Библиотека » Статьи »

ПАМЯТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ЧТО МОЖЕТ РОДИТЕЛЬ?

 

Приветствую всех, и продолжаю разговор о детской памяти. В прошлый раз мы закончили разговор на том, что до трех лет включаются последовательно память – узнавание (запахов, звуков, зрительная, тактильная, вкусовая), предметная память, двигательная и пространственная, образная память, автобиографическая память.

===

«Ксения Косякова: Спасибо за статью! Я не знала, в каком порядке включается память у детей, но интуитивно делала всё то, что Вы описали в статье. В результате моя дочь на своём, не понятном никому языке начала говорить в 1г.2 мес. А в 1г.4 мес. она уже воспроизводила реальные слова, естественно изменяя их первоначальное звучание. В 2 года она помнила и чётко рассказывала события полугодичной давности. Сейчас ей 4, и она порой выдаёт такие логичные умозаключения, что диву даёшься – откуда что берётся! Интересно, что происходит с детьми после трёх!»

===

Что происходит между тремя и шестью годами? Что меняется? К образно – эмоциональной непроизвольной памяти добавляется ПРОИЗВОЛЬНАЯ. То есть ребенок может вспомнить не спонтанно, а то, что ему требуется в данный момент, за счет этого появляется оперативная память, и главная деятельность ребенка с предметной меняется на игровую.

 

Вот тут нас и караулит знаменитый кризис трех лет. Ребенок становится обладателем автобиографической и оперативной памяти — это значит он осознает себя как личность, он осознает свои стремления и желания. Он не готов теперь слепо подчиняться родительской воле, ему нужны объяснения и договор, он готов отстаивать свои желания. А готовы ли к этому родители? Честно, мне иногда кажется, что кризис трехлетних – не у детей, а у их родителей.

 

В памяти ребенка появляются сюжеты: алгоритмы действий и их последовательности. Сначала одеваем носочки, потом обувь. Сначала чистим зубы и умываемся, убираем постель, потом завтракаем и идем гулять. Чем старше ребенок, тем сложнее последовательности.
Только представьте! Какой громадный шаг вперед!

 

Ему поможет распорядок дня. Что-то в его жизни должно оставаться неизменным — это очень важно. А у вас есть расписание на день? Вы его сами соблюдаете? Если нет, то как будете тогда учить своего ребенка? Я в тесте на идеального родителя подробно пишу о том, что дети не столько слушают родителя, сколько следуют ЕГО ПРИМЕРУ, порой, неосознанно.

 

Об изменении в расписании следует договариваться заранее: если вы пообещали завтра пойти в зоопарк, то выполняйте свое обещание. Причем, в экспериментах обнаружено, что лучше всего в памяти откладываются психотравмирующие события, в этом случае запоминание идет по типу импринта и не требует участия сознания: то есть запоминается «само собой».

 

Это означает, что родителям следует следить за эмоциональной средой, в которой находится ребенок. А сами-то договариваться умеете, или «шантаж, угрозы, насилие» – так пока и остаются лучшими методами воспитания?

Психотравмирующая ситуация однозначно плохо? Нет! Представьте, что и из нее можно извлечь пользу. И в первую очередь, от родителя зависит, как он научит ребенка относиться к неприятностям, ведь в жизни их не избежать, неприятности могут стать источником опыта и развития! Обратите внимание, что большинство сюжетов народных сказок мира, предназначенных для детей этого возраста, вне зависимости от конкретной культуры, содержат опасности и их преодоление. Это позволяет решить задачу запоминания, и на этом фоне решить задачу передачи культурного кода того народа, чья это сказка. Это позволяет решить задачу нравственности и развития – только преодолев испытания и преграды, герой получает справедливое вознаграждения. Тут же мы прививаем ребенку понятие справедливости.

 

Первые книги (мультфильмы, фильмы) задают фрейм (рамка восприятия), то есть, некую базу, на основе которой ребенок будет строить картину мира всю остальную жизнь. И какая это картина будет? Узкая-национальная, или широкая общемировая? Только научная? Только религиозная? Или гибкая философская? Очень важно!

 

Кто задает фрейм, тот и прав. Кто задает фрейм вашему ребенку? Телевизор\интернет? Воспитательница в детском саду? Компьютерные игры? А какой это фрейм?

 

Если вы будете задавать ребенку правильные вопросы, у вас есть шанс развить у него понятийное мышление, потому что, как выяснилось, оно закладывается именно в этом возрасте. И важно не опоздать! Вы не сможете вернуть это время, если его уже упустили.

 

Например, «Колобок» – может быть сказкой, закладывающей основы астрономии, потому что животные — это созвездия (так они назывались в древности на территории России, сейчас мы пользуемся европейской – греческой интерпретацией), и в исконном варианте, каждый откусывает от Колобка кусочек. Потому что Колобок — в метафоре может быть Луной, и создали ее Боги (те самые Дед и Баба), катится она боком – все время одной стороной, и каждое созвездие откусывает кусочек – убывающая Луна, пока Лиса не съест совсем – новолуние. А еще это моральная метафора про лесть и хитрость.

 

Конечно, вы не можете дать ребенку начала астрономии чисто научным языком, для этого и существуют сказки, не как обман, а как великолепная метафора. Как образ, который легко запомнить и воспроизвести. Колобок съеден – опасность! Легко запомнить. Но если объяснить, то уже и не страшно, но страшно интересно 😊 А если в погожий вечер вы пойдете во внеурочное время в поздний поход, смотреть на звездное небо, только представьте, какое это приключение для ребенка! Запомнит он его? Предположу, что на всю жизнь.

 

Я помню, как отец показывал мне созвездия на небе, стала старше – он мне подарил атлас звездного неба Рея. А потом я показывала эти созвездия на небе свои детям. И даже совсем недавно, в Крыму, где звезды особенно хорошо видны, мы со взрослыми уже детьми вечером проводили время в поисках знакомых звезд. Нам это очень нравилось, звезды нас сближали! Мне очень хочется, чтобы эта «звездная» эстафета продолжалась из поколения в поколение… По-моему, это здорово!

 

Еще нам помогала ориентироваться по звездам специальная программа в компьютере – Stellarium. Кто говорит, что гаджеты и интернет вредны для детей?! Научите их ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ими как инструментами, тогда сами не заметите, как они станут полезной мировой библиотекой – главное, успейте задать фрейм!

 

Это был пример, как рождается общее семантическое поле – общие понятия и смыслы, и тогда есть тот самый шанс, научиться понимать друг друга с полуслова. Это же проблема проблем: родители, жалующиеся на то, что дети их не понимают! Но позвольте, а сами-то вы их понимаете? Вы создали в период между тремя и шестью годами общую понятийную базу со своим ребенком?

 

А далее ребенок выйдет в социум. Он будет понимать других людей из общего мира? А его поймут? Есть у меня одна история, которая случилась совсем недавно, про ребенка, который “благодаря” родителям ВЫПАЛ из общего культурного современного контекста, что не обошлось без плачевных последствий. Но об этом в другой раз…

 

Это проблема встает тем острее, чем быстрее осуществляются перемены – того, кто за ними не успел, ждет смысловой разрыв со следующим поколением и своими детьми, а детей с обществом. Не надейтесь, что когда-нибудь, когда ваши дети станут старше, они все поймут – увы! Нет! У них будет другой фрейм и другие смыслы! ОБЯЗАТЕЛЬНО БУДУТ! Свои копии вы все равно не вырастите. Иначе бы цивилизация не развивалась.

 

Это нам придется их догонять, они нам нужнее, чем мы им… Догоним ли? С трех до шести — это время создания картины мира, самый большой подарок от родителя, если он вообще эту картину поможет создать, иначе вырастет «человек-мнение», человек не имеющий своей индивидуальной картины мира, а имеющий только мнение, при этом ЧУЖОЕ.

 

Итак, основная деятельность в этом возрасте – игра! Ребенок играет в чтение, в дочки-матери, в строителя, в войну, он играет во взрослого… Это ролевые игры – в них он учится обращаться со своей памятью как с инструментом. Хорошая память – хороший инструмент, но этого мало. Это инструмент надо научиться уместно и своевременно использовать. Для чего? В первую очередь для общения в семье, на детской площадке, в детском саду. Да! Если вы водите ребенка в детский сад не с задачей сдать его туда до вечера, а с задачей сделать этот садик тренажером, то он очень даже может сыграть положительную роль. Как сделать детский сад и школу тренажером – обучаем в ОДВ.

 

Важно, чтобы родители осознанно поставили перед собой такую задачу, тогда у вас всегда будет тема для разговора со своим ребенком: не «Чем вас сегодня кормили? Во что вы играли?», а «Как ты сегодня общался? Что нового узнал, какие уроки из ситуаций вынес?» – станут более важными вопросами.

 

Еще одна проблема, которая встает перед родителями в этом возрасте – детская ложь. Именно в возрасте трех-шести лет дети научаются врать.

===

Читательница: – … после просмотра видео по воспитанию у меня еще вопрос, правда он не про школу. Вот такой: Тема обмана у детей очень объемная, наверно , в видеоинтервью не поместится… Конечно, я хочу знать как реагировать в ситуациях, когда ребенок врет.

 

Изабелла: – А ты сама никогда не врешь? А детям?

 

Читательница: – Вру и детям тоже.

===

Ну, дети-то прекрасно запоминают и производят наше поведение. Все понятно? У вас для лжи найдется куча оправданий, почему вы считаете, что у детей нет причин для лжи? И, наверное, главный вопрос, который родителю стоит задать себе самому сначала – почему мой сын (дочь) начал обманывать? Зачем и для чего он это делает?

 

Не спешите ругать ребенка. Попробуйте встать на его место для начала. Зачем ему понадобилось защищать себя с помощью лжи и от кого? Чем отличается ложь, вранье, фантазии и хитрость, а так же, как на них реагировать, разбираемся на курсе для родителей Основы Деятельного Воспитания.

===

“Diana Balasanyan: Изабелла Леонтьевна, спасибо за статью! Благодаря Родительскому Спецназу мне удалось избежать многих косяков в воспитании своей дочки (2 года), но статья оказалась как нельзя кстати! Я уже начинала подумывать о том, где бы найти адекватную и полезную информацию о воспитании детей – а тут новый поток ОДВ! Ура! Я участвую!!! А ещё сегодня поняла одну очень интересную вещь. До РСН я думала, что ребёнок – практически как кусок пластилина, из него можно слепить всё, что угодно. Развить музыкальные способности, научить дюжине языков, сделать гением по математике, привить те качества, которые нужны (нужны – кому?).

 

И, без сомнения, я бы сильно преуспела в деле “раннего развития и воспитания”, учитывая моё упорство и несгибаемость (читай упёртость и неповоротливость). Слава Богу, вовремя пришла в РСН и поняла, что не бывает “раннего” или “позднего” развития, бывает развитие гармоничное и не очень. И чтобы оно было гармоничным, надо считаться с ребёнком и считать его полноправным членом семьи с правом голоса и своими личностными характеристиками! Теперь мой “кусок пластилина” вполне защищён от неврозов и прочей патологии, но хорошо бы получить инструменты для полноценного и гармоничного воспитания. И хорошо бы ещё, чтобы эти инструменты оставляли маме время и пространство на работу и отдых ))))”

===

Да! Это задача задач 😊 Нехватка времени на себя, на ребенка, на мужа, на “кастрюли”… На самом деле эта задача решается легко. Только… Не каждая мать готова к подобной легкости.

 

У игр в этом возрасте есть еще одна очень интересная особенность, ну об этом тоже в тренинге – в выпуск рассылки точно не вместить этот материал. В следующий раз, если вам интересно, поговорим о подготовке к школе.

 

Изабелла Воскресенская
rodi@navyki-pokoleniy.ru

 

Понравился выпуск? Ставьте лайк, задавайте ваши вопросы в комментариях, пишите ваши отклики – мне важно, что вы думаете на данную тему! А также делайте репосты на свои страницы, чтобы и другие люди смогли взять для себя эту пользу, смогли стать лучшими родителями своим детям!

 

До новых встреч! Присоединяйтесь к нам, если вы еще не с нами: https://vk.com/osnovi_obrazovaniya Я подготовила для вас много интересного и полезного!


   
Нажмите сюда, чтобы поделиться этим выпуском в соц. сетях →

Не успеваете за новыми выпусками?

Заполните форму ниже, что бы подписаться на рассылку и получать свежие выпуски прямо на почту!