Библиотека » Статьи »

ШКОЛА ИЛИ НЕ ШКОЛА? РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

 

Всем привет! Стремительно все меняется в этом мире! Вчера еще все шло по накатанному шаблону: роддом, декрет, ясли, детский сад, школа.
Кто-то всеми силами цепляется за этот, когда-то бывший успешным, понятный и привычный алгоритм. А кто-то ищет новые возможности и решения. И хотя этот выпуск для вторых, но и первые, при желании смогут для себя взять что-то полезное.

 

Сообщение в группе тренинга Основы Деятельного Воспитания:

 

====

 

«Как оказалась, я абсолютно не готова объяснять ребенку основополагающие понятия базовых наук. Муж против того, чтобы отдавать дочь в детский сад и школу. Даже если ребенок находится на домашнем обучении, он все равно должен проходить аттестации в школе. Встает вопрос о поиске учителей. Ни в жизни, ни по Интернету их просто так не найдешь. Нужно знать, где искать. А если ребенок идет все же в школу, то до скольких лет по закону можно откладывать этот момент? Какой врач дает заключение о готовности ребенка к школе? Психолог? Невролог? Одна сплошная головная боль… Педагог по образованию ».

 

====

 

Итак, с чего начнем? С постановки целей и задач. Чего хотим-то?

 

Первое: разберемся с домашним и семейным образованием – это разные вещи. сегодня все смешивают в кучу, поэтому давайте разберемся в понятиях:

 

При Домашнем Образовании ребенок прикреплен к школе, но не ходит в нее по СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ и перевод на домашнее обучение решается врачебной комиссией. При этом ответственность за образование лежит на школе, и к ребенку на дом ОБЯЗАНЫ ходить учителя (ну, примерно, как участковый врач, которого вы вызываете на дом) с целью образовать школьника по школьной программе. Качество – сами понимаете какое. По сути это заочная программа для школьников, “галопом по европам”.

 

Семейное Образование – это совсем другое. Ребенок прикрепляется к школе (дистанционно или реально) для сдачи тестов и контрольных, чтобы иметь возможность пройти государственную аттестацию. ВСЯ ОСТАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за образование ребенка лежит на родителях: по какой программе, по каким учебникам, где, с кем и с какой скоростью. Конечно, многие родители к этому не готовы. Потому что, знать математику (русский язык, чтение, природоведение и тд.) и уметь объяснить ее ребенку – это абсолютно разные вещи:

 

 

«Дипломированные специалисты – учителя, сами с этим плохо справляются, куда уж нам, родителям, которых никто не учил педагогике, обучать своих детей… Страшно! Уж если педагоги боятся, что другим родителям делать…».

 

 

Сейчас над этим много смеются, но именно дело начального образования подчиняется пословице «хочешь сделать хорошо – делай сам». Никто кроме родителя не может научить ребенка понятийному мышлению. Это не лирическое выступление, это исследования последних лет – 90% образования и социализации В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ происходит в семье. ВАЖНО ВАШЕ ЛИЧНОЕ РЕШЕНИЕ – всё остальное просто технические детали, а вовсе не головная боль.

 

 

Вопрос поиска учителей – ну зачем так панически? Не учителей! А учИтеля – вы же помните, в начальной школе ОДИН учитель, почему бы вам не стать им самим? Ну хорошо, хорошо, разные бывают обстоятельства… Тогда вам нужно найти ОДНОГО УЧИТЕЛЯ (но, конечно, это дороже, чем обучать ребенка самому, и опять же найти надо ХОРОШЕГО).

 

 

К какой школе прикреплять? Да этих школ сейчас пруд пруди! И это здорово! Это вообще не проблема. Специально никаким школам рекламу делать не собираюсь. Но, господа, нетрудно написать в любом поисковике: «школы к которым можно прикрепиться на семейном обучении» и вам выскочит огромное количество разных школ к которым можно прикрепиться – выбирайте. Далее уже эта школа вам предоставит услуги школьного психолога, который разберется, готов ваш ребенок к школе или нет. Это ответ на вопрос: «Какой врач дает заключение о готовности ребенка к школе? Психолог? Невролог?» И НИКАКОЙ ГОЛОВНОЙ БОЛИ.

 

 

*Документы для перевода на СО прикрепляю внизу статьи.

 

 

«А если ребенок идет все же в школу, то до скольких лет по закону можно откладывать этот момент?»

 

 

Здесь вообще все просто. По закону РФ «Об образовании» ФЗ №273 от 29.12.2012 ребенок должен идти в школу не позже 8-ми лет, при этом месяцы не учитываются. Я как невролог, советую отдавать именно в восемь, а не в семь, и не в шесть тем более. Хотя, конечно, каждый случай необходимо рассматривать индивидуально. Иногда можно и позже отправить ребенка в школу, но тогда уже этим будет заниматься ПМПК – Психолого-медико-педагогическая комиссия.

 

 

Самый главный вопрос в послании отчаявшейся мамы, на самом деле, это вот этот: «Как оказалась, я абсолютно не готова объяснять ребенку основополагающие понятия базовых наук».

 

 

ВООООТ! С этого и начинаем на самом деле. Потому что цель любого образования и воспитания, это научить ребенка учиться самостоятельно всему, что ему понадобится в будущем. А вы знаете какое у него будущее? Нет. И никто не знает. Известно на сегодня только то, что мир не перестанет меняться, а это значит, что учиться новому придется ВСЮ ЖИЗНЬ. А для этого у ребенка необходимо сформировать понятийное мышление и успеть сделать это до 13 лет. И формируется оно на основе базовых понятий наук: логика, математики, родной речи, природоведения (именно природоведения, как основы естественных наук, а не окрошки из фактов под названием «Окружающий Мир»). Поэтому начинаем с базовых основ, с ЛОГИКИ. Обучаем родителей обучать детей логике с 4-х лет (можно и раньше):

 

 

====

 

 

«Отклик на весь курс “Логика”. Добрый день! Мое главное чувство после прохождения курса “Логика” – ясность. Ни разу в жизни я не училась тому, как МЫСЛИТЬ! И в итоге в красном океане информации, проливающейся на современных людей в огромном объеме, я запуталась. В 30 лет мне как воздух нужна была ясность. Я пришла в проект ОДО с задачей – узнать, какие вопросы себе надо задавать, когда ты на распутье, когда правильный путь скрыт за чередой препятствий и падений, и хочется выбрать лёгкий, но ведущий на дно. И я нашла то, что искала. Но попутно обрела целую систему мышления, а не просто вопросы.

 

 

Честно говоря, этот тренинг был полезен мне лично, я в первую очередь в своих интересах стала его проходить. Но те игры, задания и примеры, которые предложили ведущие, позволили понять, как развивать логическое мышление даже в 4 года и какой это на самом деле важный подарок на всю жизнь для человека – с самого детства уметь мыслить логически. Насколько это сократит его путь к пониманию собственного предназначения и позволит стать успешными и счастливыми.

 

 

Я уже на автомате проговариваю детям алгоритмы, мы вместе сортируем вещи по разным категориям, перед началом творческого занятия проговариваем мини проект, подготавливаем ресурсы…

 

 

Мне предстоит большая работа по расчищению жизни от лишних убеждений и желаний, при этом открыть свою истинную сущность. Но я уже вижу изменения в отношениях с другими, в своей уверенности в себе. Теперь нужно оттачивать навык и радоваться ясности, позволяющей на “нить” моей жизни одевать только нужные “бусины”.

 

 

Огромная благодарность всем членам команды ОДО за вашу работу! Тем, кто ещё только думает, пройти ли курс “Логика”, раскрою секрет – в нем будет бесценная практика, которая может вам помочь заработать денег в разы больше, чем вы потратите на тренинг;)
Публиковать можно, анонимно»

 

 

====

 

 

Ну, вот, у кого с логикой все в порядке, то и материальные проблемы решаются как бы сами собой :). А деньги на обучение понадобятся, конечно, но открою секрет, на СО в разы меньше. Вчера разговаривала с подругой у которой дочь идет в первый класс, та самая, мама Веры из прошлых выпусков. Она удивленно мне сообщила, что оказывается, она сильно сэкономила на школьной форме, массе ненужного никому дидактического материала, и «школьных поборах» :).

 

 

Следующий шаг в обучении обучать своих детей после Логики – Математика. Словами участницы этого тренинга, преподавателя ВУЗа:

 

 

====

 

 

«Отзыв на весь тренинг «Математика для детей и взрослых». Этот тренинг – второй из серии «Школьные предметы для детей и взрослых» проекта ОДО. Сейчас многие компании и проекты предлагают услуги по обучению детей. По сути – тот же аутсорсинг, что и школа, но только более качественный. Многие выбирают такой вариант. Немало и тех, кто ставит задачу обучить ребенка дома, т.н. «семейники». И для них есть много предложений на рынке образовательных услуг – планы уроков, программы, учебники. Но, по моим наблюдениям, ни в том, ни в другом случае не решается задача обучить родителя как самому предмету (а ведь не секрет, что далеко не все родители могут сказать, что хорошо знают даже базовые предметы – русский язык и математику), так и приёмам, и методам обучения ребенка. И тогда, увы, семейное образование становится лишь более комфортным вариантом школы. Идеальный вариант – ребенка обучает родитель, владеющий предметом, методикой его преподавания, знаниями в области возрастной психологии, способный вызвать живой интерес к предмету и мотивировать к дальнейшему самостоятельному его освоению. И просто супер, если родитель может показать смысл учебы и ее связь с жизнью.

 

 

В тренингах ОДО родители становятся именно такими учителями для своих детей – компетентными, уверенными, творческими. Идет серьезная работа на разных уровнях – с сомнениями и страхами самих родителей, которые тянутся из их детства, с предметной областью, с принципами обучения ребенка.

 

 

Тренинг «Математика» прошел под девизом «Математика создана для упрощения», и это для всех участников стало инсайтом. Даже для тех, кто хорошо знает этот предмет))). На том пути, который мы прошли за эти 11 занятий, у каждого обнаружилась своя «болевая точка», что-то, что было недопонято в школе и, если и делалось, то делалось «на автомате». Для меня это была тригонометрия. Но после двух занятий все стало понятно и просто.

 

 

Весь курс математики для 1-4 классов (и даже больше) уложился в 11 занятий! Просто фантастика! Я мало у кого слышала такие понятные объяснения, как у наших замечательных тренеров – Изабеллы и Лены. И они не просто объясняли материал – они показывали, как объяснять его детям, на чем заострить внимание, как определить, понял ли ребенок материал или нет, как его закреплять и отрабатывать. Они научили видеть математику во всем, что нас окружает. Я, например, не знала, что такое натуральные числа и почему они натуральные. А оказалось все просто, и тесно связано с жизнью! Иррациональные числа – вообще математика на грани искусства, и это оказалось так волшебно – увидеть и показать ребенку эту красоту, зашифрованную в числах. Мне кажется, тренерам удалось самое главное – показать красоту и простоту математики, увлечь ею нас, взрослых людей, и мы уже сможем передать это своим детям. Ведь без азарта, увлеченности нет прогресса в предметной области. А какой учитель сейчас может похвастать тем, что сумел увлечь взрослых тетенек решением тождеств и возведением дробей в степень? И, конечно, особая ценность тренинга – в обучении выстраивать экологичные отношения со своими детьми. Математика «из-под палки» – это точно не про участниц тренинга. Математика как источник положительных эмоций – от общения с родителем, от кайфа, что все понятно – это про тренинг, который мы прошли! Татьяна.»

 

 

====

 

 

Далее по плану Робототехника и Родная Речь. В робототехнике начнем с создания мини фермы. Почему именно с нее? Об этом позже отдельный разговор.

 

 

Но тем, кто заинтересован в том, чтобы начать обучать своих детей САМОСТОЯТЕЛЬНО, рекомендуем начинать с тренинга Основы Деятельного Воспитания, до Логики и Математики. Прежде чем приступить к предметам, стоит понять для себя вообще, что такое воспитание (вы очень удивитесь, когда поймете, что мало, кто реально это понимает), понять основы возрастной психологии и, самое главное, как меняется роль родителя на разных этапах развития ребенка.

 

 

Стоит понять, как выстраивать с ребенком доверительные отношения, как говорить о жизни, о смерти; как реагировать на мат, на ложь; как разговаривать о сексе и о деньгах. Что такое Материнская и Отцовская любовь, чем отличаются, как воспитывать детей родителям-одиночкам. Мы еще много чего интересного в этом тренинге приготовили. В 14 занятий мы уместили ГЛАВНОЕ в педагогике, что необходимо как воздух знать и уметь родителям:

 

 

=====

 

 

«Добрый день, уважаемые Изабелла и Даниил. Хочу вас от всего сердца отблагодарить за этот прекрасный тренинг, за возможность стать лучше в такой области как родительство и воспитание детей. Я очень рада, что пришла в этот тренинг, удержалась в нем, хотя где-то в середине тренинга часто было сложновато комбинировать детей и участие, так как коронавирус заставил нас сидеть дома и не высовываться. Каждую неделю я получала очень много новых знаний, точек зрения и впечатлений на темы, которые вроде бы уже понятны. Этот тренинг просто вау, и я очень горжусь в том числе собой, что я смогла дойти до конца!

 

 

Благодаря тренингу изменилось многое во мне, в моем отношении к детям, к себе, к мужу. Появилось ясность, что и как делать, на что акцентировать своё внимание. Я теперь знаю как и о чем разговаривать со своими детьми, как смотреть фильмы, мультики, как играть и как выбирать игры, как развивать мышление ребенка (пока даю готовые ответы, ребенок не думает) , как ставить цели, возрастные цели ребенка, на что обратить внимание в каждом возрасте, что не упустить и чему научить вовремя.

 

 

Мне очень понравилось, как в самом начале нам тренера создали такой контекст, в котором мы окунулись сами в свои ошибки по общению в семье, и как тренинг закончился выводом на одно из необходимых действий – мама и жена должна стать мастером контекста!

 

 

Благодаря этому тренингу, родительство перестало быть сложной задачей и грузом, а стало невероятно интересным и увлекательным путешествием по жизни со своими детьми.

 

 

Перечислять всё, чему я научилась в этом тренинге можно долго, кто тут был, тот и так знает, каждый возьмет столько, сколько может унести сейчас, но конспекты никуда не денутся, и можно возвращаться и повторять полученные знания.

 

 

Отдельно хочу поблагодарить участниц нашей группы, работа в группе была неожиданно обучающей, я увидела свои ошибки в общении. Спасибо, и до встреч на других тренингах. Наталья Герлинг».

 

 

====

 

 

Начинаем новый поток тренинга Основы Деятельного Воспитания. Старт обучения 9-го потока: 20 СЕНТЯБРЯ 2021. Подробности: https://navyki-pokoleniy.ru/odv-opisanie пока вход со скидкой 50%!

 

 

Тем, кто в него попадет, здорово повезет: группа набирается сильная – много «старичков» проекта ОДО. Тренинг проходит в игровом формате. Поиграем с пользой?

 

 

Ваша Изабелла Воскресенская
rodi@navyki-pokoleniy.ru

 

 

Пишите ваши отзывы и задавайте вопросы в комментариях!

 

 

ПС. Итак, каждый раз, когда мы начинаем какое-либо дело, первое, что необходимо сделать – это определить для себя ЗАЧЕМ? И ДЛЯ ЧЕГО мне это нужно? Насколько я готов в это дело вкладываться? Средствами, знаниями, временем, силами. СТОИТ ЛИ ДЕЛО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ МОЕГО РЕБЕНКА таких усилий с моей стороны? Именно с этих вопросов и следует начать, а остальное это решаемые по пути тактические задачи, не более.

 

 

В следующем выпуске расскажу про осанку, как невролог. Расскажу как школа портит спины наших детей, чем это грозит и что с этим делать. Дам полезные советы и практические упражнения. А также, следующие выпуски посвящу именно СЕМЕЙНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ – как пошагово и с минимальными потерями перевести на него ребенка, как организовать пространство, время, дисциплину, как построить обучающую программу. Если интересно, подписывайтесь на блог нашего университета для родителей: Основы Деятельного Образования – увидимся здесь! 😉

 

 

ППС 1.Уведомление о выборе формы обучения: https://disk.yandex.ru/i/JYzgyYZPisPQcw
2. Руководство по переводу ребенка на СО:
https://disk.yandex.ru/i/ABEGtqrov3BMWg


   
Нажмите сюда, чтобы поделиться этим выпуском в соц. сетях →

Не успеваете за новыми выпусками?

Не беда! Просто подпишитесь на рассылку проекта, чтобы регулярно получать новые выпуски статей, видеоролики и аудиозаписи на свою e-mail почту!