Библиотека » Статьи »

МАМОЧКА! Я ЖЕ МАЛЕНЬКАЯ! О том, как дети управляют глупыми взрослыми.

 

 

Я обещала написать о том, как дурно воспитанная девятилетняя девочка (ну, а как еще можно назвать воспитание Наташи, о котором писала в прошлый раз?), манипулирует окружающими. И что делать родителям, к детям которых такие особы попадают в «друзья». Я описываю реальный случай, поэтому все имена участников событий изменены. Действующие лица: Вера – 7 лет, её мама (психолог, моя подруга) – 40 лет, Наташа – 9 лет. Дедушка и бабушка Веры.

 

– Приезжаю к родителям, у которых сейчас гостит Вера, – рассказывает подруга. – В комнате беспорядок, вещи и игрушки разбросаны. У нас такого никогда не было! Вера вполне умеет содержать свое пространство в порядке. Что вдруг такое произошло?!

 

Спрашиваю:

 

– Вера! Что такое случилось? Почему комната в таком разгромленном виде?
– Мамочка! Ну, я же маленькая! – отвечает Вера, сюсюкая и нарочно картавя.
– Дочь! Говори, пожалуйста, как нормальный взрослый человек! Каковым я тебя и считаю. Что это за фокусы? Почему ты вдруг решила использовать со мной эти грязные манипуляции? Откуда ты этого набралась? Мы же никогда с тобой так не разговаривали…
– Мы с Наташей так играем, когда не хотим что-то делать. С бабушкой и дедушкой получается, с Наташиными родителями тоже. Почему с тобой не получилось?

 

Не сдержавшись, я встряла в повествование:

 

– Вера невероятная умница: семь лет, а уже умеет задавать правильные вопросы. И что ты ей ответила?
– Вера! Тебе нравятся наши с тобой отношения? Ты же не хочешь их испортить? Я тоже не хочу портить наши с тобой отношения. Поэтому я не буду поддерживать подобные игры – они мне не нравятся, потому что это манипуляция. Скажи мне, пожалуйста, почему ты вдруг решила деградировать до состояния беспомощного младенца?
– Мам! Да я просто не хотела убирать в комнате, устала.
– Что тебе нужно, чтобы отдохнуть и затем привести комнату в порядок?
– Ничего, я уже отдохнула.
Вера начинает убирать в комнате, мать ей помогает. Разговор продолжается.
– Скажи мне, а Наташа, часто «играет в маленькую»?
– Да, всегда, когда не хочет что-то делать или, когда боится, что ее накажут. Маленьких не наказывают, и им можно делать все, что угодно…
– Что значит «что угодно»?
– Ну… Сломать что-нибудь, испачкать, не слушаться, вредничать…
– И тебе тоже понравилось себя так вести, как Наташа, поэтому ты в комнате не стала убирать?
– Нет, мамочка! Я так не буду больше. Я поняла, никому не нравится, когда тебя обманывают. Наташа, когда притворяется маленькой – обманывает, это фейк! Я – большая! Я тебя не буду обманывать! Я тебя люблю.

 

Вот такая история.

 

Дети намного умнее, чем о них думают взрослые… И хитрее… Посмотрите! Здесь явно прослеживаются два совершенно противоположных стиля воспитания. Один стиль, я назову его здоровым и экологичным – общение с ребенком, как с нормальным умным человеком, уважительно и на равных. Мать понимает, что у дочери просто не хватает опыта в общении, не ругает, не шантажирует, задает проективные вопросы, помогающие Вере САМОЙ прийти к решению, рассуждая. И другой способ воспитания: так привычные всем угрозы, шантаж, насилие…

 

Из чего такой вывод? А с чего это ребенку захотелось побыть ненаказуемым и безответственным малышом? Ведь нормальное развитие подразумевает желание поскорее вырасти, стать самостоятельным, а не деградацию назад в младенчество. И ребенок защищается как может ложью и манипулятивным поведением. А взрослые не знают, что делать в этой ситуации. Сколько раз наблюдала, как в семьях всем заправляют вот такие детки, а родители «пляшут под их дудку». Ведь не зря Вера задала матери вопрос – почему с матерью манипуляция не прокатила, а с дедушкой и бабушкой «выходит на Ура». А подружка вертит своими родственниками как хочет.

 

Понаблюдайте за играми детей – они точные копии своих родителей. Как и во что они играют «выдаёт с потрохами» манеру поведения взрослых в их окружении.

 

Подробнее о детской лжи, и что с этим делать, мы разбираемся на курсе Основы Деятельного Воспитания. Удивительные открытия делают для себя участники этого проекта не только на тему лжи:

 

===

 

«Вероника Бережнова. Добрый день, уважаемые тренеры! Мне до сих пор не приходилось участвовать в тренинге, который так основательно занял место в моей повседневной жизни и принес массу открытий, а главное инструментов для продолжения работы по прояснению взгляда на воспитание и жизнь в целом. Мне очень понравилось сочетание нескольких форматов работы с информацией, что позволило ее максимально понять и усвоить. Я с большим трепетом ждала каждого вебинара – часа мудрости и юмора- и даже немного расстраивалась, когда мы отдыхали от домашнего задания или работы с группой, ведь я обожаю учиться и общаться! Мне так интересно было смотреть ответы других участниц, это потрясающая возможность увидеть задачу под другим углом, узнать, как иначе можно на нее реагировать, относиться к ней. Всем огромное спасибо за бесценные уроки!

 

Что из тренинга уже стало частью моей жизни? Дети – это важная часть моей жизни, но не единственная. Учусь сочетать свои дела с детьми, подключаю их к домашним задачам, ищу возможности аутсорса.

 

Что взяла:

 

Метафоры из произведений
Прогнозирование причинно-следственных связей.
Понимание этапов развития взаимоотношений между детьми и родителями, этапов обучения детей в различных сферах.
Управляемая игра как средство воспитания, развития, моего собственного отдыха.
Отношение к гаджетам.
Отношение к вранью.
Отношение к отношениям…. Ещё долго можно продолжать!!!

 

Во время нашей работы меня не покидало ощущение, что сейчас я причастна к чему-то шедевральному – так продуман и многогранен этот тренинг. А ведущие, в противовес беспрецедентной на сегодняшний день куче коучев, – настоящие учёные, которые решили стать лучом света для затуманенных умов простых людей, которые искренне желают разобраться в жизни и сделать её счастливой.

 

Спасибо вам за ваш труд, Даниил и Изабелла Леонтьевна! Успехов вам и пусть ваш проект с каждым годом становится все масштабнее!
Публиковать можно.»

 

===

 

Как обучиться здоровому и экологичному стилю воспитания детей показываем родителям, бабушкам/дедушкам, воспитателям, учителям и школьным психологам на нашем курсе Основы Деятельного Воспитания, вход 9-ый поток со скидкой 50% здесь: https://navyki-pokoleniy.ru/odv-opisanie/ 20 сентября начинаем занятия, успейте записаться в группу, подробности о программе, условиях участия и подарках всем студентам по ссылке.

 

Изабелла Воскресенская
rodi@navyki-pokoleniy.ru

 

П.С. Манипуляция – инструмент в общении, использование которого приводит к неэкологичным отношениям, и в последствии к их разрушению. Нет искренних, душевных, равноправных и конструктивных отношений, где есть манипуляция. Этот инструмент усваивается людьми с детства, так ВОСПИТЫВАЮТ родители/культура/другое окружение – намеренно, или неосознанно. Отсюда большинство бед в человеческих отношениях, которые я наблюдаю. Можно иначе. По-другому. Без манипуляций. Приходите на курс – покажу, расскажу и научу как.


   
Нажмите сюда, чтобы поделиться этим выпуском в соц. сетях →

Не успеваете за новыми выпусками?

Не беда! Просто подпишитесь на рассылку проекта, чтобы регулярно получать новые выпуски статей, видеоролики и аудиозаписи на свою e-mail почту!