Библиотека » Статьи »

От ума до безумия несколько шагов.

 

Как среда влияет на наш интеллект, разговор с психиатром.

Всем привет! Год новый – проблемы старые.

Ах! Если бы было можно, перевернув листок календаря, вместе с ним

перевернуть и отправить в прошлое все ошибки и неудачи. Но, Увы! Так не бывает.

 

 

Сижу на своем любимом балконе на днях, любуюсь заснеженными дорожками,

мостиками и фонариками. Зима какая-то призрачная в этом году, то ли есть,

а то ли нет: то завалит снегом, создавая праздничное убранство, то все растает как

в капризном апреле.

 

 

В гости приехала подруга. Она психиатр, бывший судебный эксперт.

Разговариваем за чашкой чая о том о сем, обсуждаем лекции Роберта

Сапольски из Стенфордского университета – влияние на поведение и мышление

человека среды и биологии. Решила показать ей ответ одной дамы на один свой

пост: мне показалось, что дама “не в своем уме”?

 

 

-Да, все верно, – отвечает подруга-психиатр, – у женщины явные когнитивные нарушения: неструктурированная разорванная речь, о смысле можно только догадаться.

– Как думаешь – это проблемы органического характера (нарушения на уровне тканей мозга) или это отклонения, вызванные средой?

– Ну, если бы это был молодой человек, то я бы склонилась к тому, что это влияние примитивной среды. Но этой даме сорок, как она пишет, значит, скорее всего, здесь уже возрастные тканевые изменения и в ближайшем будущем ее ждет деменция…

 

 

Дальше наш разговор плавно перетек в русло на тему

“Что же происходит с человечеством?”. Совершенно нормальный разговор

за чашкой чая для психотерапевта и психиатра.

 

 

Так что же происходит с человечеством? Почему самые лучшие умы бьют

тревогу по поводу мыслительных способностей людей? Сегодня этой теме

уделяется самое пристальное внимание передовыми науками: человек умнеет

или глупеет? С чем это связано? Что влияет больше: генетика, среда, случайность?

 

 

Если человек с хорошими генетическими данными попадет в плохую среду,

то он свои замечательные данные не реализует. А если его генетика “не очень” – рискует

стать идиотом, хотя в других условиях мог остаться вполне нормальным.

 

 

Страшно представить, сколько гениев мы теряем, поместив их в среду ОБЫЧНОГО

школьного образования, потому что НОРМАЛЬНОЕ образование становится элитным,

при этом вовсе не обязательно, что гены, учащихся в элитных заведениях деток – “элитны”.

Но среда сделает свое дело – что возможно, то “вытянет”.

 

 

Если посмотреть на этот процесс с точки зрения нормальных статистических

распределений Гаусса, то мы увидим, что общество расслаивается на “глупых”

и “умных”, за счет влияния оглупляющей (для большинства) или стимулирующий

(для элиты) ум среды.

 

 

С течением времени, человек с биологически обусловленной слабостью

когнитивных процессов – это не только генетика, это и плохое питание,

и перенесенные инфекции, употребление токсинов (наркотики, курение, алкоголь),

да еще помещенный в среду наших СМИ, плюс к этому глупое окружение,

практически остается без шансов сохранить здравомыслие. И не только на

уровне процессов мышления (функция), но и на уровне нервной ткани

(субстрат)- она в таких условиях необратимо деградирует.

 

 

Чтобы быть совсем понятной, приведу всем известный и избитый пример

с детьми “Маугли”. Вне зависимости от генетических задатков, детеныш

человека, помещенный в среду животных, не реализует свой человеческий

потенциал. Он не становится человеком в социальном и когнитивном смысле слова.

 

 

В чем я вижу выход?

 

 

Первое! Это гигиена, да, именно гигиена (поздно Вася пить боржоми,

если почки отказали)своей собственной психической деятельности, поэтому

наш закрытый тренинг (набор в который закончится 17 января), так и называется

Семейная Психо-Гигиена (ПГ). Скажу честно – в этот раз народу пока набралось

немного, и если группа останется маленькой – то этот набор, девятый по счету,

будет последним. Так что тот, кто откладывает работу в ПГ на следующий сезон,

может промахнуться.

 

Условия входа в тренинг узнавайте у нашей техподдержки – он не продается.

 

 

Чем хороши групповые тренинги? В них, благодаря группе, мы создаем благоприятную

когнитивную среду. Мы все общаемся в среде людей, от нее больше всего зависят наши

мыслительные человеческие способности.

 

 

Группа в психотренинге – лучшая и безопасная среда для тренировки ума

и эмоционального интеллекта.

 

 

Второе. Создание когнитивной среды для своих детей. Здесь есть огромные

“подводные камни”. Первый – это желание сдать когнитивную среду детей

на аутсорсинг – ясли-сад, детские развивающие группы. Второй – сдать когнитивную

среду на аутсорсинг мультикам и интернету. Третий – общеобразовательная школа,

которая не столько образовывает, сколько отупляет.

 

 

В чем прикол? Я не против детских учреждений, мультиков и даже школ,

если их использовать как тренажер для среды и контекста, создаваемого

родителями. Вопрос в том, умеют ли родители создавать эту самую среду

и контекст, или отдают это на откуп официальным структурам? То есть

не путают ли они, как обычно, инструмент с решением задачи и целью?

 

 

Вот как раз эту задачу и многие другие мы решаем в тренинге Основы

Деятельного Воспитания (ОДВ). Группа набрана, но есть еще возможность

в нее попасть и тут, как говорится – ловите момент! Пока еще есть возможность.

А будет ли возможность следующих наборов тренингов – этого гарантировать не могу – все меняется.

 

 

Входной билет и условия здесь:
https://navyki-pokoleniy.ru/odv-opisanie/

 

 

Все участники прошедших тренингов ОДВ отмечают , что пришли воспитывать детей,

а выходит, сначала необходимо воспитать себя! Поэтому ОДВ – это тренинг для взрослых,

которые хотят научить СЕБЯ воспитывать своих детей и создавать для них образовательный

контекст и среду.

 

****

“Тренинг мне дал очень многое.
Инструменты, знания, навыки, понимание. И я имею план действий. Четко поняла что такое контекст и фрейм. Разобралась в самых сложных и острых темах воспитания. К примеру, сексуальное воспитание, ложь, компьютеры и гаджеты, обучение детей. Последний вебинар посадил меня на попу и заставил призадуматься о многом, уже состоявшемся. Не даром, однажды, сын мне в сердцах сказал «Мама! Ты не мама! Ты Папа!».

Очень помогают инструменты понятийного мышления и работа над ошибками.

Я, не без скрипа, но во многом изменилась. Если случается что-то, как это бывало раньше, то исправляюсь быстрее. Не пускаю ситуации на самотёк. Все чаще ищу смысл, задачи, фрейм и учу сына рассуждать логично.
Тренинг – золото для мыслящих и ищущих решения родителей.
Благодарна проекту ОДО за эффективную работу над собой! Аврора Ачева. ОДВ-4поток, участник клуба ПГ “

 

****

 

Из разговора с подругой психиатром. Случай из практики.

Женщина родила не очень здорового ребенка, но если такими детьми

заниматься, то они вполне могут быть адаптированы. Но, муж ушел,

как часто бывает в таких случаях. Мать слегла от инсульта. Женщина была

занята больной матерью, а ребенок воспитывался мультиками, лишенный

среды для нормального общения. Ему семь лет, а он говорит только “Ы-ы-ы” и

“У-у-у”, которые почерпнул из бессловесных мультиков, которые ему ставила мать,

чтобы не мешал. Теперь, когда она “спохватилась” и ставит ему мультики с речью,

мальчик, как только мать выходит, ставит безречевые мультфильмы – это он освоил.

Сможет ли мать теперь помочь ему развить речь – сомневаюсь. Время безвозвратно

упущено… Феномен “Маугли” в действии.

 

 

Смотрите! Основных направлений – два: создание когнитивной среды для себя,

взрослых, и создание когнитивной среды для детей. И, конечно, инструменты и

навык инструментами когнитивного мышления пользоваться.

 

 

Увидьте разницу! Например, хорошая память и способность к воображению – это

когнитивные СПОСОБНОСТИ (часто врожденные, но их можно развивать),

а понятийное мышление – это целый набор ИНСТРУМЕНТОВ: выделение главного,

понимание причинно- следственных связей, логическое мышление, рефлексия,

заключение, вывод, экстраполяция в будущее – этому можно только обучиться

в определенной среде . Сами по себе способности ничего не дают. Например,

люди с синдромом Дауна, аутисты и лица страдающие интеллектуальными выпадениями

часто имеют сверхпамять, недоступную обычным людям. Другое дело, что они этой памятью

не способны оперировать и решать элементарные смысловые задачи.

 

 

Это я привела крайние примеры реально генетически больных людей.

 

 

 

Часто люди, не имеющие генетических отклонений, но имеющие обширный

запас разрозненных бессистемных знаний (чему способствует легкая доступность

информации),то есть имеющие хорошую память, и при этом не владеющие

инструментами понятийного мышления, очень похожи на этих больных.

Сами с собой разговаривают, аргументы собеседника игнорируют, сами

себе отвечают, потом на то, что ответили, сами же и обижаются. Вы просто

посмотрите ради любопытства, что пишут под нашими постами в Контакте,

некоторые люди. Обратите внимание! Часто это молодые люди, с высшим

образованием, но с полным отсутствием понятийных навыков и других инструментов сознания.

 

 

Очень грустно, но они даже не понимают, что их неразвитое мышление,

с энциклопедическим набором информации, которым, кстати, они очень

сильно гордятся – это прямая и быстрая дорога к безумию. Но прежде,

чем они дойдут до клинически значимых изменений в тканях головного мозга,

они успеют испортить отношения с близкими и дальними, их окружение – среда,

будет для них становиться все более агрессивной, поскольку эти люди, игнорируя

чувства и смыслы окружающих, соответственно, будут в ответ получать отпор и

неприятие, отказ в общении.

 

 

Так образуется порочный круг: среда ведет к слабоумию, слабоумие создает

среду, ведущую к слабоумию.

 

 

В итоге одинокая старость со старческой деменцией. А деменция (безумие),

все молодеет и молодеет, что и приводит к тревоге ведущих ученых и передовые

исследовательские умы.

 

 

Вот такой разговор у меня состоялся с подругой психиатром.

 

 

Не хочу заканчивать на грустной ноте, хотя, если честно, то от наблюдаемой

реальности “слегка не по себе”.

 

 

Поэтому еще раз повторю, это как в самолете – кислородную маску сначала себе,

потом детям; сначала решаем вопрос с собственным когнитивным здоровьем,

потом помогаем его решить своим детям, пока не поздно. С безумными стариками

сделать на данном этапе науки и медицины мы ничего не можем, а с психиатрической

помощью в нашей стране полный швах.

 

 

Психическое здоровье не прибудет от бесконечного поглощения инфы!

Наоборот, информационное обжорство ведет к шизофрении.

 

 

Психическое и когнитивное здоровье формируется смыслами и решениями

реальных задач! Навыками создания смыслов, постановкой целей, разработкой

стратегий. ЭТО РЕШАЕМАЯ ЗАДАЧА, что сильно радует.

 

 

Не даром говорят: кого Бог хочет покарать, того лишает разума.

Не стоит наверное себя самим наказывать. Очень хочется видеть вокруг

себя здоровых людей, создающих СОБОЮ здоровую среду общения друг для друга.

 

 

Как вы считаете? Какой вы видите эту среду? Какой, вы считаете, должна быть среда ОДО?

Надо ли отправлять в Бан слегка и не слегка “странных”людей? Или может толерантно

позволить им самовыражаться как им вздумается, как это делается в других пабликах?

 

 

В любом случае, для участников тренингов есть ЗАКРЫТЫЕ группы с безопасной средой,

кто готов отстаивать свое когнитивное и душевное здоровье милости просим, будем рады.

 

 

Вход в 9-й набор ПсихоГигиены здесь (только для тех, кто окончил другие

тренинги ОДО): Наша техподдержка

 

 

Вход в тренинг Основы Деятельного Воспитания здесь
https://navyki-pokoleniy.ru/odv-opisanie/

 

 

Занятия в обоих тренингах начнутся 20 января

 

Ваша Изабелла Воскресенская
rodi@navyki-pokoleniy.ru


   
Нажмите сюда, чтобы поделиться этим выпуском в соц. сетях →

Не успеваете за новыми выпусками?

Заполните форму ниже, что бы подписаться на рассылку и получать свежие выпуски прямо на почту!