Приветствую, справедливые! Сегодня немножко «магии» :)
Начнем с «нигредо» — как говорят алхимики (это темное негативное сырье,
которое можно превратить в «альбедо» — в светлое и полезное).
Тут в контакте недавно одна дама написала под постом с игрой подобную фразу:
«Всё это виртуальные игры, в которые люди играют и ожидают чуда,
а я предпочитаю жить в реальном мире! Без чудес!».
Далее была переписка с этой дамой, подтекст сообщений которой
на самом деле был такой: «Ваша затея с игрой — гов*о».
Попытка объяснить ей, что игра, как и произведение искусства,
может нести в себе какой-то смысл и метафору, которые можно извлечь
из произведения УРОКОМ и применить в реальной жизни, обернулись хамством
со стороны дамы, и она была без объяснений отправлена в бан и черный список проекта.
ЗА ХАМСТВО, а не за свою точку зрения, которая была отлична от нашей, и которую мы
уважали. До тех пор, пока дама не начала хамить и показывать всем видом превосходство
ЕЁ точки зрения над нашей. Ее выбор — жить в бесчудесном мире! :) И это не камень
в ее огород — это трактовка ее слов. Она сама так написала, что хочет жить без чудес.
Причем отмахиваясь от мысли, что игры окружают нас по всюду, и жизнь — это ни что иное,
как игра, где мы все играем свои роли. На этом строится теория игр.
Об этом писал Эрик Берн и многие другие психологи, исследователи игр и игротехники.
Сейчас читаю Йохана Хёйзинга «Homo Ludens», и там тоже об этом…
Я написал этот отрывок не для того, чтобы «пожаловаться» на хейтеров и в очередной раз
устроить публичную казнь с изгнанием. Этот отрывок важен для того смысла,
который я заложил в этот выпуск, и я надеюсь, что вы его сумеете уловить.
Любое действие рождает противодействие, так гласит третий закон Ньютона.
Дама высказала в комментариях свою точку зрения, которую мы приняли.
Но ДОПУСТИТЬ и порассуждать, что наша точка зрения ВОЗМОЖНО может оказаться
более ИСТИННОЙ дама отказалась (естественно), и вместо того, что бы молча уйти
(ну не понимают тебя здесь — иди своей дорогой!) начала оказывать негативное действие,
на что получила негативное противодействие. И это было справедливо.
Проявляя мир — получай мир в ответ. Проявляешь борьбу — получай борьбу.
Только будь готов проиграть, потому что соперник может оказаться умнее, сильнее
и хитрее тебя. Гостей, которые хамят и ведут себя, как свиньи, уважающие себя хозяева
выставляют за шкирку, за порог, еще и пендаля под зад дают, чтобы летел далеко и долго.
И это не хозяйские прихоти, или монархические привилегии. Это естественный закон
природы и экологичности. «Что посеешь — то и пожнешь». Будешь пускать внутрь здоровой
растущей системы паразитов и вирусы — будешь получать разрушения.
Чтобы этого не происходило — должен работать иммунитет, жесткий и беспощадный.
Переходим к процессу создания из нигредо альбедо :) Приблизительно в 1980-ых годах
канадский философ российского происхождения, биолог, психолог, теоретик игр
Анатол Рапопорт создал программу-победителя, которая называлась «TIT FOR TAT»,
т.е. «ТО ЗА ТО». (Близкие по смыслу русские эквиваленты — «око за око, зуб за зуб»,
«что посеешь, то пожнешь», «ты — мне, я — тебе»). ТО ЗА ТО управлялась простейшим
из правил, и программа была самой короткой из представленных — без преувеличения,
длиной всего в 5 строчек. (Поэтому, если бы стратегии не были разработаны,
а появлялись в результате случайных компьютерных мутаций, она бы, вероятно,
возникла одной из первых).
«ТО ЗА ТО воплощала именно то, что означает ее имя. При первой встрече с любой
другой программой она начинала сотрудничать. Затем она воспроизводила все то,
что сделала другая программа при предыдущей встрече. Один хороший ход заслуживал
подобного ответного, равно как и плохой. Свойства этой стратегии почти так же просты,
как и сама стратегия. Если какая-либо программа демонстрирует тенденцию к сотрудничеству,
ТО ЗА ТО немедленно завязывает дружбу, и оба пожинают плоды кооперации.
Если же программа проявляет склонность к обману, ТО ЗА ТО сокращает потери благодаря тому,
что воздерживается от кооперации до тех пор, пока программа не исправится, и тем избегает
дорогой платы за наивность. Таким образом, ТО ЗА ТО никогда не становится жертвой повторно,
в отличие от неразборчивых в стремлении к кооперации программ». — Роберт Райт,
«Моральное животное. Новый взгляд эволюционной психологии».
Эту успешную стратегию мы заложили в «Благополучи-е», и были удивлены сами,
что эта стратегия существует в игре каким-то совершенно не рациональным образом.
Приведу парочку интересных случаев, которые я наблюдал во время тестирования игры.
Первый случай был такой. В «Благополучи-е» играла женщина-предприниматель,
которая, мягко говоря, по-хамски вела себя по отношению к другим игрокам.
Она проявляла ханжество, жадность, не шла на конструктивные переговоры,
пыталась продавить и подставить соперников, думая только о своей личной выгоде.
Когда мы обращали ее внимание на это, она обвиняла кого угодно, только не себя.
Женщина первой выбралась на второй уровень игры, а затем и на третий, ожидая скорую победу.
В нашей игре есть такой сюжет, который, чтобы не раскрывать все карты,
я назову условно «оружием для усмирения особо зарвавшихся». Это такая, определенная
«ложка дегтя». Игроку выпадает возможность проявить неэкологичность, и «наказать»
одного из других игроков. Обычно, если в игре все дружественно настроены друг к другу
и сотрудничают — нет повода для этого, и игроки этой возможностью не пользуется.
НО В ДАННОМ СЛУЧАЕ, один игрок вытащил эту карту, и «наказал» эту наглую женщину,
хотя она ему лично ничего не сделала. Этот игрок видел, как она себя ведет по отношению
к другим, и вернул ей «её же бумеранг». И мы сделали этот сюжет в игре СПЕЦИАЛЬНО,
именно для этих целей. Это не месть, прошу заметить — это справедливая закономерность,
принцип «ТО ЗА ТО». Женщина была в шоке, но потеряла все и спустилась с «небес на землю»,
так и не выиграв в тот раз.
Эта возможность — оружие! Инструмент! Им можно поставить человека на место,
а можно и невинному причинить вред — все зависит от того, в чьих руках этот инструмент
находится. Порой и неэкологичные вещи в нашем мире нужны для баланса мира экологичного.
Простой пример из природы — акулы, змеи, пауки, саранча, осы, клещи, комары не очень
приятные существа, порой опасные для жизни человека, но не будь их, природа бы
бедствовала от дисбаланса. «Каждая поганка в лесу чему-нибудь надобна» конечно.
Но все-таки мы привыкли змей и пауков, клещей и комаров от своего дома отгонять,
или даже убивать их, чтобы они не причинили нам вред — и это справедливо.
Тут либо мы их, либо они нас :) Надеюсь, метафора понятна.
Надо отметить, что та женщина очень сильно изменилась с тех пор.
Она обратила внимание на свое поведение. Тот случай с возмездием заставил ее
задуматься не только над поведением в игре, но и в жизни. Ее накрыл мощный
кризис, который изменил ее — и теперь она ведет себя с людьми намного экологичнее.
Она принимала участие и в следующих тестах, и мы заметили, как сильно она изменилась!
И когда играла в третий раз — победила :) А людям общаться с ней стало намного легче и приятнее.
И что самое интересное, в бизнесе дела в гору пошли. Казалось бы, да? Причем здесь игра? :)
Но это я описал закономерность, на которую влияют люди.
Человек «вернул бумеранг» человеку. А вот теперь будет настоящая магия,
потому что бывает так, когда ИГРА сама, каким-то необъяснимым образом
возвращает бумеранг человеку.
На презентации игры играли 18 человек — по три команды за тремя столами.
Я, Татьяна Акимова и Изабелла Воскресенская вели по одной команде.
За моим столом оказался один мужчина, который своему «соседу» в начале игры сказал:
«Ну если что, я потом просто рэкетну тебя, отожму твой бизнес и все, но без обид, ок?»
— не помню точно, как он сказал, но что-то в этом роде. Посмеялся, отметил потом,
что пошутил, а я обратил на это внимание и сказал ему, что бы он записал себе это где-нибудь
слово в слово, что это пригодится ему для рефлексии. И началась игра.
Прошло 5 часов игры. Этот самый мужчина вышел на третий уровень,
и начал смело рисковать, не задумываясь о последствиях. И вот ему выпадает сюжет,
где у него игра ОТБИРАЕТ важный ресурс, без которого не может существовать его
организация, в связи с тем, что он бездумно рискнул. И таким образом он теряет
организацию, падая на самый первый уровень игры — в самое начало. Далее, конечно же,
мужчина стал говорить, что такого в жизни не бывает, что это игра дурацкая, и правила
плохие, что создатели неграмотные и все в этом духе. Видите, снова этот момент —
«виноват кто угодно, но только не я». А дальше он говорит фразу, от которой у меня,
если честно, пошли мурашки по рукам. Он говорит: «Это же как рэкет! Меня тупо
рэкетнули, как в 90-ые!»… Помните, что он сказал своему соседу вначале игры?..
ВЫ ПОНЯЛИ ЧТО ПРОИЗОШЛО? Игра сама «вернула бумеранг» игроку, согласно
его убеждениям, которые он открыл перед началом игры, хоть и в шутке, но прям
«оговоркой по Фрейду». Никто из других игроков специально не возвращал бумеранг
этому игроку — это сделала САМА ИГРА, как будто по какой-то случайности. Так сложились
обстоятельства — была вытянута определенная карта возможностей и принято игроком
ошибочное решение. Но самое главное — какая реакция у игрока! «Меня рэкетнули!»,
хотя сам выдал такое отношение к другому игроку.
Случайность это, магия, или успешно работающий принцип ТО ЗА ТО — не знаю.
Одно могу сказать точно, по моим наблюдениям — игра, как будто что обладает
каким-то интеллектом, и вычисляет не добросовестных игроков. Хотя это не
компьютерная программа, но как-то так все время складывается.
Каждый получает по заслугам, что сеет — то и пожинает.
Еще была история с одним моим другом. Мы играли в «Благополучи-е»,
когда она еще была в виде нарисованной от руки схемой на куске ватмана.
Он скопил 35 миллионов игровых денег, двигался впереди всех, был самым богатым.
Но победил не он, а моя жена, и с не особо крупной суммой на руках. Когда это произошло,
он взбеленился, и стал обвинять неправильные правила, и что так не должно быть
— у него же больше всего денег! А конец игры вообще похож на смерть —
«И чо я теперь с этими деньгами буду делать?» — возмущался он. Вот именно, деньги
на тот свет не возьмешь — и чо ты с ними будешь делать? «Я бы вложился куда-нибудь»
— отвечал мне он. На что я ему ответил — «Игра давала тебе огромное количество шансов
вложиться в разные добрые дела, но ты этого не делал, потому что на игроках и на тебе
лично это никак не отразиться, и ты просто копил деньги. А сколько таких миллиардеров,
которые понимают, что инвестиции ни на них, ни на их дружках никак не отразятся,
и поэтому не вкладывают? А к концу жизни теряют смысл в своих золотых горах».
Можно назвать игру детской забавой, или виртуальным миром, который не имеет
ничего общего с реальностью. И что играть — это пустая трата времени, развлечение, забава.
Но игры бывают разные. «Благополучи-е» — ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ игра! Обучающая.
Это игра-тренинг, а не просто для одноразовой забавы. Она служит зеркалом для того,
кто в нее играет. Она служит тренингом, руководством к действиям, подсказкой к реальной жизни.
Поиграв, вы можете извлечь для себя уроки и ПОМЕНЯТЬСЯ. И будьте уверены — игра видит
вас насквозь :) Она вернет вам ваш бумеранг «сполна», и вы даже не будете знать,
каким образом она это сделает.
Даниил Воскресенский.
П.С. Та дама, про которую я писал в начале выпуска, в переписке стала доказывать,
что она и без всяких игр заработала себе состояние, квартиры, дома, машины,
и писала это с таким апломбом, что как будто она пытается мне доказать что-то.
Но я думаю, что людям, которые РЕАЛЬНО пришли к успеху, достатку, состояниям,
машинам, квартирам и домам — не нужно ничего доказывать, они и так знают — что у них
это есть. А если люди добросовестные и порядочные, они не станут этим бравировать
с задачей самоутвердиться, как эта дама.
Весь проект Основы Деятельного Образования существует по принципу ТО ЗА ТО.
Мы, как психологи, показываем вам зеркало. «А на зеркало пенять нечего, коли крива рожа»
— И. Воскресенская, Сказки.
Игра, обладающая терапевтическими свойствами ЗДЕСЬ: https://navyki-pokoleniy.ru/blagopoluchi-e
Экземпляры разлетаются, как горячие пирожки. Не упустите ценные возможности, они не бесконечны.
Следующие выпуски про психологию игр и игровую психотерапию будут здесь:
Основы Деятельного Образования — если вы еще не с нами, может быть, так сложились
игровые карты жизни, что вы нас нашли, и пора нам дальше идти вместе? :) Присоединяйтесь к нам!
Я прочитала инструкцию к игре и нахожусь в предвкушении. В игре заложены различные уровни мышления и возможностей, в зависимости от того, где находится человек. А еще игра позволит «побывать в шкуре» бизнесмена и могущественного человека, находящегося на бытийном уровне, попробовать порассуждать, как он, встретиться с его заботами, проблемами, выборами, попробовать действовать в другом масштабе и решить для себя, а надо ли мне туда идти? А как я хочу жить? На каком уровне? С каким целями, задачами, мечтами?
Во главе угла — экология: умирает один игрок, умирают все. На лицо и ответственность друг за друга и взаимосвязь людей, процессов, решений и последствий этих решений. А название!!! Я сперва не поняла, зачем -е через дефис, а сегодня дошло до меня!!! Так что Благо получила и скоро начну играть!!! Браво!!! — Елена Черкасова».
******
Ну, так как жить будем? С чудесами, али без? :)
Заполните форму ниже, что бы подписаться на рассылку и получать свежие выпуски прямо на почту!