Библиотека » Статьи »

ОТЛИЧНИКИ И ОТЛИЧНИЦЫ. В ЧЕМ ПОДВОХ?

 

 

Я вам скажу, отличница – это диагноз! У «отличников» очень сильные невротические тревожные отклонения личности, которые очень мешают жить и «отличнице(ку)», и окружающим их людям. Тема «отличника» очень часто всплывает на консультациях и в наших тренингах.

 

Так в чем же проблема? Мы же привыкли, что отличник – это хорошо, он –МОЛОДЕЦ! А как раз в этом то и проблема. Отличница(ик) опирается на ВНЕШНЮЮ оценку окружающих, на хорошую оценку очень соблазнительно опереться. Внешне очень уверенные в себе, отличники, на самом деле, внутренне очень неуверенные люди. Они-то про себя знают, что где-то просто повезло и «судьи» не заметили ошибку, они знают, что большинство пятерок не очень-то и заслужены, но даже если заслужены, то очень страшно не оправдать доверие и ожидание «судей» и сделать промах. И тогда уже ЛУЧШЕ НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ, чтобы не допустить ошибку. Так рождается глубокий внутренний конфликт.

 

Кстати, иллюстрацией может служить поведение охотника-отличника, собирателя призов и грамот, подозревающего всех в интригах против него, ждущих, когда охотник промахнется. Но он своим недоброжелателям такого шанса не даст: на охоту не пойдет, а будет писать мемуары))) в «Обыкновенном чуде» Марка Захарова по пьесе Евгения Шварца.

 

Быть отличником приятно, но это рождает гордыню. И вот уже отличник «с пеной у рта» будет доказывать свою правоту, даже если он неправ – «ударить лицом в грязь» страшнее, чем признать ошибку. Да и окружающие тактом не блещут – судят и судят, оценивают и оценивают.

 

Приходят люди в тренинг Психогигиена (ПГ) а я им с ходу правило: «Мы здесь не судьи друг другу и не подсудимые! Оценки запрещаются! И ХОРОШИЕ ТОЖЕ!» Боже! Какой у некоторых происходит шок! «Ну ладно, так и быть, плохих оценок давать не будем, а почему хорошие оценки давать нельзя?»

 

А вот поэтому и нельзя, что, когда вы даете другому оценку, вы ставите себя в позицию судьи, а того, кому даете оценку, в позицию подсудимого. Даже если вы даете хорошую оценку, в реальности вы человека унизили, а сами остались в неуязвимом положении судьи, в коммуникации – это «позиция сверху». Отличники обожают всех судить)) Они же имеют на это право – отличники же! Их такими признали)). Неуязвимая позиция судьи очень соблазнительна.

 

Помню работу с одной молодой женщиной. По всем статьям – отличница: и медаль золотая, и диплом красный. Только вот счастья нет.
Спрашиваю: «А почему так важно быть отличницей?» — Отвечает: «Ну как же! Ведь отличников все любят. Если я не буду отличницей, меня не будут любить!»

 

— А что ты делаешь, когда ты отличница? Как ведешь себя с близкими?
— Я доказываю свою правоту, даже если не права… Я вижу чужие ошибки и резко говорю об этом. Я все время жду, когда кто-нибудь ошибется… Мне от этого легче – тогда я права. А раз я права, то меня должны любить!
— И к чему это приводит?
— К скандалам и охлаждению в отношениях…
— То есть ты изо всех сил стараешься быть отличницей, чтобы тебя любили, а на самом деле, что происходит?
— Ой!…
— Ты серьезно считаешь, что твой муж тебя любит именно за то, что ты отличница?
— Нет, когда я включаю «отличницу» — он на стену лезет…

 

Не ищите логику – сойдете сума. И это совсем не единственный случай.
А с чего все началось? С родительского восхищенного «Молодец!». Это родители — наши первые судьи, выбивающие нашу собственную опору из-под ног. Не судите их! Они просто не умеют иначе, их так учили, тоже судили и бесконечно оценивали, потом школа с оценками (куда ж без них), экзамены бесконечные, напрочь забывая заповедь «Не суди и не судим будешь»…
Мы все меньше и меньше опираемся на себя и все больше и больше на сторонние оценки. Теряя внутренний стержень, свою внутреннюю опору. И на что чаще всего жалуются люди? На то, что им не хватает уверенности в себе и своих действиях.

 

Как это происходит? Ребенок родился сам. Да, мама его родила, а он РОДИЛСЯ. Родился – возвратный глагол. Сам! («кесарята» вообще отдельная история – об этом подробно рассказываю в тренинге «Родительский Спецназ» (РСН)). Сам держит голову, сам первый раз переворачивается, сам садится (иногда вопреки глупым и мешающим взрослым, живущими древними мифами на тему: если рано сядет – попа кривая будет), сам встает, сам делает первый шаг, сам падает, сам ловит равновесие, сам встает. САМ, без внешних оценок, ПОНИМАЕТ, удержал равновесие или нет – собственная попа подскажет. Родитель может восхищаться или расстраиваться, чаще не оттого, что малыш упал и ему может быть больно, а от того, что «вот у Юльки дочка, не две недели моложе, уже давно ходит, а наш – все никак!» Или «наш то, молодец! Ходит уже, без поддержки, а вы все еще за ручку?»

 

ОЦЕНИЛИ!

 

Когда мы заводим разговор об оценках в нашем тренинге «Основы Деятельного Воспитания» (ОДВ), родители впадают в возмущение: «А как же воспитывать без оценок?! Даже словом «молодец» поощрить нельзя?!»
Нельзя!

 

А что же можно? Внимание, сейчас напишу фразу и постарайтесь понять, чем она отличается от фразы «Молодец! Садись, пять!», которую иногда я кидаю в виде шутки нашим «отличникам» в тренингах, так жаждущих хороших оценок, потому что они от них так зависимы, что аж дышать не могут, не будем выбивать костыль у хромых.
«Упал? Иди сюда, родной, я тебя подниму! Мне нравится твоя настойчивость и целеустремленность, попробуй еще раз, и у тебя обязательно получится!»

 

«Молодец» — это оценка, возвышающая доброго судью: все, молодец, дело сделано, можно сесть на ж*пу и больше ничего не делать – пятерка в кармане, есть чем гордиться и уже можно спокойно почивать на лаврах, ну… Хоть какое-то время.

 

А фраза, повторяю: «Упал? Иди сюда, родной, я тебя подниму! Мне нравится твоя настойчивость и целеустремленность, попробуй еще раз, и у тебя обязательно получится!» — это вдохновение на действия, и она не оценочна, потому что «Мне нравится» — это о МОИХ ЧУВСТВАХ, я никого не оцениваю, я о своих чувствах говорю. Могу сказать, что мне не нравится – и это нормально, на вкус и цвет – товарищей нет, если кому-то что-то не понравилось, это не повод для драмы, это повод для рефлексии – САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ревизии своих действий: правильные запоминаем и повторяем, ошибочные исправляем и стремимся больше не повторять.

 

Так у ребенка, а затем у подростка появится внутренняя опора для ВЗРОСЛОСТИ и так жаждуемой многими САМОРЕАЛИЗАЦИИ.
Что делать тем, у кого внутренние опоры разрушены? Во-первых, осознать, что так оно и есть, тогда появится предмет для работы. Во-вторых, решиться и проделать огромную психологическую работу над собой.

 

В помощь начинающим и «старичкам» нашего проекта ОДО (уж они то ценность понимают) сделали пять последовательных аудиозаписей третьего цикла «Гипноз для ленивых» — «Обретение внутренней опоры».

 

Пять аудиозаписей — это:

 

— «Образ Мира»
— «Окружение»
— «Переживания о прошлом»
— «Страх перед будущим»
— «Работа с внутренней опорой, возвращение уверенности в себе»

 

Помогут вам справиться с трудностями, которые вас окружают в данный момент, а также послужат профилактикой стрессов, потери сил, физического и эмоционального истощения. А самое главное, вы сможете вернуть уверенность в себе, которой так многим не хватает. Вы сумеете встать каждый раз «когда выдергивают коврик из-под ног». Вы сможете понять, кто и что именно вам рушит ваши внутренние опоры, и как ваши внутренние опоры сделать неразрушимыми.

 

Устраивайтесь поудобнее, включайте аудиозаписи, и под голос Изабеллы Воскресенской отправляйтесь в приятное и полезное внутреннее путешествие.

 

Ссылку на покупку найдете здесь: http://navyki.onwiz.ru/buy/10982v1

 

* Аудиозаписи размещены в личном кабинете проекта ОДО, без возможности скачивания. Доступ к данному сборнику предоставляется на один год.


 
Нажмите сюда, чтобы поделиться этим выпуском в соц. сетях →

Не успеваете за новыми выпусками?

Не беда! Просто подпишитесь на рассылку проекта, чтобы регулярно получать новые выпуски статей, видеоролики и аудиозаписи на свою e-mail почту!