Библиотека » Статьи »

Нет смысла становиться взрослым

 

 

Приветствую, разумные! Вами Изабелла Воскресенская.

Сегодняшний разговор посвятим управлению собственной жизнью.

Кстати, а кто ею все-таки управляет? Странный вопрос! Ну, конечно же мы сами!

 

 

 

Точно? Уверены?

 

 

 

Я предлагаю посмотреть на управление жизнью и своей судьбой с точки зрения

Трансактного Анализа. Не смущайтесь, я постараюсь объяснить максимально просто.

Надеюсь, что, возможно, даже те, кто читал знаменитую книгу родоначальника

Трансактного Анализа Эрика Берна «Люди, которые играют в игры. Игры в которые играют люди»,

найдут для себя в сегодняшней беседе что-нибудь полезное.

 

 

 

 

Итак, Эрик Берн выделял в структуре личности три Эго-состояния:

Дитя, Родитель, Взрослый. Это те части нашей личности, которые формировались

под воздействием на нас наших родителей (или лиц их заменяющих).

Сюда относится самооценка: я плохой/хороший, достойный/недостойный и тп.

Родительские указания и запреты: будь/не будь радостным,

здоровым, успешным, не думай, не действуй, не доверяй и тд.

Ограничения Взрослого: могу/не могу, буду/не буду, способен/не способен…

 

 

 

Упрощая: Ребенок — это наше «Хочу!» Наш творческий потенциал.

 

 

Родитель — это наш внутренний цензор » Можно — нельзя!» И правила по которым мы живем.

 

 

Взрослый — это наше «Как я это сделаю, за счет каких ресурсов и каких образов действий?»

 

 

 

Все эти состояния для нас нужны и важны:

 

 

 

и спонтанность и умение желать и радоваться Дитя (что за жизнь без радости?);

и взвешенность и осторожность Родителя (представьте, какая бы была жизнь, если бы мы перестали соблюдать правила?);

и умение Взрослого обдуманно действовать и выбирать — как без этого?

 

 

 

Среди этих состояний существует иерархия. У гармоничной личности

во главе управления собой стоит ее Взрослая часть.

Это же нормально, когда глава семьи — Взрослый, а не Ребенок.

 

 

 

Увы! Надо признать, с подобным я встречаюсь редко. Чаще всего

человеком управляет его внутреннее Дитя! Хорошо еще, когда хоть

Родитель присутствует в структуре личности, но часто внутренний

Родитель подчинен внутреннему Дитю точно также, как это бывает

в реальной жизни.

 

 

 

Иногда это доходит до полного абсурда. Однажды я ехала в вагоне московского метро,

где пассажиры время от времени прыскали хохотом не в силах удержаться: на сиденье

одиноко сидела старушка лет восьмидесяти на вид, в веселом в горошек сарафанчике

с юбкой- солнцем до колен, седые волосы собраны в задорный хвостик, который венчал

бантик в горошек, на ногах носочки белые и детские туфельки, а сама она мило стреляла

во все стороны тусклыми глазками с наклеенными ресницами.

Весь ее вид выражал убеждение в собственной очаровательности.

Картина комичная со стороны до нельзя, несмотря на то что всем очевидно:

у старушенции боооольшие проблемы с головой.

 

 

Я наблюдаю, довольно часто, как в реальных семьях дети управляют

всеми остальными членами семьи, ловко управляя ими и манипулируя

с помощью слез, капризов, воплей, а иногда лестью и обманом.

Неужели не встречали?

 

 

Вообще все эти Эго-состояния, спорящие за руководство нашей жизнью,

сами состоят из целого «коллектива ролей». Например, Дитя может быть

разного возраста, послушным и не послушным, хорошим мальчиком (девочкой)

радующим маму, капризным и гадким, играющим в дочки — матери, машинки и тд.

и тп. как понимаете вариации бесконечны.

 

 

Родитель тоже может быть ласковым, наказующим, догматичным, справедливыми,

прощающим, свинским, угрожающим, унижающим, обвиняющим….

 

 

Взрослый может быть ответственным и безответственным, уверенным или сомневающимся,

эффективным или не эффективным, успешным или неудачником…

 

 

 

В одной из известных мне семей ролью матери управляет внутреннее

Дитя — пятилетняя девочка. (Как мы это узнали? С помощью современных психотехник,

которые мы тренируем в ПГ- закрытом тренинге Семейной Психогигиены,

а также в тренинге для родителей — «Основы Деятельного Воспитания»).

Нетрудно догадаться, что в семье проблемы, когда вместо взрослых решений мать

с детьми и мужем ведет себя так, будто играет в куклы.

 

 

Когда мы стали разбираться в ее проблемах, самой большой проблемой

оказался отказ от вторичной выгоды. Очень выгодна эта детская позиция:

всегда в центре внимания, все капризы должны исполняться всеми членами

семьи, иначе — «Вы все плохие мальчики!», (в семье муж и трое сыновей), и я не буду вас любить!

 

 

 

И «мальчики», включая мужа, в этой семье крутятся вокруг ее центра — мамы.

И это так сладко и удобно, что ни на что другое менять не хочется.

Ничего, что с сексом проблемы (с пятилетними девочками нормальным

мужикам заниматься ЭТИМ проблемно); ничего, что дети растут манипуляторами,

перенимая блестящий материнский опыт. Как сказал десятилетний сын этой женщины:

«Мама всегда добивается чего хочет!» 

 

 

Ничего, что все это может закончится очень плохо!…

 

 

«- Как?» — спросила меня эта женщина.

 

— Чего ты боишься больше всего в жизни?

 

«- Одиночества…»

 

— Все верно! Твое бессознательное дает тебе сигнал, что если и дальше ты будешь вести себя,

как пятилетняя девочка, тебя ожидает одиночество. Это пока тебе чуть за тридцать, семья

терпит твои выходки и капризы. Но представь, что будет дальше? Как обычно относятся люди

старикам, которые ведут себя, как пятилетние дети? Просто представь, что тебе за семьдесят,

а ты по привычке ведешь себя как сейчас. Посмотри на себя глазами мужа, выросших детей,

еще там невестки появятся, внуки…

 

 

 

«- Они бросят меня! Кому я буду нужна в таком маразме?! О!…. Я поняла почему дети сдают

своих стариков в дома престарелых! А раньше осуждала их. Боже! Теперь я поняла!!! Кошмар!

Нет! Я буду взрослеть, я хочу стать взрослой прямо сейчас!..»

 

 

 

Вот такая история. Это не предел, тут же параллельно есть семья,

где Роль матери играет МЛАДЕНЕЦ!!! Это поведение даже описывать страшно!

Когда «взрослая женщина» сюсюкает бесконечно, называя членов семьи прилюдно,

включая отца своих детей, уменьшительными именами, когда она со смаком описывает

самые интимные детали своей жизни публично, то возникает ощущение: «Я покакала! Порадуйтесь за меня!» 

 

 

 

На требование соблюдать договоренности и правила она радостно кивает

и нарушает их через две секунды, справедливо полагая, что никакого наказания

не будет- младенцев не наказывают! А когда наказывают, согласно кивает,

и сразу продолжает нарушать снова и снова все договоренности.

Вы же меня не бросите! Младенцев не бросают!

 

 

Вот такая чУдная игра))). Вы можете догадаться, какой бардак творится в этой семье!

Они все время на грани развода, дети бесконечно болеют. Я вообще удивляюсь, как они еще все там живы.

 

 

Беда!!!

 

 

В последнее время до нее стало доходить, что если она своего внутреннего младенца

не вырастит до «вменяемого взрослого», то жизнь ее кончится катастрофой.

Хотя… та старушенция в метро не осознает своей катастрофы — ей очень даже не плохо.

 

 

На одном из очных тренингов работала с одной немолодой женщиной,

вполне себе взрослой и ответственной, но как она ни старалась, с деньгами

все время были проблемы. Вообще она иметь дело с деньгами боялась до вполне

реальных панических атак, приводящих женщину на грань инфаркта.

 

 

В процессе работы мы выяснили, что сферой денег у нее заведует трехлетняя девочка.

Именно в этом возрасте моя подопечная получила психическую травму, связанную с

наградой за свой труд: малышка лепила куличики из песка, а соседская девчонка все

разрушила, малышка оттолкнула обидчицу, а мать ее же и наказала, жестоко наказала,

чтобы хорошо выглядеть перед соседкой. Ерунда? Ну это всегда бывает, дети ссорятся…

если бы не вмешалась ее мать!

 

 

Далее эта травма возникала снова и снова, в жизни женщины под разными декорациями,

как вирусная программа: В школе она рисовала за одноклассницу рисунки на уроках рисования,

и эти рисунки под чужим именем оказывались на выставке, а за свои она получала максимум четверки,

потому что на рисунки со своей подписью не хватало времени, тоже самое было с контрольными по математике…

И всегда взбучка от матери…

 

 

Самое страшное началось с возрастом, когда появилась необходимость иметь дело с деньгами:

деньги терялись, их отбирали, ее грабили множество раз, ее обманывали, ее предавали, всегда

пользовались ее умом и талантом, плодами ее труда, еще и бросали в лицо: «Если ты такая умная — чего же такая бедная?!» 

 

 

Все дело в том, что отношениями с деньгами (наградой за труд)

руководила внутренняя трехлетняя девочка, которую несправедливо

наказывают и отбирают результаты ее труда: она бессознательно выбирала

такое окружение, которое подтверждало убеждение трехлетнего обиженного

ребенка — мир несправедлив, все, что я делаю -зря! 

 

 

Когда нам удалось вырастить это внутреннее Дитя до взрослого состояния,

ресурсировали ее способностью защищаться, разбираться в людях, умением

отказывать «паразитам» проблемы с деньгами из жизни этой женщины исчезли

как по волшебству! Хотя всегда есть над чем еще поработать.

 

 

Вообще, это очень распространенная ситуация в самых различных интерпретациях,

вот малюсенький отрывок из огромной проделанной работы участницей клуба ПГ:

 

 

******

 

 

«…Работа с проблемой неблагополучия в деньгах. Здесь выявила такие убеждения –неудобно и даже стыдно, когда у меня есть деньги, а у других нет (например, друзей, родственников). Если у меня будет много денег, то другие будут их у меня обязательно просить, брать, забирать и не отдавать. Нет денег – нет проблем. Здесь множество ЭТРОПов (Эмоционально Травматических Опытов), когда у меня деньги воровали (в студенчестве у меня три раза вытаскивали кошелек из сумки), потом, когда стала сама зарабатывать, неоднократно занижала сумму своего заработка, когда у меня об этом спрашивали, боясь, что сейчас с меня начнут требовать денег, потому что подумают, что у меня денег до фига и мне надо с ними поделиться… 

 

У меня часто была такая ситуация, когда я работала много и полноценно, а за свои труды или ничего не получала или получала в несколько раз меньше, чем рассчитывала, и такая ситуация повторялась неоднократно на разных рабочих местах. Т.е. обратной связи нет, я трудовые действия совершаю в полном объеме, а в ответ обратная связь в виде денежного вознаграждения не приходит.» 

 

 

*****

 

 

Мы затрагиваем подробные ситуации в тренингах Семейная Психогигиена и

Денежная Психогигиена.

 

 

 

Что касается темы внутренних Родителя и Взрослого, наверное,

этим темам нужно посвятить отдельные выпуски.

 

 

 

А я Вам задам одну загадку, она прикольная:

 

 

что первое бросает в кастрюлю хозяйка, когда начинает готовить суп? 

 

 

 

Загадка имеет прямое отношение к эго-состоянию Родитель и его ограничениям.

Пишите Варианты ваших ответов мне на почту: rodi@navyki-pokoleniy.ru

 

 

 

Подведем итог сегодняшней беседы: Есть ли смыл взрослеть? Если есть, то в чем он?

Для каждого смысл свой и если вторичные выгоды перевешивают прямой чистый и

неподдельный смысл, то вы все равно ничего делать не станете — а зачем, если и так удобно:

я хочу, а он делает (муж, родители государство…). Платить по счетам все равно придется…

но… это когда еще будет!

 

 

Все таки наверное управление, принятие решений — это дело взрослых людей.

Представьте, если кораблем вместо капитана будет управлять незрелый и неопытный юнга,

и шторма не надо будет, чтобы отправить корабль ко дну.

 

 

Поэтому полагаю, что безопаснее и правильнее будет отдать бразды

правления своему внутреннему Взрослому.

 

 

Что делать, если деньгами управляет внутреннее Дитя? Помочь ему повзрослеть!

Как? Как повзрослеть самому и научить своих детей во время взрослеть?

Показываю на он-лайн тренинге для родителей —

Основы Деятельного Воспитания, который посвящен детской возрастной психологии.

Подробности ЗДЕСЬ: https://navyki-pokoleniy.ru/odv-opisanie

 

 

 

Кто закончит его полностью, сможет продолжить тренироваться в закрытом

тренинге Семейная Психогигиена (туда беру только «своих», кто уже прошел

другие тренинги в проекте ОДО).

 

 

 

Изабелла Воскресенская

 

rodi@navyki-pokoleniy.ru

 

 

 

ПС. Обратная Связь:

 

 

 

*****

 

 

«Мда… Сколько же в моей голове тумана, и как хочется его разогнать! Благо, Изабелла Леонтьевна дает такие возможности. Благодарю! Мини-тренинг — это здорово! Наладить отношения с деньгами — это важно очень. Я тоже — за! Н.К.» 

 

 

*****

 

 

 

«Насчет денежной темы: очень бы хотела с ней поработать. Только вот не поняла что такое ПГ? Елена.» 

 

 

 

*****

 

 

 

«А вот теперь думаю! И ведь правда, что в моей жизни все идет через пень-колоду? А ОС-то нарушена!!! Хочется разобраться в этой теме более детально. Изабелла Леонтьевна, я за мини-тренинг!!! Татьяна» 

 

 

 

*****

 

 

 

«Добрый день, Изабелла! Благодарю за ваши выпуски — всегда есть что взять из них для себя необходимое! Лично для меня денежный мини-тренинг будет полезен. С уважением, Ольга» 

 

 

 

*****

 

 

Вот так :)

 

 

Увидимся в следующем выпуске!

 


 
Нажмите сюда, чтобы поделиться этим выпуском в соц. сетях →

Не успеваете за новыми выпусками?

Заполните форму ниже, что бы подписаться на рассылку и получать свежие выпуски прямо на почту!