Библиотека » Статьи »

ВЕДРО С КРАБАМИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

Приветствую! Сегодня каждый разумный родитель понимает, что для своего ребенка необходимо создать определенные обстоятельства, в которых он будет развиваться, и окружение – часть этих обстоятельств. Оно напрямую влияет на развитие детей, их адаптивность, социализацию, эмоциональный интеллект и т.д. Многим родителям знакомы такие проблемы в поведении детей, как: перенятые манеры, привычки, “словечки”, реакции, которые дети тащат из детских садов, кружков, школ, из двора, и порой это родителей шокирует и парализует (но, к слову, только не наших студентов!).

 

Поэтому родители стараются выбрать для ребенка наиболее благоприятную атмосферу для роста, подбирая соответствующий район проживания и школы.

 

А как быть на дистанционке и на домашнем обучении? За эти два года для многих семей школьные классы и кружки сменились на домашние комнаты и компьютер.

 

===

“Перед началом учебного года Министерство просвещения РФ выпустило приказ, закрепляющий на 6 лет(!) режим, при котором для перехода школ на «дистанционку» необязательно введения режима чрезвычайной ситуации в регионе. Достаточно будет лишь угрозы ее возникновения.

 

Иными словам, школы сами будут принимать решение о переходе на дистанционный формат. Для тотального перевода на дистанционку всего региона достаточно будет 25% заболевших среди всех учеников (если заболеет более четверти из ста тысяч учащихся во всех школах)” – статья от 28.09.2021 журнала Business

 

===

В каких обстоятельствах находятся дети на дистанционке и дом. образовании? В обстоятельствах семьи, конечно. И если школу можно поменять, переехать в другой район и поменять двор, поменять кружок, учителя даже можно поменять, то семью не поменяешь. Не поменяешь – в смысле на другую семью :) А что-то изменить в самой семье – можно.

 

Обучение – это всегда внутренние изменения. Чего-то не знал – теперь знаешь, не умел – умеешь (на мир смотришь по-другому, делаешь другие действия, другие выводы). Как чаще всего думают родители? “Пусть ребенка уму-разуму научат, а я учиться не буду, уже отучился в свое время! Тётя учительница, научи моего ребенка! Дядя-психолог, измени моего ребенка!” и тому подобное. Ошибка такого мышления заключается в том, что, что бы ребенок не получал извне – он находится в обстоятельствах НАШЕГО окружения, нашего поведения, культуры, наших состояний и реакций. И что бы ни закладывали в наших детей извне – все равно “базовые установки” он берет из семьи, ОТ НАС.

 

Следовательно, родители (а также бабушки, дедушки и другие родственники) остаются ГЛАВНЫМИ учителями для своих детей.

 

===

 

“…воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, то есть самому двигаться, воспитываться, только этим люди влияют на других, воспитывают их. И тем более на детей, с которыми связаны. Быть правдивым и честным с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание.

 

Педагогика (по которой стандартно преподавали учителя) же есть наука о том, каким образом, живя дурно, можно иметь хорошее влияние на детей, вроде того есть наша медицина – как, живя противно законам природы, все-таки быть здоровым… Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляя своих недостатков, но и оправдывая их в себе, хотят не видеть эти недостатки в детях». Л. Н. Толстой.

 

===

Я часто встречаюсь с родителями, которые стремятся создать внешние обстоятельства для своих детей максимально идеальными, но не думают о внутренних обстоятельствах семьи. Как будто танцевальные кружки и спортивные секции важнее отношений в семье.

 

Я считаю, что НЕ ТОЛЬКО ДЕТИ НУЖДАЮТСЯ В НЕОБХОДИМОМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОКРУЖЕНИИ, НО И РОДИТЕЛИ!

 

Есть такая теория о ведре с крабами (мы о ней рассказали на своих вебинарах и курсах – это, по-сути, теория об эгрегорах). Она заключается в том, что каждый краб сможет выбраться из ведра, но только в одиночку. Если же в ведро поместить одновременно несколько крабов, ни один из них выбраться уже оттуда не сможет, так как все крабы цепляются за того, который пробует выползти, тем самым мешают ему это сделать, и сами вылезти не могут.

 

Эта теория проявляется и в нашем «менталитете крабов». Как только хочешь сделать что-то новое, непривычное для твоего окружения, тебя начинают тянуть вниз обратно люди-крабы. Когда ты хочешь выучить иностранный язык, а тебе говорят: «Тебе это не нужно! Не трать деньги». Когда ты думаешь уволиться со стабильной работы и планируешь открыть свой бизнес, хочешь работать на себя, ты слышишь: «Ничего из этого не выйдет! Потеряешь работу, будешь голодать только». Всегда мечтал петь и вот ты решил заниматься этим, а тебя снова тормозят: «У тебя и голоса-то нет!». Это всё — сrab bucket theory.

 

Как она применима в контексте воспитания? Дело в том, что зачастую родители сами находятся в подобном “ведре с крабами”. Не имеют окружения, в котором их начинания и изменения в воспитании детей поддержали бы другие родители. Вместо того, чтобы обесценивать разумный подход, они бы говорили: “О, интересная методика! Как она работает?”; “И как ваши результаты? Я бы хотел тоже научиться такому!”; и т.д.

 

Развиваться должны не только дети – но и родители, в первую очередь! А дети для родителей – стимул и возможность для развития, вопрос только, воспользуются ли они этим.

 

Наши студенты курса “Основы Деятельного Воспитания” постоянно нам пишут, что для них важно то НОВОЕ ОКРУЖЕНИЕ, которое они получают в университете ОДО. Это новое окружение РАЗУМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ помогает им выйти из своего ведра с крабами устаревших закоснелых понятий прошлого, оценок общества и стандартов воспитания. “С волками жить – по волчьи выть” – это правда. Поэтому лучше уж тогда жить с Разумными Родителями, общаться и взаимодействовать с ними, чтобы и самому жить разумно.

 

Окружение в любом контексте играет очень важную роль! Оно может давить, разочаровывать, обесценивать, оскорблять, путать, критиковать, подменять понятия, манипулировать, лгать, проявлять насилие. Да, многие оправдывают такое окружение тем, что в таком обществе может родиться сильный БОЕЦ, но не думают о том, что может родиться и израненная ЖЕРТВА. Готовы к такому “естественному отбору”?

 

Хорошее, доброе, конструктивное окружение может вдохновлять, радовать, поддерживать, ценить, давать экологичную обратную связь, помогать находить смыслы, цели и способы достижений, помогать решать задачи, делиться опытом, помогать советом в дружественной, уважительной обстановке. Такое окружение воспитывает уравновешенных людей, созидателей, нацеленных на добро и улучшение мира.

 

Какое окружение выбираете для себя ВЫ?

 

Мы с Изабеллой всегда стараемся следить за атмосферой в наших курсах, стараемся делать ее как можно более доброжелательной, доверительной, конструктивной и такой, в которой люди будут чувствовать себя безопасно, чтобы эффективно обучаться и исследовать новое. Судя по отзывам студентов уже 9-го (!!!) потока курса для родителей, у нас это неплохо выходит:

 

===

“Я наконец осознала то, что смутно чувствовала – курс ОДВ нужно проходить первым- раньше других тренингов в ОДО. Независимо с какими запросами пришли изначально. Все мы родом из детства и во время работы ты вспоминаешь/осознаешь такое, что мне при просто работе с собственными проблемами в голову не приходило. Возможно здесь срабатывает какой-то инстинкт «защиты детей», не знаю. А может я к себе со всеми «странностями» и недостатками уже привыкла и многое как-бы не «парит». Ну, живут же люди в конце концов и с таким багажом.

 

Но понимание того, что я могу какую-то бяку навесить на маленькое чудесное создание приводит меня в ужас. И хочется поэтому быть улучшенной версией себя – примером, другом, помощником. К тому же, понимаешь почему так, а не иначе поступали собственные родители. Видишь к чему это привело. Но не испытываешь никакого желания выражать претензии. А только чувство благодарности внутри.

 

Возвращаюсь к вебинару про половое воспитание. Очень объемно и информативно! Удивило то, что оказывается навык получать удовольствие закладывается так рано. Поняла, что без своевременной и верной информации дети оказываются без защиты. А сам не сможешь постоянно находится рядом. Надежда будет вся на авось. Больных на голову всегда хватало – меня в общественном транспорте зажимали, довольно часто. И некоторые родители у одноклассников вели себя «странно». И да – маме об этом рассказывать было стыдно.
Предельно понятно, почему фреймы нужно успеть задать до подросткового возраста. О периоде скрытой сексуальности услышала впервые.

 

Мама со мной о сексе не говорила никогда. И никто из взрослых. Когда мне было лет 9-10 бабушка рассказала мне о менструальном цикле. И то – я боялась потом несколько лет «наследить» на стуле))). Просвещалась я в вопросах секса у друзей, сверстников (в основном через хиханьки и мат). Была еще желтая пресса и появилось кабельное телевидение. Так себе фрейм, в общем))). В противовес- были романы Дюма, Остин, где описывались чувства))). Переключалась на них.

 

О том, что сексуальное поведение база для всего остального – читала в различных источниках не раз. И было какое-то отторжение внутри. Теперь понимаю почему – все представлялось как животные инстинкты и только. На вебинаре как раз получила целостное представление – и нет никаких негативных эмоций. Вебинар классный! Есть над чем подумать и очень много конкретики- бери и делай. Спасибо! Анна Б., студент 9 потока ОДВ”

 

===

“Благодарю за вебинар, как всегда есть над чем задуматься. Моей дочери довелось со второго по шестой класс учиться в американской школе. Они на самом деле не учат правила как надо писать слова (в отличии от наших школ), они их написание запоминают целиком. Потом писали в конце недели тест. У них было Чтение, где дети не писали сочинение или изложение по тексту, а учились выделять главное и писать об этом. Насколько я поняла, в США нет разделений на узкие предметы, дети изучали Сайнс (науку). Как в старших классах я не знаю, но до 6-го класса было так. Деление и умножение они делают по другому, не так как меня учили в школе. Когда я узнала их систему, подумала, что это даже интересно, что есть ещё и другие способы решать такие примеры. По другому взглянула на обучение в Америке, т.к. нам просто вогнали идею, что советское образование самое лучшее! Буду искать учебники по системе Л.С. Выготского, чтобы младшему ребенку задать нужный фрейм изначально, пока он у меня ещё дошкольник.

 

Ещё очень показательным был пример с девушкой, которая на вопрос: Все понятно? ответила утвердительно. И тут же, когда предложили ответить как поняли, написала, что не все понятно, кое в чем ей не удалось разобраться. Действительно, мы не осознаем порой, какой нативный пример подаём детям. Не быть понятными, а от детей требуем обратного! Где, как не в семье ему приходится “тренироваться” как адаптироваться, а он чаще всего дезадаптируется! А родители не понимают, почему у них такое чадо выросло? Они же его учили, натации читали и т.п., но подумаешь, что сами не делали, им же некогда, кто будет деньги зарабатывать, щи варить и т.п. Стоит начать контролировать свои действия и поступки, а не только говорить, если есть желание вырастить адаптированного к этому реальному миру человека.

 

Ещё раз благодарю за полезные знания, которые стоит взять на вооружение и использовать как инструмент воспитания психически-здоровой личности. Елена Протопопова, студент 9 потока ОДВ”.

 

===

“Получила от игр очень полезный опыт, интересно побывать на месте ребёнка и позадавать вопросы взрослым, сложно было подбирать вопросы на фоне знания ответа, а со стороны родителя тяжело было понятно объяснить. Вообще сделала для себя открытие как оказывается сложно, объяснить просто!!! Про русский язык хочу сказать что если нас плохо учили, то наших детей учат в сожалею ещё хуже, сейчас они сначала учат фонетический разбор слова, а потом правописание и в результате Матвей писал “йожик”, и я не понимала сначала как так. Как легко нас ввести в заблуждение, из-за того что отсутствуют знания и понятийное мышление, нет целостной картины мира и структуры. И сейчас очень актуально высказывание что крах образования, это крах нации. Действительно в школе все проходили, только все мимо. Открытием для меня стало, что надо найти баланс между гуманитарными и техническими наукам и, что их надо совмещать, а не делить. Единственное жалко что не попала на Ваш тренинг раньше. Юлия”

 

===

“Я очень рада, что пошла в тренинг именно сейчас, когда ребенку еще и года нет. У меня есть время всё осмыслить и начать применять осознанно, так сказать вживить в себя получаемые знания и навыки – извлечь уроки из тренинга. А навыков мы тренируем целую гору! Мы тренируем понятийное мышление – самый главный инструмент для самого главного в воспитании, – в которое входит: умение делать рефлексию, логические рассуждения, выделение главного и удержание внимания на нем, учет контекста, масштаба и множества, поиск метафор. С помощью этого инструмента мы разобрались с вопросами: что такое воспитание? Что главное в воспитании? Зачем нам это главное? И вообще вопрос “зачем?” стал для нас главным!  Теперь даже, простите, на горшок не сажусь без этого вопроса!

 

Здесь, позволю себе повториться, что это тренинг по воспитанию себя в первую очередь! Поэтому приходится пахать свою целину поросшую бурьяном, сеять в неё семена знаний, удобрять новыми навыками, чтоб потом собрать хороший урожай и накормить им своих детей! А на это требуется не мало сил и времени.

 

По жизни мы учимся разным навыкам и способностям, сейчас даже есть курсы по тому как нужно в доме уборку делать. А как быть родителем нигде не учат. Вроде это должно само собой случиться, как сосательный рефлекс при рождении. Но, судя по выросшим детям (судя по взрослым) у которых куча проблем по жизни из-за неправильного воспитания или его отсутствия, то стать родителем – это не рефлекс, это состояние человека, требующее определенной подготовки, определенных навыков. И слава Богу, (кстати даже понятие Бога мы затронули в тренинге), что есть такой тренинг как ОДВ, где можно понять какими навыками должен обладать родитель и научится владению ими.

 

В общем, я рада, что я здесь. Я рада знакомству с новыми людьми, которые с каждым занятием становятся ближе и роднее. Я рада получать такую ценную и очень упорядоченную систему знаний. Я рада, что могу это применять на практике сразу в жизни, а не только в работе с командой в чате! Спасибо! Анюта З”.

 

===

Мы создаем конструктивное, деятельное, разумное и нравственное окружение для родителей, что приносит им плоды в виде улучшения взаимоотношений в семье, дети лучше учатся и становятся более самостоятельными. Существует уже даже КЛУБ РАЗУМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ – это выпускники курса Основы Деятельного Воспитания, и они продолжают общаться даже после тренинга с другими родителями, которые нацелены на нравственное и деятельное образование своих детей. А приятным бонусом в этом клубе являются скидки на продукты университета и возможность участия в первых потоках некоторых новых курсов по наукам.

 

Немного о том, как подобрать хорошего учителя своему ребенку, по каким критериям (или как таким стать самому) мы говорили на вебинаре “Идеальный Учитель”, запись его вы можете получить в обмен на репост здесь: https://vk.com/wall-126959450_14156

 

А также Изабелла рассказывала про “Школьный Синдром”, о минусах и плюсах школы и о том, как приблизить домашние условия обучения детей к идеальным. Запись вебинара “Школьный Синдром” также можно получить в обмен на репост, вот по этой ссылке: https://vk.com/wall-126959450_13883

 

Вход в 10-й поток курса для родителей по нравственному и деятельному воспитанию детей найдете на БОЛЬШОЙ НОВОГОДНЕЙ ЯРМАРКЕ нашего семейного университета здесь: https://navyki-pokoleniy.ru/novogodnyaya-yarmarka-pro.. до 26 декабря с праздничными скидками и подарком: (уже в это воскресенье ярмарка закроется). Спешить не надо – выбирайте программы с умом! Но и затягивать с выбором не рекомендуем.

 

До новых встреч!

 

Даниил Воскресенский – директор и методист университета Основы Деятельного Образования


 
Нажмите сюда, чтобы поделиться этим выпуском в соц. сетях →

Не успеваете за новыми выпусками?

Не беда! Просто подпишитесь на рассылку проекта, чтобы регулярно получать новые выпуски статей, видеоролики и аудиозаписи на свою e-mail почту!