Библиотека » Статьи »

РУКОПИСИ – ГОРЯТ! Немного о письменности, каллиграфии и когнитивных способностях.

 

Как будто с ума все посходили! Стоило известным лицам в сфере психологии и образования высказать мысль, что каллиграфия улучшает функции головного мозга, как массы начали писать, что каллиграфия чуть ли не единственный возможный способ развить и улучшить когнитивные способности детей. И начали размахивать этой каллиграфией как знаменем времени (какого?), с призывами вернуть сей предмет назад в школьное образование.

 

Уверенна, что Татьяна Черниговская считает так же. Понятно, люди ловят каждое слово, сказанное этой умнейшей женщиной. Ловят… И подменяют смысл!

 

Я даже иногда испытываю настоящий страх перед написанием текстов, потому что совершенно непредсказуемо, как смогут некоторые читатели исказить и подменить смыслы, которые я стремилась донести. Кстати, как получилось с фильмом Бабичье Дело, в том числе. Фильм не моего авторства, но меня из-за него почему-то причислили к «возродителю русских традиций», кем я вообще не являюсь! Поэтому пришлось снять новый фильм, уже своего производства 😊

 

Почему подменяют смысл? Потому, что люди очень плохо владеют логикой: понятиями, множествами, категориями, масштабированием, систематизированием, пониманием причинно-следственных связей. Оно и понятно – логика-то как предмет из образования давно изъята. Вот её бы я точно вернула. Но об этом разговор в других выпусках. Сегодня о каллиграфии.

 

Да, бесспорно, каллиграфия – хороший способ натренировать нервную систему к точным и сложным мелким (координированным) движениям, возможно, скучноватый в сегодняшнем мире, и явно не вписывается в темп сегодняшней жизни. Наверное, еще этот метод нужен для тренировки усидчивости: как заставить ребенка в неудобной позе сидеть 45 минут? И писать в прописи эти бесконечные палочки, крючочки и кружочки.

 

Я не могла в семь лет заниматься этой нуднятиной! 😊 Палочки быстро превращались в забор, над которым летали птицы и светило солнце :)) Мне хотелось танцевать и учиться играть на фортепьяно. Вот где моторика развивается! А уж если на скрипке… Чуть пальчик в сторону отклонился на миллиметр и уже сфальшивил. Одни гаммы чего стоят!

 

В мозге есть такое образование Substantia nigra (лат.) – черная субстанция. Это ядро внутри мозга отвечает за мелкую моторику и лучше всего развито у музыкантов: нужно попасть четко по нужной клавише/струне с нужным нажимом и длительностью, а то и несколькими пальцами сразу (аккорд) и двумя руками на разные клавиши/струны и в разном темпе! Вот это я понимаю – тренировочка!

 

Я уверена, что если проверить развитие черного тела у современных детей, бацающих по кнопкам своих гаджетов, то их Substantia nigra будет развита не хуже, чем у каллиграфов. Они же на гаджетах играют, как музыкант на рояле! :)

 

Это не означает, что я против чистописания и вообще навыка ПИСАТЬ, заменяя его гаджетами! Учится писать необходимо, так же как читать и считать!

 

Письменность – великое достижение человечества. Она трансформировалась с течением времени от надписей на песке, на скале, на глиняных табличках, на восковых досках, на меловых досках, на бересте, на коже, на ткани, на пергаменте, на бумаге.

 

Носители и способы писать в течение времени менялись вместе с формированием языка и письменности – от клинописи до алфавита в Европе и символьной иероглифики на Востоке. Слева направо, справа налево, сверху вниз, снаружи внутрь (так, например, устроен монгольский язык). То есть письменность очень разнообразна, динамична, всегда в развитии. Как только язык останавливается в развитии, он становится МЁРТВЫМ.

 

Язык продолжает развиваться, меняться (обратите внимание, что молодежь почти любого поколения разговаривает на сленге, который непонятен родителям – и это НОРМАЛЬНО! Они вносят в речь новые слова, подходящие к новым условиям мира). ВНИМАНИЕ: я не против развития языка и изменений в нем! Я против подмены нравственных ценностей. Не путайте – это не одно и тоже! Потому что и на красивом культурном русском языке можно говорить ужасные и безнравственные вещи. И, при этом, я знаю очень хороших, нравственных и добрых людей, которые иногда матерятся :)

 

Вернемся снова к письменности. Сегодня цивилизация развилась настолько, что бумажный носитель стремительно сменяется на виртуальный. Многим это не нравится. Я не в курсе, может кто-то тоже предпочитал бумаге в своё время бересту или человеческую кожу (эти экземпляры есть в библиотеках и различных музеях мира), и все-таки бумага победила на много лет.

 

Это привело к книгопечатанью. Иоган Гутенберг перевернул страницу истории европейской цивилизации, создав печатный станок в 1450 г н.э. Книги стали доступны массам, а не только избранным. Появился смысл учиться читать не только у знати. Началась эпоха Возрождения (а возрождали-то что по сути? Культурные ценности, свободомыслие, тягу к познанию и красоте, которые почитались в античные времена).

 

Сегодня, пользуясь цифровыми технологиями, мы можем САМИ ПЕЧАТАТЬ что угодно. И письменные тексты востребованы все меньше. Такова реальность времени. Мы перестали зависеть от типографии, и кстати, у нас появилась возможность не перерабатывать древесину на бумагу. ТРЕБОВАНИЯ ВРЕМЕНИ ИЗМЕНИЛИСЬ вместе с носителями текстов и способом эти тексты создавать.

 

Сегодня отказ от современных технологий равнозначен тому, как если бы вы в середине прошлого века вернулись к лучине, вместо электричества, и гусиному перу. Конечно, и гусиным пером можно написать «Онегина». Но вы видели рукописи Пушкина? Они очень далеки от каллиграфических :)) При этом он был неплохим художником графиком: у него же все поля портретиками изрисованы. И он был и остается великим поэтом!

 

ПРИ ЧЁМ ЗДЕСЬ КАЛЛИГРАФИЯ? Не чистописание создает гения! Гения создает особый гениальный способ мышления. Какой способ мышления при бесконечном повторе палочек и кружочков? Как раз – машинный, тот, которого так боятся все противники цифровизации!

 

Машина не думает, она вычисляет. Ребёнок не думает, что он написал в прописях – над чем думать?! Над лишенными смысла крючочками?!

 

Да, можно сравнить прописи с гаммами. Но сколько детей ненавидели музыку за эти гаммы и бросили обучение, потому что они хотели играть МЕЛОДИЮ? Мелодию, несущую для них смысл!

 

Есть еще один важный физиологический момент. Нервная система ребенка, в 7-8 лет, не говоря уже о более раннем возрасте, еще не созрела для абстракций. Крючочки и кружочки с палочками не несут за собой предметного смысла. Уж лучше пусть рисуют зайчиков и птичек с солнышками и облаками – толку больше, и весело. Палочки? Забор с домиком, дверью и окошечком. Крючочки? Придумай красивый узор для орнамента.

 

Вы видите разницу? А к каллиграфии, если такая тяга появляется, можно вернуться в более зрелом возрасте, как к медитации, искусству и дизайну шрифтов.

 

Я ненавидела прописи и быстро научилась писать письменные буквы без всяких прописей. Я нормально писала, а меня все заставляли и заставляли писать эти крючочки.

 

Сегодня известно уже, чтобы ребенок научился быстро читать, его не нужно учить отдельным буквам и слогам (я уже писала про это в предыдущих выпусках). Его сразу надо научить видеть слово, а затем и словосочетание, затем предложение ЦЕЛИКОМ.

 

Прежде всего он должен научиться улавливать смысл и переводить его в ОБРАЗ. На этом построены самые передовые методики обучения. Об этом будем говорить, когда будем изучать, как родителям преподавать Родную Речь детям в новом тренинге проекта ОДО из раздела “Науки для детей и взрослых”.

 

Каллиграфия РАЗБИВАЕТ целостную картину на детали, она в классическом виде – без образна. Я понимаю, что сейчас каллиграфия в моде, и будут возражения. НО! Прежде чем возражать, попробуйте посмотреть на эту проблему с разных сторон.

 

Сегодня на бедного семилетнего (а то и шестилетнего – с точки зрения невролога – полное безобразие) ребёнка обрушивается такой объем информации и такие непомерные требования, что застревать на деталях просто нет времени.

 

Дети еще в 60-х годах приходили в школу и их УЧИЛИ читать, писать и считать. Целый год учили писать, сначала карандашом в тетрадях в «косую», потом пером, будь оно не ладно с его кляксами! И только потом, к концу первого учебного года, особо одаренным дозволялось взять в руки нормальную чернильную ручку с пипеткой внутри (кто помнит?). В этих ручках всегда невовремя заканчивались чернила, а еще они могли потечь внутри портфеля, безнадежно перепачкав все содержимое…

 

Сегодня в школе на это времени нет. Дети УЖЕ приходят в школу, умея и писать, и читать, и считать минимум в пределах ста. Обучение этим навыкам уже давно легло на плечи родителей. Только их никто не учит, как этому правильно детей обучать и когда.

 

Вот и получается, кто во что горазд! Ну, всякие дошкольные «развивалки» помогают, дет сады обязаны научить… А как? Если ребенок НЕ СОЗРЕЛ физически для этих навыков?! Вы думаете он там чему-то научился? Разочарую – вы можете глубоко ошибиться :)

 

Мои сыновья ходили в садик по Монтессори (я же, как и вы все, хотела быть лучшей матерью на свете и выбрала лучший и блатной садик) в 90-е. Да, Даниил складывал в уме в свои пять лет шестизначные числа и больше. Его научили, буквально как цирковую обезьянку. Смысла он в этих действиях не видел никакого!

 

В первый класс пришел, а ему сложи 2+3! И смысл в учебе математике исчез полностью для него! Долгое время он никак не мог понять, что такое разряд в математике. Я сама была в шоке: миллионы складывал, а тут… Так может сначала надо было разряды объяснить, а уже потом к миллионам переходить? Может нужно было воспитывать изначально системный подход к математике? (По системному изучению математики уже подготовили в ОДО новый тренинг для родителей и их детей, уже совсем скоро старт обучения для выпускников ОДВ).

 

С разрядами мы разобрались, когда в пятом классе началась информатика, и я объясняла ему смысл двоичной системы исчисления, а заодно и двенадцатеричной, десятичной, и троичной и какой угодно – главное принцип понять.

 

Их математичка ни смыслов, ни принципов не давала. Она ставила двойки за задачи, решенные правильно, но не тем способом, и говорила: «Я здесь не для того, чтобы вам что-то объяснять!».

 

Вернемся к каллиграфии. У моих сыновей вполне читабельный почерк, цифры и буквы пишут вполне понятно и четко. И что немаловажно – они сами его понимают! (Оказывается, у некоторых с этим проблемы! Написал, а что сам написал – не понятно!). Даня вообще в юности целые романы многотомные писал. Да, детские романы, в жанре фэнтези – но он закладывал туда свой смысл, который ему был тогда важен на тот момент! Прописями я их не мучила – они просто рисуют с детства. Это вам не медицинский почерк 😊

 

Почему портится почерк у врачей, и вокруг этого столько баек и шуток? Работая в поликлинике, я очень быстро заработала туннельный синдром правой руки – воспаление сухожильного канала кисти от бесконечной писанины. Сейчас я пишу, наверное, еще больше, но никакого туннельного синдрома – спасибо «клаве» моего ноута . Рукой бы я столько точно не написала.

 

У меня был знакомый нейрохирург, который из-за писчего спазма (есть такой диагноз) не мог удержать скальпель в руке, вынужден был отказаться от операций (сколько стоит подготовка классного нейрохирурга?).

 

Это первая причина. Вторая причина: и на первом курсе училища, и на первом курсе института нам первым делом сообщали: «Историю болезни вы пишите для прокурора! Поэтому там НИЧЕГО не должно быть понятно, чтобы вы эту писанину могли трактовать в свою пользу».

 

Вот такое правило безопасности, а вы как думали? «Жить захочешь, не так раскорячишься» :) Каллиграфия в медицине предмет лишний и небезопасный. Внедрение компьютеров в повседневную работу лишает врача этой защиты.

 

Итак, что скажу в заключение: уметь писать необходимо, писать красиво – здорово, я вообще люблю все красивое и почерки тоже :) Но я всегда ищу равновесие между перфекционизмом и целесообразностью. На самом деле я могу и умею писать МЕДЛЕННО и красиво – мать, чертежник-конструктор, научила подписывать чертежи специальными шрифтами. Пользуюсь я этим в жизни? Нет.

 

Кульманы, рейсшины и рейсфедеры, синьки и кальки ушли в безвозвратное прошлое. Нужно ли учить наших детей навыкам, которые утратили свою значимость? Сомневаюсь!

 

Главное, чтобы они сами и те, кому адресовано, могли прочитать свои послания, как правило, записки влюбленных написаны очень понятно. Только, кто сейчас пишет записки? SMS-ки!

 

Выводы:

 

1. Есть куда как более современные и интересные предметы деятельности, чем каллиграфия, которые позволяют развивать когнитивные способности, о них говорим подробно в тренинге для родителей ОДВ.

 

2. Каллиграфия – сложное и очень красивое искусство. Если вам нравится каллиграфия и приносит удовольствие – обязательно ею займитесь! Как новый навык, она может быть очень полезна для мозга, но больше – для души! :) Когда творчество в удовольствие, мозг развивается фоном, и результаты такого творчества куда круче.

 

3. Для подвижного и живого ребёнка, может, стоит подобрать что-то другое? Более современное и полезное в современной жизни, чем каллиграфия, гончарный круг, плетение из бересты и вышивка крестиком?

 

4. Навык письменных сообщений не отменяет навыка пользования современными текстовыми инструментами и наоборот.

 

5. Зацикливание на каком-то одном способе действий – признак стареющего ума, и как следствие, – имеем узколобость.

 

6. Клинопись переходит в письменность, письменность в типографское печатание и печатанье на машинке, далее каждый печатает свои тексты в ПК и гаджетах. Всё развивается. Всё меняется. Перемены – это единственная постоянная вещь в мире, пардон за трюизм.

 

Вы можете сопротивляться, но ветру перемен на ваше сопротивление начхать. Консерваторы были во все времена, но, как сказал один персонаж из фильма Le Libertin 2000 года: “ПРОГРЕСС НЕ ОСТАНОВИШЬ!” :) И я с этим абсолютно согласна!

 

7. Я считаю, что гениальность ребенка все же заключается в СОЗДАНИИ и ПОНИМАНИИ интересных, захватывающих текстов, а не в том, как технически красиво этот текст написан. Смысл важнее, потому что красивыми и витиеватыми буквами может быть написана полная хрень :))) Если будем обучать только технике письма – дети могут вырасти в тех, кто пишет слово из трех известных букв на заборе, но зато КРАСИВО.

 

Это шутка, но в каждой шутке есть доля сами знаете чего. Вот и думайте.

 

Изабелла Воскресенская
rodi@navyki-pokoleniy.ru

 

П.С. Для разумных родителей, кто стремится к осознанности, а не к узколобому фанатизму, я создала специальный ТЕСТ НА РАЗУМНОГО РОДИТЕЛЯ, который может пройти любой желающий, прямо сейчас: https://vk.com/app5898182_-126959450#s=1265662&fo.. 8 особых выпусков с практическими заданиями помогут приблизиться к ГЛАВНОМУ в воспитании детей, понять важные смыслы и оценить, насколько вы вообще готовы к воспитанию индивидуальности в своем ребенке. Увидимся в этом тесте! 😊

 

Также увидимся в общей рассылке! Присоединяйтесь к нам, если вы еще не с нами: https://vk.com/osnovi_obrazovaniya


   
Нажмите сюда, чтобы поделиться этим выпуском в соц. сетях →

Не успеваете за новыми выпусками?

Не беда! Просто подпишитесь на рассылку проекта, чтобы регулярно получать новые выпуски статей, видеоролики и аудиозаписи на свою e-mail почту!