Библиотека » Статьи »

МОДНЫЕ МЕТОДИКИ АЛЬТЕРНАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ВАЛЬДОРФ, МОНТЕССОРИ, ЩЕТИНИН И ДРУГИЕ. КАКУЮ ВЫБРАТЬ?

 

Всем здравствуйте! Коммент в Контакте: «Здравствуйте, Изабелла Леонтьевна. Спасибо за статьи, за то, что пишите о важном. Есть вопрос, и важен ваш отзыв: что вы думаете о вальдорфской педагогике?». Обещала ответить развернуто. Выполняю обещание. Поговорим сегодня о модных системах альтернативного образования и воспитания детей, и я расскажу вам о своем взгляде на них.

 

🎓 Начнем с вальдорфской системы, раз в вопрос начался именно с нее. Основатель системы Рудольф Штайнер, начало ХХ века. Первая школа была создана в 1919 году. Основана на философии антропоцентризма – «религиозно-мистическое учение, выделившееся из теософии (теоретическая часть оккультизма и оккультное движение; в широком смысле слова — мистическое богопознание, созерцание Бога, в свете которого открывается таинственное знание всех вещей)», основанное в 1912 году Рудольфом Штейнером с целью открыть широкому кругу методы “саморазвития и духовного познания” с помощью мышления человека. Автором и последователями учения характеризуется как «наука о духе»». 🤨 То есть это педагогика, основанная на мистических принципах… Ну хорошо, а что такое дух – известно? Духовное познание – это как? И что вы с этим познанием будете ДЕЛАТЬ в реальном, плотном, физическом мире? Как будете его исследовать, как будете зарабатывать деньги, общаться и договариваться с другими людьми, кто “не в секте”?

 

Вальдорфские школы работают по принципу:

 

1. «Неопережения» развития ребёнка, но предоставления всех возможностей для его развития в собственном темпе.

 

На мой взгляд, здесь явное противоречие – как ребенок будет развиваться, если не предоставлять ему материал и контекст на опережение? И конечно, необходимо учитывать способности и скорость развития – кто же против? Это и так ясно и не является какой-то особенностью именно вальдорфской системы образования. Это простой, нормальный, разумный подход.

 

2. Приоритетом является не освоение суммы знаний, а выявление сильных сторон ребёнка, практическое воплощение его собственных идей и проектов. Опять противоречие! Как воплощать идеи и проекты, не имея достаточной для них суммы знаний?! То, что мы в каждом посте твердим о том, что образование и воспитание не должно быть оторвано ОТ РЕАЛЬНОСТИ, никакого отношения только к вальдорфскому воспитанию не имеет – это просто очевидный разумный подход.

 

3. Важно, чтобы ребёнок не потерял интерес к учёбе, понял, что ему интересно и чем бы он хотел заниматься в своей жизни.
«Капитан очевидность», простите. При оборудовании школ отдается предпочтение натуральным материалам, и не готовым игрушкам и пособиям (в первую очередь, для развития фантазии детей). Использование гаджетов и компьютеров ограничено, а в младшей школе исключено. Большое внимание уделяется духовному (!) развитию всех участников учебно-воспитательного процесса.

 

В некоторых случаях (часто) натуральные материалы предпочтительнее, но далеко не во всех: мы давно уже живем в синтетической среде, а не в конце ХIХ – начале ХХ веков. Сегодня, преподавая детям робототехнику, мы пользуемся удобными пластмассовыми платами, которые исключают пайку. Как сегодня на современном уровне преподавать детям предметы, исключив гаджеты?! Или вернемся в ХIХ век? Почему апологеты вальдорфской школы связывают духовность с деградацией в доиндустриальное общество, мне непонятно 🤔 И почему нельзя сочетать прогулки на природе, поделки из шишек и желудей с современными технологиями? Про выбор пути “технологий” или “нравственности” мы писали здесь: https://vk.com/wall-126959450_11341 – рекомендую почитать вслед за этим выпуском, это – отдельная тема.

 

На мой взгляд, чтобы претворить разумные принципы в жизнь, вовсе необязательно привязывать себя вообще к какой-либо системе… И я считаю, что ребенку необходимо учиться взаимодействовать в РЕАЛЬНОМ мире, выживать в нем и действовать, не забывая о нравственности. Нужен баланс. Но я не называю это “духовным образованием” – это простой, разумный, адекватный подход.

 

===

 

🎓 Следующая самая известная система воспитания и образования – система Монтессори.

 

Здесь у меня есть личный опыт. Педагогика Монтессори, также система Монтессори или метод Монтессори — педагогическая система, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори. Система Монтессори основана на идеях свободного воспитания и находится в русле “гуманистической педагогики”, большое внимание уделяется сенсорному воспитанию (развитию органов чувств) при помощи дидактических занятий и специально организованной среды.

 

Великих педагогов мы знаем множество, не умаляя и не обесценивая заслуг этой великой женщины, хочу спросить: почему мы не выделяем в отдельные системы педагогику по Песталоцци, по Ухтомскому, по Выготскому, по Корчаку и т.д.? Я «ЗА» гуманистическую психологию и педагогику. Над гуманистической психологией трудились очень многие ученые весь ХХ век. Брать за основу находки одного человека, создавать из него кумира я считаю не очень разумным.

 

Что предлагала Мария Монтессори? Развивать сенсорные системы ребенка. Разумно? Да! Но разве ОНА ОДНА это предлагала? А наши игры в «жмурки», например, в «холодно-горячо» – разве не развивали чувствительность и интуицию? Специальные дидактические материалы по Монтессори? А чем хуже наши пирамидки и матрешки?

 

Чувствительность развивать? Дайте ребенку мешочек непрозрачный, положите туда еловую и сосновую шишки, жёлуди, шарик от пинг-понга, помидор, яблоко… Пусть на ощупь расскажет, что достает :) Никакой особый дидактический материал не нужен – всё, что есть под рукой.

 

Почему эту среду с «дидактическими материалами», нужно называть средой по Монтессори? Потому что кто-то сделал из этого бренд. Или потому, что у родителей фантазии и творческого мышления не хватает на самостоятельное создание среды для ребёнка?

 

Мои дети ходили в садик «по Монтессори». Я не понимала, чем этот садик отличался от того, в который я ходила сама в Москве при МГУ еще во времена СССР. Ну, показали, как считать и складывать миллионы. Ну показали «кубик Монтессори». Но ребенок абсолютно не понимал СМЫСЛОВ этих операций. У меня Даниил в детском саду по Монтессори складывал миллионы и миллиарды, а когда пошел в школу – тройки по математике. Ребенок очень способный. Почему тогда так получилось? Потому что детей по этой, и многим другим модным методикам, ДРЕССИРУЮТ, как обезьянок. Понятийного мышления за этими “фокусами” нет. Но “счастливые” родители аплодируют, когда их ребенок эти фокусы показывает им, или другим родителям, чьи дети так не умеют. Ребенок становится типа “умным”. Но это фейк, видимость.

 

Когда мы показали смысл математических операций в своем тренинге по математике, для многих участников эти смыслы стали настоящими инсайтами. И тот самый кубик Монтессори родителям вполне по силам сделать самостоятельно вместе с ребенком, попутно объясняя, в чем его смысл.

 

Но главное, что в этом садике, в который ходили мои дети, была ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНИЦА у старшего сына, именно она, а в последующем ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА в первом и втором классах, сформировали интерес к учебе и мотивацию маленького Даниила. Все пошло прахом, когда поменялась учительница. Что касается младшего сына, то он вообще попал в то, что сегодня называется буллингом – организованной травлей со стороны воспитателей (я это описывала в своей книге «Эффект Неваляшки»). Вся эта мерзость происходила в том же садике «по Монтессори». Конечно, великий педагог и её система тут не причем, все дело в личностях конкретных воспитателей! Запомните это. Любая методика в руках безумца может стать опасным оружием.

 

За всеми операциями, которые осваивает ребенок, он должен видеть и понимать смысл – это основа разумного воспитания и деятельного обучения. Совершать он эти операции будет в реальном мире, следовательно – не надо “пичкать” его дидактическими материалами! По минимуму, и только там, где необходимо: модели, графики, головоломки. Все остальное: раскраски, примитивные задачники с готовыми ответами, прописи – это все отупляет мозг ребенка, и опустошает, к тому же, ваш кошелек. Вместо раскрасок – пусть РИСУЕТ САМ и раскрашивает – что мешает? Рисование развивает творческое мышление, раскраски – нет. Придумывайте задачи вместе с ребенком сами!.. А-а-а, подумать надо?! КОНЕЧНО! А как вы хотите ребенка воспитать разумным, если сами думать не хотите? 😕

 

Я знаю, почему многие родители “зациклены” на дидактических материалах: они думают, что эти материалы сэкономят им время и силы – это ошибка, ребенок все равно по ним не будет заниматься сам, без взрослого, направляющего процесс в нужное русло. Ну и где-то внутри сидит маленький ребенок горящими глазами глядящий на витрину со всеми этим яркими фантиками. И стоят вроде копейки, и вроде, покупая эту белиберду, я же забочусь о собственном чаде – купил разноцветную тетрадочку и совесть чиста… Ребенок сидит сам, занимается себе и не отвлекает меня от своих ВАЖНЫХ ВЗРОСЛЫХ ДЕЛ. Ага, например, залипать в соц. сетях, или в телевизор. Задача-то какая на самом деле? Подумайте.

 

Продолжение будет в следующем выпуске здесь: Основы Деятельного Образования.

 

Ваша Изабелла Воскресенская.

 

П.С. Пишите в комментариях вашу точку зрения, мне действительно интересно. НО! ПРИ ОДНОМ УСЛОВИИ: делайте это вежливо и обосновывая своё мнение, пожалуйста. Понятно, что тема образования, как и тема здравоохранения, самые больные темы нашего общества. Тут, что называется, сто раз отмерь, один отрежь. Какими мы сегодня наших детей воспитаем, в таком будущем и будем жить. Очевидно? Только почему-то по-настоящему об этом сегодня мало кто думает…


   
Нажмите сюда, чтобы поделиться этим выпуском в соц. сетях →

Не успеваете за новыми выпусками?

Заполните форму ниже, что бы подписаться на рассылку и получать свежие выпуски прямо на почту!