Библиотека » Статьи »

Система образования против нас? Образование и геополитика.

 

 

 

Здравствуйте, стремящиеся к знаниям! Мы продолжаем главную тему нашего

проекта – деятельное образование. Сегодня мы поведем разговор в большом масштабе

всего мира и государств. Потому что страна наша не существует на отдельной планете – она

существует среди других стран, континентов, культур, и не может быть абсолютно независима

от внешних обстоятельств.

 

 

 

Или все-таки может? Вы как думаете?

 

 

 

Образование граждан и их социальная востребованность, в первую очередь,

определяют место страны на мировой политической и экономической арене.

Потому что граждане страны – это её человеческий капитал, а воспитание и образование

отвечают за его качество.

 

 

 

Требования к образованию зависят от технологического уклада, в котором, в данный момент,

существует страна. Технологический уклад – это уровень технологий, науки и производства,

который существует в государстве на данный момент времени. Впервые этот термин был

предложен в 1986 году советскими экономистами Д. С. Львовым и С. Ю. Глазьевым в статье

«Теоретические и прикладные аспекты управления НТП».

 

 

 

Если технологический уклад меняется, соответственно ему должно меняться и образование.

Образованные люди взаимодействуют с технологиями, участвуя в экономике: производстве

и научном прогрессе.

 

 

 

Происходит ли это на самом деле?

 

 

 

Ученые выделяют на сегодня 6 основных технологических укладов, по которым развивалась

наша цивилизация:

 

 

Нулевой тех. уклад: для первобытнообщинного строя. Производство строилось на технологиях

ручного труда, использовались: ветряная и водяная тяга (мельница), лошадиная тяга (плуг, транспорт),

гончарный круг и т.п.

 

 

1-ый тех. уклад: основная технология — текстильная промышленность, появление

ткацких станков (1770-1803 гг.)

 

 

2-ой тех. уклад: появление парового двигателя и железных дорог (1830 – 1880 гг.)

 

 

3-ий тех. уклад: появление электротехники и развитие химии (1880-1930 гг.)

 

 

4-ый тех. уклад: появляется двигатель внутреннего сгорания, развивается

автомобилестроение и химический синтез (1930 – 1970 гг.)

 

 

5-ый тех. уклад: появляется электроника и компьютеры (1970 – 2010 гг.)

 

 

6-ой тех. уклад: робототехника, нанотехнологии, искусственный интеллект (2010 — …?)

 

 

 

В эпоху 1-ого тех. уклада в мире сформировалась Прусская система образования – то есть

гимназическая система: учитель у доски, ученик за партой (была построена на основе

монастырских школ средневековья). Главной ее особенностью было то, что она выпускала

производителей для развивающегося индустриального строя. То есть эта система образования

обеспечивала переход на следующий 2-ой технологический уклад, и до сих пор является

основой школьного образования, которое нам известно. Хотя на пороге уже 6-ой тех. уклад!

Опаздываем, граждане!

 

 

 

При переходе в 4-ый тех. уклад перед 2-ой Мировой Войной, СССР достаточно успешно,

с необходимыми изменениями, внедрил этот подход в свою систему образования,

подготавливая инженеров-производителей для построения индустрии молодого государства.

Поэтому основа этой системы была математика (ее обязаны были знать все, даже музыканты

и художники) и идеологическая литература (по своей сути — вдохновляющая пропаганда):

«Слава героям труда!», «С трудовой победой, товарищи!». «…Зато мы делаем ракеты, и

перекрыли Енисей, а также в области балета мы впереди планеты всей…» (Ю.Визбор) .

Важно: это образование было БЕСПЛАТНЫМ, и полностью обеспечивалось государством.

Поэтому страна быстро развивалась.

 

 

 

Только вот, на вершине своего триумфа удержаться не смогла. Видимо, одной идеологии

и математики все-таки мало… Люди хотят жить СВОБОДНО, счастливо, в радости, благополучии,

с перспективами, а не бесконечно быть винтиками в большом механизме, постоянно перевыполняя

какой-то план, который поставила партия, утешая себя мечтами об утопичном коммунистическом

будущем.

 

 

 

Из-за событий 80-ых и 90-ых годов мы не смогли перейти в 5-ый технологический уклад,

и практически стали страной третьего мира.

 

 

А что же происходило в это время в западных государствах?

 

 

 

При переходе на 5-ый тех. уклад в мире создается Болонская (Европейская) система образования,

истинная роль в экономике которой: извлечение прибыли за счет неэквивалентного обмена

с государствами третьего мира (по исследованиям русского физика, историка, социолога,

известного прогностика С.Б. Переслегина). Эта система подготавливала уже не производителей,

а потребителей (сегодня мир как раз переживает кризис потребительской системы капитализма).

Хорошее образование при переходе на 5-ый уклад становится ПЛАТНОЙ УСЛУГОЙ.

Что мы и имеем сейчас (по другому не получается — таков век капитализма).

 

 

 

Россия в Болонскую систему не вписывается! Поскольку попытка перехода на Болонскую

систему полностью разрушила Российскую систему образования. Все что мы имеем от тестов

ГИА, ЕГЭ, ОГЭ и т.д. – это инструменты контрреформы российского образования, которая

делалась в интересах мировых капиталистов-монополистов (внимание: не только Западных,

у нас и своих хватает!). Судя по всему, в их интересы не входит процветание России – в этом мы

уже убедились неоднократно.

 

 

 

«Совок» рухнул, ведущие мировые государства вошли в 5-ый тех. уклад, прямо сейчас входят в 6-ой (!),

а наша страна осталась «у разбитого корыта» экономики, мы явно отстаем.

 

 

 

Однако, не весь мир живет в одном и том же технологическом укладе. До сих пор есть страны,

которые живут в предыдущих тех. укладах. Есть и первобытные племена, которые живут в

нулевом укладе! Но ВАЖНО ПОНИМАТЬ: управляют миром и имеют право на суверенитет

ТОЛЬКО ТЕ СТРАНЫ, которые живут в условиях передового уклада! Если страна отстает

в технологическом укладе – она становится сырьевым придатком других передовых стран.

Становится колонией, которой с колен подняться уже очень трудно.

 

 

 

Будем грустить у разбитого корыта и, вздыхая, завидовать благополучным странам? Или?..

 

 

 

У России, на самом деле, есть (пока еще!) все шансы настроить свою экономику на 6-ой тех. уклад,

в том числе, если она проведет правильную образовательную реформу. Мы думаем, что для того,

чтобы поставить на ноги российское образование, необходимо использовать и опыт прошлого,

и все современные инструменты обмена информацией и технологии обучения, которые существуют

на данный момент, а также, возможно, которые появятся в будущем.

 

 

 

Отчаянный спор: нужно или не нужно внедрять дистанционное образование, или оставить прежние

очные формы – нам кажется бессмысленным! Необходимо использовать И ТО, И ДРУГОЕ!

Главное – что бы было эффективно и экологично.

 

 

 

На самом деле, важнее не этот вопрос, а совсем другой: ЧТО мы получаем в результате школьного,

средне-специального и высшего образования? Не важно: очное оно, заочное или дистанционное.

Вот о чем следует думать.

 

 

 

Если речь идет о том, что сейчас передовые страны переходят на 6-ой технологический уклад,

который характерен развитием робототехники, нанотехнологий и искусственного интеллекта,

стало быть, и учить граждан (внимание: не только ДЕТЕЙ!) необходимо конструктивному и

экологичному взаимодействию с этими технологиями! Страна, которая обеспечит такое передовое

образование БОЛЬШИНСТВУ своих граждан, и обеспечит им реализацию своих навыков

с достойным уровнем жизни — будет главной на международной политической и экономической

арене. И в такой стране общество будет процветать, будет любить свою страну, будет благодарно

правителям, и люди не захотят такую страну покидать. Видите, и никакой пропаганды для этого

не нужно…

 

 

 

Любая смена технологий несет с собой опасность. И смена технологических укладов,

если вы понаблюдаете за историей, всегда сопровождается войной. Сейчас многие

политики и социологи говорят о том, что в мире УЖЕ ИДЁТ Третья Мировая Война – война

гибридного типа: она делается не столько с помощью оружия (конфликт в Сирии и митинги

внутри государств), сколько с помощью битвы идеологий и психического воздействия на людей.

Яркий пример тому: пропаганда, дезинформация, провокации и COVID 19.

 

 

 

В масштабе государств война всегда является инструментом конкурентной борьбы. За что всегда

борются конкуренты? За ресурсы и потребителя.

 

 

 

У всякой медали две стороны. Нет худа без добра, и добра без худа. Тех. уклад помогает обществу

жить лучше, но в смене тех. укладов есть две самые большие проблемы. Первая: отсутствие желания

и готовности людей жить по-новому, меняться, учиться. Вторая: опасности, которые несут новые технологии.

 

 

 

Сначала про первую. При смене тех. укладов всегда растет безработица, поскольку многие

специальности предыдущего технологического уклада утрачивают свою актуальность.

Так происходило всегда, так происходит и в этот раз. Сегодня Мир стоит на пороге новой

тотальной безработицы, связанной с автоматизацией и роботизацией многих систем.

 

 

 

Уже устарели такие профессии, как: бухгалтер (считают программы, а не люди), копирайтер

(пишет сегодня чуть ли не каждый + ии научился уже создавать тексты), корректор (программы-редакторы),

библиотекарь (зачем он в электронной библиотеке?), дублер/каскадер (компьютерная графика), риэлтор

(приложения), экскурсовод (он-лайн гиды), журналист (каждый блогер сегодня своего рода журналист)

, билетер (автоматические турникеты), оператор call-центра (чат-боты), почтальон (точки раздачи посылок),

охранник (современные камеры и датчики), шахтер, фасовщик, сварщик, бурильщик, швея, носильщик, бетонщик,

официант и т.д. (их всех в скором времени заменят роботы). Полный список теряющих актуальность профессий

найдете здесь: https://luckyea77.livejournal.com/1314822.html

 

 

 

Скоро войдут в обиход такие специальности, о которых мы раньше даже и не слышали!

Например, IT-медики, биоэтики, технологи рециклинга, инфостилисты, управленцы детским

R&D, и т.д. Полный список возможных актуальных профессий на ближайшие 10 лет (до 2030 года)

вы найдете на этом любопытном сайте: http://atlas100.ru/catalog/

 

 

 

Торможение в смене тех. уклада происходит тогда, когда люди держатся за свои старые профессии,

не желая обучаться новым, и когда система образования обучает устаревшим навыкам.

Экономика тормозит свое развитие из-за отсутствия модернизации, соответствующей времени,

вот людям и негде работать по новым специальностям (за адекватные деньги)! Где они работают?

Правильно — в странах, где есть место для реализации их навыков за соответствующий гонорар.

 

 

 

К тому же, новым технологиям часто препятствуют монополии, основанные на предыдущих технологиях,

они-то и развязывают войны. Сами понимаете, нефтяным и газовым магнатам не выгодно,

чтобы люди перешли на другие, более совершенные энергоносители, в таком случае эти

магнаты обанкротятся. А тратить деньги на перевод своей промышленности в новый уклад

они не хотят — сложно слезть с нефтяной и газовой «иглы».

 

 

 

Теперь про вторую проблему: опасности, которые несут новые технологии. Когда-то во времена

промышленной революции (во времена массового перехода от ручного труда к машинному,

от мануфактуры к фабрике, произошедший в ведущих государствах мира в 18-19 веках) люди

недооценивали опасность механизмов на фабриках и заводах. В результате чего было много

жертв на производстве, пока опытным путем не родилась техника безопасности. Сегодня

техногенные катастрофы случаются каждый день в разных уголках Земли. Никакая техника

безопасности не помогает…

 

 

 

Промышленность сильно загрязнила окружающую среду, и загрязняет до сих пор. Ни для кого не секрет,

что экология нашей планеты находится в опасности. Это проблема предыдущих технологических

укладов (со 2-ого по 5-ый), которая до сих пор не решена. Возможно, нам в этом помогут технологии

6-ого уклада. Но у него есть и свои опасности, другие…

 

 

 

Сегодня ученые различных отраслей науки всерьез бьют тревогу о преимуществах ИИ над человеческим

разумом. Об этой проблеме предупреждали еще фантасты 20-ого века. Человечество рано или поздно

перейдет в эпоху РОБОвладения. С возможным появлением у роботизированных систем самосознания,

еще не известно, кто к кому попадет в рабство. И будет ли у искусственного интеллекта вообще надобность

в человечестве?

 

 

 

Даже такая сегодня актуальная и востребованная специальность, как программист, может отпасть – машины

сами станут себя программировать. Сейчас «весь интернет» (во всяком случае те, кто в теме) — на ушах стоит

по этому поводу — ведь кодирование в большинстве случаев такая же рутинная задача, как бухучет. Бухучет

уже сдали роботам, почему бы не сдать кодирование, как рутинную задачу?

 

 

 

Похоже, мы сейчас все балансируем на лезвии ножа. И европейский футуролог Герд Леонгард прав. Кстати,

не он один считает, что человеку бессмысленно конкурировать с машиной в области математики

и больших данных — эту битву мы уже давно проиграли. А вот в области чисто человеческих качеств — творческое

мышление, этические нормы, ПОНЯТИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ, эмоциональный интеллект, душевные

качества — мы ПОКА ЕЩЕ лидеры на планете, и именно эти качества стоит нам развивать в будущих

поколениях.

 

 

 

Об этом мы говорили в своем документальном фильме «Роды и судьба цивилизации», который

сняли в 2019 году. Если вы его еще не смотрели – можете посмотреть, он в открытом доступе по

этой ссылке: https://navyki-pokoleniy.ru/webinar/rody-i-sudba-civi..

Там во второй части мы говорим о трех возможных путях, по которым может пойти наша

цивилизация. Первый – деградация в первобытнообщинный строй, второй – техногенное общество

во главе с ИИ (цифровой фашизм), а про третий… Смотрите фильм!   Большинство студентов нашего

проекта выбрало именно его. Интересно, какой выберете вы :)

 

 

 

Про связь образования с технологическими укладами, про образование и сельское хозяйство,

экономку, культуру, подробнее о реформах (какими должны быть), про проблемы

дистанционного образования мы еще будем говорить в следующих выпусках. И о том

, какие у нас с вами есть возможности сегодня.

 

 

 

Интересно?

 

 

 

Пишите в комментариях, что вы думаете по этому поводу! Полезен ли был для вас этот выпуск?

Будем рады, если вы поддержите диалог!

 

 

 

Ставьте лайк и делитесь этим постом, если так же, как и мы, считаете эту тему важной,

чтобы к её обсуждению присоединились те, кто не равнодушен. Наше качественное,

деятельное образование и образование наших детей — залог нашего будущего и будущего

всей нашей страны!

 

 

 

 

Следующие выпуски будут выходить здесь: https://vk.com/osnovi_obrazovaniya — присоединяйтесь,

если вы еще не с нами! Чтобы точно не пропустить новые выпуски нашей рассылки,

жмите сюда – https://vk.com/app5898182_-126959450 так точно не пропустите!

 

 

 

Увидимся в следующем выпуске!
Изабелла и Даниил Воскресенские
direct@navyki-pokoleniy.ru

 

 

П.С. Для того, чтобы возникли гении, способные вывести цивилизацию на следующий уровень,

необходима соответствующая СРЕДА! Гением мало родиться – талант должен попасть на

благоприятную почву. Этой почвой может стать всеобщее доступное передовое образование,

которое, пока еще, мы сегодня называем ЭЛИТНЫМ.

 

 

 

В опросе о необходимости реформ в системе образования нашей страны 560 человек

(88% респондентов) проголосовали ЗА реформы. Были и те, кто в комментариях выразил

свое негативное отношение и сомнения насчет распространения элитного образования для всех.

Не понравилось людям слово «элитный».

 

 

 

Почему? Поговорим в следующих выпусках – это важно!


 
Нажмите сюда, чтобы поделиться этим выпуском в соц. сетях →

Не успеваете за новыми выпусками?

Заполните форму ниже, что бы подписаться на рассылку и получать свежие выпуски прямо на почту!