Библиотека » Статьи »

Память у малышей

Изабелла Воскресенская Деятельное Образование "Память у Малышей"

Создаем развивающее пространство

 

 

 

Приветствую! Ищущие и думающие родители! О память! Как часто

приходится слышать жалобы на это такое необходимое свойство сознания.

Собственно сознание и есть память: упал без сознания — упал без памяти.

А сегодня к памяти предъявляются все большие и большие требования.

На мой взгляд, страшнее потери памяти ничего нет, потому что потеря

памяти -это потеря себя.

 

 

О проблемах взрослых тоже поговорим как-нибудь, если на то будет ваше желание.

А сегодня говорим о детях до трех лет. Все начинается с детства. Считается,

что ребенок рождается с неразвитой памятью. Есть допущение, что память

вообще не находится в головном мозге, тогда возможно, что память у ребенка

есть, но в связи в неразвитой нервной системой к ней просто нет полного доступа.

Тогда понятно откуда возникают рисунки, которые рисуют дети около трех лет,

изображая события, которые были задолго до их рождения в родительской семье,

во внутриутробном периоде и в младенческом возрасте (методика Ольги Анищенковой,

мы ее используем, чтобы добраться до этих глубин в тренинге ПГ).

 

 

Из нейрофизиологии известно, что память бывает краткосрочная (увидел — забыл),

долговременная (увидел и запомнил надолго, обычно связана с сильными эмоциями

и активной памятью) и оперативная (когда возникла необходимость — вспомнил).

 

 

Первый уровень памяти формируется через узнавание, он напрямую связан с органами

чувств. В классической психологии считается, что младенец начинает узнавать лицо

матери к трем месяцам, в этот момент мозг и глаза созревают до устойчивого бинокулярного

зрения. Но современные исследования показывают, что ребенок четко реагирует на портрет

матери уже к девятому дню (физиологические механизмы не понятны — но факт), а звук

ее голоса отличает от других звуков практически с рождения — помнит с утробного состояния!

Так же как и запах.

 

 

Он очень быстро научается помнить ее прикосновения — развивается тактильная память.

В пространстве ребенка нужны разные звуки — пойте ему песенки! Разные запахи важны!

Разные игрушки из разных материалов для развития тактильной памяти необходимы — они

не должны быть только из пластмассы. Помните о том, что вкус искусственной смеси всегда

одинаковый, а вкус грудного молока разный! Разница в звуках, запахах, вкусах, цветах,

формах, плотности — основа будущего интеллекта.

 

 

Родителям стоит следить, чтобы в пространстве ребенка это разнообразие присутствовало.

Отцы! Говорите с «животиком» беременной жены, тогда и ваш голос малыш будет помнить.

Чаще берите его на руки — он будет узнавать вас по запаху и на ощупь… Дайте ему возможность

узнавать ваше лицо.

 

 

У младенцев память — короткая)) Пока видят — помнят, что из поля зрения пропало — то забыто.

С глаз долой из сердца вон! Поэтому если ребенок долго не общается с матерью (отцом), то… она

для него как бы уже и не мать, и надо все начинать сначала. В этом опасность больничных разлук

для совсем маленьких — они легко могут забыть маму, о папе вообще молчу.

 

 

Разлука для малыша постарше, уже обладающего памятью, страшный стресс, эксперименты

показывают, что в этом случае малыш чувствует себя преданным и вернуть его доверие будет непросто.

 

 

Реакция памяти младенца на взрослого называется комплексом оживления:

улыбка, малыш дрыгает ножками и ручками, всем тельцем выражает радость,

гулит. Если взрослые мало взаимодействует с младенцем, то комплекс оживления

развивается с опозданием, что влечет отставание в развитии.

 

 

С особенностью «терять» образ из памяти связана любимая детская игра

полугодовашек «пряталки»: глазки ладошками закрыл и «тебя нет». Детей эта

простая игра очень забавляет и … очень развивает образную память — играйте с ними!

К восьми месяцам ладошки заменяются занавеской :))

 

 

На самом деле, уже будучи взрослыми и вы начинаете помнить что-либо с узнавания.

Если я попрошу вас описать портрет человека, которого вчера Вы впервые видели на

вечеринке и он не произвел на вас сильного впечатления — Вы можете и не вспомнить,

но увидев его — узнаете. Так процесс познания всегда начинается с узнавания: Вы узнаете

формулу, иностранное слово, предмет, звук… их еще нет в оперативной и долговременной

памяти, но Вы уже в состоянии у-знать, а там и до знать и помнить недалеко. Узнавать

что-либо и знать несколько различные понятия — согласны?

 

 

Затем примерно с восьми месяцев у ребенка начинает формироваться двигательная

память и пространственная. Важно, чтобы все вещи были на своих привычных местах,

тогда ребенок будет ощущать себя в безопасности.

 

 

С этим связан так называемый «период дичания» у деток этого возраста: еще месяц назад,

вы были в поликлинике на приеме у вашего педиатра и ребенок всем приветливо улыбался

и играл с фонендоскопом вашего доктора, а через месяц он капризничает, плачет,

не дает себя осмотреть. Он неуютно себя чувствует в чужом пространстве с чужими людьми.

Он нервно реагирует на любые изменения в своем пространстве, особенно, когда в него

вторгаются чужие взрослые, которых он редко видит или видит впервые. Родители часто

недоумевают и расстраиваются — не стоит! Это нормальный этап развития.

 

 

Одновременно с этим у малыша начинает развиваться долгосрочная память: он активно

ищет понравившиеся игрушки — еще месяц назад он этого не делал, а тут помнит, где оставил,

а для этого он должен помнить не только игрушку, но и пространство. Поэтому позаботьтесь

о том, чтобы в пространстве, где живет малыш, было как можно меньше перестановок.

 

 

В это же время ребенок активно начинает запоминать слова и повторять их, но это только

те дети, с которыми все эти восемь месяцев активно разговаривали. Его память становится

предметной и вся его деятельность предметна. «К трем годам мозг ребенка может быть

в два раза более активным, чем мозг его педиатра» А. Максимов.

 

 

Задача родителя сделать так, чтобы за каждым словом стоял образ предмета или образ действия

с ним. На самом деле, почти все нормальные родители делают это интуитивно, постоянно

комментируя свои действия: — Мама готовит кушать, мама одевает Ванечку гулять.

Мы идем гулять. Ванечка кушает — ам-ам! Петушок поет ку-ка-ре-ку. Киса делает мяу-мяу,

а собачка гав- гав! И за всем этим образы — мама, Ваня, кошечка, собачка…

и образы действий — мяу, гав-гав, кушать, гулять. Следите за тем, чтобы за КАЖДЫМ словом

были образы, сначала покажите кошечку, и только потом скажите «киса» и киса говорит «мяу!».

К году переходите к картинкам: киса там — и киса здесь — нарисованная.

 

 

Мой средний сын в этом возрасте придумал длинное слово — понятие «титибаба» — все,

что нарисовано, все — на чем рисуют, все — чем рисуют. Ну, кто бы мог сомневаться,

что это будущий художник? :)))

 

 

А понятия — это огромный шаг к понятийному мышлению. Малыши в этом возрасте

придумывают свой язык, потом они его «забудут» и выучат взрослый язык. К трем годам

нормально развивающийся малыш уже употребляет в речи около полутора тысяч слов!

Старший сын в возрасте двух лет подошел ко мне, тыча в нарисованного зайца с текстом

из книжки про Колобка и спросил: «Что написано?» . «Ты писать хочешь?»- не поняла я.

«Бука, какая спашиваю!»- ответил малыш, рассерженный моей непонятливостью, на мой

взгляд это было слишком рано. Но я его не тормозила, просто следовала за его интересом.

В четыре он уже читал сам. А младший начал читать только в семь.

И я его не подгоняла, создавала интерес как могла.

 

 

 

Совет: не играйте в соревнование с другими детьми и родителями.

Каждый развивается в своем темпе, создавайте у ребенка опережающий интерес

и обязательно в него верьте. Конечно, если до школы ваш ребенок так и не может

читать, стоит обратиться к специалисту. Какие игры могут помочь в подготовке

к чтению и не только к нему? Я помню свои детские кубики — на каждом была выжжена

картинка и буква с которой начинается это слово — так устроено пассивное запоминание:

ребенок играет в кубики и запоминает образы букв, конечно,

если взрослый ему об этом говорит.

 

 

Я потом вспомню про башенки из этих кубиков, которые мы строили с отцом,

а он мне — трехлетней объяснял, что если один кубик стоит криво, то следующий

тоже надо поставить криво для равновесия, и демонстрировал, как башенка рассыпается,

если на криво поставленный кубик следующий ставить ровно.

 

 

Я всю жизнь помню эти кубики! Я вспоминала их в школе на уроках геометрии и алгебры,

когда мы проходили вектора, я вспоминала их на уроках физики, когда мы проходили

силы и их распределение. Эти кубики сопровождают меня всю жизнь :))) Они крепко сидят

в моей памяти, те игры с отцом подготовили мое трехлетнее сознание к понятийному мышлению.

Я вспомню их и тогда, когда буду проходить в училище, а затем в институте анатомию

и физиологию позвоночника, я снова пойму это через кубики, а потом буду объяснять другим…

 

 

Еще ребенок в возрасте до трех лет осваивает бумагу, карандаши, краски — это первые

шаги к развитию образного мышления. Можно сказать, что в нем включается некая

древняя память в его стремлении к наскальной живописи — бумаги слишком мало,

а вот стена в комнате как раз подойдет :))). Я просто покупала дешевые обои и клеила

их на стену белой стороной. И не парилась по поводу испорченных обоев.

Время от времени рисовала на обоях с ними вместе.

 

 

В трехлетнем возрасте начинает формироваться автобиографическая память,

что крайне важно для формирования личности. Ваша личность — это ваша память!

Самое доброе, что может сделать родитель для своего чада — это сформировать у него

светлую память о его детстве: из нее он будет черпать силы всю остальную жизнь.

 

 

Память эмоциональна, то, что нас эмоционально не задевает, то забывается.

Физическая боль забывается (слава Богу, и то не всегда!), а душевная — помнится порой

всю жизнь, но даже если не помнится, то продолжает руководить нашими поступками,

даже тогда, когда мы об этом не ведаем. Очень хорошо об этом знают участники тренинга

Семейная Психогигиена (ПГ), на этом тренинге я им неоднократно демонстрирую,

что вытворяет с ними их память трехлетнего возраста.

 

 

Как помочь своим детям, как исправлять допущенные родителями ошибки, будем тренировать

в тренинге Основы Деятельного Воспитания (ОДВ). И если в тренинг Семейной Психогигиены (ПГ)

можно попасть только после участия в других наших тренингах (его нет в продаже)

то в ОДВ можно попасть прямо сейчас.

 

 

Дать рекомендации, что стоит делать для развития младенческой памяти в статье еще возможно,

а вот исправить уже допущенные «косяки» куда сложнее, в формат статьи это не поместить,

это на практике показывать надо, а практика в тренинге ОДВ.

Три месяца будем рассматривать ваши личные задачи и проблемы.

 

 

Вход в ближайший поток тренинга по воспитанию (ОДВ) здесь:

 

https://navyki-pokoleniy.ru/odv-opisanie

 

 

ПС. У ребенка с младенчества до трех лет включаются последовательно

память — узнавание (запахов, звуков, зрительная, тактильная, вкусовая),

предметная память, двигательная и пространственная, образная память,

атобиографическая память. Это база для всех других видов памяти на других

этапах развития. Если вам интересно — пишите, задавайте вопросы,

на какие смогу — отвечу.

 

 

Ваша Изабелла Воскресенская

 

rodi@navyki-pokoleniy.ru

 


 
Нажмите сюда, чтобы поделиться этим выпуском в соц. сетях →

Не успеваете за новыми выпусками?

Заполните форму ниже, что бы подписаться на рассылку и получать свежие выпуски прямо на почту!