Библиотека » Статьи »

СТРАТЕГИЯ «ТО ЗА ТО». КАК ВОЗВРАЩАЮТСЯ БУМЕРАНГИ.

 

 

Приветствую, справедливые! Сегодня немножко «магии» :)

Начнем с «нигредо» — как говорят алхимики (это темное негативное сырье,

которое можно превратить в «альбедо» — в светлое и полезное).

Тут в контакте недавно одна дама написала под постом с игрой подобную фразу:

«Всё это виртуальные игры, в которые люди играют и ожидают чуда,

а я предпочитаю жить в реальном мире! Без чудес!».

Далее была переписка с этой дамой, подтекст сообщений которой

на самом деле был такой: «Ваша затея с игрой — гов*о». 

 

 

Попытка объяснить ей, что игра, как и произведение искусства,

может нести в себе какой-то смысл и метафору, которые можно извлечь

из произведения УРОКОМ и применить в реальной жизни, обернулись хамством

со стороны дамы, и она была без объяснений отправлена в бан и черный список проекта.

ЗА ХАМСТВО, а не за свою точку зрения, которая была отлична от нашей, и которую мы

уважали. До тех пор, пока дама не начала хамить и показывать всем видом превосходство

ЕЁ точки зрения над нашей. Ее выбор — жить в бесчудесном мире! :) И это не камень

в ее огород — это трактовка ее слов. Она сама так написала, что хочет жить без чудес.

Причем отмахиваясь от мысли, что игры окружают нас по всюду, и жизнь — это ни что иное,

как игра, где мы все играем свои роли. На этом строится теория игр.

Об этом писал Эрик Берн и многие другие психологи, исследователи игр и игротехники.

Сейчас читаю Йохана Хёйзинга «Homo Ludens», и там тоже об этом…

 

 

Я написал этот отрывок не для того, чтобы «пожаловаться» на хейтеров и в очередной раз

устроить публичную казнь с изгнанием. Этот отрывок важен для того смысла,

который я заложил в этот выпуск, и я надеюсь, что вы его сумеете уловить.

 

 

Любое действие рождает противодействие, так гласит третий закон Ньютона.

Дама высказала в комментариях свою точку зрения, которую мы приняли.

Но ДОПУСТИТЬ и порассуждать, что наша точка зрения ВОЗМОЖНО может оказаться

более ИСТИННОЙ дама отказалась (естественно), и вместо того, что бы молча уйти

(ну не понимают тебя здесь — иди своей дорогой!) начала оказывать негативное действие,

на что получила негативное противодействие. И это было справедливо.

Проявляя мир — получай мир в ответ. Проявляешь борьбу — получай борьбу.

Только будь готов проиграть, потому что соперник может оказаться умнее, сильнее

и хитрее тебя. Гостей, которые хамят и ведут себя, как свиньи, уважающие себя хозяева

выставляют за шкирку, за порог, еще и пендаля под зад дают, чтобы летел далеко и долго.

 

 

И это не хозяйские прихоти, или монархические привилегии. Это естественный закон

природы и экологичности. «Что посеешь — то и пожнешь». Будешь пускать внутрь здоровой

растущей системы паразитов и вирусы — будешь получать разрушения.

Чтобы этого не происходило — должен работать иммунитет, жесткий и беспощадный.

 

 

Переходим к процессу создания из нигредо альбедо :) Приблизительно в 1980-ых годах

канадский философ российского происхождения, биолог, психолог, теоретик игр

Анатол Рапопорт создал программу-победителя, которая называлась «TIT FOR TAT»,

т.е. «ТО ЗА ТО». (Близкие по смыслу русские эквиваленты — «око за око, зуб за зуб»,

«что посеешь, то пожнешь», «ты — мне, я — тебе»). ТО ЗА ТО управлялась простейшим

из правил, и программа была самой короткой из представленных — без преувеличения,

длиной всего в 5 строчек. (Поэтому, если бы стратегии не были разработаны,

а появлялись в результате случайных компьютерных мутаций, она бы, вероятно,

возникла одной из первых).

 

 

«ТО ЗА ТО воплощала именно то, что означает ее имя. При первой встрече с любой

другой программой она начинала сотрудничать. Затем она воспроизводила все то,

что сделала другая программа при предыдущей встрече. Один хороший ход заслуживал

подобного ответного, равно как и плохой. Свойства этой стратегии почти так же просты,

как и сама стратегия. Если какая-либо программа демонстрирует тенденцию к сотрудничеству,

ТО ЗА ТО немедленно завязывает дружбу, и оба пожинают плоды кооперации.

Если же программа проявляет склонность к обману, ТО ЗА ТО сокращает потери благодаря тому,

что воздерживается от кооперации до тех пор, пока программа не исправится, и тем избегает

дорогой платы за наивность. Таким образом, ТО ЗА ТО никогда не становится жертвой повторно,

в отличие от неразборчивых в стремлении к кооперации программ». — Роберт Райт,

«Моральное животное. Новый взгляд эволюционной психологии».

 

 

 

Эту успешную стратегию мы заложили в «Благополучи-е», и были удивлены сами,

что эта стратегия существует в игре каким-то совершенно не рациональным образом.

Приведу парочку интересных случаев, которые я наблюдал во время тестирования игры.

 

 

Первый случай был такой. В «Благополучи-е» играла женщина-предприниматель,

которая, мягко говоря, по-хамски вела себя по отношению к другим игрокам.

Она проявляла ханжество, жадность, не шла на конструктивные переговоры,

пыталась продавить и подставить соперников, думая только о своей личной выгоде.

Когда мы обращали ее внимание на это, она обвиняла кого угодно, только не себя.

Женщина первой выбралась на второй уровень игры, а затем и на третий, ожидая скорую победу.

 

 

В нашей игре есть такой сюжет, который, чтобы не раскрывать все карты,

я назову условно «оружием для усмирения особо зарвавшихся». Это такая, определенная

«ложка дегтя». Игроку выпадает возможность проявить неэкологичность, и «наказать»

одного из других игроков. Обычно, если в игре все дружественно настроены друг к другу

и сотрудничают — нет повода для этого, и игроки этой возможностью не пользуется.

НО В ДАННОМ СЛУЧАЕ, один игрок вытащил эту карту, и «наказал» эту наглую женщину,

хотя она ему лично ничего не сделала. Этот игрок видел, как она себя ведет по отношению

к другим, и вернул ей «её же бумеранг». И мы сделали этот сюжет в игре СПЕЦИАЛЬНО,

именно для этих целей. Это не месть, прошу заметить — это справедливая закономерность,

принцип «ТО ЗА ТО». Женщина была в шоке, но потеряла все и спустилась с «небес на землю»,

так и не выиграв в тот раз.

 

 

Эта возможность — оружие! Инструмент! Им можно поставить человека на место,

а можно и невинному причинить вред — все зависит от того, в чьих руках этот инструмент

находится. Порой и неэкологичные вещи в нашем мире нужны для баланса мира экологичного.

Простой пример из природы — акулы, змеи, пауки, саранча, осы, клещи, комары не очень

приятные существа, порой опасные для жизни человека, но не будь их, природа бы

бедствовала от дисбаланса. «Каждая поганка в лесу чему-нибудь надобна» конечно.

Но все-таки мы привыкли змей и пауков, клещей и комаров от своего дома отгонять,

или даже убивать их, чтобы они не причинили нам вред — и это справедливо.

Тут либо мы их, либо они нас :) Надеюсь, метафора понятна.

 

 

Надо отметить, что та женщина очень сильно изменилась с тех пор.

Она обратила внимание на свое поведение. Тот случай с возмездием заставил ее

задуматься не только над поведением в игре, но и в жизни. Ее накрыл мощный

кризис, который изменил ее — и теперь она ведет себя с людьми намного экологичнее.

Она принимала участие и в следующих тестах, и мы заметили, как сильно она изменилась!

И когда играла в третий раз — победила :) А людям общаться с ней стало намного легче и приятнее.

И что самое интересное, в бизнесе дела в гору пошли. Казалось бы, да? Причем здесь игра? :)

 

 

Но это я описал закономерность, на которую влияют люди.

Человек «вернул бумеранг» человеку. А вот теперь будет настоящая магия,

потому что бывает так, когда ИГРА сама, каким-то необъяснимым образом

возвращает бумеранг человеку.

 

 

На презентации игры играли 18 человек — по три команды за тремя столами.

Я, Татьяна Акимова и Изабелла Воскресенская вели по одной команде.

За моим столом оказался один мужчина, который своему «соседу» в начале игры сказал:

«Ну если что, я потом просто рэкетну тебя, отожму твой бизнес и все, но без обид, ок?»

— не помню точно, как он сказал, но что-то в этом роде. Посмеялся, отметил потом,

что пошутил, а я обратил на это внимание и сказал ему, что бы он записал себе это где-нибудь

слово в слово, что это пригодится ему для рефлексии. И началась игра.

 

 

Прошло 5 часов игры. Этот самый мужчина вышел на третий уровень,

и начал смело рисковать, не задумываясь о последствиях. И вот ему выпадает сюжет,

где у него игра ОТБИРАЕТ важный ресурс, без которого не может существовать его

организация, в связи с тем, что он бездумно рискнул. И таким образом он теряет

организацию, падая на самый первый уровень игры — в самое начало. Далее, конечно же,

мужчина стал говорить, что такого в жизни не бывает, что это игра дурацкая, и правила

плохие, что создатели неграмотные и все в этом духе. Видите, снова этот момент —

«виноват кто угодно, но только не я». А дальше он говорит фразу, от которой у меня,

если честно, пошли мурашки по рукам. Он говорит: «Это же как рэкет! Меня тупо

рэкетнули, как в 90-ые!»… Помните, что он сказал своему соседу вначале игры?..

 

 

ВЫ ПОНЯЛИ ЧТО ПРОИЗОШЛО? Игра сама «вернула бумеранг» игроку, согласно

его убеждениям, которые он открыл перед началом игры, хоть и в шутке, но прям

«оговоркой по Фрейду». Никто из других игроков специально не возвращал бумеранг

этому игроку — это сделала САМА ИГРА, как будто по какой-то случайности. Так сложились

обстоятельства — была вытянута определенная карта возможностей и принято игроком

ошибочное решение. Но самое главное — какая реакция у игрока! «Меня рэкетнули!»,

хотя сам выдал такое отношение к другому игроку.

 

 

Случайность это, магия, или успешно работающий принцип ТО ЗА ТО — не знаю.

Одно могу сказать точно, по моим наблюдениям — игра, как будто что обладает

каким-то интеллектом, и вычисляет не добросовестных игроков. Хотя это не

компьютерная программа, но как-то так все время складывается.

Каждый получает по заслугам, что сеет — то и пожинает.

 

 

Еще была история с одним моим другом. Мы играли в «Благополучи-е»,

когда она еще была в виде нарисованной от руки схемой на куске ватмана.

Он скопил 35 миллионов игровых денег, двигался впереди всех, был самым богатым.

Но победил не он, а моя жена, и с не особо крупной суммой на руках. Когда это произошло,

он взбеленился, и стал обвинять неправильные правила, и что так не должно быть

— у него же больше всего денег! А конец игры вообще похож на смерть —

«И чо я теперь с этими деньгами буду делать?» — возмущался он. Вот именно, деньги

на тот свет не возьмешь — и чо ты с ними будешь делать? «Я бы вложился куда-нибудь»

— отвечал мне он. На что я ему ответил — «Игра давала тебе огромное количество шансов

вложиться в разные добрые дела, но ты этого не делал, потому что на игроках и на тебе

лично это никак не отразиться, и ты просто копил деньги. А сколько таких миллиардеров,

которые понимают, что инвестиции ни на них, ни на их дружках никак не отразятся,

и поэтому не вкладывают? А к концу жизни теряют смысл в своих золотых горах». 

 

 

Можно назвать игру детской забавой, или виртуальным миром, который не имеет

ничего общего с реальностью. И что играть — это пустая трата времени, развлечение, забава.

Но игры бывают разные. «Благополучи-е» — ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ игра! Обучающая.

Это игра-тренинг, а не просто для одноразовой забавы. Она служит зеркалом для того,

кто в нее играет. Она служит тренингом, руководством к действиям, подсказкой к реальной жизни.

Поиграв, вы можете извлечь для себя уроки и ПОМЕНЯТЬСЯ. И будьте уверены — игра видит

вас насквозь :) Она вернет вам ваш бумеранг «сполна», и вы даже не будете знать,

каким образом она это сделает.

 

 

Даниил Воскресенский.

direct@navyki-pokoleniy.ru

 

 

 

П.С. Та дама, про которую я писал в начале выпуска, в переписке стала доказывать,

что она и без всяких игр заработала себе состояние, квартиры, дома, машины,

и писала это с таким апломбом, что как будто она пытается мне доказать что-то.

Но я думаю, что людям, которые РЕАЛЬНО пришли к успеху, достатку, состояниям,

машинам, квартирам и домам — не нужно ничего доказывать, они и так знают — что у них

это есть. А если люди добросовестные и порядочные, они не станут этим бравировать

с задачей самоутвердиться, как эта дама.

 

 

Весь проект Основы Деятельного Образования существует по принципу ТО ЗА ТО.

Мы, как психологи, показываем вам зеркало. «А на зеркало пенять нечего, коли крива рожа»

— И. Воскресенская, Сказки.

 

 

Игра, обладающая терапевтическими свойствами ЗДЕСЬ: https://navyki-pokoleniy.ru/blagopoluchi-e

Экземпляры разлетаются, как горячие пирожки. Не упустите ценные возможности, они не бесконечны.

 

 

Следующие выпуски про психологию игр и игровую психотерапию будут здесь:

Основы Деятельного Образования — если вы еще не с нами, может быть, так сложились

игровые карты жизни, что вы нас нашли, и пора нам дальше идти вместе? :) Присоединяйтесь к нам!

 

 

П.С. «Дорогие создатели, сперва напишу отклик на только что полученную и развёрнутую игру. Это что-то потрясающее! Качество игры выше всяких ожиданий — коробка, игровое поле не просто на картонке, а прям ПОЛЕ!!! Насколько приятно держать в руках фишки, карточки, карандаши! А картинки какие классные! Прям видно, что сделано с любовью! 

Я прочитала инструкцию к игре и нахожусь в предвкушении. В игре заложены различные уровни мышления и возможностей, в зависимости от того, где находится человек. А еще игра позволит «побывать в шкуре» бизнесмена и могущественного человека, находящегося на бытийном уровне, попробовать порассуждать, как он, встретиться с его заботами, проблемами, выборами, попробовать действовать в другом масштабе и решить для себя, а надо ли мне туда идти? А как я хочу жить? На каком уровне? С каким целями, задачами, мечтами? 

Во главе угла — экология: умирает один игрок, умирают все. На лицо и ответственность друг за друга и взаимосвязь людей, процессов, решений и последствий этих решений. А название!!! Я сперва не поняла, зачем -е через дефис, а сегодня дошло до меня!!! Так что Благо получила и скоро начну играть!!! Браво!!! — Елена Черкасова». 

******

Ну, так как жить будем? С чудесами, али без? :)

https://navyki-pokoleniy.ru/blagopoluchi-e

 

 

 


 
Нажмите сюда, чтобы поделиться этим выпуском в соц. сетях →

Не успеваете за новыми выпусками?

Заполните форму ниже, что бы подписаться на рассылку и получать свежие выпуски прямо на почту!