Библиотека » Статьи »

МОДНЫЕ МЕТОДИКИ АЛЬТЕРНАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ВАЛЬДОРФ, МОНТЕССОРИ, ЩЕТИНИН И ДРУГИЕ. КАКУЮ ВЫБРАТЬ? ЧАСТЬ 2.

 

 

 

 

🎓 Теперь коротко о «системе Щетинина». Экспериментальная общеобразовательная школа в посёлке Текос Краснодарского края, созданная под руководством педагога-новатора, академика Российской академии образования М. П. Щетинина. В её нынешнем виде школа существует с 1994 года. По мнению сектоведов, является «педагогической сектой».

 

Начнем с того, что это школа-интернат. А детдом, уж поверьте человеку, имеющему опыт пребывания в детдоме, и есть детдом, каким словами его не называй: “лесная школа”, “интернат”, “детдом”, “лицей” – без разницы.

 

Моё глубокое убеждение, что ребенок должен расти и воспитываться В СЕМЬЕ (если есть родители). Всё остальное – «на безрыбье и рак рыба», от безысходности. Я не имею ввиду времена лихолетья, когда по всей стране были созданы Суворовские и Нахимовские училища, для детей, родители которых погибли на войне. Стоит задуматься над смыслами – почему эти училища так и существуют по сей день? Более того, к ним добавились Кадетские Президентские Училища (такое, например, есть у нас в Петрозаводске, и туда сумасшедший конкурс) – это отдельный разговор, кому выгодно разлучать детей с родителями, и какая пропасть сформируется в последующем между поколениями.

 

Если вам на эту пропасть плевать, тогда, конечно, можно всё школьное образование перевести на интернатную основу. Не мы первые – посмотрите на Англию. Кстати, Туманный Альбион всегда отличался своим безжалостным отношениям к детям. И какое такое лихолетье в России, чтобы детей отрывать от живых родителей?

 

Вернемся к школе Щетинина. Выделяются следующие особенности методики преподавания:

 

• Разновозрастные группы учащихся.
• Отсутствие системы классов.
• Отсутствие чётко установленной системы проведения уроков.
• Отсутствие отдельных учебных кабинетов. Уроки проводятся в любом удобном помещении на территории школы либо вне их.
• Отсутствие дипломированных педагогов. Ученики самостоятельно изучают учебный материал.
• Отсутствие балловой системы оценок.

 

В школе постоянно обучаются около 350 учеников обоих полов. Из-за большого числа желающих в школу принимаются не все (!). Основными критериями отбора являются личностные характеристики поступающего, степень приживаемости в коллективе, уровень самостоятельности. Никаких религиозных, этнических цензов для поступления не существует. Школа приобрела популярность среди последователей нового религиозного движения «Звенящие кедры России», благодаря тому, что его основатель, Владимир Мегре, представил её в своих книгах в качестве «наиболее близкого образовательного идеала».

 

===

 

Я когда-то читала книги Мэгре и интересовалась системой обучения в этой школе, переписывалась в прошлом с одним из преподавателей этой школы, который сетовал на диктатуру Щетинина. Не могу оспорить статью в «вики» и полностью с ней согласна. Патриархальное традиционное воспитание сегодня устарело, и это факт.

 

Теперь по делу:

 

1. “Разновозрастные группы учащихся” – а разве в семье естественным образом не складывается такая группа из братьев и сестер? Часто бывает, что ребенок единственный в семье, тогда можно отвести его в какой-нибудь кружок по интересам. Например, в кружке робототехники у Лены Фроловой занимаются дети самых разных возрастов. Какое отношение это имеет к системе Щетинина? Никакого – просто естественный ход событий.

 

2. “Отсутствие системы классов, отсутствие чётко установленной системы проведения уроков, отсутствие отдельных учебных кабинетов. Уроки проводятся в любом удобном помещении на территории школы либо вне их. Отсутствие балловой системы оценок”… – Если вы хотите перевести ребенка на СО, НА НАСТОЯЩЕЕ СО, а не перенести обычную школу в дом (тогда какая разница СО или нет), то так или иначе вы к этому придете :) И не нужна вам никакая подпорка в виде каких бы то ни было «педагогических” (демагогических) систем.

 

3. “Отсутствие дипломированных педагогов. Ученики самостоятельно изучают научный материал” – а что, родители все сплошь и рядом дипломированные педагоги? (Хотя здесь кроется лукавство – дипломированные педагоги в школе Щетинина все же есть).

 

То есть, чтобы воплотить те разумные принципы, которые есть в «системе Щетинина», вам не нужны интернаты и системы! Вам не нужны секты и религиозные учения. Вам понадобится только ваш собственный разум и искреннее родительское желание принять неподдельное участие в воспитании и образовании ВАШЕГО ребенка. Вот и всё.

 

Конечно! Для этого нужны базовые знания и навыки в области педагогики. Это не так трудно, как кажется на первый взгляд. Так устроено природой, и это естественно, что детей до 13-14 лет (половозрелости) учат именно родители. Их задача к этому возрасту – научить своих детей учиться самостоятельно и задать им нравственный фрейм. Если этот фрейм задаст посторонний человек, то не сетуйте потом, что дети стали вам «чужими» и вы не понимаете друг друга… А именно это в школе Щетинина порой и происходило.

 

Идеи Щетинина в чем-то хороши, не спорю. Но они превратились действительно, в очередную “духовку”, с узким взглядом на мир сквозь национальную патриотическую призму, без актуального, современного, инновационного образования. Я против отката цивилизации в прошлое, я против того, чтобы родителей изымали из воспитания и образования их собственных детей, я против интернатов, если у детей есть родители. Поэтому мне не нравится подход системы Щетинина, я не считаю этот подход разумным. Это моя субъективная точка зрения, при всем уважении к Щетинину, а вы уже выбор делайте сами.

 

Беда сегодняшнего образования в том, что школа находится «в контрах» с родителями вместо того, чтобы стать родителям помощником. Хотя и это тоже можно использовать в своих целях – как «тренажер экстремального общения», если нужно. Но, разумеется, только в том случае, если вы не лишены общения с ребенком в интернатской системе.

 

🎓 Есть более молодые, раскрученные системы. Например, “Advance” Николая Ягодкина. Реклама сделана шикарно, деньжищи вложены огромные :), деньги берут немалые… Сама когда-то купилась на яркую рекламу и сладкие обещания и быстренько оттуда слиняла. Потому что поняла – типичный фейковый, радужный и красиво упакованный мыльный пузырь – фантик. Некоторые знакомые мне тоже писали о своём сильном разочаровании. Обещаний много – на выходе нуль. Особенно меня позабавили «древние методы» тренировки памяти, которые преподаются как что-то необыкновенное и сверхновое, придуманное лично Ягодкиным. Если попадете к нам в клуб ОДО (туда можно попасть только после курса Психогигиены), то сильно посмеетесь над этим примитивом.

 

🎓 Ну и, конечно, не обойти стороной распиаренный и пользующийся господдержкой, знаменитый «Сириус» в Сочи. Опять же – интернат. Да! ЭЛИТНЫЙ. Что-то типа Русского Кембриджа. ТО ЕСТЬ – НЕ ДЛЯ ВСЕХ, а для избранных. И хотя сейчас постулируется поиск талантливых детей, очень скоро этими талантливыми окажутся только дети ЭЛИТЫ, а все остальные, как всегда, за бортом. Мой учитель, академик Петр Петрович Литвинский, говорил, что абсолютно все дети талантливы. Проявится талант или нет, зависит от среды, в которую попал ребенок.

 

Я категорически против элитных школ! Я не поддерживаю идеи об «элитке». Мне ненавистна сама эта мысль, впрочем, не только мне. Величайший русский мыслитель С.И. Сухонос также считает неприемлемым для развития страны создание «элиток».

 

Команда университета ОДО работает над тем, чтобы любой ребенок имел возможность расти в среде, которая разовьет его таланты. Увы! Сегодня ситуация такая, что государство сложило с себя обязанности создания такой среды. Кто позаботится о наших детях? ТОЛЬКО МЫ САМИ! РОДИТЕЛИ.

 

Давайте смотреть правде в глаза. Кончилось время, когда можно было сдать образование детей на аутсорс государственной школе и ожидать качественного образования. И это не вернется. В ближайшее время точно. Сегодня задача родителей – освоить знания и навыки, которые помогут им принять ЛИЧНОЕ участие в воспитании и образовании детей, чтобы создать своим детям ту самую развивающую среду. Чтобы воспитать независимых, самостоятельно мыслящих индивидуальностей планетарного масштаба.

 

Поэтому мы и начали с родителей. СЕГОДНЯ НИКТО не обучает родителей обучать своих детей. В интернете вы найдете массу всевозможных «педагогических систем» и «дидактических материалов» для детей. Все с остервенением кинулись деток дистанционно обучать! (Конечно! Это давно уже широкий рынок). НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧИТСЯ! НЕ ПОЛУЧИТСЯ сдать ребенка на аутсорс компьютеру. Не обманывайтесь! До 13 лет (примерно) РЯДОМ с ребенком в телесной доступности должен находится значимый взрослый, который владеет навыками обучать.

 

Поэтому мы и создали курс для родителей “Основы Деятельного Воспитания”. Всего за 3,5 месяца участники получают такие инструменты, методы и навыки, которые ни в каком педвузе не дают (поэтому, кстати, у нас учится много учителей и психологов). Мы не даем никаких систем! Мы даем инструменты для создания такой системы, которую вы создадите САМИ, индивидуально, конкретно для своего ребенка. Вы понимаете разницу?

 

Это была моя СУБЪЕКТИВНАЯ точка зрения психофизиолога, врача-невролога, тренера, методиста и матери. Я её показала, по вашим просьбам. Далее выбор за вами.

 

Ваша Изабелла Воскресенская

 

П.С. Итак. Какую систему воспитания выбрать? Разумный ответ: НИКАКУЮ! Любая готовая система воспитания – это своеобразное «прокрустово ложе». Любая система воспитания очень сильно зависит от ЛИЧНОСТИ, которая занимается с ребенком. Если уж на то пошло, то искать надо не систему воспитания, а ХОРОШЕГО ПЕДАГОГА, а лучше всего, стать самим для ребенка хорошим педагогом в раннем возрасте. Никто не сможет полностью заменить любящих папу и маму. Это моя точка зрения. Если и вам она нравится – добро пожаловать! :) Берите из других систем лучшее и создавайте свою уникальную, индивидуальную систему воспитания и образования своих детей! Как понять, что есть лучшее, и как это внедрять? Подробнее на наших образовательных курсах.

 

Родители, которые хотят перевести детей на СО (или сомневаются), пишите в комментариях, что вам мешает это сделать? Почему хотите так рьяно «отдать» куда-нибудь ребёнка? Обсудим в следующих выпусках! 🙌🏻

 

П.П.С. 17 сентября, в пятницу, состоится открытый вебинар, за который в опросе проголосовало большинство из вас: “Детское здоровье, гиперактивные дети, рассеянное внимание”. Вебинар бесплатный, принять участие может любой желающий, регистрация на вебинар здесь: Приглашение на вебинар по детскому здоровью – Основы Деятельного Образования (navyki-pokoleniy.ru)


   
Нажмите сюда, чтобы поделиться этим выпуском в соц. сетях →

Не успеваете за новыми выпусками?

Заполните форму ниже, что бы подписаться на рассылку и получать свежие выпуски прямо на почту!