Библиотека » Статьи »

Строим образ новой системы образования. От плана на карте – к реальной местности.

 

 

Приветствуем, стремящиеся к знаниям и свободе! В прошлый раз мы говорили

про помехи, мешающие образовательной реформе в странах СНГ. Сегодня обсудим

из чего конкретно должна состоять реформа школьного образования с нашей точки

зрения, а также обсудим проблемы и преимущества дистанционки.

 

 

Прежде чем начнем, хотим отметить, что у нас нет задачи развлечь и впечатлить вас,

как новым фильмом или новой песней. У нас нет задачи коверкать сюжет и делать его

нелогичным в угоду неожиданным поворотам событий, как это сделали авторы сценария

последних сезонов «Игры Престолов» 😊

 

 

Возможно, вам может показаться, что мы будем говорить где-то об очевидных вещах,

где-то о давно забытых-старых, где-то наши мысли будут схожи с мыслями других авторов

и деятелей – пусть будет так.

 

 

Наша задача – показать нашу точку зрения, показать те логичные предложения,

которые мы считаем верными, которые объединят людей – тех, кому это нужно и важно.

Для нас это – главное.

 

 

Новая система образования для нашей страны – это та, которая однажды придет

на смену существующей. А не та, которая прямо по всем пунктам будет отличаться

от всех существующих систем в мире.

 

 

 

===

 

 

Итак, начнём. Чтобы подходить к реформам системно (а система образования, в первую очередь – СИСТЕМА),

необходимо понять, из каких частей и уровней она состоит. Мы выделили 4 основных:

 

1. Уровень объекта/субъекта обучения

 

2. Формат обучения

 

3. Организационный уровень

4. Управленческий уровень

5. Уровень заказчика

 

✅ ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ: объект/субъект.

В этот уровень входят взаимодействия ученик-родитель-учитель.

Про проблемы учителей и как их исправлять мы писали отдельно,

в одном из предыдущих выпусков: https://navyki-pokoleniy.ru/novoe-myshlenie-dlya-novogo-vremeni/

 

 

Что касается учеников: неплохо было бы для начала решить, учащийся – это объект

обучения (как мешок, который следует наполнить какими-то знаниями), или это субъект,

который принимает активное участие в собственном образовании? Потому что в том,

или другом случае, подход будет разный.

 

 

А какая роль родителя в образовании детей? Какая перед ним стоит задача?

 

 

Исходя из ответов на эти вопросы станет ясно: вообще стоит ли что-то менять, или нет.

Потому что, если ученик/студент – объект образования, то менять ничего не нужно – конвейер

исправно работает: наполняем «мешок» знаниями и тестируем эту наполненность тестами,

по критериям системы. Родитель здесь вообще никакой роли не играет – сдал ребенка

на аутсорсинг системе – и порядок. А роль учителя в такой системе – как раз утрамбовка

знаний в «мешок» согласно стандартам образования.

 

 

Но, если мы рассматриваем ученика, как субъект, то всё меняется: становятся важными

наклонности ребёнка, его таланты, его желания, его темперамент, его стремления – всё то,

что составляет его ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. Тогда роль родителя в образовании огромна – в

поддержании всех этих стремлений и обеспечении контекста, в котором ученик может эти

стремления развить и научиться использовать свой талант в своих целях. В сегодняшней школе,

с её стандартами образования, это сделать проблематично.

 

 

Ведь, кто лучше родителя может(должен) знать, чего хочет его ребёнок и к чему он способен?

И, тогда родителю для этого потребуются какие-то ресурсы: специальные знания, навыки,

время и деньги. Готовы ли родители к таким вложениям?

 

 

И в такой системе учитель уже выступает в роли проводника и помощника для родителя и ребенка.

 

 

Мы считаем, что необходимо вернуть родителя в систему образования, но прекрасно понимаем,

что не все родители к этому готовы. И не все учителя! Для тех, кто готов – собственно, наш проект

и существует: и для учителей, и для родителей.

 

 

✅ ВТОРОЙ УРОВЕНЬ: формат обучения. Прежде всего, самый актуальный вопрос на сегодня:

очный или дистанционный? Сейчас многие клянут дистанционку, на чём свет стоит!

«МЫ ЗА ОЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ!» – летят лозунги от многих родителей, учителей, профессоров.

Не секрет, что после проблем, которые родители испытали на себе во время карантина, они

с облегчением вздохнули, когда детям вновь разрешили идти в школу. Потому что:

 

 

1) Давайте будем честными – родители НЕ ХОТЯТ или не могут сами заниматься со своими детьми,

их образованием – что в дистанционном варианте неизбежно! Ребёнок до 13 (а то и больше)

лет нуждается в присутствии взрослого, организующего образовательный контекст;

 

 

2) Дистанционное образование требует других методик, отличных от очных. Большинство учителей

и родителей не готовы эти методики осваивать. А мы этим занимаемся уже 8 ЛЕТ!;

 

 

3) Появляется конкуренция: потому что у семей есть выбор к какому учителю идти.

Это вам не в районную школу ребенка записать! И даже не в какую-либо элитную, где

все равно штат учителей ограничен. Возможности дистанционного образования в этом

смысле безграничны: можно учиться где угодно и чему угодно! Хоть у московского учителя,

хоть у профессора из Стенфорда. Сегодня можно практически свободно посещать многие

лекции МГУ в видеозаписи, в любое удобное время. Все что нужно для их освоения – понятийное

мышление и умение учиться самостоятельно;

 

 

4) С одной стороны дистанционка – это дорого. Компьютер, ежемесячная оплата интернета

(для многих его еще провести надо!), софт, гаджеты, и т.д. С другой стороны – никакой школьной

формы, никаких учебников, никаких поборов на покраску парт, новые шторы и т.д.

И государству дешевле – не надо содержать школьные помещения! Поэтому еще вопрос:

что выгоднее – дистанционное или очное обучение?

 

 

Каждый принимает решение самостоятельно – какой ему формат больше подходит.

С нашей точки зрения должен быть гибридный формат обучения: далеко не всем навыкам

возможно обучить дистанционно. Теоретическую часть ученик может получать по дистанционке,

а практическую, непосредственно, под руководством учителя-практика, очно. Ну действительно,

зачем посещать лекции очно, когда можно спокойно посмотреть их в он-лайн, или в записи,

ставя на паузу, повторяя необходимые моменты для лучшего понимания? Это же намного удобнее!

 

 

Так или иначе, но в современных условиях дистанционное образование никуда не исчезнет,

и будет всё актуальнее! Оно дает гораздо больше свободы! И чем раньше родители это

поймут – тем лучше для них и для их детей!

 

 

✅ ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ: организационный. То есть: организация учебного процесса и

его безопасности. На дистационке – понятно, этим должен заниматься родитель.

А в очном формате обучения эта роль лежит на персонале школы. Персонал действует

по правилам и порядкам, спущенным из Районного Управления Образования и Министерства.

 

 

Понятно, что эти правила и порядки созданы, в первую очередь, для безопасности учеников

и удобства управленцев. Не должны на учеников падать с потолка потолочные балки! И в школу

не должен спокойно «залетать» убийца с автоматом и расстреливать людей!

 

 

Но, как известно, безопасность часто конфликтует со свободой, а баланс не ищется.

Проще ВСЁ запретить, чем этот баланс искать. Например: запретить вести урок вне класса.

Почему бы не провести урок литературы на свежем воздухе, в пришкольном парке, если на

улице месяц май, и ясная погода?

 

 

Есть еще множество организационных вопросов, которые необходимо решить: например,

вопрос необходимости и достаточности базовых знаний по основным предметам; вопрос системы

оценивания знаний ученика; вопрос оставления на второй год (например, в Финляндии это

не считается страшным и не порицается социумом – ученик учится столько времени, сколько

ему необходимо, ведь разные же бывают обстоятельства!), или сдача экстерном (если ребенок

знает программу лучше сверстников – зачем ему зря просиживать год?); вопрос необходимости

школьной формы; вопрос раздельного обучения мальчики/девочки; вопрос школьного расписания

(для многих родителей и детей ранний подъем в школу – настоящая пытка); вопрос школьного

питания (платное или бесплатное, и какого оно качества?).

 

 

Невозможно обойти эти вопросы – их все равно придется решать! Все будет зависеть от запросов

родителей, учителей и заказчиков (о них ниже).

 

 

✅ ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ: управление. Начальство школы, прежде всего, должно быть эффективной

командой менеджеров (управленцев)! Управленец – это тот, кто направляет проект, организует его,

исправляет недочеты и ошибки. А для этого, у него должна быть налажена обратная связь между всеми

участниками проекта! Не важно: это школа, или это семейное обучение. Потому что в семейном

обучении роль управленца не исчезает, её берет на себя родитель.

 

 

В школах у нас, зачастую, администрация школы – сама по себе, учителя – сами по себе,

родители и учащиеся – сами по себе. Никто никого не хочет слышать, и никто ни с кем

не хочет договариваться.

 

 

Ведь, на самом деле, управленец не равно надсмотрщик за выполнением жестких правил

Министерства Образования! У него должна быть возможность гибкого реагирования

на конкретную ситуацию; возможность менять какие-то внутренние правила образовательного

учреждения (в рамках закона, разумеется!). Любой управленец должен видеть всю управляемую

систему целиком, и вносить изменения в эту систему по мере необходимости для её эффективности.

 

 

Школу, как организацию, можно сравнить с предприятием. И эффективность предприятия

напрямую зависит от эффективности менеджмента на этом предприятии.

 

 

✅ ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ: заказчик. Заказчиком в образовании выступает государство, производство,

бизнес, социальный запрос – то есть, кем потом будет востребован результат системы образования

(выпускник школы, училища, университета и т.д), и для чего. Например: в 90-ые самыми

востребованными профессиями были адвокаты и бухгалтеры. Сегодня бухгалтеров заменяют

автоматизированные системы, а адвокаты практически лишены возможности вести свою

деятельность, потому что такие законы.

 

 

Сегодня основное направление прогресса – IT сфера. Новые актуальные профессии – программисты,

маркетологи, инженеры-робототехники, нано-биотехнологи и т.д. Соответственно, и выпускники

школ должны быть подготовлены к освоению профессий будущего, а не прошлого! Не переживайте,

гуманитарии: любители литературы, музыки и рисования! :) Ваши таланты тоже необходимы

современному миру, а IT сфера даст вам новые инструменты и смыслы для их реализации.

 

 

Читайте об этом подробнее наш выпуск про экономику и её роль в образовании:

https://vk.com/wall-126959450_12064 – там подробнее об этом пишем.

 

 

 

===

 

 

Складно было на бумаге, да забыли про овраги 😊 Это все может выглядеть красиво,

но вы же понимаете, что для решения любой задачи требуется ЗАПРОС, конфронтация

с проблемой, решимость участников разных уровней процесса образования, необходимые условия.

 

 

И что теперь, ждать «пока рак на горе свиснет», и дети вырастут? Когда будут идеальные условия

для проведения такой реформы? А если их не будет никогда, то что?..

 

 

Мы предлагаем не ждать «милости свыше», и взять в руки то, что можем взять сами. На данный

момент проект ОДО не может провести глобальную реформу образования по всей стране. Пока что… :)

 

 

НО! Мы можем предложить вам провести некие «реформы» самостоятельно уже сейчас, прямо в ваших

семьях! Поменять подход в обучении детей, повернуть его в нужное русло. Вам в помощь мы создали

дистанционные курсы для родителей: «Основы Деятельного Воспитания» (ОДВ), «Логика», сейчас

разрабатываем курс по Математике и Робототехнике, и будем продолжать создавать другие курсы

по естественным наукам для детей и взрослых, знание и понимание которых так необходимо для

жизни в современном мире.

 

 

===

 

«Добрый день, уважаемые Изабелла Леонтьевна и Даниил.
…Что касается ощущений после прохождения 4 занятий тренинга ОДВ. Восхищаюсь, насколько тренинг продуманный, наполненный и практичный! Те знания, которые не в виде тяжелых многословных лекций, а в форме лёгкого диалога передаются в вебинаре, интенсивно прорабатываются домашним заданием, и параллельно закрепляются, можно сказать укореняются, работой в группе. Глубина инструментов для проработки детско-родительских отношений просто потрясает! Ничего эффективнее я ещё не пробовала! И, разумеется, требуется много работать. Но и результаты не заставляют себя ждать.

Я стала гораздо более терпима, заботлива и внимательна к старшему сыну. Он ещё не верит своему счастью и в основном продолжает вести себя по-старому, но возросли его инициатива в помощи, творческие порывы, самостоятельность в играх. Мы стали чаще обниматься и смеяться. Очевидно, что мы на правильном пути. Муж тоже, несмотря на свою занятость, усваивает самые необходимые рекомендации и благодарит за открытия. Я же стала больше играть с детьми и получать от этого удовольствие, и даже раздумала отводить младшего сына на развивашки.

С большим энтузиазмом работаю и искренне благодарю за возможность мощным рывком раздвинуть рамки сознания и сделать жизнь лучше и глубже!.. Вероника Бережнова, студент 7 потока курса ОДВ.»

 

 

===

 

 

Следующий поток ОДВ будет весной – следите за нашими новостями. Второй поток курса

«Логика» уже начал обучение, следующий набор будет ближе к лету. Сейчас мы разрабатываем

курс для родителей и детей по базовым основам математики в прикладном контексте – следите

за новостями нашего сообщества: Основы Деятельного Образования. Запуск курса по математике

планируем в марте.

 

 

Чтобы не пропустить следующие выпуски, подпишитесь на нашу рассылку – так вы будете

получать уведомления о новых статьях прямо в свои личные сообщения:

https://vk.com/app5898182_-126959450?ref=group_menu – это удобно!

 

 

А также читайте все предыдущие выпуски на тему новой системы образования

от проекта ОДО здесь: https://vk.com/topic-126959450_46683419

 

 

Поделитесь этим выпуском на своей странице, если находите его полезным – вдруг он

будет полезен вашим друзьям и близким! 🙏🏻

 

 

Изабелла и Даниил Воскресенские

 

П.С. Пока ребенок маленький – решения за него принимает родитель просто потому,

что у ребенка еще нет ресурсов и опыта самостоятельно принимать решения.

Сегодняшние родители выбирают будущее своих детей. Когда-нибудь ваши дети вам скажут

«спасибо» за этот выбор… Либо не скажут…


   
Нажмите сюда, чтобы поделиться этим выпуском в соц. сетях →

Не успеваете за новыми выпусками?

Заполните форму ниже, что бы подписаться на рассылку и получать свежие выпуски прямо на почту!