Библиотека ОДО

Научите думать дошколят.

(Часто допускаемые ошибки)

 

 

 

И снова здравствуйте! Сегодня обещанный разговор

о детях примерно шести лет. Примерно! Потому что

нервная система ребенка созревает в своем темпе у каждого.

Даже на одной яблоне яблоки не созревают одновременно.

 

 

 

Итак.   Что мы имеем к этому возрасту? Кратковременную память

с узнаванием. Долговременную память – с удержанием образов.

Оперативную память, автобиоргафическую память, что позволяет

находить и удерживать в памяти ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ связи!

Деятельность его предметно – образная и игровая. Мозг еще не готов

оперировать символами без образа. А вот оперировать символами в

связке с образом может: хорошо развита пространственная зрительная память.

 

 

 

Что это значит на практике? За картинкой закрепляется реальный образ!

Вот картинка арбуза – вот настоящий арбуз! Вот лимон, а вот картинка

с нарисованным лимоном, а лучше и с цветком лимона и с лимонным

деревом. Образ – это маячок (якорь), с помощью которого можно вспомнить

реальное событие или объект. Объекты расположены в пространстве

в определенном порядке – ребенок этот прядок помнит.

 

 

 

В ПГ (Тренинг Семейной ПсихоГигиены) некоторых взрослых с нуля

приходится обучать связывать образ и объект. Люди образ яблока не

в состоянии удержать в сознании – представляете?! Вполне себе нормальные

взрослые здоровые люди, с высшим образованием даже иногда.

 

 

 

Почему такое происходит? Потому что в детском возрасте их слишком

рано начали обучать абстрактному мышлению. Иногда, потеря этой

способности связана с психотравмой – это лечится.

 

 

Два яблока + два яблока = четыре яблока. Что такое просто 2+2 – не понятно!

Что такое МА + МА – не понятно, а что такое МАМА очень даже понятно.

Можно конечно вызубрить, как выглядят буквы А,Б, В… ..но непонятно,

сами по себе они ничего не значат. Этот возраст не предназначен к

операциям с абстрактными моделями! НЕ СОЗРЕЛ!!!

 

 

 

Как учится читать ребенок? Сначала он играет в читателя, что вполне

нормально для ребенка 3-4-5 лет, делает он то же, что окружающие:

берет книгу(гаджет) и делает вид, что читает. Точно так же как он берет

в руки фонендоскоп и делает вид, что слушает что-то там внутри :)))

 

 

 

Затем он пытается за написанным увидеть реальный образ,

и связать символ с образом. Когда я читаю “мама” – в этом есть смысл!

вопросы – чья мама? Где мама? Что сейчас делает?

 

 

 

Когда я говорю это “М” – где тут смысл?! Ну, разве, что вход в МЕТРО,

для детей, живущих в городах, где он есть.

 

 

 

В этом ключ к обучению чтению. Сначала мы учим ребенка говорить,

разговаривая с ним, объясняя свои действия и называя предметы.

Затем мы ему рассказываем истории на ночь, и он учится их запоминать.

Мы рассказываем смыслы этих историй, так ведь лучше запоминается – не так ли?

Потом мы начинаем ему читать истории, пользуясь книгой, и объясняем

ему причины и результаты поступков героев: положительные герои остаются

с наградой, а отрицательные расплачиваются за свои плохие качества.

 

 

 

Все логично! Почему дальше мы начинаем требовать

от ребенка совсем нелогичных вещей?!

 

 

 

А именно – вызубрить азбуку? Вы смеетесь, когда ребенок

рисует буквы зеркально, например “Р”, “К” в другую сторону.

А сами то Вы можете надолго запомнить что-то, что не имеет

для вас смысла и значения? Ему надо показывать слова целиком!

Написано не “м-а-м-а”, написано “мама”! И не по слогам он говорит

в жизни! Зачем его учить читать по слогам???

 

 

 

Вы говорите и читаете по слогам?!

 

 

 

Он запомнит написание целого слова, за которым стоит вполне

конкретный образ. Сначала короткие слова, затем все длиннее и сложнее.

И если запомнит, то никогда уже в этом слове не сделает ошибки!

Потому что запомнит зрительно КАПУСТА, а не КОПУСТА,

он просто автоматически напишет без ошибки.

 

 

Причем, сначала он прочитает про себя слово (предложение)

целиком, поймет, и только потом произнесет прочитанное вслух.

Читать вслух и понимать одновременно не могут даже взрослые.

Выгодский продемонстрировал это в своих опытах. А мы требуем

от детей, чтобы они пересказали  только что прочитанное вслух – это невозможно!

 

 

 

Когда ребенок прочитанное не озвучивает – ведущим образом будет

правильно написанное в книге слово. Пусть перепишет слово целиком,

после прочтения про себя запомнится зрительный образ слова: если он

произнесет вслух, а пишем мы не так как слышим – ошибки неизбежны.

 

 

 

В памяти закрепляется неправильное написание слова, исправить

потом будет очень сложно. Самая распространенная ошибка (ну вас

же самих так учили – научились же как то…)

 

 

 

РАНЬШЕ ВРЕМЕНИ давать детям фонетику (если она вообще кому-то

нужна, кроме специалистов), потому что пишем мы не так как слышим.

Конечно, Эльконин , введший в образовательную программу фонетический

разбор слова в младшей школе, был не идиот, но и великие люди могут ошибаться!

 

 

 

И если эта программа уже полвека показывает, что таким образом

невозможно научить ребенка грамотности, что с введением этой

программы грамотность людей стала катастрофически падать, зачем

и для чего ее продолжают навязывать в обучении детей?!

 

 

 

А ведь ребенок пойдет в школу, и подневольный системе образования

учитель сделает все, чтобы ваш ребенок грамотно не писал и прочитанного

не понимал! Не потому что учитель плох, а потому что таковы программы

обучения. Он отвечает за программу обучения, двойки, которые он ставит

вашему ребенку, его не касаются и не оценивают труд учителя, они якобы

оценивают способности вашего ребенка – что уже унизительно!

И не является правдой!

 

 

 

Где выход? Пока ребенок не научился читать и считать, в школу не отдавать!

Учите его читать и считать сами. Что значит уметь читать? Это прежде всего

значит ПОНИМАТЬ СМЫСЛ ПРОЧИТАННОГО. Уметь выделять главное

и взаимозависимости в тексте. Умение рассуждать делать заключение и вывод.

 

 

 

Увы! Очень немногие взрослые обладают этим навыком сегодня:

их учили читать быстро и запоминать, а не понимать. В школе оценивают

скорость чтения – что лично я всегда считала полным бредом, сегодня

многие ученые стали говорить об этом вслух. Ну о том, как это происходит

и к чему приводит и как это можно использовать – поговорим в тренинге

по Основам Деятельного Воспитания. Дам специальные упражнения на

развития навыка скорочтения и работы мозга без ущерба для понимания,

ну чтобы экзамен по скорочтению без ущерба для психики ребенка сдать.

 

 

 

Именно возраст пяти – шести лет – возраст начала освоения навыка понимания!

Упустите это время – вернуть не сможете! Именно поэтому, отдаете вы ребенка

в детский сад  или нет, важно следить за развитием навыка понимания.

Как это делать? Задавать вопросы!

 

 

 

Не спешите по любому поводу давать готовый ответ! Тем более,

что сейчас дети, как никогда раньше, погружены в избыточную

информацию, наполненную готовыми и очень противоречивыми

ответами, ваш ответ утонет в этом море информации. Чтобы в ней

разобраться он должен сам научиться делать заключения и выводы,

а вовсе не слепо следовать вашим советам и ответам. Тогда не забудет,

потому что образуются ассоциативные связи понимания в нервной системе.

 

 

 

Когда станет старше – он поставит под сомнение ваш опыт? Правильно!

Ему нужны доказательства.

 

 

 

И вы окажетесь по разные стороны “баррикад”,

если не научитесь друг друга понимать.

 

 

Вот пример, мать объясняет дочери свою моральную позицию, а 13-летняя дочь:

 

 

” …Но как-то недоверчиво она это все слушает.”

 

 

 

Мать может и права, но Вы научили девочку в шесть лет делать

СОБСТВЕННЫЕ выводы, Вы задали ту  самую базу – фрейм, о которой

писала в прошлом выпуске, на которую ребенок будет опираться в своих суждениях?

 

 

 

Вы когда готовый ответ давали, Вы учили дочь  рассуждать? Рассказывали

почему и как Вы пришли к такому заключению и выводу?

Тогда чему Вы удивляетесь, что в 13 лет  “как-то недоверчиво она это все слушает”?

 

 

 

Смотрите! Вы доверяете своему опыту, если вам кто-то станет

навязывать свой – понравится? А почему Вы считаете, что это

должно понравиться вашим детям – пусть даже и ваш,

но не их собственный опыт?

 

 

 

Пять – шесть лет – это как раз та точка перехода, в которой игровая

деятельность дополняется учебной. Именно в этот момент закладывается

способность учить себя – учиться. То есть извлекать из СВОЕГО опыта уроки.

 

 

 

Как может ребенок научить себя учиться, когда его лишают опыта,

все время предлагая ему готовые ответы, и искушают памятью – просто

повторяй за мной, просто выучи и повтори, один в один повтори,

иначе это ошибка!

 

 

 

Повторил – молодец! Какая хорошая память у ребенка! А что понял

из того, что повторил? Как сможет это применить в жизни?

Шесть лет – это время освоения понятий и систем мышления.

Это операции с памятью. Рыбы – бывают морские и пресноводные.

Каждый карась – рыба, но не каждая рыба карась – закладывается

уровневая организация понятий мышления, обобщения,

способность выделять главное.

 

 

 

Шкаф, стол, кровать, стул – мебель. Обобщение.

 

 

 

Деревянный стул, кожаное кресло,  пластмассовая табуретка,

деревянный стол. Стол лишний: на всем остальном сидят, у стола

другое назначение. А из какого материала они сделаны – не важно

в данном контексте. Выделение главного и отсев неважного, лишнего.

 

 

 

В шесть лет ребенок должен научиться выделять контекст.

 

 

 

Учительница в первом классе читает басню “Стрекоза и Муравей”

 

 

О чем басня? – спрашивает учительница

 

Стрекозку жалко! – отвечают дети.

 

 

 

В прошлой статье писала о памяти с трех до шести, как пример

привела Сказку “Курочка ряба”, читательница пишет, что я золотое

и простое яйца в сказке местами перепутала. Допустим – перепутала и ЧТО?!

Речь в статье шла о памяти детей – причем здесь эти злосчастные яйца?

 

 

 

Понимаете, взрослые люди вываливаются из контекста и вне контекста

начинают разговор, что происходит? Полнейшее непонимание друг друга:

Он ей – в огороде бузина, она ему в Киеве – Дядька. К чему ведет? К конфликтам.

В основе почти любого конфликта лежит невозможность договориться. Почему?

Потому что люди не понимающие друг друга договориться не смогут,

они все время будут говорить о разном.

 

 

 

Один  – о материалах из которого сделана мебель, другой – об удобстве

мебели для сидения. Один-  о трудолюбии, своевременности и уместности,

другой – о том, как жалко тех, кому холодно. Один о формировании памяти

в младшем школьном возрасте, другой – о яйцах.

 

 

 

****

 

 

 

В общем, как в “Кавказской пленнице”:

 

–  Так выпьем за то, чтобы никто из нас, как бы высоко

он не взлетал – не отрывался от коллектива!

 

– Птичку жалко!

 

 

 

*****

 

 

 

А корни где? Там в шестилетнем возрасте!

 

 

 

Сегодня появились конкретные приемы, которые помогают это

понятийное мышление натренировать даже во взрослом возрасте.

Но в возрасте шести лет, если создать определенные условия – это

происходит естественным образом. Об условиях поговорим на тренинге

Основы Деятельного Образования: не все готовы к пониманию, его еще

у родителей сначала сформировать надо.

 

 

 

Обратите внимание, как сильно отличаются отклики тех, кто прошел

наши тренинги и тех, кто не проходил. Наши сразу определяются в

контексте и выделяют главное. Новички этого пока не умеют – застревают

на уровне эмоционального слива.

 

 

 

Есть два типа реагирования – реактивный и проактивный.

 

 

 

Реактивный построен на эмоциональной реакции, что-то задело и… хоп!

Готовый ответ без учета контекста и главного. Результат – как повезет.

Обычно не тот, которого хотели… и начинается! “Я не хотела вас обидеть…

Вы меня не правильно поняли… и тп.”

 

 

 

Проактивный тип – ответ и поведение человека, учитывающего контекст,

умеющего выделять главное, умеющего делать заключение и вывод!

Да! Ответ не быстрый, а куда торопиться то? Зато результат предсказуемый

и тот, которого хотели – понятный.

 

 

Часто задают вопрос – что делать: дети ссорятся?! Учить их проактивному,

ассертивному поведению – сами умеете?

 

 

 

Наши умеют:

 

 

 

*****

 

 

 

Оксана Скрябина Клуб ПГ, вечный участник РСН: 

 

 

 

” У меня тоже был такой запрос, как у Ани, некоторое время назад на дружные отношения между детьми, это кстати и была моя первая задача, с которой я работала в клубе ПГ:)) И в результате работы, я как раз и пришла к тому, о чем вы говорите в видео, что нужно начинать с себя, и в первую очередь работать с собой и сначала учиться самой экологичному и душевному общению! И для меня сейчас это не проблема, я поняла, что мои дети – они хоть и родные братья и сестры, но они отдельные самостоятельные личности и поэтому они могут иметь разное мнение, разные интересы, разные эмоции и т.д. и они вовсе не обязаны по моему желанию, постоянно меня радовать и всегда быть дружными! Но если у них возникают споры и ссоры, то я прихожу на помощь и показываю, как в этой ситуации можно попробовать договориться, не отнимая при этом у ни право на споры, и конечно задаю им вопросы. Думаю, это хороший навык – экологичное поведение во время конфликтной ситуации!

 

 

 

 

Спасибо за статью, Изабелла Леонтьевна, очень интересно и для меня актуально, потому что мне, как маме троих детей, безусловно хочется помочь и не навредить своим детям, особенно в таком вопросе как развитие памяти!

 

 

Я думаю, что обладать великолепной памятью – это очень хорошая и важная способность, и я хочу помочь развить эту способность своим детям экологично!

 

 

Мне очень интересно, а как чтение книг с ребенком влияет на его память? Я заметила, что моему старшему сыну легко и просто учить стихи, которые задают в школе, и для меня это немного удивительно, потому что для меня это не было так просто, я делила стих на части и мне нужно было приложить усилия, чтобы выучить. А сын же несколько раз читает стих полностью и тут же его повторяет его целиком! Я его не водила ни на какие развивалки, это просто произошло как бы само собой.

 

 

Могу предположить, что это из-за того, что мы много читаем. Мои дети очень любят книги, они просто горят в их руках) И со своими 2 и 3 летними малышами мы тоже часто читаем книжки. И они сами берут книги и “воспроизводят” процесс чтения:)))”

 

 

 

****

 

 

 

Много читаем и обсуждаем прочитанное, тогда будет тот результат,

что описала Оксана, сам собой. Мы ищем смыслы за текстами.

Тогда они легко запоминаются, особенно стихи. Например:

 

 

Пушкин А.С.

 

 

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед;

На красных лапках гусь тяжелый,

Задумав плыть по лону вод,

Ступает бережно на лед,

Скользит и падает; веселый

Мелькает, вьется первый снег,

Звездами падая на брег.

 

 

 

Дайте ребенку увидеть это “кино”, объясните слова “блистает”,

“паркет” и “опрятный”. И он не забудет ))))).

 

 

 

Кстати, в помощь развития памяти детей стихи наших великолепных

детских поэтов: К.И. Чуковский, С.Я. Маршак, А.Л. Барто, С.В. Михалков,

А.С.Пушкин – культурный код нашей страны. За каждым словом – образ!

 

 

 

Вообще, я считаю, что нам дико повезло с детской литературой!

Она у нас есть! Замечательная! Пользуйтесь!

 

 

 

Единственное – есть правила пользования и хорошо бы их понять

и усвоить, тогда ваши действия по воспитанию будут в разы

эффективнее и экологичнее.

 

 

 

Тренинг по детскому воспитанию начнется уже совсем скоро,

30 сентября- последний день вступления. Кто опоздает, тот не получит

современные психотехнические инструменты для воспитания детей

и развития собственных навыков. Инструменты просты в использовании,

что позволяет быть очень эффективными, экономить силы и время,

которых обычно так не хватает родителям.

 

 

 

Что интересно! В тренинг в первую очередь уже вошли участники

тренинга Семейная Психогигиена и я знаю почему :))) Они понимают

ценность, которую получат, поэтому они в первых рядах и не опаздывают.

 

 

 

Однажды, один умный человек мне сказал: “Хочешь быть умной – общайся

с умными, хочешь быть богатой – общайся с богатыми, хочешь быть успешной

– общайся с успешными”. В тренинге ОДВ (Основы Деятельного Воспитания)

собрались люди, обладающие этими навыками, упускать возможность общаться

с такими людьми в on-line формате, три месяца в одной закрытой группе – это подарок!

Удача – это когда Вы ловите подарки судьбы.

 

 

 

Успейте поймать, подарки судьбы могут пролететь мимо!

 

 

 

Изабелла Воскресенская.

rodi@navyki-pokoleniy.ru

 

 

 

ПС. Развитие памяти к шести годам позволяет ребенку сформировать

понятийное мышление – это основная задача в этом возрасте, которую

должен решить родитель в деле образования.

 

 

 

Основная опасность этого возраста – формирование чувства стыда

и неполноценности (эти ошибки будем в тренинге исправлять)

Ролевая задача родителя в воспитании этого возраста – отпускание

ребенка, дать ему возможность приобретения собственного опыта.

 

 

 

Тренинг Основы Деятельного Воспитания здесь

 

 

 

Времени остается все меньше! Приняли решение – действуйте!

 

 

 

*Кстати, на тренинге объясню, почему решение необходимо

принять за три часа, а выполнить за трое суток.

И что будет, если не соблюсти этот ритм. Именно поэтому

наши самые крутые участники уже в тренинге, а новички – нет.

 

 
Нажмите сюда, чтобы написать отклик автору
Нажмите сюда, чтобы поделиться записью в соц. сетях

Подпишись на рассылку проекта
«Школьные предметы для детей и взрослых»

Заполни данные ниже и подпишись на рассылку авторов проекта «Школьные предметы для детей и взрослых», чтобы получить в подарок 6 обучающих материалов от проекта ОДО. А так же, чтобы регулярно получать все самые свежие статьи проекта, специальные предложения об акциях и информацию о проведении наших мероприятий на свою почту! Присоединяйся к нам и получай деятельное образование вместе с нами!