Библиотека » Статьи »

Учёба – головная боль российского родителя.

 

 

 

Здравствуйте! Мы возвращаемся к наиважнейшему разговору об образовании в нашей стране.

И следующие выпуски будут посвящены именно этой теме. Будем рады, если к нам присоединяться

все, кто к этой теме не равнодушен.

 

 

Август, скоро новый учебный год. С кем из родителей не поговоришь – все в растерянности: непонятно,

будут дети ходить в школу или нет. Говорят, что во многих школах будет линейка, но только для первоклассников,

как “традиционный ритуал”. Далее – снова “дистанционка”.

 

 

А что там с этим «насильственным» дистанционным образованием? Кто будет сидеть с ребенком,

пока родители на работе? Кто будет следить за тем, чтобы он был вовремя на он-лайн уроке

и смотрел в экран монитора, а не в гаджет, например? Кто будет следить за результатами такого

образования – чему ребенок научится? Будет ли возврат к прежней системе обучения, или это навсегда? Вопросы,

которые так и не решены в ходе аврального перехода на «дистанционку» в связи с «самоизоляцией».

 

 

Итак, проблема: родитель явно не может брать на себя функции всех учителей-предметников.

Все-таки необходимо глубоко знать предмет, чтобы ему обучать. Невозможно быть глубоко

ориентированным во всех областях сразу (хотя от детей мы почему-то это требуем). Кроме этого

необходимо иметь какие-то методические навыки объяснения и преподавания (чего греха таить,

многие профессионалы с этим не справляются).

 

 

Тогда какая роль отводится родителю в современном образовании? Надсмотрщика, который

следит за тем, чтобы ребенок «не прогуливал» дистанционные уроки? Но большинство родителей

работают и даже эту роль выполнять не могут. А те, которые пытаются на себя эту роль взять,

превращаются в фельдфебелей с палкой и окончательно портят отношения с детьми (интернет

полон подобными роликами).

 

 

Что делать? Для начала стоит понять и вернуть себе ту роль, которую реально следует взять

на себя родителю. А ведь, мы уже писали об этом, роль родителя все время меняется в зависимости

от возраста ребенка: в дошкольном возрасте одна, в младшем школьном другая, в подростковом – третья,

в юношеском – четвертая (подробно разбираем в тренинге для родителей Основы

Деятельного Воспитания – ОДВ).

 

 

Главное, что входит в обязанности родителя – это ОБУЧИТЬ РЕБЕНКА УЧИТЬСЯ СОЗНАТЕЛЬНО.

Обращаем ваше внимание на то, что «учиться» – возвратный глагол, означает «учить себя».

Вообще-то, дети способностью к самообучению обладают с рождения. Но взрослые, воспитатели,

постоянно нарушают эту способность до такой степени, что без постороннего контроля ребенок

уже себя не мыслит. Уже став взрослым, он постоянно ищет – кто его научит, кто ему поставит оценку,

кто объяснит, что правильно\неправильно, утратив собственные способности оценивать и различать

события и информацию; оценивать свои собственные результаты и поведение. Эту зависимость

мы постоянно наблюдаем у наших студентов. Огромных усилий стоит вернуть им собственную

ответственность за собственную жизнь и адекватную САМООЦЕНКУ.

 

 

Навык обучаться развивается при помощи понятийного мышления: рефлексии и самостоятельного

поиска ответов, рассуждения, нахождения ошибок, исправления этих ошибок и так далее. Это порочная

практика, когда учитель находит ошибку, исправляет ее (а сегодня и этого не делают) и ставит оценку,

часто ребенку вообще не понятно, за что именно снижен бал, ошибка остается не найденной, а значит,

не может быть отрефлексирована и запомнена, чтобы не допускать в следующий раз… А вот охота учиться

убивается на корню!

 

 

Так появляется всеми любимая «игра в грабли». Чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса :)

 

 

По исследованием кандидата педагогических наук Л. А. Ясюковой понятийное мышление

должно успеть развиться примерно к 12-14 годам. Только после этого, при непременном условии,

что понятийное мышление развито, ребенок может учиться самостоятельно, без контроля взрослых

в роли надсмотрщиков. А диалог с учителем переходит на взаимно уважительный уровень общения

взрослых, где один просто имеет больше знаний и опыта, которыми может помочь,

а другой заинтересован в этой помощи.

 

 

 

Мы живем в такое удивительное время, когда практически уже исчез некий общий для всех

обязательный набор знаний. Это произошло просто потому, что объем знаний, накопленных

человечеством, столь велик, что никак не может уместиться ни в одной, ни в сотне, ни в тысяче голов.

 

 

Иногда мы получаем упреки от некоторых «ретивых судей», в том, что мы чего-то там не читали

и чего-то там не знаем. Во-первых, откуда им знать список прочитанной нами литературы? :)

Во-вторых, думаем, что и они не читали многое из того, что читали и знаем мы :). В этом смысле

опыт и знания КАЖДОГО ИЗ НАС уникальны. Хотя, конечно, знать, что Земля круглая, вращается

вокруг звезды Солнце и собственной оси, имеет магнитное поле и спутник с именем Луна, для

нормального современного человека желательно.

 

 

Так вот, уважительное общение ученика с учителем на равных, когда каждый знает что-то уникальное свое,

мне кажется, основой новых отношений в образовании.

 

 

Из жизни Изабеллы: «Мой младший сын, способный к самообучению, столкнувшись с тупыми

учителями потерял всякую охоту учиться в школе. А что я ему могла ответить? Если к 15 годам

парень перечитал всего Шекспира и пересмотрел кучу постановок, наших и иностранных, и был

прекрасно ориентирован в истории древнего мира, придя домой рассказывал о конфликте

с учителем истории искусств:

 

 

– Ну, чему она меня может научить? Если она о Шекспире только из хрестоматии знает?!

А о Риме только легенду о Ромуле и Реме и БОЛЬШЕ НИЧЕГО. Я ей рассказал о Троянской

войне и легенду об Энее- основателе Рима – она мне пару влепила!».

 

 

Было бы здорово, если бы тогда была возможность дистанционного обучения, например,

у человека уровня кандидата искусствоведения Ольги Хорошиловой, лекцию которой

мы слушали в Эрмитаже затаив дыхание, а не у этой некомпетентной преподавательницы.

Но тогда такой возможности не было… А у вас сегодня ЕСТЬ!

 

 

Изабелла: «Между прочим, я не пихала ему под нос Шекспира – это был его личный выбор.

Как и выбор изучать историю древнего и античного мира. Его никто не учил. Он этим занимался

САМ. Просто Шекспир стоял на книжных полках в нашей домашней библиотеке, как и книги

о Древней Греции, Древнем Риме, Этруссках и Месопотамии.

 

 

В школьную библиотеку сыновья добровольно ходили сами, устанавливая с библиотекарями

дружеские отношения. Кстати, благодаря им, я смогла прочитать книги, которые давно хотела

прочитать, но их не было в магазинах, в городскую библиотеку таскаться времени не было,

школьная выручила )). Потом появился интернет.

 

 

Мои дети изначально, сами, абсолютно самостоятельно, дистанционно ставили перед собой

задачи и обучались чему считали нужным и у кого считали нужным. Они выбирали и предмет,

и «учителя», например, обожали смотреть по телевизору программу Галилео с Пушным

(было бы здорово, если бы каждый учитель физики был таким)».

 

 

Мы этот пример приводим для того, чтобы читатели поняли. Ничего страшного в дистанционном

обучении нет(!), у него огромное количество плюсов. Но эти плюсы появятся только тогда, когда вы

разовьете у своего ребенка навык понятийного мышления, а вместе с ним и самостоятельность.

 

 

К сожалению, очень мало учителей, способных развить в детях это самое понятийное мышление.

Но эту задачу вполне могут на себя взять родители. Все участники тренинга ОДВ нам пишут,

как улучшились их отношения с детьми, как дети становятся в разы САМОСТОЯТЕЛЬНЕЕ и

ОТВЕТСТВЕННЕЕ.

 

 

Не надо быть глубоко образованным математиком, физиком или химиком. Научите ребенка учиться,

и он сам выучит и физику, и химию, и биологию, и географию, найдет все, что ему для этого понадобится,

еще и вам поможет знания обновить. Ваших знаний (ну, если вы хоть на тройки учились в школе)

вполне хватит для начальной школы (каких не хватит – тот же интернет в помощь), мы в тренинге

Основы Деятельного Воспитания даем основы наук и как их детям преподавать (пока только основы

(готовим курс по логике), и показываем, как самим научить себя учить, остальное – дело техники).

 

 

Конечно, не получится в младших классах просто посадить ребенка перед монитором и думать,

что он будет учиться сам, как мультики смотреть. Вам все равно придется с чадом заниматься.

А разве, в последние года несчастные родители не делали «домашку» вместе с ребенком или вообще

ЗА НЕГО? Мало что изменилось, просто ребенок теперь целый день дома и надо чтобы его кто-то «пас».

 

 

Понятийное мышление развивают, создавая правильный контекст и задавая правильные вопросы.

Понятно, что готовых на все случаи жизни рецептов нет. Есть развитие навыков. Мы их развиваем

в наших тренингах проекта ОДО не одну неделю и не один месяц.

 

 

Сегодня без родителей в обучении детей не обойтись (о богатых людях, у которых есть возможность

держать детей целый день с няней, целым сонмом репетиторов или отдать ребенка в частный

колледж-интернат, я здесь не пишу).

 

 

Какие ресурсы времени есть у родителей для дистанционного обучения?

 

 

1. Вечера, после работы. Тяжело? Да, дети – это не просто. Разделите обязанности:

пока один занимается ужином, другой – уроками. Возможно, один из вас лучше знает

математику, а другой пишет без ошибок – меняйтесь.

 

 

С двумя и тремя и более детьми вполне способен справиться один взрослый.

Днем с ребенком может посидеть старший брат\сестра, тётя, соседка или,

например, ребенок может находиться в спортивной школе, или кружке робототехники.

 

 

2. Хороший бонус, когда хотя бы один из родителей работает на дому, обычно на компьютере.

Ребенок сидит рядом, присутствие взрослого поможет ему не отвлекаться от занятий

с учителем он-лайн.

 

 

3. Бабушки и дедушки – неоценимый ресурс! Стоит с ними выстраивать дружественные

и конструктивные отношения. Что радует, к нам в тренинг пошли бабушки! Ждем дедушек :)

 

 

4. Можно объединиться нескольким дружелюбным семьям, и взрослым дежурить

по очереди в узком кругу из пяти – шести детей (это безопасно и допускается правилами

самоизоляции), чтобы дети занимались дистанционно. Это может быть тем более полезно,

если взрослые специалисты в разных областях.

 

 

5. В нашем проекте есть одинокие матери, которые успешно обучают детей на семейном

образовании самостоятельно. Правда, они работают на дому в сфере IT.

 

 

6…. Наверняка есть еще какие-то варианты – пишите, обсудим!

 

 

Конечно, полностью образование дистанционно не получить: есть навыки,

которые возможно передать только непосредственно от учителя ученику очно.

 

 

Изабелла: «Я сейчас воплощаю мечту детства, учусь играть на пианино. Не представляю,

как бы я это делала дистанционно без своего учителя. Кстати, о возрасте и отношениях учитель ученик.

Мою сегодняшнюю учительницу музыки я когда-то принимала на этот свет)))».

 

 

Даниил: «Я сейчас занимаюсь боксом с персональным тренером. Сомневаюсь, что боксу

можно научиться дистанционно. Тело нужно чувствовать – по интернету этому не обучить».

 

 

Не представляем, как можно дистанционно научить накладывать гипс или делать первичную

обработку раны. Показать – можно, да. Научить – вряд ли. Зубы дистанционно лечить точно не научишь…

Правильно пользоваться электросваркой, обрабатывать дерево, готовить блюда и т.д. Есть огромное

количество прикладных навыков, которым надо учиться непосредственно у носителя этих навыков.

 

 

Для лабораторных по физике, химии, биологии и тд можно организовать детские школьные лагеря,

где дети смогут собираться и обмениваться навыками в различных областях ПРИКЛАДНЫХ знаний.

Там же можно организовать прикладные мастер-классы от специалистов, лекции, экспериментальные

лаборатории по различным предметам. Досуг – чтобы дети не только учились, но и отдыхали – развлекались,

общались, играли.

 

 

Ну, были же у нас в пионерском лагере кружки по выжиганию, резьбе по дереву, мягкой игрушке

танцам театральный и тому подобное? Почему не сделать что-то похожее, но на основе наук и реалий

современного мира? Мы, кстати, о такой модели обучения еще будем писать в следующих выпусках!

В пионерских лагерях времен СССР было много хороших моделей, оттуда можно взять (не всё!),

но много полезного.

 

 

Конечно здесь понадобится поддержка государства! Об этом тоже еще поговорим отдельно…

 

 

Дистанционное образование дает уникальную возможность нивелировать разницу в доступе

к хорошему образованию между центральными и крупными городами и периферией, между

бедными слоями населения и теми, кто живет в большем достатке. Как мы и писали в последних

выпусках по демографии в блоге Роды и Семейная Психология | ОДО: состоятельность и культура

населения очень сильно зависят от образования и наоборот: качество культуры и образования

зависит от самого населения.

 

 

Вопрос об образовании тесно связан с вопросами национальной безопасности и геополитики,

нельзя рассматривать эту тему без масштаба государства и всего Мира. Вот об этом как раз и

поговорим в следующем выпуске. Чтобы не пропустить его, присоединяйтесь к нашему блогу:

Основы Деятельного Образования, если вы еще не с нами, а также подписывайтесь на нашу

рассылку: https://vk.com/app5898182_-126959450?ref=group_menu чтобы точно не пропустить

важные выпуски.

 

 

Нам очень интересно, что думаете вы? Какие у вас есть предложения? Что еще можно сделать?

Что думаете о “дистанционке”? Что думаете про связь политики, национального вопроса и

образования? Пишите в комментариях! Будем рады, если вы поддержите диалог!

 

 

Ставьте лайк и делитесь этим постом, если так же, как и мы, считаете эту тему важной,

чтобы к её обсуждению присоединились те, кто не равнодушен. Качественное и деятельное

образование наших детей – залог их будущего и будущего всей нашей страны!

 

 

Изабелла и Даниил Воскресенские
direct@navyki-pokoleniy.ru

 

 

П.С. Формат дистанционки – не только на время эпидемий. Кто-бы что ни говорил, но,

скорее всего, он прочно войдет в нашу жизнь. Уже вошёл. Взять все его плюсы и избавиться

от минусов возможно – было бы желание и добрая воля. Ведь, дистанционка – это только

форма обучения. Намного важнее, каким содержанием мы её наполним.

 

До встречи в следующем выпуске!

 

 


   
Нажмите сюда, чтобы поделиться этим выпуском в соц. сетях →

Не успеваете за новыми выпусками?

Не беда! Просто подпишитесь на рассылку проекта, чтобы регулярно получать новые выпуски статей, видеоролики и аудиозаписи на свою e-mail почту!