Библиотека » Статьи »

В КАЖДОЙ КОМЕДИИ ЕСТЬ ДОЛЯ КОМЕДИИ.

 

 

Хорошего всем настроения! Вы любите комедии? Я обожаю! Еще в детстве зачитывалась комедиями Лопе де Вега, Шеридана, Шекспира. А какие замечательные фильмы и спектакли были поставлены в нашей стране по этим сценариям! Если вас захлестнула волна грусти, отложите дела, посмотрите хорошую комедию.

 

Однажды, я увидела замечательную постановку оперетты Фредерика Лоу по пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион» и влюбилась сразу и в сюжет, и в музыку. Роль Элизы Дулитл, дочери мусорщика исполняла несравненная Татьяна Шмыга. А уж когда увидела потрясающий фильм «Моя прекрасная леди» с Одри Хёпберн в главной роли, то восторгу моему не было предела. И я стала интересоваться подробностями истории написания этой пьесы, например, много узнала о Нобеле, да-да, о том самом имени которого престижная премия. Именно он, служил прототипом главного героя профессора Хиггинса (А.Нобель дружил с Б. Шоу). Но сейчас поговорим не о Нобеле, а именно о Хиггинсе, как о персонаже, учителе словесности, его ученице и смысле пьесы.

 

А в чем смысл? Девушка, находящаяся на самом дне общества, и мечтающая стать продавщицей цветов в хорошем и богатом магазине, не может себе этого позволить только потому, что не умеет грамотно говорить! Её речь, обитателя социального дна, не пускает ее в более приличное общество. Но! Через полгода обучения правильному литературному языку её принимают в высшем обществе за настоящую принцессу. Характер женоненавистника Хиггинса – несносен, но, ему все прощается, потому что он владеет речью. В пьесе масса комичных поворотов, это же Бернард Шоу! И вместе с этим пьеса необычайно социально остра!

 

Ведь на самом деле, встречают, может быть, и по одежке, но стоит человеку открыть рот… О! Как мгновенно он себя выдает с потрохами! И вы сразу понимаете с кем имеете дело. И мы неизменно добавляем: а провожают по уму. А как мы узнаем об уме человека? По его речи в первую очередь, иной, может, если бы молчал, то сошел бы за умного.
В чем проблема современного образования? Оно очень разрозненно и бесцельно, из-за этого лишено смысла. На математике учат математическим операциям и не объясняют их применимость на практике, на физике заставляют зубрить формулы и решать стандартные задачи и опять не объясняют, как это может пригодиться в жизни, и с химией, и биологией – всё тоже самое. В основании этих проблем лежит речь. Ведь именно с помощью речь мы понимаем и объясняем что угодно, в том числе и физику с математикой.

 

Реальный жизненный пример. Мужик плохо учил в школе физику, при строительстве дома на севере России не озаботился заглубить канализационные трубы ниже точки промерзания почвы зимой в этих местах на два метра, а строителям было наплевать. На вопрос: «Можно ли сэкономить на заглублении труб?», легко согласились. Мужик очень обрадовался, получив одобрение своей лени и жадности от “специалистов”, как он решил. Потому что плохо не только с физикой, но еще и с русским языком.

 

Между прочим, когда меня в подобных ситуация спрашивают «можно ли?» я тоже всегда отвечаю, что «можно». Никто же о последствиях не спрашивает. Можно ли прыгнуть вниз головой с крыши? Можно! Можно ли из метровой шкуры сшить шапку? Можно! А две? Можно! А семь? МОЖНО! Вопрос «Можно?» – это вопрос внутреннего ребенка внутреннему родителю, взрослым людям разрешение не нужно. Им человек выдаёт свою инфантильность, а не вежливость, как многие считают.

 

История с трубами, как вы догадываетесь, кончилась плачевно, они замерзли, и в аккурат 31 декабря всё содержимое канализации поперло из унитаза наружу в дом. Очень комично!

 

Почему же все так плачевно? Потому что, когда нас в школе учат русскому языку, нас учат в основном орфографии и синтаксису, и за них ставят оценки. А вот передаче смыслов уделяют очень мало внимания. А мы для чего ведем беседы? Неважно, устные или письменные. Для обмена смыслами. Если люди не владеют главной функцией языка – их речь становится бессмысленной, неосознанной, бредовой. А ведь при помощи речи мы осознаем всё, буквально всё. Внутри нашего сознания сидит болтун, который нам все объясняет: «Тебе холодно\жарко, грустно\весело, страшно\ спокойно, вот это хорошо, а это плохо, вот это правильно, а это нет. Вот здесь физика, а тут математика…» Попробуйте с этим болтуном общаться без слов. Ну и как? Получилось? Знаю, что нет)).

 

Потому что, чтобы понимать, нам надо себе все объяснить словами. Речь – главная функция развитого сознания, при помощи нее мы достаем, как фокусник из шляпы, самые разные образы из бесконечного информационного поля вселенной. Если слова с образами не совпадают или образы неясные, то речь безОбразна=безобразна.

 

Беда в том, что воспитание и школьное обучение поощряют пользоваться словами, за которыми нет четких понятий, люди часто, чтобы не выглядеть глупыми, употребляют в своей речи слова, значение которых не знают, или им кажется, что знают. Не верите?

 

Хорошо! Наверняка участники наших самых первых тренингов десятилетней давности помнят, как они долго искали ответ на вопрос «Что такое математика?». А вы уверены, дорогие читатели, что точно знаете, что стоит за этим словом? Участники тренинга Основы Деятельного Воспитания, каждый поток, неделями ищут ответ на вопрос «Что же такое воспитание?». И что такое «дружба» тоже не так тривиально, как кажется на первый взгляд. Я уже молчу о таких словах как «сознание», «разум», «душа». Даже ученые-специалисты встают в тупик, когда их просят определить, что же это такое… И ведь, это все слова, которые не являются какими-то научными терминами, мы их используем в жизни в обычной речи. Я сама, как невролог неоднократно писала в историях болезни привычную формулу: «Пациент в сознании, в месте и времени ориентирован.» Как же я потом смеялась над собой, когда вдруг однажды задалась вопросом: если я не знаю, что такое сознание, как я могу понять, в сознании пациент или нет?

 

Но отставим шутки в сторону. Люди конфликтуют в первую очередь из-за того, что за одними и теми же словами стоят разные понятия, и люди, вроде бы говорящие на одном языке, реально говорят на разных языках и не в состоянии друг друга понять. Рецепт: если вы попали в конфликт, попробуйте первым делом прояснить понятия, и вы удивитесь, как конфликт себя быстро исчерпает.

 

Когда мы это «на пальцах» показываем в тренингах ОДО, обычно слышим одни и те же фразы в ответ: «Почему этому не учат в школе?! Ах! Если бы я знала это раньше?! Неужели так просто?! Если бы нас так в школе обучали русскому языку?!»

 

И вот мы решили сделать отдельно целый курс по «Русскому языку для детей и взрослых», такому, которому в школах не учат, в институтах тоже.

 

Лично я не берусь учить вас грамотности – сама страдаю и буду в этом курсе на правах ученика орфографии и синтаксису: так уж сложилось, что в детстве попала в экспериментальную программу обучения русскому языку. Эксперимент оказался неудачным…

 

Некоторые читатели с полной уверенностью пишут, что чтение книг автоматически порождает грамотность, начитанность – источник правописания. Это неправда! Сами же эти люди пишут с ошибками (просто они их не видят, простим им их самоуверенность). Я очень много читала в детстве и читаю сегодня, но увы, моей грамотности это никак не помогает, здесь действуют совсем другие законы. Какие? Вам расскажет профессионал, лингвист Екатерина Королёва.
Я – специалист по смыслам))), вот этим и буду заниматься с теми, кто придет на этот уникальный курс. А Даниил тоже будет на этом курсе одновременно и студентом, чтобы подтянуть свою грамотность, и автором, который расскажет вам о том, как построить текст и научить этому детей. Чтобы не было как в известном стихотворении гениальной Агнии Барто (Нам, русским, несказанно повезло с детской поэзией!):

 

====

 

Сильное кино.

 

Заранее, заранее
Все было решено:
У школьников собрание,
Потом у них кино.
Домой придет
Мой старший брат,
Он мне расскажет
Все подряд,
Он объяснит мне,
Что к чему.
А я большая!
Я пойму.
И вот он начал
Свой рассказ:
— Они ползут,
А он им — раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Они ей — раз!
Она им — раз!
Но тут как раз
Её он спас,
Он был с ней
Заодно…
Ух, сильное кино!
Нет, видно, я еще мала:
Я ничего не поняла.

 

====

 

Действительно же, некоторых взрослых совсем не возможно понять, увы! Что уже о детях говорить… Поэтому на курсе да, орфография будет и синтаксис будет: ведь форма определяет содержание, а синтаксис и орфография, это своего рода форма языка. Что такое ин-формация? Нечто, заключенное в форму. Что именно? Джин в бутылке? Живая вода? Яд? В принципе в форму можно поместить, что угодно, если форма подходящая: в решете воду носить не будешь. Поэтому форма важна. В этом смысле важны и орфография, и синтаксис, знать их необходимо! Чтобы в безграмотное решето не вытек весь вкладываемый смысл.

 

Но соблюдая орфографию и синтаксис, можно такие убийственные смыслы навкладывать, что можно реально человека убить. Не так давно еще в нашей стране были распространены доносы… Говорят, что некоторые люди и сегодня прибегают к подобной мерзости.

 

Речь реально определяет уровень нашей культуры и уровень нашего сознания. И хотя мы не знаем до конца, что же такое сознание, тем не менее понять в сознании человек или нет, мы способны, так же как по речи мы способны определить уровень культуры и образования этого самого сознания. Поэтому учить ребенка и учиться самим родному языку необходимо, просто так, само-собой не выйдет! Само собой будет как в стихотворении А. Барто выше, или возрастная деменция, о которой ниже.

 

Я каждый раз посещаю конгресс Неврологов Северо-Запада Росси, который традиционно проходит в Петрозаводске раз в два года. И каждый раз на каждом конгрессе, на любых совещаниях и школах одно и тоже звучит: проблемы с когнитивным здоровьем нарастают, профилактикой является степень образованности, основой образованности является мыслительная деятельность, основа мыслительной деятельности язык. Первые признаки «отъезжающей крыши» – нарушение и спутанность речи. Если вы внимательны, вы и без медицинского образования это легко заметите. Хотите долго оставаться в здравом рассудке? Учите родной язык глубоко и осмысленно обязательно, иностранные – желательно. Язык – основа когнитивной деятельности, никакие таблетки не помогут, если этой деятельностью мозг не нагружать.

 

А мы всегда готовы вам помочь:

 

https://navyki-pokoleniy.ru/russkij-yazyk-opisanie/

Вернусь к тому с чего начала, с комедии Б. Шоу «Пигмалион». В реальности семнадцатилетний Альфред Нобель, семья которого на тот момент жила в Петербурге, влюбился в датскую эмигрантку Анну Дезри. Анна жестоко посмеялась над Нобелем вместе со своим воздыхателем математиком Миттаг-Лефлером, публично высмеяв юношу. Говорят, что именно поэтому математику не получают Нобелевскую премию))). Анна не была слишком хорошо образованна и не смогла по достоинству оценить таланты, тогда еще юного, великого изобретателя, который, благодаря своим многочисленным изобретениям, станет миллионером в будущем и учредит знаменитую премию для ученых всего мира.

 

Лефлер женился в итоге на другой. Что стало с Нобелем мы знаем, он так и не женился (не везло ему с дамами, и им с его характером). Про Анну Дезри больше не знаем ничего. Зато нам известна потрясающая история, написанная Бернардом Шоу о бедной девушке, которая использовала свой шанс стать настоящей принцессой.

 

Ваша Изабелла Воскресенская.

 

ПС. У вас есть шанс стать принцессами и принцами, и главное, сделать принцами и принцессами своих детей. Кроме вас самих, этим никто заниматься не станет.
«Русский язык для детей и взрослых» стартует в Татьянин день, день студентов 25 января. Подробности здесь:
https://navyki-pokoleniy.ru/russkij-yazyk-opisanie/

 

Оплата как всегда для удобства разделена на две части:
1) входной билет
2) рассрочка в виде оплаты каждого занятия отдельно.
Э то ваша гарантия, что если вам не понравится или вас что-то не устроит, вы всегда можете покинуть тренинг в любой момент без финансовых потерь: платите только за то, что уже получили.
Обратите внимание! Это совсем не принятые сегодня повсеместно банковские рассрочки на несколько лет, когда при оставлении учебы вы продолжаете платить долг банку. У нас НИКАКИХ ДОЛГОВ! Все максимально честно.


 
Нажмите сюда, чтобы поделиться этим выпуском в соц. сетях →

Не успеваете за новыми выпусками?

Не беда! Просто подпишитесь на рассылку проекта, чтобы регулярно получать новые выпуски статей, видеоролики и аудиозаписи на свою e-mail почту!