ЗАЧЕМ НУЖНА СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИЛИ «НЕ СУДИТЕ РЫБУ ПО ЕЕ СПОСОБНОСТИ ЛЕТАТЬ»
«Не судите рыбу по ее способности летать» А. Эйнштейн
Тревога многих родителей, педагогов и психологов связана с проблемой социализации детей, находящихся на дистанционном образовании. Считается, что «домашний ребенок» лишен такой важной составляющей в развитии как навык построения отношений с товарищами. Я бы сказала с «товарищами по несчастью». Может, мне не повезло и моим детям тоже, только дружные классы, где один за всех и все за одного, я видела только в некоторых пропагандистских советских фильмах. Когда на экраны вышел правдивый фильм Ролана Быкова «Чучело», где показана вся правда о школьной социализации, поднялся вой общественности за «очернение» советского детства.
Сегодня мы имеем два лагеря: одни за очную школу как за необходимое условие социализации, другие бьют тревогу по поводу невероятных размеров школьного буллинга. Кто прав?
Мы пришли ко временам, когда детей стало страшно отдавать в школу: нет гарантии, что ребенок вернется оттуда живым. И, что не менее важно, с не покалеченной душой. Мы готовы платить такую цену за «социализацию»?
А что такое социализация? Это этап развития человека, когда он учится взаимодействовать с социумом и находить свою роль и свое место для выживания в нем. Так в каком социуме предстоит занять место нашим детям, к какому социуму мы их готовим? Ведь социумы бывают разные, и они тоже развиваются или деградируют.
И человек, и социумы могут находится на следующих этапах развития (деградации):
1. Доконвенциальный (конвенция – договор, т.е. до-
-договорной), он же адаптивный. На этом этапе человек учится выживать физически в среде – быть в тепле, безопасности, сытости. Общество на этом этапе живет по законам джунглей: кто более приспособлен, тот и прав. Нет договора, есть понятия, пример – криминальная среда. Коррупция, протекционизм, законы как дышло – куда повернул, так и вышло – это критерии доконвенциального этапа.
2. Конвенциальный (договорной), социальный. На этом этапе человек учится жить по правилам, принятым в обществе. Семья – это первое общество, с которым сталкивается человек, и обучение социализации, то есть соблюдению правил и договоров, начинается уже в возрасте примерно трех лет. Это и есть то, что называют социализацией. Человек осваивает социальные роли: дочь/сын, отец/мать, ученик/учитель, муж/жена, сотрудник/начальник и т.п.
3, 4. О бытийном и трансцендентном этапах сейчас говорить не буду – не по теме выпуска.
Итак, острый вопрос: к какому социуму мы готовим ребенка, отправляя его в школу? И что может произойти страшное, если учить его дома?
Если мы хотим, чтобы ребенок стал военным, например, и он сам не против, то добро пожаловать в военное училище. У нас в городе есть президентский кадетский корпус, где дети средней и старшей школы живут на гособеспечении в казармах (прообразом являются суворовские и нахимовсие училища, которые были организованы для детей-сирот во время ВОВ), туда конкурс. Родители довольны: достойное качество обучения, дисциплина, порядок, патриотизм. Дети на полном государственном аутсорсе. Будущая карьера определена. Если цель – сделать ребенка солдатом, то лучше не придумаешь.
Если цель другая, например, ребенок одарен музыкально и сам хочет стать музыкантом (художником и т.п.), то очевидно, что социализироваться ему необходимо в компании себе подобных, а в общеобразовательной школе, которая раньше была нацелена на естественные науки (а сейчас вообще социальный заказ непонятен), такому ребенку будет плохо, скорее всего, если в физике и математике он никак… Именно это я имею ввиду, когда привожу слова Эйнштейна о том, что нельзя судить художника по его способности к решению физических и химических задач. Зачем ему ТАКАЯ социализация?
Балетных к балетным, математиков к математикам, а ДО этого распределения «дистанционка» вполне подойдет при одном условии: если родители способны и хотят научить ребенка понятийному мышлению. Научить понятийному мышлению — это родительская задача на сегодня. Увы, в общеобразовательных школах и дошкольных заведениях такую задачу, по- видимому, не ставят (поправьте меня, если не права). Понятийное мышление – вот какая должна быть цель, а уж где она воплощается — на семейном обучении или школьном, с репетитором или нет – без разницы, это кому как удобнее и безопаснее. А социализируется ребенок легко там, где ему будет интересно: спортивные секции, музыкальные, математические и другие кружки.
Понятно, что спортом или музыкой дистанционно заниматься невозможно, а вот математикой очень даже можно и биологией (теорией), время от времени организовывая очные практикумы.
Так что дело не в пресловутом дистанте, а в целях, которые мы хотим достичь, под них и подбираем инструменты.
А учить детей понятийному мышлению мы обучаем в тренинге «Основы Деятельного Воспитания» (ОДВ). Учтите, что понятийному мышлению необходимо начать обучать ребенка уже около 4-х лет! Есть такое понятие – «окно обучаемости». Например, если ребенка не начать обучать человеческому языку до двух лет, то после восьми обучить его речи будет невозможно (феномен Маугли) – окно закроется. С понятийным мышлением так же, окно закрывается примерно к 13 годам. Многие участники тренинга это на себе почувствовали, учиться понятийному мышлению многим во взрослом возрасте так же трудно, как учить иностранный язык. Трудно — не значит невозможно. И потом, если не родители, то кто???
Кто понял, о чем я написала, вход в тренинг ОДВ здесь, по ярмарочной скидке до 12 июня
ПС. Кстати, кроме обучения детей понятийному мышлению, родители после тренинга обретают четкие критерии для себя, что больше им подходит — дистанционное обучение или семейное – ведь то или другое — это всего лишь ИНСТРУМЕНТЫ достижения цели. Цель – это главное. Так чего вы хотите?
Ваша Изабелла Воскресенская