Библиотека » Статьи »

РУКОПИСИ – ГОРЯТ! Немного о письменности, каллиграфии и когнитивных способностях.

Как будто с ума все посходили! Стоило известным лицам в стране высказать мысль, что каллиграфия улучшает

функции головного мозга, как массы начали писать, что каллиграфия чуть ли не единственный возможный

способ развить и улучшить когнитивные способности детей. И начали размахивать этой каллиграфией как

знаменем времени (какого?), с призывами вернуть сей предмет назад в школьное образование.

 

 

Уверенна, что Татьяна Черниговская считает так же. Понятно люди ловят каждое слово, сказанное

этой умнейшей женщиной. Ловят… И подменяют смысл!

 

 

Я даже иногда испытываю настоящий страх перед написанием текстов, потому что непредсказуемо

совершенно, как смогут некоторые читатели исказить и подменить смыслы, которые я стремилась донести.

 

 

А всё потому, что люди очень плохо владеют логикой: понятиями, множествами, обобщениями, масштабированием,

систематизированием, пониманием причинно-следственных связей. Оно и понятно: логика-то как предмет из образования

давно изъята. Вот её бы я точно вернула. Но об этом разговор позже. Сегодня о каллиграфии.

 

 

Да, бесспорно, каллиграфия – хороший способ натренировать нервную систему к точным и сложным мелким

(координированным) движениям, возможно скучноватый в сегодняшнем мире, и явно не вписывается в темп

сегодняшней жизни. Наверное, еще этот метод нужен для тренировки усидчивости: как заставить ребенка

в неудобной позе сидеть 45 минут? И писать в прописи эти бесконечные палочки, крючочки и кружочки.

 

 

Я не могла в семь лет заниматься этой нуднятиной :))) палочки быстро превращались в забор, над которым

летали птицы и светило солнце :)) Мне хотелось танцевать и учиться играть на фортепьяно. Вот где моторика

развивается! А уж если на скрипке… Чуть пальчик в сторону отклонился на миллиметр и уже сфальшивил.

Одни гаммы чего стоят!

 

 

В мозге есть такое образование Substantia nigra (лат.) – черная субстанция. Это ядро внутри мозга отвечает

за мелкую моторику и лучше всего развито у музыкантов: нужно попасть четко по нужной клавише/струне

с нужным нажимом и длительностью, а то и несколькими пальцами сразу (аккорд) и двумя руками на разные

клавиши/струны и в разном темпе! Вот это я понимаю – тренировочка!

 

 

Я уверена, что если проверить развитие черного тела у современных детей, бацающих по кнопкам своих

гаджетов, то их Substantia nigra будет развита лучше, чем у каллиграфов 😃😁. Они же на гаджетах играют,

как музыкант на рояле! :)

 

 

Это не означает, что я против чистописания и вообще навыка ПИСАТЬ. Учится писать необходимо,

так же как читать и считать!

 

 

Письменность – великое достижение человечества. Она трансформировалась с течением времени

от надписей на песке, на скале, на глиняных табличках, на восковых досках, на меловых досках,

на бересте, на коже, на ткани, на пергаменте, на бумаге.

 

 

Носители и способы писать в течение времени менялись вместе с формированием языка и письменности

от клинописи до алфавита в Европе и символьной иероглифики на Востоке. Слева на право, справа налево,

сверху вниз, снаружи внутрь (так, например, устроен монгольский язык). То есть письменность очень

разнообразна, динамична, всегда в развитии. Как только язык останавливается в развитии, он становится

мертвым.

 

 

Язык продолжает развиваться, меняться (обратите внимание, что молодежь почти любого поколения

разговаривает на сленге, который не понятен родителям – и это НОРМАЛЬНО! Они вносят в речь новые слова,

подходящие к новым условиям мира).

 

 

Сегодня цивилизация развилась настолько, что бумажный носитель стремительно сменяется на виртуальный.

Многим это не нравится. Я не в курсе, может кто-то тоже предпочитал бумаге в своё время бересту или

человеческую кожу (эти экземпляры есть в библиотеках и различных музеях мира), и все-таки бумага

победила на много лет.

 

 

Это привело к книгопечатанью. Иоган Гутенберг перевернул страницу истории европейской

цивилизации, создав печатный станок в 1450г н.э. Книги стали доступны массам, а не только

избранным. Появился смысл учиться читать не только у знати. Началась эпоха Возрождения

(а возрождали-то что по сути? Культурные ценности, свободомыслие и тягу к познанию!)

 

 

Сегодня, пользуясь цифровыми технологиями, мы можем САМИ ПЕЧАТАТЬ что угодно. И письменные

тексты востребованы все меньше. Такова реальность времени. Мы перестали зависеть от типографии,

и кстати, у нас появилась возможность не перерабатывать древесину на бумагу. ТРЕБОВАНИЯ ВРЕМЕНИ

ИЗМЕНИЛИСЬ вместе с носителями текстов и способом эти тексты создавать.

 

 

Сегодня отказ от современных технологий равнозначен тому, как если бы вы в середине прошлого

века вернулись к лучине, вместо электричества, и гусиному перу. Конечно, и гусиным пером можно

написать «Онегина». Но вы видели рукописи Пушкина? Они очень далеки от каллиграфических :))

При этом он был неплохим художником графиком: у него же все поля портретиками изрисованы.

И он был и остается великим поэтом!

 

 

ПРИЧЁМ ЗДЕСЬ КАЛЛИГРАФИЯ? Не чистописание создает гения! Гения создает особый гениальный

способ мышления. Какой способ мышления при бесконечном повторе палочек и кружочков? Да,

машинный как раз, машинальный, тот, которого так бояться все противники цифровизации.

 

 

Машина не думает, она вычисляет. Ребёнок не думает, что он написал в прописях – над чем думать?!

Над лишенными смысла крючочками?!

 

 

Да, можно сравнить прописи с гаммами. Но сколько детей ненавидели музыку за эти гаммы и бросили

обучение, потому что они хотели играть МЕЛОДИЮ? Мелодию, несущую для них смысл.

 

 

Есть еще один важный физиологический момент. Нервная система ребенка, в 7-8 лет, не говоря уже о более

раннем возрасте, еще не созрела для абстракций. Крючочки и кружочки с палочками не несут за собой

предметного смысла. Уж лучше пусть рисуют зайчиков и птичек с солнышками и облаками – толку больше

и весело. Палочки? Забор с домиком, дверью и окошечком. Крючочки? Придумай красивый узор для орнамента.

 

 

Вы видите разницу? А к каллиграфии, если такая тяга появляется, можно вернуться в более зрелом возрасте,

как к медитации, искусству и дизайну шрифтов.

 

 

Я ненавидела прописи и быстро научилась писать письменные буквы без всяких прописей.

Я нормально писала, а меня все заставляли и заставляли писать эти крючочки, фу-у-у! :)))

В написанных словах был смысл, в бесконечных строчках из этих крючков смысла никакого не было.

Мой живой ум чах и высыхал.

 

 

Сегодня известно уже, чтобы ребенок научился быстро читать, его не нужно учить отдельным

буквам и слогам. Его сразу надо научить видеть слово, а затем и словосочетание, затем предложение

ЦЕЛИКОМ.

 

 

Прежде всего он должен научиться улавливать смысл и переводить его в ОБРАЗ. На этом построены

самые передовые методики обучения. Об этом будем говорить, когда будем изучать, как родителям

преподавать Родную Речь детям в новом тренинге проекта ОДО.

 

 

А каллиграфия РАЗБИВАЕТ целостную картину на детали, она в классическом виде – без образна.

Я понимаю, что сейчас каллиграфия в моде, и будут возражения. Но! Прежде чем возражать,

попробуйте посмотреть на эту проблему с разных сторон.

 

 

Сегодня на бедного семилетнего (а то и шестилетнего – с точки зрения невролога – полное безобразие)

ребёнка обрушивается такой объем информации, и такие непомерные требования, что застревать на деталях

просто нет времени.

 

 

Дети еще в 60-х годах приходили в школу и их УЧИЛИ читать, писать и считать. Целый год учили писать,

сначала карандашом в тетрадях в «косую», потом пером, будь оно не ладно с его кляксами! И только потом,

к концу первого учебного года, особо одаренным дозволялось взять в руки нормальную чернильную ручку

с пипеткой внутри (кто помнит?). В этих ручках всегда не вовремя заканчивались чернила, а еще они могли

потечь внутри портфеля безнадежно перепачкав все содержимое…

 

 

Сегодня в школе на это времени нет. Дети УЖЕ приходят в школу, умея и писать, и читать, и считать минимум

в пределах ста. Обучение этим навыкам уже давно легло на плечи родителей. Только их никто не учит,

как этому правильно детей обучать и когда.

 

 

Вот и получается, кто во что горазд! Ну, всякие дошкольные «развивалки» помогают, дет сады обязаны

научить… А как? Если ребенок НЕ СОЗРЕЛ физически для этих навыков?! Вы думаете он там чему-то

научился? Разочарую – вы можете глубоко ошибиться :)

 

 

Мои сыновья ходили в садик по Монтессори (я же, как и вы все, хотела быть лучшей матерью

на свете и выбрала самый лучший и блатной садик) в 90-е 😎 Да! Даниил складывал в уме в свои

пять лет шестизначные числа и больше. Его научили, буквально как цирковую обезьянку.

Смысла он в этих действиях не видел никакого!

 

 

В первый класс пришел, а ему сложи 2+3! И смысл в учебе математике исчез полностью для него!

Долгое время он никак не мог понять, что такое разряд в математике. Я сама была в шоке: миллионы

складывал, а тут… Так может сначала надо было разряды объяснить, а уже потом к миллионам переходить?

Может нужно было воспитывать изначально системный подход к математике? (По системному изучению

математики мы тоже готовим в ОДО новый тренинг для родителей и их детей).

 

 

С разрядами мы разобрались, когда в пятом классе началась информатика, и я объясняла ему смысл

двоичной системы исчисления, а заодно и двенадцатеричной, десятичной, и троичной и какой

угодно – главное принцип понять.

 

 

Их математичка ни смыслов, ни принципов не давала. Она ставила двойки за задачи решенные правильно,

но не тем способом, и говорила: «Я здесь не для того, чтобы вам что-то объяснять!».

 

 

Вернемся к каллиграфии. У моих сыновей вполне читабельный почерк, цифры и буквы пишут вполне

понятно и четко. И что не мало важно – они сами его понимают! (Оказывается, у некоторых с этим проблемы!

Написал, а что сам написал – не понятно!). Даня вообще в юности целые романы многотомные писал.

Прописями я их не мучила – они просто рисуют с детства. Это вам не медицинский почерк :)))

 

 

Почему портится почерк у врачей и вокруг этого столько баек и шуток? Работая в поликлинике я очень

быстро заработала туннельный синдром правой руки – воспаление сухожильного канала кисти от бесконечной

писанины. Сейчас я пишу, наверное, еще больше, но никакого туннельного синдрома – спасибо «клаве» моего ноута 😜😎😉.

Рукой бы я столько точно не написала.

 

 

У меня был знакомый нейрохирург, который из-за писчего спазма (есть такой диагноз) не мог удержать скальпель в руке,

вынужден был отказаться от операций (сколько стоит подготовка классного нейрохирурга?).

 

 

Это первая причина. Вторая причина, и на первом курсе училища, и на первом курсе института нам первым

делом сообщали: «Историю болезни вы пишите для прокурора! Поэтому там НИЧЕГО не должно быть понятно,

чтобы вы эту писанину могли трактовать в свою пользу».

 

 

Вот такое правило безопасности :), а вы как думали? «Жить захочешь, не так раскорячишься» :).

Каллиграфия в медицине предмет лишний и небезопасный. Внедрение компьютеров повседневную

работу лишает врача этой защиты.

 

 

Итак, что скажу в заключение: уметь писать необходимо, писать красиво – здорово, я вообще люблю

все красивое и почерки тоже :). Но я всегда ищу равновесие между перфекционизмом и целесообразностью.

На самом деле я могу и умею писать МЕДЛЕННО и красиво – мать, чертежник-конструктор, научила

подписывать чертежи специальными шрифтами. Пользуюсь я этим в жизни? Нет.

 

 

Кульманы, рейсшины и рейсфедеры, синьки и кальки ушли в безвозвратное прошлое. Нужно ли учить наших детей

навыкам, которые утратили свою значимость? Сомневаюсь!

 

 

Главное, чтобы они сами и те, кому адресовано, могли прочитать свои послания, как правило, записки влюбленных

написаны очень понятно 😏. Только, кто сейчас пишет записки? SMS-ки!

 

 

 

===

 

Выводы:

1. Есть куда как более современные и интересные предметы деятельности, чем каллиграфия, которые

позволяют развивать когнитивные способности, о них говорим подробно в тренинге для родителей ОДВ.

 

 

2. Каллиграфия – сложное и очень красивое искусство. Если вам нравится каллиграфия и приносит

удовольствие – обязательно ею займитесь – как новый навык, она может быть очень полезна для мозга,

но больше – для души! :) Когда творчество в удовольствие, мозг развивается фоном, и результаты

такого творчества куда круче.

 

 

3. Для подвижного и живого ребёнка может стоит подобрать что-то другое?

Более современное и полезное в современной жизни, чем каллиграфия, гончарный круг,

плетение из бересты и вышивка крестиком?

 

 

4. Навык письменных сообщений не отменяет навыка пользования современными

текстовыми инструментами и наоборот.

 

 

5. Зацикливание на каком-то одном способе действий – признак стареющего

ума и как следствие – узколобость.

 

 

6. Клинопись переходит в письменность, письменность в типографское печатание

и печатанье на машинке, далее каждый печатает свои тексты в ПК и гаджетах.

Всё развивается. Всё меняется. Перемены – это единственная постоянная вещь в мире,

пардон, за трюизм.

 

 

Вы можете сопротивляться, но ветру перемен на ваше сопротивление начхать 😊😜

Консерваторы были во все времена, но, как сказал один персонаж из фильма Le Libertin,

2000 года: “ПРОГРЕСС НЕ ОСТАНОВИШЬ!” :)

 

 

7. Я считаю, что гениальность ребенка все же заключается в СОЗДАНИИ и ПОНИМАНИИ

интересных, захватывающих текстов, а не в том, как технически красиво этот текст написан.

Смысл важнее, потому что красивыми и витиеватыми буквами может быть написана полная хрень :)))

Если будем обучать только технике письма – дети могут вырасти в тех, кто пишет слово из трех

известных букв на заборе, но зато КРАСИВО 😂

 

 

Это шутка, но в каждой шутке есть доля сами знаете чего. Вот и думайте.

 

 

===

Изабелла Воскресенская.
rodi@navyki-pokoleniy.ru

 

 

П.С. Для разумных родителей вход в тренинг Основы Деятельного Воспитания (ОДВ) 6-ой поток здесь:

https://navyki-pokoleniy.ru/odv-opisanie/по сниженной цене до 30 июня, затем цена вырастет очень сильно,

есть возможность запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда. Группа уже набралась, вы можете к ней

присоединиться! Начинаем обучение 6 июня в 19:00 по мск.


   
Нажмите сюда, чтобы поделиться этим выпуском в соц. сетях →

Не успеваете за новыми выпусками?

Заполните форму ниже, что бы подписаться на рассылку и получать свежие выпуски прямо на почту!