Библиотека » Статьи »

ХОЧУ ЛЕГКО! ТРУДНО И ТЯЖЕЛО – НЕ ПРЕДЛАГАТЬ!

 

Всем привет, стремящиеся к легкости! Ну, хочется же, чтобы полегче, правда? И деньги чтобы зарабатывались полегче, и утром просыпаться с ощущением легкости, чтобы болячки о себе не напоминали, и чтобы в отношениях было легко общаться, и чтобы с детьми было легко. Чтобы в стране было полегче жить… Это нормально, на самом деле – хотеть этого. :) Было бы странно, если мы, наоборот, стремились с вами в другую крайность – чтобы все было трудно и тяжело, отягощая и без того непростые обстоятельства жизни… А, может, мы так и делаем?..

 

Стремление к легкости бытия заложено в нас природой. Обратите внимание на эволюцию человека, и вы увидите, как все развитие мотивируется тем, что человек хотел что-то сделать как можно легче, проще, быстрее, приятнее, безопаснее. Чтобы было легче жить: передвигаться, готовить, одеваться, общаться, лечиться, учиться и т.д. С другой стороны, человечество настолько теперь избаловано благами, что отвыкло преодолевать, терпеть трудности, и теперь стремиться в некую «абсолютную легкость», где можно будет вообще ничего не делать, не напрягаться, и все будет, мол, только легко. По пути наименьшего сопротивления. Пройдена какая-то граница, чувствуете?..

 

А между тем, всё наше развитие строится на преодолении. Преодоление – это ТУРДНО, это: терпение, затраты сил (иногда сверх-затраты), иногда разочарования и падения, боль, ошибки… И что предлагаете выбрать? Вот это всё перечисленное, или легкость? :)

 

Смотрите: рождаться легко? Даже легкие роды – это все равно труд, и если родам не предшествовала специальная подготовка, то скорее всего, они будут труднее, чем могли бы. Первый шаг – легко? Да нет же! Сколько будет шишек и слез, прежде чем малыш легко, не задумываясь, не контролируя свои движения, побежит. Балерина, легко оттолкнувшись от сцены, летит в арабеске и не слышно приземляется. Мы восторгаемся легкостью с которой она эта делает, но за этой видимой легкостью – годы изнурительного труда у балетного станка.

 

Обратите внимание, без труда мы делаем действия, к которым давно привыкли, и они уже стали для нас АВТОМАТИЧЕСКИМИ в результате многократных повторений, а когда мы что-то познаем и осваиваем новое для нас, мы тратим очень много усилий. Наша нервно-мышечная система стремиться все автоматизировать, сделать неосознаваемым – такие процессы наименее энергозатратны. Большая часть энергии работы нервной системы (а на нее тратится 80% всей энергии тела) тратится на ОСОЗНАВАЕМЫЕ процессы.

 

Находится в состоянии активного внимания, познавая новое, думая над смыслами – это реально очень трудно. На такое способен только сильный и ТРЕНИРОВАННЫЙ ум. Этот ум присутствует везде, чем бы вы ни занимались: освоением новых упражнений и навыков для тела, нахождения своего места в социуме и организацией связей с новыми для вас людьми, освоение профессий, поиском своего предназначения, духовных ценностей… Любая нетривиальная задача требует освоения новых навыков, сил, времени, ТРУДА – получится или нет, буквально зависит от силы и тренированности ума прежде всего, а от везения только во вторую очередь. Как говорят «везет тому, кто везет».

 

Вот она – преграда: хочется сделать все легко, как со старыми известными задачами, без особых затрат. А не получается, когда задача новая, а мы пытаемся ее решить старыми способами. Обстоятельства жизни постоянно меняются, и требуют новых подходов и осмысления, то есть затрат энергии, работы и труда в новых условиях, не получается шаблонно и привычно.

 

К тому же, сейчас все так хотят легкости, просто потому, что устали, потратили все эмоциональные, физические и интеллектуальные силы, только на силе духа многие и ползут дальше… А отдыхать не получается – силы не удается пополнять так, как раньше, потому что для перехода на новый уровень жизни и сознания нужны сверхусилия, то самое – преодоление.

 

И если при освоении физического навыка все очевидно: поехал на велосипеде, удержал равновесие, значит все получается. Падаешь с балансборда, не попадаешь пальцами на нужные клавиши пианино в нужном ритме, значит прикладывай труд, тренируйся еще. Настанет момент, когда станет легко получаться, новое станет до автоматизма привычным. То с мыслительными процессами всё несколько сложнее, потому что ошибки и недостаток навыка не так заметны и очевидны – найти и исправить не так просто.

 

Что происходит, когда ум недостаточно тренирован? В попытке рассуждать и сохранить логическую связь человек наталкивается на какое-то препятствие, и тут у него два варианта решения: один легкий и знакомый путь решения (возможно неправильный), а другой новый и поэтому, конечно, трудный, и возможно без желаемого результата – поэтому рискованный. А риск – это, возможно, лишняя трата сил.
Не трудно догадаться, что нетренированный ум выбирает легкое и знакомое, делая так называемую «Козу» (у козы два рога = развилка, бифуркация возможных решений похожа на козьи рога, отсюда и название ошибки), вместо правильного пути, выбирает легкий. Эту ошибку хорошо иллюстрирует известный анекдот:
Человек потерял на улице ключи. Он ищет эти ключи в месте, освещенном фонарем. Его спрашивают:

 

-Ты здесь потерял ключи? Точно?
– Нет, я потерял их вон в тех кустах, – отвечает.
– Так почему же ты ищешь свои ключи не в кустах, а здесь, под фонарем?
– Но там же в кустах темно, а здесь светло! Чего непонятного?

 

К чему приводит такое, мягко говоря, странное поведение в жизни? Договариваться и жить по правилам первое время трудно, это требует внимательности, своевременности, уместности. Жить как придется, не учитывая контекст, желания и состояния людей рядом, гораздо легче. Манипулировать по-быстренькому, без больших усилий, добиваясь своего, легче, чем соблюдать чужие интересы и договоры. О цене подобной легкости люди редко задумываются, обычно тогда, когда отношения потерпели полный крах и «разбитую чашку» уже не склеить.

 

Быстро выдавать эмоциональную реакцию, ни задумываясь о последствиях, гораздо проще, мы все это делаем автоматически. Быть планирующим, осознающим свои действия, и прогнозирующим их результат, намного труднее.

 

Пример. Женщина переговаривается с мужем по телефону. Она в состоянии обиды, то есть активно эмоционирует. Вот как выглядит диалог:

 

– У нас в городе будет интересный концерт. Мы идем на него?
– Давай обсудим это дома.
– Тебе трудно ответить да или нет?
– Я просто хочу это с тобой обсудить.
– Что тут обсуждать! Да или нет?! Ответь.
– Ты не слышишь меня!
– Это ты не слышишь меня! Ты уходишь от ответа!
– Мне трудно отвечать развернуто, я работаю, ты мешаешь, обсудим дома…
– Ты не хочешь со мной разговаривать!
– Просто мне сейчас неудобно, давай отложим разговор до вечера…

 

Ну и так далее. После того как муж, не выдержав, бросил трубку, женщина сделала вывод, что он ее не любит и только она одна работает над их отношениями. Я, например, делаю вывод прямо противоположный из этого диалога: если бы муж ее не любил, давно бы бросил, а она отношения не строит, а активно их рушит.

 

Почему она этого не замечает? Она в обиде, она наткнулась на преграду – не получила в ответ ОЖИДАЕМОГО немедленного решения мужа (такого, как ей хотелось бы). Если бы ум был тренирован, то из двух возможных действий выбрала бы то, которое привело бы к лучшему результату, т.е. не привычно давила бы на мужа, упрекала и требовала (она так привыкла действовать, для нее это легко), а проявила бы терпение и понимание контекста – он на работе и выяснять отношения ему не удобно, как и принимать решения о свободном времяпровождении. Она бы согласилась подождать до вечера, услышав его и приняв во внимание его просьбу подождать с решением, возможно, приготовила бы к его приходу вкусный ужин, успела бы к этому времени немного успокоится, и результат был бы другой, а не брошенная на очередной упрек трубка. Но такое поведение для нее не привычно, оно требует усилий, понимания ситуации. ТЕРПЕНИЯ. Но она идет более привычным и легким для нее путем.

 

Я это за своими студентами и клиентами наблюдаю постоянно. Задаю один вопрос, а человек несет полную и привычную ему ахинею, которая рядом с этим вопросом не стояла (его ахинея там, где ему светло, а ответ на вопрос в темных кустах еще поискать надо). Впечатление возникает, что человек тебя не слышит, а просто сам с собой разговаривает. Ему так проще. У вас такое бывало? Заметив такое за клиентом, я обычно настойчиво возвращаю его к контексту разговора и заданному вопросу. Обращая его внимание на то, что он говорит сам с собой, а не со мной, игнорируя то, что я ему говорю. Такой подход, позволяет человеку преодолеть его когнитивное препятствие, ум тренируется, и происходит волшебство: сами собой налаживаются отношения с окружающими!

 

На курсе ОДВ всё как раз с этого и начинается. Мы даем группе задание найти ответ на какой-либо вопрос, прошло уже 10 потоков и во всех одна и та же история. Сначала все дружно эмоционируют, потом тычут пальцем в небо, пытаясь найти решение методом перебора (вдруг повезет наткнуться на правильный ответ – как в школе с места выкрикивать, это же все привычное и знакомое поведение). Потом наконец, начинают делать первые робкие попытки рассуждать и натыкаются на «козы» – ум то не тренирован. Они «ищут нужные ключи» на свету, а не там, где они находятся на самом деле. А мы – тренеры, настойчиво предлагаем искать ответ там, где он по идее должен быть, а не там, где привычнее и легче. Не сворачивать при встрече с препятствием, а преодолевать его. Для этого мы задаем вновь и вновь проективные вопросы. Ой, как тяжело студентам, ой, как часто хочется все это бросить и послать подальше! Трудно же! Напрягаться приходиться! ДУМАТЬ!.. А они отвыкли…

 

По мере тренировки, препятствия начинают преодолеваться, и УРА! Участники получают заслуженную награду: и с детьми отношения выстраиваются, и с супругами, и между поколениями. Дальше улучшения происходят в делах и на работе, прибавляются деньги, улучшается здоровье. Просто потому, что разум начинает выполнять функции, для которых он и предназначен. Ум становится сильным и тренированным, и вот тогда ЖИТЬ СТАНОВИТСЯ ЗНАЧИТЕЛЬНО ЛЕГЧЕ. То есть опять как в примере с балетом в начале выпуска: легкость появляется в результате труда над приобретением навыка.

 

Мне кажется, что подобное владение своим умом с легкостью – это достойная цель для каждого человека, а уж научить этому всему своих детей, наверное, мечта любого любящего и разумного родителя. Согласны?

 

===

 

«…Очень глубокая и качественная программа. Хоть я пока не отец — теперь понимаю, что делать, когда им стану)) и понимаю, что нужно развить в себе, чтобы быть лучшим родителем своим детям.

 

Вначале было прям трудно. Логические навыки применять к жизненным понятиям. Хотя я думал, что уж у меня-то с логикой всё ок) и главное, сначала было непонятно, зачем это всё. Делали на доверии. Стало понятно уже позже — что это мощный пример на самом деле. Нас самих поставили в детские тапочки. И пришлось учиться новому, и преодолевать свои косяки, и исправлять ошибки. Хотя там на самом деле ещё много чего преодолевать надо, но хоть понятно, как делать)

 

Потом было попроще, но всё равно не расслабишься — информационно насыщенно, нужно было кое-что переварить и многое в голове расставить по полочкам. Для меня было много нового, а на некоторые знакомые вещи посмотрел под другим углом.

 

Кончился тренинг как-то неожиданно даже) где-то во второй половине, когда было трудно, думал — как же это люди девять месяцев РСН выдерживают. Сейчас понимаю, как — уже втянулся) а тут оп и всё)

 

Смотрю назад и понимаю, что изменился. Стало легче с самим собой, чуть понятнее, что ли. Хотя работа была про воспитание. И ещё улучшились отношения с моими родителями. Более душевно. И лучше их понимаю.

 

Изабелла, Даниил. Очень благодарен вам за возможность получить эти знания, могучий концентрат осознанного родительства. Татьяна, спасибо за поддержку и своевременные пинки) Глеб, благодарю за труд и возможность смотреть материал в хорошем качестве и с нормальным монтажом. Публиковать можно, но желательно анонимно)»

 

===

 

«Ещё раз огромное спасибо за тот кладезь знаний, которым поделились так искренне. Для меня этот тренинг вообще открытие. Информация зашла как вода в сухую землю. Все вовремя, по теме и о наболевшем. Темы все актуальные на все времена и поколения. Понимаю, что сама бы я эти знания откапывала по крупинкам, и не факт, что смогла бы верно отделить зерна от плевел.

 

Для меня конечно сразу было трудно. Во-первых, работа в групповых чатах, во-вторых, полное непонимание, чего от тебя хотят, каких ответов, на казалось бы, простые вопросы. А когда все разложили по полочкам, пришло и понимание, и закрепление, как и своё, родное, правильное.

 

Для меня особенно актуальные темы были о главной роли родителей, поиске душевной задачи, предназначении. Тема детской лжи особенно откликнулась. Последний вебинар на тему мужское и женское в каждом из нас тоже откликнулся, нашла ответы.

 

В целом и подача доходчивая и концентрация информации. Как памятку, хотелось бы сохранить записи. Бывало, несколько раз пересматривала одно и то же видео, и каждый раз находила новое для себя.

 

Ясно одно – всем правит и даёт жизнь и развитие ребёнку родительская любовь. И важно научить сразу себя, а дети, они ведь наше отражение, во всяком случае до определённого возраста, а потом показать пример, направить в нужное русло без ущерба и надлома.

 

Учусь слушать и слышать своего ребёнка, считаться с его мнением, уважать его, договариваться и учимся вместе жить дружно. Узнала о фрейме. Стараюсь теперь всегда его задавить касательно любых вопросов и тем.

 

Поняла, как люблю свою дочь, и как часто бываю не права. Увидела свои пробелы и свою боль, и свои детские травмы, и тип поведения и воспитания как это делали мои родители. Есть над чем работать. Но гораздо легче это делать, когда понимаешь процессы изнутри и видишь, откуда ветер дует. Ещё раз спасибо и до новых встреч). Карина Майорова.»

 

===

 

Заметили? Все говорят о том, как трудно было вначале и насколько легче, и понятнее в конце тренинга. И это правильно, потому что любое обучение любому навыку, это прежде всего смена слабого и нетренированного состояния на сильное и тренированное. Если вначале легко, это означает, что вы ничего нового для себя не делаете и не получаете.

 

Встретимся в новом потоке ОДВ с теми, кто не боится трудностей и готов их преодолевать ради собственного счастья и счастья своих детей. На курсе ЛЕГКО не будет! Будет трудно и тяжело порой. И мы будем преодолевать эти тяжести и трудности приобретения легкости, которая вырастает из труда и тренировки, а не из того, что идем путем наименьшего сопротивления, но совсем не туда, куда хотели. Я считаю, что в этом и есть разумное и экологичное развитие человека. А что думаете вы?

 

Кто с нами? Увидимся на открытом (бесплатном) вебинаре 16 сентября в прямой трансляции! Подробности здесь: 16 сентября в 19:00 по мск состоится прямая.. | Основы Деятельного Образования (vk.com) Поговорим про преодоление и как ему экологично обучить детей. До встречи!

 

Изабелла Воскресенская

 

П.С. Лень появляется от потери смыслов и избалованности легкостью. Мы перестаем развиваться тогда, когда нам становится лень это делать. Когда идем по пути меньшего сопротивления, бесконечно экономя свои ресурсы: деньги, силы, время, и т.д. Экономия – полезное занятие, если оно не превращается в преграду на пути к развитию. Расточительство – одна крайность, но можно и экономить так, что все силы сбережешь и НИЧЕГО НЕ СДЕЛАЕШЬ в этой жизни, потому что боишься потратить. Ну и что? Какая жизнь тогда будет? Экономить и расточительно тратить – легко, понимаете? А вот вкладывать ресурсы РАЗУМНО – трудно! Но это навык сильных людей, меняющих свою жизнь к лучшему, и жизнь других вокруг. Хотите стать сильными? Добро пожаловать к нам, видимся 16 сентября здесь: 16 сентября в 19:00 по мск состоится прямая.. | Основы Деятельного Образования (vk.com)


 
Нажмите сюда, чтобы поделиться этим выпуском в соц. сетях →

Не успеваете за новыми выпусками?

Заполните форму ниже, что бы подписаться на рассылку и получать свежие выпуски прямо на почту!