Библиотека » Статьи »

Очередное потерянное поколение. О главной проблеме в воспитании.

 

 

Здравствуйте, Друзья! Этот выпуск у меня внеплановый, потому что просто не могу не написать.

Тема очень важная, глобальная, касающаяся нашего настоящего и будущего. Касающаяся КУЛЬТУРЫ.

Касающаяся молодежи — а именно, поколения «Z» — термин, применяемый в мире для поколения людей,

родившихся примерно с 1996-го года, соответствует теории поколений, созданной

Уильямом Штраусом и Нилом Хау. И если у вас дети этого возраста — эта статья,

надеюсь, для вас будет ОСОБЕННО ВАЖНА и полезна.

 

 

Хочу начать с культуры в целом. В экономике есть такое утверждение — «спрос рождает предложение»,

и это проверено мною не один раз на личном опыте, и многими предпринимателями всего мира.

Люди всегда больше всего будут покупать то, что им необходимо и что они хотят — это логично.

Но в жизни бывают примеры, когда предложение рождает спрос — когда потребитель еще не знает

о каком-то товаре, и даже не задумывается — хочет он его или нет.

А когда товар появляется, тогда потребитель задается вопросом — нужен ему этот товар, или не нужен.

Но в век сегодняшней рекламы и интернета, КОНЕЧНО, чаще всего не задумывается,

это решение уже принято за него. «ЭТОТ ТОВАР ТЕБЕ НУЖЕН!!!» — кричат ото всюду медиа,

и потребителю ничего не остается, как развести руками: «нужен, так нужен, ок», и потратить свои деньги.

 

 

То есть, влияние идет с обеих сторон, и как спрос влияет на предложение,

так и предложение влияет на спрос. Зависит от обстоятельств.

 

 

Почему это важно понимать в вопросе культуры? Да потому, что культура работает

по такому же принципу. Если понаблюдать внимательно — деятели культуры и искусств,

чаще всего, производили свое творчество исходя из своих внутренних переживаний,

и переживаний, которые они испытывают от взаимодействия с окружающим их миром.

Или от потребности аудитории. Что внутри, то и снаружи.

 

 

Всё искусство ВСЕГДА крутилось вокруг социальных проблем (политики, классовой борьбы,

угнетения малоимущих, справедливости и т.д.); проблем личностных кризисов

(взросления, непонимания общества, поиска себя, ценностей, любви, ненависти и т.д.);

идеологии и философии взгляда на жизнь (добро/зло, кто мы, откуда мы, зачем здесь и т.д.).

И искусство всегда отражало то, что происходит в мире. И если творчество отражалось

в сердцах и умах людей — деятель искусства становился популярным, его слушали.

«Да, так и есть всё! Он говорит ПРАВДУ»— сколько раз я слышал эти слова о музыкантах,

поэтах, писателях, художниках и режиссерах. Людям это важно — видеть в отражении искусства то,

как они живут. Что они чувствуют, что у них болит, что главное в жизни.

 

 

Люди искусства, чаще всего в своем творчестве реализуют то, что видят со своей точки зрения,

перерабатывая эти переживания через себя (То, что мы называем — реальность)…

Или ХОТЕЛИ БЫ видеть? (То, что мы называем — фантазии).

 

 

 

И вот тут появляется интересный вопрос, который я считаю очень важным.

Вопрос, который схож с предыдущим вопросом про спрос и предложение

образ жизни порождает культуру? Или все-таки культура порождает образ жизни?

Современная культура несет в себе те ценности, которые несет — потому что мир такой?

Или мир такой, потому что культура несет такие ценности, которые она несет?

Что первичнее здесь — яйцо или курица? Культура, или образ жизни?

 

 

 

Сегодня творцом культуры становится молодежь — во-первых, так всегда было, во-вторых,

это нормально, молодежь — будущее нации. Заканчивается детство, и молодая, не зрелая личность

ищет свое место в обществе, сталкиваясь с реалиями жизни, с болью, падениями, предательствами,

обманом, фальшью, с несправедливостью государства, в котором она живет,

и которому она нафиг не сдалась. С шаблонной программой жизни, которая ее не устраивает

— школа/институт/работа/семья. С нерабочими в современном мире программами родителей,

просто потому что они устарели. С реализацией своих новых базовых потребностей — с кем заняться

сексом, где заработать денег, как стать признанным и нужным, что покушать, что одеть и т.д.

А вокруг все наседают — государство закручивает гайки потуже, зарабатывать деньги честным

и полезным для общества трудом — трудно! Кризис, жестокий и беспощадный накрывает

в подростковом возрасте с головой. Страшно, больно, не понятно.

Я сам еще недавно был подростком — я помню все эти свои переживания.

 

 

И вот эта незрелая личность пытается с этим всем разобраться, прежде всего — для себя.

Но, поскольку молодежи достаточно много — этот «разбор» откликается и у других молодых людей.

Так раньше рождались субкультуры, а сегодня — поп (популярная) культура.

И то, о чем говорит молодежь, то, что она делает и ценит — говорит о том,

в каком мире мы сегодня живем и какой мир нас ждет в ближайшем будущем.

Я считаю, что молодежь и молодежная современная культура, это некий

индикатор экологичности нашего общества в целом.

 

 

Как обстоят дела с современной молодежной культурой сегодня? Вот что замечаю лично я:

 

 

1. Я не хочу говорить, что раньше было лучше, потому что было все тоже самое,

только другим языком. Сегодня на пике популярности во всем мире рэп — это просто факт.

Сегодняшние рэперы — это рокеры предыдущей эпохи. Рокеры — это барды предыдущей эпохи.

Барды — это поэты предыдущей эпохи. Поэты — это скоморохи предыдущей эпохи и т.д.

Да, такие люди, как Джимми Хендрикс (известный рок музыкант 60-ых годов) были

мастерами своего дела — поэтому они на века, их можно слушать до сих пор.

В их деле была какая-то красота и мастерство. Они долго этому учились и делали то,

что другие не могли — и поэтому их называли классиками.

 

 

Возможно, скажу как старпер, но сегодня популярная культура превращается

в однодневку — которая называется «Хайпом». Мастерство не важно — важнее погромче

и по-смелее «стрельнуть» в аудиторию. И пускай это на месяц — через месяц все это

творчество забудут. «Но этот месяц мы шиканем по полной!». И популярен не мастер,

который раньше мог то, что другие не могли сделать. А популярен СМЕЛЫЙ, который

не побоялся сказать ВСЕМ о том, сколько сантиметров у него член в штанах или

с какой «телкой он переспал». Причем, это интересно детям возраста 10-17 лет!

12-ти летние ДЕВОЧКИ это любят, слушают, ходят на концерты этих рэперов.

Понимаете, как снижается возрастной ценз этой популярной культуры,

и почему некоторые родители бьют тревогу? Можно сказать, что это было всегда,

но тем не менее — общество с каждым поколением быдлеет и деградирует.

 

 

2. Сегодня уже не воспевают то «доброе, чистое, вечное», как, может быть, раньше.

Это не модно. Модно то, что ценится в современном обществе, а именно:

популярность, деньги, машины, лайки/комментарии, развратный секс, наркотики,

алкоголь, внешность, агрессия, оппозиция. Молодежная культура с каждым поколением

становится все агрессивнее и агрессивнее — я лично это замечаю. Блек-металлисты с их

гитарными рифами, длинными черными волосами и демонистическими песнями

— цветочки и пусечки, по сравнению с сегодняшними рэперами!

Агрессия нарастает во всем — в песнях молодежи, в фильмах

(сколько триллеров вышло в кинотеатрах за последний год — не замечали?),

в играх, во внешности молодых людей, в их поведении, в их манере общения,

в их отношении к миру, в образе жизни и т.д. Жестокость, цинизм и агрессия

— три друга, которые идут в обнимку с молодым человеком сегодня.

И чем моложе поколение — тем жестче, циничнее и агрессивнее оно себя ведет.

Интересно, во что это в конце концов выльется…

 

 

3. Молодежная культура становится примитивнее с интеллектуальной точки зрения.

Я понимаю, что когда-то также говорили и о Высоцком, и о Борисе Гребенщикове,

и о Цое в свое время. Но ведь и правда — у Высоцкого были куда глубже тексты,

чем у современного Элджея, Фараона, или Фейса. И по-любому в будущем про

Элджея мы скажем: «Ну, у этого парня хотя бы был текст» :))))

Возможно, скоро песни вообще будут состоять из одного слова, скорее всего матерного,

«качового» бита и картинок в клипе с никогда не стареющими примитивными ценностями

— тачками, голыми задницами и оружием. И да, это «Дико например»©.

 

 

И раньше был «секс, наркотики и рок-н-ролл»! Все это было — и свободный дух

молодого поколения, «Перемен требуют наши сердца», и т.д.

Революция — потребность молодого поколения. Оно не хочет жить неудачными образами

действий поколения предыдущего — и в этом его понять можно!

Но какими средствами молодое поколение об этом говорит?

 

 

Да, в текстах молодежи заложен протест. Заложена оппозиция. Заложена война.

Запрещенные темы в семьях. Именно поэтому жестокость —

«Разрушим старый мир, чтобы построить новый». Но чем дальше в лес — тем больше дров.

Способы это доносить до других людей — все примитивнее и примитивнее, не смотря на то,

что творческие ребята говорят: «Да вы и 10% из моего текста не поймете никогда!».

Конечно не поймем — у тебя в песне всего три слова, и то два из них матерные :)

 

 

Да и что можно делать под эту самую современную музыку и эти тексты?

Минимум — под наркотиками в клубе покачаться, максимум — покончить

жизнь самоубийством. А так все и происходит — культура формирует образ действий.

 

 

И кто виноват в этом положении? Государство? Родители? Общество? Культура?…

Или дело, может быть не в том, кто виноват, а что теперь с этим всем делать?

Потому что проблема на лицо — и люди с рождения так живут — в страхе, боли

и без понятия вообще, что вокруг происходит. И этот страх и боль передаются

ИЗ ПОКОЛЕНИЯ В ПОКОЛЕНИЕ. Поэтому и кризис молодежи повторяется

с каждым поколением — оно не может этот кризис пройти грамотно и конструктивно

— некому им помочь и научить, как правильно. Молодежь не ощущает свою нужность

ни родителям, ни государству, никому. Все же песни об этом — вспоминайте старых добрых

Генералов Песчаных Карьеров: «Я начал жизнь в трущобах городских…» 

 

 

Когда я смотрю на всех этих молодых мальчиков и девочек, которым сегодня

по 17-20 лет, честно, мне их искренно жаль. Они брошены всеми, они никому не нужны.

Родители слишком заняты собой — ежедневным выживанием, или карьерой.

От этого сбегание в наркотики, алкоголь и животные беспорядочные половые связи

— об этом, собственно, и поют, и снимают фильмы. Нужность и любовь они пытаются черпать

из своей фан-базы (аудитории). И культура — полная таких образов, дает молодым людям опору,

как выжить в этом жестоком опасном мире, пускай даже с такими ценностями.

Потому что без ценностей вообще труба — скатимся в полное скотское существование.

Тем более ценности-то не сложные — бухай, кури и трахайся. Оскорби кого-нибудь

со сцены или в песне — и ты популярен. Сделай фильмы с насилием, матом и сексом

— и ты в топе. Вон, «Игры Престолов» тому подтверждение, хотя сериал начинался

отлично и достаточно глубоко. Но молодое поколение эту глубину не понимает,

оно видит фантик — в ввиду своего не большого жизненного опыта и воспитания.

 

 

Есть сторонники мнения, что у нас в России, по крайней мере, современная

популярная культура — это последствия западной пропаганды. Что это США испортили

нашу молодежь. Я не согласен с этой точкой зрения, по одной простой причине.

Опять же — СПРОС. Дело не в том, что США создает современную культуру такой,

какая она есть. Дело в другом — что у наших детей есть в этой культуре ПОТРЕБНОСТЬ!

У них есть спрос на такую музыку, наркотики, такие фильмы и мультики, игры,

книги, такие ценности, а США, как профессиональный бизнесмен,

на этот спрос отвечает предложением. Причем не только в России — во всем МИРЕ так!

 

 

Вот какой правильный вопрос себе стоит задавать. Не почему Запад такой плохой

и развращает наших детей. А почему у наших детей есть в этом потребность,

и почему они развращаются? Почему они ХОТЯТ развращаться?

Это же не просто так происходит.

 

 

А я отвечу. Все дело в двух вещах:

 

 

1. Потому что так живет страна, и все население планеты в целом.

Когда подросток рождается из семьи — он выходит в общество.

И от того, какое это общество, что в нем более ценно, что более востребовано,

что оно может дать ребенку, какие ресурсы и возможности — зависит жизнь

этого ребенка в дальнейшем. А государственные системы, общественные системы,

народные культуры – давно прогнили и устарели.

А на гнилой почве ничего дельного не растет!

 

 

2. И самое главное — это сама семья, в которой с младенческого возраста

воспитывается ребенок. Что в этой семье более ценно, что более востребовано,

что она может дать ребенку, какие ресурсы и возможности? От этого будет

зависеть вся дальнейшая жизнь этого ребенка. От этого будет зависеть,

как ребенок будет проходить все последующие кризисы.

 

 

Я считаю, что ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА В ВОСПИТАНИИ — это то,

что родители решают задачу ТОЛЬКО материального обеспечения ребенка:

раз одели и накормили, он как-то вырос – всё, они свои обязанности выполнили.

На этом родительская роль окончена. А про воспитание духовно-нравственных

ценностей, грамотного переживания кризисов, поиска своего места, про поддержку,

чувства, душу ребенка почему-то забывают…

 

 

Не могут родители дать детям то, чего сами не имеют. Поэтому так и живем.

Из поколения в поколение передаем то, что есть. Так что не удивляйтесь,

почему у подростков потребность в такой современной культуре,

какая она есть сегодня. В культуре без души.

 

 

 

Отсутствие любви в семьях. Вот почему так. Что в вас любит? Душа, наверное.

А наличие души сегодня, зачастую, люди отрицают (мы с Изабеллой столкнулись

с этим в наших тренингах) — тогда любовь опускается только до животных

сексуальных потребностей. И опять же — чего вы хотите-то? Об этом и поют, это и слушают!

И путают секс с любовью. Прежде всего — потому что родители сами путают секс с любовью,

и всё остальное путают, и подменяют понятия. И потому что их родители тоже

путали и подменяли понятия. А из этих родителей и детей общество и состоит.

 

 

 

Не умеют любить. Не умеют для этого договариваться. Общаться. Учиться новому.

Исследовать. Меняться. Делать усилие. Думать. Рассуждать логически.

Чувствовать не умеют. Сочувствовать не умеют. Не умеют свою энергию

направлять в конструктивное русло. Грамотно распоряжаться своими ресурсами.

Видеть новые возможности. Искать смысл жизни и жить счастливо. Делать этот мир лучше.

Взрослые этого не умеют — чего вы от подростков-то требуете?

Напомню, они — индикатор экологичности нашей с вами жизни!

Если молодежь такая — значит родители где-то накосячили! И с косяками своими,

как правило, разбираться не хотят. А если бы захотели и разобрались — может быть

было бы все совершенно по-другому! И культура другая бы была.

 

 

ПОНЯТНО, КТО ВИНОВАТ. Даже не виноват (харе быть все время виноватыми

и нести вину, как крест на голгофу, до конца жизни!). КТО ОТВЕЧАЕТ ЗА ЭТО.

Раз отвечаете за это — значит в ваших силах это исправить. Вот что такое — ответственность.

 

 

А ЧТО ДЕЛАТЬ-ТО? Вот подростки все время и бастуют, все время ГОВОРЯТ о том,

что и как им не нравится, вместо того, чтобы ПОМЕНЯТЬ это.

 

Не нравится твоя страна? Сделай ее лучше! Не нравится образование?

Стань хорошим преподавателем! Не нравится медицина? Стань первоклассным врачом!

Не нравится правительство и законы? Иди в депутаты и думу! И т.д. МЕНЯЙ!

Научись, стань мастером в своей области и поменяй этот мир, сделай его лучше!

Вот он — деятельный подход! Не революционно, не борьбой и разрушением,

свержением власти или митингами, песнями суицидальными! Ломать — не строить!

Ты попробуй построй что-то хорошее, я уверен, это можно сделать даже в ТАКИХ

условиях, как сегодня! Вот это действительно тяжелая работа.

И это я не подросткам сейчас говорю! Это я к вам обращаюсь

ко взрослым людям, к родителям! 

 

 

Опору, прежде всего — нужно искать В СЕБЕ! Не в государстве, не в религии,

не в оценке общества, не в национальной идее! Все это уже проходили

— и надежду на государство, и веру в религию, и культуру прошлого,

и признание общества, и национальную идею — НЕ ПОМОГАЕТ ЭТО,

проверено многими поколениями, зачем наступать на те же грабли?

В СЕБЕ опору нужно искать! Прежде всего — родителям.

А если родители эту опору по-настоящему найдут — то и детей научить смогут.

 

 

Это трудно. Пожалуй, самая трудная работа сегодня. И с нее, я думаю,

необходимо начать, каждому. И просто посмотреть — куда нас эти изменения

приведут, к какому образу жизни, и к какой культуре.

 

 

Как это сделать, мы обучаем с Изабеллой в наших тренингах проекта ОДО .

Для этого проект ОДО и был создан — менять жизни людей к лучшему,

чтобы они находили опору в себе без костылей, и учились идти по этому миру

самостоятельно, и детей своих научили этому. Самостоятельности и тем ценностям,

которые пробуждают в нас самое лучше, «доброе, светлое, вечное».

Это реально и возможно. Стоит только захотеть и очень сильно постараться.

 

 

Все необходимые инструменты для этого найдете ЗДЕСЬ

до 9-ого июня со скидками в честь Дня Защиты Детей,

который прошел 1-ого июня.

 

 

Даниил Воскресенский

direct@navyki-pokoleniy.ru

 

 

П.С. Можно говорить про подростков, что они дегенераты, сволочи,

циники, подонки, наркоманы, алкаши и т.д. Но это все не диагнозы детей

— это диагнозы родителей. Взрослые создали тот мир, в котором дети такими становятся.

 

 

Подростки вопят, буквально — через музыку, кино и игры о своей БОЛИ.

Боль — признак неполадки, болезни. Боль подростков — это симптом болезни общества.

Ну что, лечить будем, или так отмучаемся? И кого будем лечить в первую очередь?

Подростков? Или может быть себя?

 

 

П.П.С. Жестокость и цинизм современной молодежи являются

закономерным последствием отсутствия настоящей родительской любви.

А что включает в себя эта любовь? Что такое — любить по-настоящему?

Вот следующий вопрос, который я хотел бы открыть, и хотел бы,

что бы каждый о нем задумался и ответил на него себе сам.

От этого зависит наше будущее и, ни много ни мало,

будущее всех следующих поколений не просто одной страны,

а всей человеческой цивилизации.


 
Нажмите сюда, чтобы поделиться этим выпуском в соц. сетях →

Не успеваете за новыми выпусками?

Заполните форму ниже, что бы подписаться на рассылку и получать свежие выпуски прямо на почту!