Приветствуем, стремящиеся к знаниям и свободе! В прошлый раз мы говорили
про помехи, мешающие образовательной реформе в странах СНГ. Сегодня обсудим
из чего конкретно должна состоять реформа школьного образования с нашей точки
зрения, а также обсудим проблемы и преимущества дистанционки.
Прежде чем начнем, хотим отметить, что у нас нет задачи развлечь и впечатлить вас,
как новым фильмом или новой песней. У нас нет задачи коверкать сюжет и делать его
нелогичным в угоду неожиданным поворотам событий, как это сделали авторы сценария
последних сезонов «Игры Престолов»
Возможно, вам может показаться, что мы будем говорить где-то об очевидных вещах,
где-то о давно забытых-старых, где-то наши мысли будут схожи с мыслями других авторов
и деятелей — пусть будет так.
Наша задача – показать нашу точку зрения, показать те логичные предложения,
которые мы считаем верными, которые объединят людей – тех, кому это нужно и важно.
Для нас это — главное.
Новая система образования для нашей страны – это та, которая однажды придет
на смену существующей. А не та, которая прямо по всем пунктам будет отличаться
от всех существующих систем в мире.
===
Итак, начнём. Чтобы подходить к реформам системно (а система образования, в первую очередь — СИСТЕМА),
необходимо понять, из каких частей и уровней она состоит. Мы выделили 4 основных:
1. Уровень объекта/субъекта обучения
2. Формат обучения
3. Организационный уровень
4. Управленческий уровень
5. Уровень заказчика
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ: объект/субъект.
В этот уровень входят взаимодействия ученик-родитель-учитель.
Про проблемы учителей и как их исправлять мы писали отдельно,
в одном из предыдущих выпусков: https://navyki-pokoleniy.ru/novoe-myshlenie-dlya-novogo-vremeni/
Что касается учеников: неплохо было бы для начала решить, учащийся – это объект
обучения (как мешок, который следует наполнить какими-то знаниями), или это субъект,
который принимает активное участие в собственном образовании? Потому что в том,
или другом случае, подход будет разный.
А какая роль родителя в образовании детей? Какая перед ним стоит задача?
Исходя из ответов на эти вопросы станет ясно: вообще стоит ли что-то менять, или нет.
Потому что, если ученик/студент – объект образования, то менять ничего не нужно – конвейер
исправно работает: наполняем «мешок» знаниями и тестируем эту наполненность тестами,
по критериям системы. Родитель здесь вообще никакой роли не играет – сдал ребенка
на аутсорсинг системе – и порядок. А роль учителя в такой системе – как раз утрамбовка
знаний в «мешок» согласно стандартам образования.
Но, если мы рассматриваем ученика, как субъект, то всё меняется: становятся важными
наклонности ребёнка, его таланты, его желания, его темперамент, его стремления – всё то,
что составляет его ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. Тогда роль родителя в образовании огромна – в
поддержании всех этих стремлений и обеспечении контекста, в котором ученик может эти
стремления развить и научиться использовать свой талант в своих целях. В сегодняшней школе,
с её стандартами образования, это сделать проблематично.
Ведь, кто лучше родителя может(должен) знать, чего хочет его ребёнок и к чему он способен?
И, тогда родителю для этого потребуются какие-то ресурсы: специальные знания, навыки,
время и деньги. Готовы ли родители к таким вложениям?
И в такой системе учитель уже выступает в роли проводника и помощника для родителя и ребенка.
Мы считаем, что необходимо вернуть родителя в систему образования, но прекрасно понимаем,
что не все родители к этому готовы. И не все учителя! Для тех, кто готов – собственно, наш проект
и существует: и для учителей, и для родителей.
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ: формат обучения. Прежде всего, самый актуальный вопрос на сегодня:
очный или дистанционный? Сейчас многие клянут дистанционку, на чём свет стоит!
«МЫ ЗА ОЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ!» — летят лозунги от многих родителей, учителей, профессоров.
Не секрет, что после проблем, которые родители испытали на себе во время карантина, они
с облегчением вздохнули, когда детям вновь разрешили идти в школу. Потому что:
1) Давайте будем честными – родители НЕ ХОТЯТ или не могут сами заниматься со своими детьми,
их образованием – что в дистанционном варианте неизбежно! Ребёнок до 13 (а то и больше)
лет нуждается в присутствии взрослого, организующего образовательный контекст;
2) Дистанционное образование требует других методик, отличных от очных. Большинство учителей
и родителей не готовы эти методики осваивать. А мы этим занимаемся уже 8 ЛЕТ!;
3) Появляется конкуренция: потому что у семей есть выбор к какому учителю идти.
Это вам не в районную школу ребенка записать! И даже не в какую-либо элитную, где
все равно штат учителей ограничен. Возможности дистанционного образования в этом
смысле безграничны: можно учиться где угодно и чему угодно! Хоть у московского учителя,
хоть у профессора из Стенфорда. Сегодня можно практически свободно посещать многие
лекции МГУ в видеозаписи, в любое удобное время. Все что нужно для их освоения — понятийное
мышление и умение учиться самостоятельно;
4) С одной стороны дистанционка – это дорого. Компьютер, ежемесячная оплата интернета
(для многих его еще провести надо!), софт, гаджеты, и т.д. С другой стороны – никакой школьной
формы, никаких учебников, никаких поборов на покраску парт, новые шторы и т.д.
И государству дешевле – не надо содержать школьные помещения! Поэтому еще вопрос:
что выгоднее — дистанционное или очное обучение?
Каждый принимает решение самостоятельно – какой ему формат больше подходит.
С нашей точки зрения должен быть гибридный формат обучения: далеко не всем навыкам
возможно обучить дистанционно. Теоретическую часть ученик может получать по дистанционке,
а практическую, непосредственно, под руководством учителя-практика, очно. Ну действительно,
зачем посещать лекции очно, когда можно спокойно посмотреть их в он-лайн, или в записи,
ставя на паузу, повторяя необходимые моменты для лучшего понимания? Это же намного удобнее!
Так или иначе, но в современных условиях дистанционное образование никуда не исчезнет,
и будет всё актуальнее! Оно дает гораздо больше свободы! И чем раньше родители это
поймут — тем лучше для них и для их детей!
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ: организационный. То есть: организация учебного процесса и
его безопасности. На дистационке – понятно, этим должен заниматься родитель.
А в очном формате обучения эта роль лежит на персонале школы. Персонал действует
по правилам и порядкам, спущенным из Районного Управления Образования и Министерства.
Понятно, что эти правила и порядки созданы, в первую очередь, для безопасности учеников
и удобства управленцев. Не должны на учеников падать с потолка потолочные балки! И в школу
не должен спокойно «залетать» убийца с автоматом и расстреливать людей!
Но, как известно, безопасность часто конфликтует со свободой, а баланс не ищется.
Проще ВСЁ запретить, чем этот баланс искать. Например: запретить вести урок вне класса.
Почему бы не провести урок литературы на свежем воздухе, в пришкольном парке, если на
улице месяц май, и ясная погода?
Есть еще множество организационных вопросов, которые необходимо решить: например,
вопрос необходимости и достаточности базовых знаний по основным предметам; вопрос системы
оценивания знаний ученика; вопрос оставления на второй год (например, в Финляндии это
не считается страшным и не порицается социумом – ученик учится столько времени, сколько
ему необходимо, ведь разные же бывают обстоятельства!), или сдача экстерном (если ребенок
знает программу лучше сверстников – зачем ему зря просиживать год?); вопрос необходимости
школьной формы; вопрос раздельного обучения мальчики/девочки; вопрос школьного расписания
(для многих родителей и детей ранний подъем в школу – настоящая пытка); вопрос школьного
питания (платное или бесплатное, и какого оно качества?).
Невозможно обойти эти вопросы – их все равно придется решать! Все будет зависеть от запросов
родителей, учителей и заказчиков (о них ниже).
ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ: управление. Начальство школы, прежде всего, должно быть эффективной
командой менеджеров (управленцев)! Управленец – это тот, кто направляет проект, организует его,
исправляет недочеты и ошибки. А для этого, у него должна быть налажена обратная связь между всеми
участниками проекта! Не важно: это школа, или это семейное обучение. Потому что в семейном
обучении роль управленца не исчезает, её берет на себя родитель.
В школах у нас, зачастую, администрация школы — сама по себе, учителя – сами по себе,
родители и учащиеся – сами по себе. Никто никого не хочет слышать, и никто ни с кем
не хочет договариваться.
Ведь, на самом деле, управленец не равно надсмотрщик за выполнением жестких правил
Министерства Образования! У него должна быть возможность гибкого реагирования
на конкретную ситуацию; возможность менять какие-то внутренние правила образовательного
учреждения (в рамках закона, разумеется!). Любой управленец должен видеть всю управляемую
систему целиком, и вносить изменения в эту систему по мере необходимости для её эффективности.
Школу, как организацию, можно сравнить с предприятием. И эффективность предприятия
напрямую зависит от эффективности менеджмента на этом предприятии.
ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ: заказчик. Заказчиком в образовании выступает государство, производство,
бизнес, социальный запрос – то есть, кем потом будет востребован результат системы образования
(выпускник школы, училища, университета и т.д), и для чего. Например: в 90-ые самыми
востребованными профессиями были адвокаты и бухгалтеры. Сегодня бухгалтеров заменяют
автоматизированные системы, а адвокаты практически лишены возможности вести свою
деятельность, потому что такие законы.
Сегодня основное направление прогресса — IT сфера. Новые актуальные профессии – программисты,
маркетологи, инженеры-робототехники, нано-биотехнологи и т.д. Соответственно, и выпускники
школ должны быть подготовлены к освоению профессий будущего, а не прошлого! Не переживайте,
гуманитарии: любители литературы, музыки и рисования! :) Ваши таланты тоже необходимы
современному миру, а IT сфера даст вам новые инструменты и смыслы для их реализации.
Читайте об этом подробнее наш выпуск про экономику и её роль в образовании:
https://vk.com/wall-126959450_12064 — там подробнее об этом пишем.
===
Складно было на бумаге, да забыли про овраги Это все может выглядеть красиво,
но вы же понимаете, что для решения любой задачи требуется ЗАПРОС, конфронтация
с проблемой, решимость участников разных уровней процесса образования, необходимые условия.
И что теперь, ждать «пока рак на горе свиснет», и дети вырастут? Когда будут идеальные условия
для проведения такой реформы? А если их не будет никогда, то что?..
Мы предлагаем не ждать «милости свыше», и взять в руки то, что можем взять сами. На данный
момент проект ОДО не может провести глобальную реформу образования по всей стране. Пока что… :)
НО! Мы можем предложить вам провести некие «реформы» самостоятельно уже сейчас, прямо в ваших
семьях! Поменять подход в обучении детей, повернуть его в нужное русло. Вам в помощь мы создали
дистанционные курсы для родителей: «Основы Деятельного Воспитания» (ОДВ), «Логика», сейчас
разрабатываем курс по Математике и Робототехнике, и будем продолжать создавать другие курсы
по естественным наукам для детей и взрослых, знание и понимание которых так необходимо для
жизни в современном мире.
===
«Добрый день, уважаемые Изабелла Леонтьевна и Даниил.
…Что касается ощущений после прохождения 4 занятий тренинга ОДВ. Восхищаюсь, насколько тренинг продуманный, наполненный и практичный! Те знания, которые не в виде тяжелых многословных лекций, а в форме лёгкого диалога передаются в вебинаре, интенсивно прорабатываются домашним заданием, и параллельно закрепляются, можно сказать укореняются, работой в группе. Глубина инструментов для проработки детско-родительских отношений просто потрясает! Ничего эффективнее я ещё не пробовала! И, разумеется, требуется много работать. Но и результаты не заставляют себя ждать.
Я стала гораздо более терпима, заботлива и внимательна к старшему сыну. Он ещё не верит своему счастью и в основном продолжает вести себя по-старому, но возросли его инициатива в помощи, творческие порывы, самостоятельность в играх. Мы стали чаще обниматься и смеяться. Очевидно, что мы на правильном пути. Муж тоже, несмотря на свою занятость, усваивает самые необходимые рекомендации и благодарит за открытия. Я же стала больше играть с детьми и получать от этого удовольствие, и даже раздумала отводить младшего сына на развивашки.
С большим энтузиазмом работаю и искренне благодарю за возможность мощным рывком раздвинуть рамки сознания и сделать жизнь лучше и глубже!.. Вероника Бережнова, студент 7 потока курса ОДВ.»
===
Следующий поток ОДВ будет весной – следите за нашими новостями. Второй поток курса
«Логика» уже начал обучение, следующий набор будет ближе к лету. Сейчас мы разрабатываем
курс для родителей и детей по базовым основам математики в прикладном контексте – следите
за новостями нашего сообщества: Основы Деятельного Образования. Запуск курса по математике
планируем в марте.
Чтобы не пропустить следующие выпуски, подпишитесь на нашу рассылку – так вы будете
получать уведомления о новых статьях прямо в свои личные сообщения:
https://vk.com/app5898182_-126959450?ref=group_menu — это удобно!
А также читайте все предыдущие выпуски на тему новой системы образования
от проекта ОДО здесь: https://vk.com/topic-126959450_46683419
Поделитесь этим выпуском на своей странице, если находите его полезным — вдруг он
будет полезен вашим друзьям и близким!
Изабелла и Даниил Воскресенские
П.С. Пока ребенок маленький – решения за него принимает родитель просто потому,
что у ребенка еще нет ресурсов и опыта самостоятельно принимать решения.
Сегодняшние родители выбирают будущее своих детей. Когда-нибудь ваши дети вам скажут
«спасибо» за этот выбор… Либо не скажут…
Заполните форму ниже, что бы подписаться на рассылку и получать свежие выпуски прямо на почту!