? Какие инструменты и навыки нам понадобятся?

 

6. “Каждому овощу свой срок”. Разберемся в возрастных задачах.

 

 

7. Как выстроить гармоничные отношения с ребенком?

 

Подробнее о тренинге буду писать в следующих выпусках, не пропустите!

 

 

П.С. Если Вы гость, или “новичок” в нашем проекте, новые выпуски

рассылки можно получать на свою e-mail почту – многим так читать

гораздо удобнее. Чтобы это осуществить, проходите по этой ссылке:

http://navyki-pokoleniy.ru/vospitanie_obrazovanie/ регистрируйтесь, и бонусом получайте

обучающие подарки от нашего проекта! Выпуски в этом месяце будут выходить по вечерам,

примерно в 18:00 по мск. В следующем месяце не знаю, как будет,

но если что-то изменится – обязательно Вас предупрежу.

 

 

Если Вам удобнее следить за рассылкой в контакте, присоединяйтесь к

нашей группе: Воспитание и Образование , и если читаете нас с ноутбука

или ПК – включите Значок Уведомления (это такой “колокольчик” в меню

справа, в самом верху). Так Вконтакте будет уведомлять Вас о наших новых статьях.

 

 

Также, Вконтакте теперь есть рассылка, и по ней мы тоже будем рассылать новые статьи.

Подписаться на рассылку в ВК можно здесь: https://vk.com/app5748831_-126959450

 

 

 
Нажмите сюда, чтобы написать отклик автору
Нажмите сюда, чтобы поделиться записью в соц. сетях

Подпишись на рассылку проекта
«Школьные предметы для детей и взрослых»

Заполни данные ниже и подпишись на рассылку авторов проекта «Школьные предметы для детей и взрослых», чтобы получить в подарок 6 обучающих материалов от проекта ОДО. А так же, чтобы регулярно получать все самые свежие статьи проекта, специальные предложения об акциях и информацию о проведении наших мероприятий на свою почту! Присоединяйся к нам и получай деятельное образование вместе с нами!