Библиотека » Статьи »

ЗАЧЕМ НУЖНА СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИЛИ «НЕ СУДИТЕ РЫБУ ПО ЕЕ СПОСОБНОСТИ ЛЕТАТЬ»

 

ЗАЧЕМ НУЖНА СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИЛИ «НЕ СУДИТЕ РЫБУ ПО ЕЕ СПОСОБНОСТИ ЛЕТАТЬ»

 

«Не судите рыбу по ее способности летать» А. Эйнштейн

 

Тревога многих родителей, педагогов и психологов связана с проблемой социализации детей, находящихся на дистанционном образовании. Считается, что «домашний ребенок» лишен такой важной составляющей в развитии как навык построения отношений с товарищами. Я бы сказала с «товарищами по несчастью». Может, мне не повезло и моим детям тоже, только дружные классы, где один за всех и все за одного, я видела только в некоторых пропагандистских советских фильмах. Когда на экраны вышел правдивый фильм Ролана Быкова «Чучело», где показана вся правда о школьной социализации, поднялся вой общественности за «очернение» советского детства.
Сегодня мы имеем два лагеря: одни за очную школу как за необходимое условие социализации, другие бьют тревогу по поводу невероятных размеров школьного буллинга. Кто прав?
Мы пришли ко временам, когда детей стало страшно отдавать в школу: нет гарантии, что ребенок вернется оттуда живым. И, что не менее важно, с не покалеченной душой. Мы готовы платить такую цену за «социализацию»?

 

А что такое социализация? Это этап развития человека, когда он учится взаимодействовать с социумом и находить свою роль и свое место для выживания в нем. Так в каком социуме предстоит занять место нашим детям, к какому социуму мы их готовим? Ведь социумы бывают разные, и они тоже развиваются или деградируют.

 

И человек, и социумы могут находится на следующих этапах развития (деградации):

 

1. Доконвенциальный (конвенция – договор, т.е. до-
-договорной), он же адаптивный. На этом этапе человек учится выживать физически в среде – быть в тепле, безопасности, сытости. Общество на этом этапе живет по законам джунглей: кто более приспособлен, тот и прав. Нет договора, есть понятия, пример – криминальная среда. Коррупция, протекционизм, законы как дышло – куда повернул, так и вышло – это критерии доконвенциального этапа.

 

2. Конвенциальный (договорной), социальный. На этом этапе человек учится жить по правилам, принятым в обществе. Семья – это первое общество, с которым сталкивается человек, и обучение социализации, то есть соблюдению правил и договоров, начинается уже в возрасте примерно трех лет. Это и есть то, что называют социализацией. Человек осваивает социальные роли: дочь/сын, отец/мать, ученик/учитель, муж/жена, сотрудник/начальник и т.п.
3, 4. О бытийном и трансцендентном этапах сейчас говорить не буду – не по теме выпуска.

 

Итак, острый вопрос: к какому социуму мы готовим ребенка, отправляя его в школу? И что может произойти страшное, если учить его дома?

 

Если мы хотим, чтобы ребенок стал военным, например, и он сам не против, то добро пожаловать в военное училище. У нас в городе есть президентский кадетский корпус, где дети средней и старшей школы живут на гособеспечении в казармах (прообразом являются суворовские и нахимовсие училища, которые были организованы для детей-сирот во время ВОВ), туда конкурс. Родители довольны: достойное качество обучения, дисциплина, порядок, патриотизм. Дети на полном государственном аутсорсе. Будущая карьера определена. Если цель – сделать ребенка солдатом, то лучше не придумаешь.

 

Если цель другая, например, ребенок одарен музыкально и сам хочет стать музыкантом (художником и т.п.), то очевидно, что социализироваться ему необходимо в компании себе подобных, а в общеобразовательной школе, которая раньше была нацелена на естественные науки (а сейчас вообще социальный заказ непонятен), такому ребенку будет плохо, скорее всего, если в физике и математике он никак… Именно это я имею ввиду, когда привожу слова Эйнштейна о том, что нельзя судить художника по его способности к решению физических и химических задач. Зачем ему ТАКАЯ социализация?

 

Балетных к балетным, математиков к математикам, а ДО этого распределения «дистанционка» вполне подойдет при одном условии: если родители способны и хотят научить ребенка понятийному мышлению. Научить понятийному мышлению – это родительская задача на сегодня. Увы, в общеобразовательных школах и дошкольных заведениях такую задачу, по- видимому, не ставят (поправьте меня, если не права). Понятийное мышление – вот какая должна быть цель, а уж где она воплощается – на семейном обучении или школьном, с репетитором или нет – без разницы, это кому как удобнее и безопаснее. А социализируется ребенок легко там, где ему будет интересно: спортивные секции, музыкальные, математические и другие кружки.

 

Понятно, что спортом или музыкой дистанционно заниматься невозможно, а вот математикой очень даже можно и биологией (теорией), время от времени организовывая очные практикумы.

 

Так что дело не в пресловутом дистанте, а в целях, которые мы хотим достичь, под них и подбираем инструменты.

 

А учить детей понятийному мышлению мы обучаем в тренинге «Основы Деятельного Воспитания» (ОДВ). Учтите, что понятийному мышлению необходимо начать обучать ребенка уже около 4-х лет! Есть такое понятие – «окно обучаемости». Например, если ребенка не начать обучать человеческому языку до двух лет, то после восьми обучить его речи будет невозможно (феномен Маугли) – окно закроется. С понятийным мышлением так же, окно закрывается примерно к 13 годам. Многие участники тренинга это на себе почувствовали, учиться понятийному мышлению многим во взрослом возрасте так же трудно, как учить иностранный язык. Трудно – не значит невозможно. И потом, если не родители, то кто???

 

Кто понял, о чем я написала, вход в тренинг ОДВ здесь, по ярмарочной скидке до 12 июня

ЛЕТНЯЯ ЯРМАРКА 2022

 

ПС. Кстати, кроме обучения детей понятийному мышлению, родители после тренинга обретают четкие критерии для себя, что больше им подходит – дистанционное обучение или семейное – ведь то или другое – это всего лишь ИНСТРУМЕНТЫ достижения цели. Цель – это главное. Так чего вы хотите?

 

Ваша Изабелла Воскресенская


 
Нажмите сюда, чтобы поделиться этим выпуском в соц. сетях →

Не успеваете за новыми выпусками?

Не беда! Просто подпишитесь на рассылку проекта, чтобы регулярно получать новые выпуски статей, видеоролики и аудиозаписи на свою e-mail почту!