Библиотека » Статьи »

В ЧЁМ ИСТИНА?

 

Сегодня я хочу поделиться с вами знанием об удивительном эпизоде из жизни одного великого русского художника, который многое говорит о гении опередившем свое время (это вообще участь гения – время опережать).

 

Николай Николаевич Ге (1831 – 1894). Художник- передвижник, пожалованный званием профессора живописи Александром Третьим за картину «Допрос царевича Алексея Петром I.» (Эта картина и сегодня находится в Третьяковской галерее, там есть целый зал, посвященный работам Николая Ге). Как это не покажется странным, но моя семья имеет отношение к Николаю Николаевичу Ге. Поэтому я и захотела написать о событиях, которые кажутся мне удивительными.

 

===

 

«Как причудливо тасуется колода карт… Ах, королева, вопросы крови — самые сложные вопросы в мире!» (М. Булгаков «Мастер и Маргарита»)

 

===

 

Московский период жизни Ге освещен мало. О моей прабабушке Агриппине известно, что она была сиротой и воспитывалась у двух старых дев-сестер, которые работали швеями в мастерской Большого Театра. Как девочка к этим сестрам попала, история умалчивает, известно только, что некий господин привез ее совсем крошечной из-за границы. Что совпадает с периодом жизни за границей и самого Николая Ге.

 

Девочка много времени проводила за кулисами и росла в мире искусства. Там же часто бывал Н.Н Ге, оказывается, он не только писал картины, но и работал над декорациями к спектаклям (о чем искусствоведы обычно умалчивают). Там он и написал портрет Грушеньки (моей прабабушки Агриппины), где ей 5 лет. Прикрепила фото этого портрета к посту.

 

Ге принимал самое деятельное участие в жизни моей прабабушки, когда она выросла и вышла замуж за моего прадеда, он помог ей организовывать «капустники», которые тогда только входили в моду. Молодая чета жила в Москве на Мясницкой, в двухэтажном угловом доме с мансардой (там и родились моя бабушка с ее сестрой, там же потом бабушка родила всех своих детей, в том числе и моего отца – да, ДОМА). Детская была в комнате с эркером, который выходил на Кремль. Об этом мне рассказывал отец.

 

На первом этаже был магазин цейсовской оптики, который на паях с товарищем принадлежал моему прадеду Константину Игнатьевичу Корнетову. На втором этаже жили их семьи. А мансарду прадед с прабабушкой сдавали молодым художникам (которых тоже сосватал на постой Ге). Вот для них по четвергам моя прабабушка Агриппина и пекла пироги, это были творческие вечера с танцами, музыкой, песнями – так веселилась творческая молодежь. На вечера эти приглашали рукотворными открытками и назвали их в честь моей прабабушки «Агриппками» (1890-ые года).

 

Это все мы узнали из семейного архива и дневников моего прадеда. А портрет прабабушки хранится, как и весь семейный архив, у нашей самой старшей сестры. Однажды, сестра захотела получить экспертное удостоверение, что портрет Грушеньки действительно принадлежит кисти великого мастера и отдала портрет на экспертизу в Третьяковку. Когда она сидела в холле, ожидая возврата портрета, то увидела двоих людей, прислушавшись к их разговору, она поняла, что один из них искусствовед, а второй — правнук самого Николая Ге!

 

— Разбирал архив прадеда на днях и нашел какие-то странные открытки: «Приглашаем на Агриппки!», что за Агриппки – понять не можем! Может вы знаете?

 

Моя сестрица слова не проронила, не подошла и не познакомилась, внутренне смеясь про себя: «А я знаю, а я знаю!».
— Я бы не выдержала! Как же так?!
— Пусть мучаются в неведении! – ответила сестра со смехом, когда рассказывала мне эту историю. Вот ведь характер!

 

И тут на днях я узнала о Николае Ге одну пронзительную историю, которая не выходит у меня из головы… Это история двух его картин. От одной «Милосердие» нам останется только фотография (дагеротип), вторая и сейчас висит в Третьяковке, называется «Что есть истина?».

 

 

 

 

 

 

 

 

Если бы в те времена был закон «Об оскорблении чувств верующих», Ге бы осудили по этому закону. Публика не приняла Христа в виде уставшего и измученного нищего (хотя в библии как раз, так и описан Христос), но люди видят только то, что хотят видеть, и когда читают и слушают, они это делают через искаженное личное восприятие: не может Бог (сын Бога) быть нищим, измученным и ободранным.

 

Помните? У М. Булгакова: «…Ходит, ходит один с козлиным пергаментом и непрерывно пишет. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там записано, я не говорил. Я его умолял: сожги ты, бога ради, свой пергамент! Но он вырвал его у меня из рук и убежал… Я вообще опасаюсь, что эта путаница будет продолжаться еще долгое время…».

 

Измученным, ободранным, жаждущим нищим предстает Христос на картине «Милосердие», когда Мария протягивает ему чашу с водой – «Блаженны милостивые! Ибо они помилованы будут!», учтите контекст: вода в пустыне – драгоценность! Публика не приняла картину настолько, что обратилась с жалобой к царю Николаю II, и картину велено было уничтожить.

 

Тогда, за четыре года до смерти, в 1900 году, Ге пишет еще одну картину «Что есть истина?». На ней изображен Пилат, стоящий спиной к зрителю, вопрошающий Христа, уставшего, измученного бесконечными допросами и пытками человека… И конечно! Опять та же реакция публики – НЕПРИЯТИЕ и НЕПОНИМАНИЕ!

 

Картину понял и оценил другой гений и еретик, преданный церковью анафеме за свои духовные поиски, Лев Толстой. Они с Ге были дружны. Лев Толстой рекомендовал купить картину Павлу Третьякову, объясняя, что это жемчужина живописи. Третьяков сопротивлялся, но Толстому противостоять не мог, картину купил, но не выставил на общее обозрение. Выставил уже после смерти Николая Ге, но публика все равно не приняла картину…

 

…Прошло более ста лет. Теперь она находится в Третьяковке, в постоянной экспозиции, в зале Николая Ге. Искусствоведы решили, что картину пора реставрировать, и как всегда в таких случаях, в 2011 году сделали рентген полотна. Что же они обнаружили?! Я была в изумлении от этой новости!

 

Оказалось, что картина «Что есть истина?» написана поверх картины «Милосердие», которую считали уничтоженной! ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ??? Рука Пилата указывает на Марию, которая подает чашу с водой Христу! 😳😨

 

Гений через столетия отвечает нам: ИСТИНА — ЭТО МИЛОСЕРДИЕ!

 

Вот оно, настоящее искусство, когда художник передает не просто образ, а глубочайший СМЫСЛ, который за этим образом стоит.

 

===

 

«Рукописи не горят!» — М. Булгаков.

 

===

 

Вот такая история.

 

Ваша Изабелла Воскресенская
rodi@navyki-pokoleniy.ru

 

ПС. Личность гения впечатляет! Его независимость и свобода от мнения публики поражает. Что считал и как считал необходимым, так и писал! Свободно и искренне. Плевал он на цензуру! Как писал, так и жил. Не называл черное белым, а белое черным.

 

ППС. Милосердие – самое человеческое качество! Сегодня многие люди, мнящие себя «духовными», говорят и пишут о том, что надо думать только о хорошем, не пускать в свое сознание «плохие мысли» и тогда будет вам счастье. Они даже говорят, что такая жизнь сделает ваше сознание особо чистым и экологичным… У этого сборища «духовок» не получится быть милосердными, потому что милосердие предполагает спустится в «ад», как это делал Христос. Милосердие предполагает не закрывать глаза и не затыкать уши, избегая реальности. Отказываясь от милосердия, мы отказываем себе в человечности.

 

Но есть и другая сторона медали. «Нелюди» используют наши человеческие качества, эксплуатируя их самым наглым образом. Об этом тоже следует помнить, и давать отпор злу. Подробнее об этом в наших сериалах в рассылке и ближайших выпусках, «ЛЮДИ В БОЛЬНИЦЕ» здесь: Роды и Семейная Психология | ОДО и «ФОТУРИС», который с осени будет выходить здесь: Основы Деятельного Образования — присоединяйтесь к нам!


 
Нажмите сюда, чтобы поделиться этим выпуском в соц. сетях →

Не успеваете за новыми выпусками?

Не беда! Просто подпишитесь на рассылку проекта, чтобы регулярно получать новые выпуски статей, видеоролики и аудиозаписи на свою e-mail почту!