Библиотека » Статьи »

ПРО ШКОЛЬНУЮ ПАРТУ И ОСАНКУ от врача невролога и психофизиолога.

 

ПРО ШКОЛЬНУЮ ПАРТУ И ОСАНКУ от врача невролога и психофизиолога. Важно знать всем родителям и учителям! ☝❗

 

Знаете ли вы, что у настоящей классической школьной парты (коих в школах вы сейчас не найдете) есть изобретатель? Российско-швейцарский гигиенист Фёдор Фёдорович Эрисман в 28 лет (!) опубликовал свой научный труд «Влияние школ на происхождение близорукости», изучив зависимость появления глазных и телесных заболеваний ОТ НЕПРАВИЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ученика за столом. И в итоге он предложил использовать для обучения новую мебель в 1870 году.

 

Правильное устройство школьной парты Эрисмана создает хорошие условия для письма, чтения, рисования: она была сделана так, чтобы текст в учебнике или тетради можно было читать только под прямым углом. Поскольку Эрисман долгое время занимался лечением глазных болезней, он учел и оптимальное расстояние для чтения — 30-40 сантиметров. СИДЯ ЗА ПАРТОЙ И ПРИ ЭТОМ СУТУЛИТЬСЯ СТАЛО НЕВОЗМОЖНО.

 

Горизонтальный стол портит осанку вот почему:

 

1) чтобы прочитать текст, который лежит на полностью горизонтальном столе, над ним надо НАКЛОНИТЬСЯ и УДЕРЖИВАТЬ этот наклон, что ведет к смещению головы вперед, а позвоночник, компенсаторно уравновешивая голову, выгибается назад. Так формируется сутулость.

 

2) Такой «круглый» позвоночник как бы натягивает мышцы передней брюшной стенки как тетиву между копчиком и ключицами, что ведет к смещению и нарушению кровоснабжения внутренних органов, тотально страдают органы малого таза, органы брюшной и грудной полостей.

 

3) Мышцы спины при этом перерастягиваются и становятся тонкими и слабыми.

 

4. Стул (скамейка) не по росту вынуждает перенести тяжесть тела с седалищных бугров либо на копчик (при низком стуле), либо на ветви лобковой кости (если стул высоковат), что нарушает кровообращение, лимфоток, иннервацию ног и органов таза. Но не только. Нарушается так называемый первичный дыхательный механизм синхронного микроколебания костей и диафрагм тела, эти нарушения в первую очередь ведут к нарушению циркуляции ликвора (жидкости, в которой плавают спинной и головной мозг); а во вторую очередь, к перекручиванию фасций, соединительно тканных оболочек, в которые помещены все внутренние органы, а в этих оболочках проходят нервы и сосуды, снабжающие органы. Как вы понимаете, все это тоже здоровья не добавляет.

 

Так что все куда серьёзнее, чем кажется на первый взгляд. Парта Эрисмана позволяла решать и ПРОФИЛАКТИРОВАТЬ проблемы не только со зрением, но и с другими проблемами здоровья школьника.

 

Мои родители в СССР учились за партами (я имею в виду — с наклоном поверхности для работы). Я пошла в первый класс в 1971 году. У моей сестры, которая была старше меня на пять лет, в её классе были парты, а у нас, первоклашек, парты уже заменили новомодными плоскими столами и скамейками. Угол наклона учебника при чтении, вместо наклона крышки парты нам предлагали заменить специальными подставками, которые ломались и терялись, а писать то все равно приходилось на горизонтальном столе.

 

Наша учительница, Елена Степановна (через 50 лет я помню её имя!), ходила по рядам и всё время поправляла нам спины (кто из учителей сейчас об этом заботится?). Но ей не пришлось бы это делать, будь у нас парты, а не столы.

 

И всё же за партой я успела посидеть. В детском доме, куда я попала в силу обстоятельств. СИДЕТЬ ЗА ПАРТОЙ БЫЛО УДОБНО. Парты стояли в неотапливаемой большой застекленной беседке, окруженной заснеженными кустами и деревьями, на которые то и дело слетались стайки синиц и снегирей. Мы сидели там в шубах на уроках природоведения и чтения при открытых форточках, а на перемене нам туда приносили фруктовый сок :) (по тем временам это был хороший детдом). В дальнейшем свои проблемы с осанкой я решила, когда пошла заниматься хореографией. Моя хорошая осанка до сих пор многих удивляет. И лэптоп я держу на специальной подставке, клавиатура под углом – хорошая привычка с детства.

 

Это все был анатомо-физиолого-исторический экскурс. Теперь перейдем к современным задачам. Ясное дело, что сегодняшние школы, извините, плевать хотели на школьную мебель: чем дешевле – тем лучше. О современном оборудовании, типа компьютеров, еще позаботятся, а школьная мебель закупается по остаточному принципу, и никто не заботится о том, чтобы эти столы и стулья хоть как-то соответствовали росту детей и были ортопедически правильными и при этом УДОБНЫМИ. А сколько времени ребенок вынужден проводить за партой? Вот-вот.

 

И для меня это, кстати, веский довод за СО. Потому что дома родитель имеет возможность ПРАВИЛЬНО выстроить пространство для обучения своего ребенка. Мы не в виртуальном мире живем, в физической реальности мы существуем во времени и ПРОСТРАНСТВЕ. А пространство следует обустроить, чтобы оно давало силы (удобное пространство), а не забирало (неудобное пространство).

 

Парта должна быть подобрана ПО РОСТУ ребенка, можно повыше, просто под ноги нужно поставить скамеечку, чтобы угол между телом и ногами составлял 90 градусов, бедра были параллельны полу. Это самый простой вариант. Сегодня в продаже есть парты-трансформеры и стулья регулируются по высоте. Спинка стула должна быть напротив поясничного лордоза (физиологичного прогиба позвоночника вперед), а не на уровне лопаток, куда приходится функциональный кифоз (прогиб назад)! *Ох, уж эти типа «анатомические» кресла в поездах «Ласточках» и самолетах «Победа»! Их явно делал какой-то вредитель! 😰

 

И помните! Стопы должны быть полностью на опоре, а не висеть в воздухе. Руки должны ВМЕСТЕ С ЛОКТЯМИ лежать на столе. Столешница должна быть под углом 7-15 градусов.

 

Где эта парта должна стоять? Это немаловажно! Её стоит поставить так, чтобы у правшей свет (желательно дневной) падал с левой стороны и спереди (для левшей – наоборот), так не будет мешать тень ведущей руки. Если не получается сориентировать парту на окно, ситуацию следует исправить при помощи искусственного источника света.

 

Сегодня кто-то (знаю кто, но писать не буду) «пустил пулю», что физиологичнее и правильнее приобретать конторки, это что-то типа парты, но для занятий стоя. Сначала сами попробуйте за ней постоять хотя бы 20 минут! А потом решайте — парта или конторка (уверена – выберете парту). Особенно тяжело за конторками стоять подросткам: из-за несоразмерной скорости роста тела и сосудов они от долгого стояния могут легко упасть в обморок. Малышей за конторкой вы просто долго не удержите – сползут на пол :)

 

Конечно, следует позаботиться о достаточном месте, где будут храниться тетради, ручки, клей, краски, ножницы и прочая канцелярия В ПОРЯДКЕ.

 

Сегодня компьютер (ноутбук), подключённый к интернету – это не блажь, а насущная необходимость (как бы это кому ни не нравилось) – для него тоже нужно место. Комп – это библиотека, справочники и словари под рукой с мгновенным доступом. Это все учебники мира! Задача родителя — задать верный фрейм, чтобы ребенок научился пользоваться компом как уникальным инструментом для развития. экологично и на пользу (как это сделать, мы с родителями подробно обсуждаем в тренинге Основы Деятельного Воспитания).

 

НЕ ПОНИМАЮ! Почему ДО СИХ ПОР дети с неокрепшими позвоночниками вынуждены таскать эти жуткие тяжеленые портфели?! В школу, из школы, из одного класса в другой… Я это сегодня с позиций невролога расцениваю как издевательство над детскими организмами. Тем более, что выход есть, и он на поверхности! Один раз купили ребенку компьютер (небольшой ноут) и ВАМ БОЛЬШЕ НЕ НАДО тратить деньги на учебники (если учебники, особенно сегодняшние, вообще кому-то нужны, но это отдельный разговор в следующих выпусках) НА ПРОТЯЖЕНИИ НЕСКОЛЬКИХ ЛЕТ.

 

Еще раз объясняю: расстояние до экрана компьютера должно быть 30-40см. И чтобы не было лишней контрастности, необходим дневной свет. Комната должна хорошо проветриваться, и в ней должно быть тихо, и не должно быть отвлекающих факторов, вроде папы, смотрящего телевизор. Учится ребенок — отличный повод для отца поучиться вместе с ним или почитать книгу для саморазвития. Не хочет учиться — пусть хотя бы наушники наденет, но не мешает ребенку.

 

Наличие парты дома (да и в школе) – не повод не вылезать из-за нее часами! Многие предметы лучше изучать, что называется, «в поле». Хорошая погода? Изучайте природоведение на улице! Пусть дети сядут в позе «лотоса» (полезная поза, кстати!) на траве и обсуждают в месте с вами природу. Рассматривайте вместе с ними листья деревьев, пусть тут же дети конспектируют в блокноты, делают зарисовки. Съездите с ними в заповедник или ботанический сад! МЕНЯЙТЕ ЛОКАЦИИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ, не зацикливайтесь вы на этой ПАРТЕ и классах!

 

Поздним вечером при ясном небе покажите ребенку звездное небо — повод поупражняться в астрономии. Едете в машине — обсудите время, скорость, расстояние. Двигаетесь на лифте в супермаркете — объясните на подземных этажах отрицательные и положительные числа. Готовите вместе пиццу – расскажите о пропорциях, режете ее – объясните деление. Пуская вместе солнечные зайчики, объясните, что угол падения равен углу отражения. Купили арбуз? Положите рядом помидор черри и расскажите ребенку, что такая разница в размерах между Юпитером и Землей и введите понятие масштаб. Сводите в музей изобразительных искусств, в музей инженерии или исторический — и объясняйте мировую историю и историю искусств ПРЯМО ТАМ!

 

И так в очень многом, на примерах из окружающего пространства, вместо искусственных дидактических материалов (!) используйте контекст самой жизни — легко, между делом, играючи и с юмором – на самом деле, это и есть деятельное образование. Не по примитивным картинкам, а на примерах из реальности, на КОНКРЕТНЫХ ЖИТЕЙСКИХ ПРИМЕРАХ. Понятно, что не все можно объяснить на конкретном, иногда нужны графики и модели. Но очень многое можно, и даже НУЖНО, объяснять в реальных обстоятельствах.

 

Участники наших тренингов попробовали так делать! В восторге не только дети, но и сами родители 😃. ИМ СТАНОВИТСЯ ИНТЕРЕСНО ДРУГ С ДРУГОМ. Вместо того, чтобы ходить по тренингам а-ля «Как замотивировать ребенка учиться и пробудить в нем интерес к учебе» просто начните создавать контекст обучения по ходу пьесы под названием ЖИЗНЬ, все остальное придет САМО и интерес, и мотивация.

 

===

 

«…Одно из самых главных позитивных изменениях тренинга это то, что я расслабилась, почти не впадаю в состояние «напряжённой, всех подгоняющей и орущей истерички». Точнее я стала отслеживать, что впадаю в это состояние, и когда это осознаю, то начинаю вести себя по-другому. Раньше все время был напряг, ощущение «тяжело с детьми, тяжело с двумя, тяжело воспитывать». Теперь я наконец то смогла быть с детьми с удовольствием. Конечно, усталость тоже бывает, но я стараюсь отслеживать ее появление и применять превентивные меры. Я перестала воспринимать свою младшую, как неразумную лялечку, которой невозможно ничего объяснять (ей 2,5 ), я научилась говорить ей «нет» и вижу, что она понимает.

 

Со старшей дочкой (ей 5) я стала больше разговаривать, выводить ее на рассуждения, не давать готовых ответов, а то любила раньше включить «училку» и начинала пространно объяснять, а ребенок быстро терял интерес к моему монологу. Но зато, когда есть раппорт, есть общение и диалог, интерес не гаснет. Любовь М. участник 7-го потока Основы Деятельного Воспитания»

 

===

 

Вернемся к проблемам осанки. Многие думают, что ранец – это решение проблем. Потому что ранец расположен по оси позвоночника и не искривляет его. Но это не так. Чтобы уравновесить груз ранца и не упасть ребенок должен напрячь те мышцы, которые без ранца он бы при ходьбе без груза напрягать не стал. В итоге формируется патологический паттерн движений со спазмированными мышцами, что рано или поздно приведет к радикулитам. Ну и понятно, большой вес давит на межпозвоночные диски, что здоровья позвоночнику не добавляет. ДЕТИ до 14 лет НЕ ДОЛЖНЫ НОСИТЬ ТЯЖЕСТИ!!! ВООБЩЕ. С 14 лет можно носить не более 3-х кг мальчикам и 2-х кг девочкам. Вы знали об этом?

 

Ну, и конечно, это банально, но кто делает? Обычная физКУЛЬТУРА. Зарядка для спины, всем известные простые упражнения из йоги и гимнастики:

 

1) «кошечка добрая и злая», «собачка», можно походить на носочках и пяточках, покрутиться вокруг своей оси – детям это нравится! Вот чем нужно заниматься детям на переменах в школе, а не бегать друг за другом по коридорам или сидеть на полу у стены. Но КТО ЭТО ОРГАНИЗУЕТ В ШКОЛАХ?

 

2) Упражнение «лодочка» для спины — найдите в интернете, это очень хорошее упражнение на укрепление мышц спины. Главное — не давайте детям перетрудиться и следите за тем, чтобы они делали его правильно!

 

3) Для профилактики шейного остеохондроза — разминаем шею: вращения, наклоны — главное: медленно и «на позволении» — ломать не надо!

 

4) Дети сегодня много смотрят в компьютер: освойте зарядку для глаз! Нужно делать круговые движения глазами, сжимать и разжимать веки, а затем переключать взгляд с самого дальнего объекта (например, в окне дерево/здание/горизонт) на самый ближний (например — ручка в руках или любой предмет в комнате). В перерывах между занятиями за компьютерами ребенок не должен переключаться на смартфон или планшет! Чередуйте: посмотрел в компьютер/гаджет — затем пошел смотреть на лес или воду.

 

Хотя бы эти несложные упражнения можно делать между занятиями. Конечно, подвижные игры на улице ни в коем случае нельзя убирать из процесса образования и воспитания. Их необходимо вернуть нашим детям! Чья это задача? Это задача взрослого! Уличный футбол, волейбол, прятки, классики, салочки, эстафета и тд. и тп. Сейчас в моде всевозможные квесты – выбор контекста огромен, пользуйтесь на здоровье! Об играх – какие, для чего, зачем, полезности и опасности — подробно разбираемся на тренинге для родителей Основы Деятельного Воспитания.

 

К сожалению, из школ давно изъята Физическая КУЛЬТУРА. Физ-ра может и осталась, а культуры не стало. Дети все чаще идут на «физ-ру» как на нелюбимый урок. Почему? Такая у нас система образования и такие преподаватели. Поэтому физическое состояние и здоровье вашего ребенка — в ваших руках, родители! Помните об этом.

 

У моих детей, с которыми я занималась бэби-йогой пока они были младенцами, в детстве были ИДЕАЛЬНЫЕ спины, многие родители даже удивлялись их позвоночникам. Все было хорошо, пока они не пошли в школу… 😰 Даниилу, кстати, сейчас очень помогают его спортивные увлечения: серфинг, сноуборд. В этих видах спорта спина играет очень важную роль, и благодаря тому, что он занимается этими видами спорта, у него нет проблем, хотя у него «сидячая» работа, и он много времени проводит за компьютером.

 

Ищите баланс и для себя, и для ваших детей! Физическая культура — это про красивое и здоровое тело! Именно оно — сосуд для нашего разума и души, и оно должно быть здоровым, чтобы реализовывать мечты и наслаждаться этим миром. 😊✨ А иначе, зачем оно тогда нужно?

 

Будьте разумны и здоровы!
Врач невролог, психофизиолог, семейный психотерапевт
Изабелла Воскресенская

 

П.С. Если выпуск был полезен — сделайте репост на свою страницу или сообщество, а также буду рада доброжелательным комментариям 🙌

 

Здесь пишу и выпускаю статьи, провожу вебинары и лекции на тему разумного родительства, деятельного воспитания и домашнего образования: https://vk.com/osnovi_obrazovaniya присоединяйтесь к нам! Раз в сезон (4 раза в год) у нас проходят бесплатные онлайн лекции на актуальные темы. Заглядывайте и получайте полезные рекомендации, советы и уроки для своих семей!

 

Наш с сыном авторский курс для родителей по разумному, деятельному и нравственному воспитанию детей здесь: https://navyki-pokoleniy.ru/odv-opisanie Наборы в потоки проходят 2-3 раза в год, но предупрежу, что мы решили поднять цены на обучение. С каждым годом затраты сил и времени мне даются все тяжелее, а инфляция создает такие реалии, что если цены не поднимать — курс будет обесцениваться, а я этого очень не хочу. Поэтому каждый следующий набор теперь будет дороже предыдущего — и входной билет, и стоимость каждого занятия. Хотите дешевле? Регистрируйтесь в ближайший поток, здесь: https://navyki-pokoleniy.ru/odv-opisanie Ждем вас на занятиях! 😊🙌


 
Нажмите сюда, чтобы поделиться этим выпуском в соц. сетях →

Не успеваете за новыми выпусками?

Заполните форму ниже, что бы подписаться на рассылку и получать свежие выпуски прямо на почту!