Библиотека » Статьи »

О, учитель, помоги мне достигнуть… всего и сразу! О роли учителя в системе образования.

 

Приветствуем, ученики и студенты! Пока все смотрят героический блокбастер

про “Алёшу Поповича и Тугарина Змея”, существуют еще другие “сказки”, не зная

и не понимая которые, можно оказаться в нежелательных для нас обстоятельствах.

Про эти важные “сказки” поговорим в сегодняшнем выпуске.

 

 

В культурах народов мира сказки играли роль обучения детей каким-то этическим

и моральным ценностям, принципам и законам существования в мире. Насколько они

были эффективными – вопрос сомнительный, так как все трактовали сказки по-разному

и извлекали из них свой смысл. Именно поэтому нужен был человек-передатчик, который

расшифрует смысл сказки экологично. Некий “учитель”, который научит извлекать метафоры

из художественного произведения правильно, НАУЧИТ уму и разуму.

 

 

Только вот, снова подвох – на учителе лежит большая ответственность за расшифровку метафор

этих сказок. И когда учитель расшифровывает вам очередную метафору – откуда вы знаете,

насколько он экологично это делает? Насколько честно и добросовестно? С какой задачей:

воспитать этически свободомыслящего, могущественного, доброго и деятельного человека?

Или подчинить его очередной морали: национальной, религиозной, общественной и т.д.,

чтобы человек действовал только в её рамках?

 

 

Учитель – неотъемлемая роль системы образования и по сей день. Функция этой роли – передача

знаний и навыков ученику. Учителя в стране вроде есть… Почему же у нас такая беда с образованием

сегодня?

 

 

Мы выделили пять основных проблем, связанных с учителями:

 

 

1) НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ. Мир меняется – следовательно, должен и меняться сам учитель, его методы,

подходы обучения. Должны совершенствоваться его навыки и знания, в соответствии с меняющемся

технологическим укладом. А у нас до сих пор в школах и универах обучают знаниям прошлых

укладов – так тормозится образованность населения и его адаптивность к современному миру

и миру будущего. К тому же, уровень знаний и навыков студентов педагогических вузов, которые

поступают туда по остаточному принципу, оставляет желать лучшего.

 

 

===

 

Изабелла: “Я, как врач, знала биологию куда лучше, чем учителя биологии, которые обучали моих детей в школах. Даниил, как предприниматель, понимает и объясняет основы экономики лучше многих преподавателей в вузах. А наш новый партнёр с которым мы сейчас делаем новый курс по математике – инженер-робототехник, знает и понимает математику куда лучше учителей по математике во многих школах…”

 

===

 

 

2) ТОЛЬКО ТЕОРИЯ. Учитель передает ученикам и студентам знания из учебников и программ,

не применяя их на практике. У ученика, по сути, проверяется память (тестами и экзаменами),

а не умение оперировать навыками и знаниями. И ученик оценивается оценкой (баллом),

а не результатом. К тому же, у учителя “связаны руки” – он действует в рамках системы,

и не может применить персональный, творческий подход к каждому ученику.

 

 

3) СУБОРДИНАЦИЯ. Патриархальная культура наделила роль учителя СТАРШИМ, а ученика

МЛАДШИМ статусом, следовательно, ученик должен безоговорочно и безукоризненно подчиняться

учителю. Как в армии. Учитель превратился в судью, от которого зависит будущее ученика,

а ученик превратился в подсудимого. В древности, возможно, такая иерархия была актуальна,

потому что старшее поколение действительно было носителем важного опыта по выживанию,

носителем знаний, истории, культуры и т.д. Сегодня же молодые поколения знают и умеют то,

чего многие взрослые люди не знают и не умеют. Возникает вопрос: зачем и чему тогда учиться

у старшего поколения, если их знания сегодня не работают? И тем более, зачем терпеть их тиранию

и унижения, просто из-за того, что они старше?

 

 

 

===

 

Даниил: “В нашей русской школьной столовой у нас были отдельно столы для детей, поставленные в ряд, и отдельно столы для учителей, за которыми ученикам сидеть запрещалось. Эти учительские столы были оформлены как в ресторане. Каково же было мое удивление, когда я приехал в финскую школу по программе обмена учениками, и увидел, как в столовой и учителя и ученики едят за одним столом, общаются и обсуждают разные темы”…

 

===

 

 

4) НЕ ПРЕСТИЖНАЯ ПРОФЕССИЯ. Кто идет в учителя? Очень мало молодых людей,

кто действительно горит этой специальностью. Большинство идет в то же Пед. Училище

(“Педулище” – как мы его называли) потому что в другие ВУЗы поступить не получилось.

И учитель сегодня (в России, во всяком случае, пока что) – низкооплачиваемая и не престижная

профессия.

 

 

 

5) ВЫСОКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. При этом люди возлагают на учителей слишком

большую ответственность, делая из учителей ГУРУ, которые должны подавать пример

МОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ всем остальным, особенно ДЕТЯМ. Безусловно, учитель

не только образовывает, но и воспитывает ученика, в какой-то степени, и примером

быть обязан. Но не примером ханжеского, моралистского поведения, а примером

искренности, свободомыслия и честности. К такому учителю, согласитесь, у учеников

будет намного больше доверия, чем к лицемерам.

 

 

Пример: была история, как учительницу из Барнаула уволили с работы за то, что в социальных

сетях нашли её фото в (закрытом!!!) купальнике, зимой во время закаливания (и это не единственный

случай, когда увольняли учителей за подобные фото). Она же не в школу в купальнике пришла!

Заметьте, это был даже не нудистский пляж! Женщина на фото стоит в купальнике на снегу!

Закаляется! Какой хороший пример для молодёжи! А если бы она была летом на пляже – там

в шубе что ли ходить? Или что, сегодня учителя-женщины монашками должны быть? Или

публиковать в соц сетях только фото со своей работы в строгом костюме а-ля “синий чулок”?

И что плохого, если бы эта учительница в пляжном купальнике на пляже играла бы со своими

учениками в пляжный волейбол, или каталась бы на сёрфе?

 

 

===

 

ЧТО НЕОБХОДИМО МЕНЯТЬ В РОЛЯХ? К слову о реформах в образовании:

 

1) Преподаватели должны обучать знаниям и навыкам, актуальным на сегодняшний день.

Должны обучаться сами (не просто проходить проф. переподготовку для очередного сертификата,

а именно УЧИТЬСЯ новым методикам, технологиям и знаниям, постоянно исследовать открытия

в своей сфере деятельности). Следовательно, и сама система образования постоянно должна быть

гибкой, изменчивой, адаптирующейся под современный рынок (ведь, по сути, образование готовит

будущих специалистов – в этом же его основная роль!). Каждому учителю необходимо стать хорошим

психологом, неким тренером, коучем, интересным спикером, которого ученики будут слушать,

как сегодня зрители слушают ведущих презентаций компаний Apple или Tesla, как слушают

современных блогеров.

 

 

 

(Вспомните Александра Пушного – музыканта и физика, который вёл передачу “Галилео”

и делал это неформально, зато очень интересно!)

 

 

 

2) Учителю необходимо самому иметь практический опыт в своей сфере, и преподавать ученикам уроки,

исходя из этого опыта, в том числе. Учитель русского языка и литературы, наверное, должен сам иметь

успешный опыт в редакторском деле, вести свой текстовый блог, писать статьи/рассказы/книги.

Учитель математики и информатики должен иметь успешный опыт работы в IT-сфере, или в строительстве,

или бухгалтерии, или проектировании и т.д. – везде, где нужны точные расчёты. Учитель биологии, наверное,

должен сам иметь реальный опыт в медицине, или ботанике, или фармацевтике, и т.д. В идеале преподавать

должны СПЕЦИАЛИСТЫ-ПРАКТИКИ, а не теоретики-передатчики параграфов из учебников. Высокие

требования к учителям? Не спорим! А вам какой результат нужен, высокий, или “так себе”?

 

 

3) Необходимо менять всю культуру в целом, в том числе культуру отношений между учителем

и учеником. В любом возрасте необходимо воспитывать уважительное отношение ДРУГ К ДРУГУ,

а не только к старшим по возрасту, по опыту, по званию и т.д. И оценивать учителей сегодня, наверное,

нужно не по возрасту, а по РЕЗУЛЬТАТУ – с какими знаниями и навыками, с каким отношением

к миру он выпускает в этот мир своих учеников.

 

 

4) Профессия учителя должна стать элитарной и высокооплачиваемой, чтобы в школах и вузах

преподавали лучшие из лучших в своей специальности. Возможно, вообще чем младше дети,

тем выше должна быть квалификация того, кто с ними занимается. Ведь, именно в младшем

возрасте закладываются основы понятийного мышления! Необходимо, чтобы в преподаватели

шли не по остаточному принципу (пошел в учителя – потому что неудачник), а реально

на конкурсной основе самые интеллектуальные и одарённые. Престиж профессии преподавателя

необходимо поднимать на экономическом и культурном уровне.

 

 

5) Школьный учитель и преподаватель в вузе должен стать ученику, прежде всего – ДРУГОМ!

Наставником, помощником, а не судьёй с карательными оценками и наказаниями. Причем,

преподавателю необходимо стать другом не только ученику, но и родителям! Ведь, через ученика,

учитель оказывает влияние на всю семью в целом, и оно должно быть БЕРЕЖНЫМ. К тому же, надо

уже снять это клеймо ДУХОВНОГО ГУРУ с учителей, и позволить им быть обычными людьми, у которых

может быть своя личная жизнь, с пляжами, походами в бар, хобби, автомобилями, спортом, домами,

путешествиями, развлечениями, домашними питомцами и т.д. Учителя – обыкновенные живые люди,

как и мы с вами, почему тогда им должно быть непозволительно то, что делаем мы?

 

 

Как вам такие предложения по образовательной реформе, касаемо учителей?

 

 

Учителя – а как вам самим такие предложения по реформам? :)

 

 

В нашей культуре мы обросли “сказками” о роли учителя, которые безнадёжно устарели.

Сегодня учитель уже не “старичок-лесовичок”, не старец-волхв, не шаолиньский монах,

не даосский гуру, не “училка-мымра”, бьющая линейкой по рукам… Это всё устаревшие образы!

Не пора ли от этих “сказок” уже избавиться и взглянуть на мир с современных позиций и современной культуры?

 

 

Тем более, в современной культуре образы современных учителей есть: вспомните фильм Общество

мертвых поэтов персонаж Джон Китинг), Гарри Поттер (Профессор Люпин), Интерстеллар (Джозеф Купер),

Куда Приводят Мечты (Иен Нильсен – сын главного героя), Ход Королевы (Бенни Уоттс), и т.д. В этих фильмах

учитель (не важно, учитель он номинально, или нет) – на стороне ученика, он его помощник и проводник в мир

новых знаний.

 

 

К сожалению, в современном российском кинематографе мы таких образов не нашли…

Это о многом говорит.

 

 

 

Хотя в СССР было множество фильмов про учителей и учеников, но это эпоха уже безвозвратно

ушла. Нам нужны другие образы, НОВЫЕ! Позитивные, конструктивные, современные, ДЕЯТЕЛЬНЫЕ.

Где ученик и учитель общаются на одном современном языке, исследуя мир, а в перерывах между

эффективными и продуктивными занятиями могут вместе пойти попить кофе за одним столом,

покататься на лонгборде, или сходить на концерт любимой рок-группы. Вот какие отношения мы

видим между учеником и учителем будущего.

 

 

Как раз образ и критерии такого, условно ИДЕАЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ, мы обсуждали на вебинаре,

который так и называется – “Идеальный Учитель”, запись которого входит в сборник вебинаров

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, подробнее о нём здесь: https://navyki-pokoleniy.ru/opisanie-paket-vebinarov-..

О функциях учительской роли, об идеальных учителях, о ревности учитель-родитель, о критериях

идеального учителя, о ложном и истинном учителе, о деятельном образовании – обо всем этом

и многом другом мы говорили на этом вебинаре.

 

 

А какими вы видите учителей будущего? Что должно измениться прямо сейчас?

Какая роль в образовании и воспитании при этом всём отводится родителям?

Как воспитывать ребёнка, чтобы он был готов ко встрече с таким учителем будущего?

Пишите в комментариях, что думаете!

 

 

Изабелла и Данил Воскресенские.

 

 

В следующих выпусках мы продолжим тему реформы образования, а именно: поговорим конкретно

какие самые важные пункты, на наш взгляд, должны выходить в эту реформу, поговорим о помехах

проведения такой реформы, и вы наконец-таки узнаете социальную и политическую позицию проекта ОДО.

Следите за рассылкой нашего проекта, проще всего это сделать с помощью этого сервиса:

https://vk.com/app5898182_-126959450?ref=group_menu

 

 

Сделайте репост этого поста, если считаете тему реформ системы образования нашей страны важной!

 

 

П.С. В проект ОДО приходит учиться все больше преподавателей из школ и ВУЗов, психологи,

репетиторы – это значит, что эти люди готовы меняться и обучаться новым методам преподавания!

И если на наших курсах эти профессионалы делают для себя грандиозные открытия, то что говорить

о наших студентах других специальностей!

 

 

===

 

“…После вебинара “Идеальный Учитель” у меня взяло некоторое время осмыслить что мне дал проект ОДО и почему я с ним. Тут мне вспоминается цитата Р.Баха «Твой учитель не тот, кто тебя учит, а тот, у кого учишься ты». Изабелла Леонтьевна и Даниил стали для меня настоящими учителями у которых хочется учиться, с которыми развиваешься и растешь.Каждый последующий тренинг помогал постепенно разматывать клубок моих внутренних проблем, налаживать и изменять жизнь.

На самом деле, тренинги ОДО дали мне те навыки и знания, которые не дали родители, чему они не смогли и не успели экологично обучить. И теперь, спустя годы, благодаря Изабелле Леонтьевне и Даниилу я могу исправить все косяки, научиться быть счастливой. Все тренинги ОДО построены так, чтобы развивать навыки самообучения, ответственности и самостоятельности. И я бы их рекомендовала всем тем, кто действительно хочет изменить свою жизнь, и готовы ради этого на подвиги. Большое спасибо, за возможности для изменений!! Желаю вам и вашему проекту дальнейшего развития и благодарных учеников! Ли М., Израиль”…


   
Нажмите сюда, чтобы поделиться этим выпуском в соц. сетях →

Не успеваете за новыми выпусками?

Заполните форму ниже, что бы подписаться на рассылку и получать свежие выпуски прямо на почту!