Приветствую, Игроки! Снега тают, весна на пороге, и это замечательное время года
для чего-то нового, свежего, живого. Для творчества. Для красоты. Для покорения новых вершин.
Сами силы природы в этом помогают.
Прежде чем расскажу про наше новое детище, (я думаю, кто следил за новостями
на моей странице в контакте — в нетерпении уже:), предлагаю посмотреть на любую игру
с точки зрения модели реальной жизни. Когда ребенок играет в детстве, он усваивает в игровом процессе
какие-то навыки, образы действий, принципы, ценности. Это, по сути, и есть обучение,
и нет лучшего формата для обучения, чем игра. И вот почему.
Вы же помните, что в игре все «понарошку», верно? Все не по-настоящему.
Это значит, что «это всего лишь игра», и в ней не страшно допустить ошибку.
Не страшно проиграть. В жизни нам ошибки, порой, дорого обходятся, бывает даже, ценой самой жизни.
А в игре можно «погибнуть» — и начать заново, в компьютерных играх можно сохраниться, и начинать уровень сначала.
Можно переиграть партию. Можно допустить ошибку и не повторить ее вновь.
Это дает нашему сознанию легко открывать «двери» для новых образов, снимая страх ошибок,
ДЕЙСТВОВАТЬ (то, что мы, зачастую, никак не можем сделать в реальной жизни)
и, соответственно, учиться. Спрашиваем участников тренингов – почему не ДЕЙСТВУЕТЕ?
Отвечают – боимся ошибиться.
Боятся. С самого детства – потому что так обучили, так воспитали. Но вы же помните, что «на ошибках учатся»?
Если мы боимся ошибаться – сознание блокирует новые действия, в нем просто образа действий не возникает!
Даже если, вдруг, возникает в каком-то творческом порыве, тут же загорается красная лампочка с сигналом SOS
– и дается внутренний запрет: «А вдруг не получится!», «А вдруг все то, что имею — потеряю!», «А вдруг накажут»,
«А вдруг это обман» и т.д. Какое тут творчество и исследование нового, когда в сознании такие ограничения?
А вы еще спрашиваете, почему есть успешные люди и не успешные? Почему есть богатые и бедные?
Почему есть «потребители» и «созидатели»? Чем они отличаются? Есть одно важное свойство,
что отличает одних от других – они не боятся ошибаться, и исследуют, методом ПРОБ и ОШИБОК,
учатся, вынося уроки. И порой, достигают невероятных результатов. И вы таких людей знаете.
Как разрешить себе ошибаться БЕЗОПАСНО и рисковать без угрозы для здоровья и жизни?..
В игре конечно же! Игра — модель. Именно поэтому в ней так легко обучаться. Можно все что угодно,
«это же всего-лишь игра», помните? И поэтому этот инструмент подходит не только детям — но и взрослым!
Взрослые, обремененные кучей запретов и ограничений, играя в игру отправляются в детство, начиная вспоминать,
как они легко учились в том далеком прошлом, как им все было любопытно и интересно, как они исследовали этот мир.
Вспомните, кстати, во что вы играли в детстве? Я вспоминаю наши игры, и теперь понимаю,
что они моделировали реальную взрослую жизнь, или помогали развить какие-то навыки и способности,
которые пригодятся в будущем. «Солдатики» (военные навыки), «дочки-матери» (семейные навыки),
«магазин» (экономические навыки), «стройка/больница/пожарные/спасатели/садоводы/водители»
(профессиональные навыки), и т.д. Спортивные игры — физические способности, интеллектуальные игры
— интеллектуальные способности, творческие игры — творческие способности, и т.д.
Но есть один важный момент. Игра может оставаться просто игрой-развлечением,
для приятного провождения времени, повеселиться — поразвлекаться. А может послужить
обучающим инструментом. Но обучающим инструментом она будет ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ,
если игрок УМЕЕТ выносить из игры уроки и расшифровывать метафоры, которые можно применить
в реальной жизни. Когда с этим столкнулись участники нашего тренинга по воспитанию — они были,
мягко говоря, шокированы. «Что, из сказок, фильмов, мультиков, книг и игр можно ВЫНОСИТЬ УРОКИ???
А не просто смотреть их, как картинки» :)
Именно поэтому важно, в какие игры играете ВЫ и ВАШИ ДЕТИ, и есть ли в этих играх
этот самый момент обучения. Об этом моменте в тренинге «Основы Деятельного Воспитания»
мы с Изабеллой проводили целое занятие, показывая родителям критерии выбора игр для детей,
как извлекать из игр уроки и метафоры, и как сделать игры эффективным обучающим инструментом
и для детей, и для родителей. И чтобы это было не «абы как», а осознанным управляемым процессом.
Так мы пришли к разработке нашей первой настольной игры: Изабелла Воскресенская – со своим опытом
в психологии, преподавании и предпринимательской деятельности; Татьяна Акимова – со своим опытом
в построении бизнесов со стартового капитала в один ноутбук и ящик строительных инструментов;
и я – со своим опытом в руководстве и управлении, в разработке образовательных программ и создании настольных игр.
Мы — тренеры проекта ОДО, собрались однажды и задумали создать обучающую настольную игру.
Мы работаем над ней уже почти целый год, сами, без участия профессиональных игротехников и опытных людей
в сфере производства игр. С нуля, своими силами, на свои средства. И вот, она выходит, как говорится, в свет :)
Могу смело заявить — это не масс-маркет. Получилось авторское творческое произведение, сделанное с душой,
любовью и вниманием к деталям.
Поскольку, одна из самых насущных проблем в нашей стране (и не только) – это экономическое состояние семей,
игру решили сделать на экономическую тему. Тема популярная, «Монополий» и схожих с нею игр сегодня очень много.
Мы поиграли во многие, и нам ни одна НЕ ПОНРАВИЛАСЬ. Большинство этих настольных игр обучает не экологичному
заработку денег, где все крутится вокруг недвижимости и акций, по принципу: «купи подешевле, продай подороже».
Задави конкурентов, продави, отожми, обмани, заработай как можно больше, наладь пассив и получай бабки ничего не делая,
свали за границу и т.д. :) Чему будут учиться люди, играя в такие игры, как вы думаете? А научившись – будут воплощать
свои навыки в жизнь. И в каком мире тогда мы будем жить?.. А в каком мире мы сегодня с вами живем?..
А все из за ценностей, которые воспитываются, в том числе — ИГРАМИ, с самого детства!
Мы сделали принципиально другую игру, обучающую ДРУГОМУ подходу, обучающую ДРУГИМ ценностям.
Но об этом подходе расскажу в следующих выпусках.
Не могу упомянуть о том, что когда мы приступили к разработкам, мы сразу сказали,
что эта игра будет для детей старше 12-ти лет, оценив реально уровень ее сложности для понимания.
И тут же от родителей посыпались письма и комментарии: «Сделайте пожалуйста игру,
чтобы в нее могли играть маленькие дети – одни, без нашего участия». Понятна причина такой просьбы
– родители хотят, чтобы дети тихонько, никому не мешая – играли, а родители занимались своими взрослыми делами.
Детей сами воспитывать и обучать не хотят, играть вместе с ними не хотят – сдают этот процесс на аутсорсинг
компьютерным играм, школам, детским садам и т.д. И потом мы получаем такое общество, какое имеем.
И нарушенные отношения в семьях, где у родителей и у детей нет общих точек соприкосновения и взаимопонимания.
Мы сделали игру, чтобы родители играли вместе со своими детьми!
Общались, обучались и переживали этот игровой мир вместе. Учились быть командой.
Учились договариваться. Учились решать различные задачи в различных обстоятельствах
как самостоятельно, так и сообща. Можно сказать, что эту игру можно использовать в том числе,
как семейный тренинг.
Игра называется – «Благополучи-е» — она обучает пошагово прийти к материальной состоятельности.
В игре вы найдете множество инструментов, позволяющих в условиях нашей с вами сегодняшней,
современной жизни, прийти к этой состоятельности ЭКОЛОГИЧНО.
И вы сможете обучить этому своих детей, с помощью этой игры.
«Благополучи-е» — вышла не игрой для посиделок за пивом с друзьями в воскресный вечер.
В этой игре необходимо думать, принимать решения, считать, рассчитывать, писать, запоминать,
прикидывать, догадываться, прогнозировать, рассуждать – так что «расслабиться под пивко»,
как за игрой в дурака или домино, вряд ли получится :) Да и у игры этой задача другая!
Еще игровой процесс не всегда будет идти стабильно – мы смоделировали элементы кризисов
и внесли долю случайных обстоятельств, которые будут влиять как на каждого игрока отдельно,
так и на всех игроков сразу, и некоторые из этих обстоятельств будут весьма жесткими!
Хотя в игре присутствует доля юмора, и много где можно будет посмеяться от души :)
А интригующие сюжеты не заставят дремать ваше любопытство.
Это трансформационная игра (есть такая категория игр) – то есть игра-тренинг.
И ее прохождение можно сравнить с реальным тренингом: по бизнесу, общению, переговорам, психологии,
стрессоустойчивости, экономике, личностному росту, тайм-менеджменту, эффективности и т.д.
Именно поэтому в эту игру очень полезно играть сотрудникам компаний, формирующимся и уже сформированным
командам, начальникам вместе со своими подчиненными, партнерам по делу – игра помогает смоделировать
реальные ситуации и понаблюдать, как люди себя в них ведут.
Руководители смогут увидеть своих сотрудников с разных сторон, что возможно позволит поменять
подход во взаимодействии с ними.
Продавцы могут поменять свой подход к продажам и своим покупателям, а покупатели — к продавцам.
Партнеры, сыграв эту игру перед заключением сделки, смогут понять – стоит ли вести совместные дела, или нет.
Люди, планирующие создание семьи, сыграв в эту игру, смогут оценить свои экономические способности
и психологическую совместимость, чтобы проверить, совпадают ли их взгляды на жизнь.
К тому же, как и положено любой настоящей ИГРЕ, «Благополучи-е» обладает своими волшебными свойствами.
Помимо проявления каких-то качеств, черт характера, принципов, мировоззрения, установок и убеждений человека,
игра позволяет спрогнозировать какие-то события, и смоделировать в этих событиях РЕАЛЬНЫЕ действия.
Когда мы доделали механику игры – мы, авторы и ее создатели, садились и играли, чтобы протестировать
как можно больше сюжетных линий (а в игре их бесчисленное множество). И на каждую партию
(которая длится для 5-6 человек в среднем от 3-ех до 5-ти часов), мы ставили задачу прогноза какого-то события,
которое нас ожидало в ближайшем будущем. И знаете что – очень многое совпало!
Может это случайность конечно, а может действительно игра не простая вышла…
Еще одно волшебство, которое мы заметили – бывало, во время игры с игроками происходили удивительные вещи,
которые мы, вроде как, намеренно в игру не закладывали. Но мы поняли одно – в этой игре ничего не бывает просто так,
здесь важна каждая ДЕТАЛЬ, каждое СЛОВО, произнесенное игроком, его каждое РЕШЕНИЕ.
Наша первая игра от проекта ОДО готова к выпуску — в руках держу прототип.
В ближайшие дни мы летим в Москву заключать договор с типографией на производство.
Как только выпуск осуществится – мы обязательно расскажем, как сделать так,
чтобы «Благополучи-е» оказалось у вас дома :)
О художественном оформлении нашей игры, о многочисленных сюжетах,
и каким конкретным навыкам можно обучиться, играя в эту игру – читайте в моих следующих выпусках
здесь: https://vk.com/app5898182_-126959450 и в почтовой рассылке, на которую можно подписаться здесь:
https://navyki-pokoleniy.ru/osnovy-deyatelnogo-obrazovaniya
Даниил Воскресенский
П.С. Что вы думаете об играх и обучении в игровом процессе? Играете ли вы сами и во что?
В какие игры играют ваши дети и чему они в них обучаются, как вы думаете?
Каким полезным для жизни навыкам и ценностям?
Ждете ли вы нашу игру, интересно ли вам узнать о ней больше?
Пишите отклики в комментариях, буду рад обратной связи! :)
Увидимся в следующем выпуске!
Желаю в жизни увлекательных и полезных игр, чтобы благополучие достигалось — ИГРАЮЧИ! :)
Заполните форму ниже, что бы подписаться на рассылку и получать свежие выпуски прямо на почту!