Библиотека » Статьи »

ЛЕСНАЯ ШКОЛА. ВОСПОМИНАНИЯ ИЗ ДЕТСТВА. ЧАСТЬ 2. От обеда до заката. От осени до весны.

 

ЛЕСНАЯ ШКОЛА. ВОСПОМИНАНИЯ ИЗ ДЕТСТВА. ЧАСТЬ 2. От обеда до заката. От осени до весны.

 

 

Итак, после обеда из рыбьего жира, первого, второго и третьего, за которым воспитатели строго следили, чтобы у нас в тарелках ничего не оставалось, мы одевались тепло и строем шли туда, что называлось “летней столовой”. Это была огромная застекленная неотапливаемая веранда, вдоль стен которой (открытые окна, через одно) стояли рядами металлические кровати с панцирными сетками, на которых мы раскатывали свёрнутые спиралью для хранения ватные матрацы. На матрацы клались спальные ватные мешки, мы снимали только валенки и забирались в эти спальники.

 

 

Опьянённые кислородом, морозным, полным отрицательных ионов воздухом и сытным обедом, так мы спали два часа КАЖДЫЙ ДЕНЬ при любой температуре за бортом.

 

 

Когда наступила весна, многие занятия, например, чтение и природоведение, тоже проводились в специальных рекреациях, там стояли настоящие деревянные парты. После дневного сна нас ждал полдник с булочкой и кефиром. Потом домашние задания – уроки, затем ужин и после ужина снова не менее часа – прогулка на свежем воздухе.

 

 

Зима была морозная, иногда доходило до минус 40 градусов (сейчас в Москве такая погода бывает ооочень редко). Площадка, на которой мы гуляли по вечерам, была как раз напротив летнего входа в зал, по бокам которого сидели бронзовые псы. Невозможно красивые скульптуры, ну просто совсем как настоящие! Очень милые собачки. Настолько милые, что в один прекрасный морозный день мне нестерпимо захотелось поцеловать одну такую скульптуру :) Конечно, после этого эксперимента губа кровоточила довольно долго… Я же не знала, что с бронзовыми псами на морозе целоваться нельзя! :)) Зато позже никогда не велась на провокации попить на морозе из металлической кружки – урок на всю жизнь.

 

 

По воскресеньям вечером иногда нам показывали кино. Уроков по воскресеньям не было – это было долгожданное время, которое я проводила в библиотеке. А в остальном все было то же самое, и всегда строем. Строем на зарядку, строем умываться, строем в столовую, ложки в руки по команде, выход из-за стола по команде, строем на уроки и с уроков, строем на улицу, строем в спальни… Когда я вернулась оттуда домой, мать была в ужасе: я без команды ложку в руки взять не могла.

 

 

А еще на прогулках по воскресеньям зимой мы катались с крутого берега Москва реки на санках – вот это было весело! Там я впервые увидела не городской грязный, а настоящий белый снег. В Карелии такого навалом, прямо у меня под окном, и это одна из причин, почему я уехала из Москвы когда-то…

 

 

За все время моего пребывания в детдоме отец навестил меня пару раз: он работал, ухаживал за мамой, еще и к младшей ездил. Я все понимала, и, хотя очень скучала и переживала за маму, никаких претензий у меня к нему не было. В свои девять я уже знала, что такое туберкулез, что такое опухоль, и чем доброкачественная отличается от злокачественной. Я знала, что у моей матери рак бронха и что, скорее всего, она умрет. Что ей предстоит экспериментальная операция, которую будет делать сам академик Богуш, и что шесть человек уже умерли на операционном столе до нее. Отец разговаривал со мной как со взрослой и ничего от меня не скрывал. Вот именно тогда, во время тех двух встреч мы стали с ним близки: нас объединило несчастье. Я по-взрослому поняла, как ему, в общем то, совсем не с кем разделить свою беду и надвигающееся горе.

 

 

В день, когда маме делали операцию, у меня подскочила температура до 40-ка – грипп! Я металась в горячечном бреду в изоляторе и только повторяла – “мамочка!”. Тогда наша детдомовская врач, замечательная и добрейшая женщина, организовала мне переговоры с Москвой из директорского кабинета. Я поговорила с отцом, и он сказал, что мама в порядке – вышла из наркоза и пока лежит в ИТАРе, скоро ее переведут в общую палату и даже сказал, что, когда она сможет подойти к телефону, мне дадут с ней поговорить – он договорился.

 

 

С этого момента температура нормализовалась, и я пошла на поправку (вот вам и психосоматика – это все очень серьезные вещи!). Я до сих пор очень благодарна той женщине, хотя не помню ни имени, ни лица.

 

 

Она сидела возле меня сутками и меняла мне холодные мокрые вафельные полотенца на лбу, поила отваром шиповника, заставляла полоскать горло отваром эвкалипта, мазала мне грудь, спину и стопы йодной сеткой. Таскала мне книги из библиотеки и не торопилась переводить меня на общий режим, давая мне отдохнуть от «казармы». В общем, в изоляторе она создала домашнюю атмосферу (это важный момент, запомните это). Самым классным был чай: заварка из обычного заварного чайника с кипятком. Заварка и сахар по вкусу (никогда не любила очень сладкий) и ЛИМОН!

 

 

Это сильно отличалось от пойла, которое до сих пор практикуют в детских учреждениях: в одном чайнике заваривается один на всех чай, и туда кидается сахар в диком количестве. Я всегда это пойло ненавидела: полухолодное, приторно-сладкое, непонятно какой степени «испитости».

 

 

Не знаю, знала ли та врач о психосоматике то, что знает современная разумная медицина, но то, что она была просто хороший и добрый человек – это точно! А для больного, за которым ухаживают, это самое ценное качество.

 

 

Уже когда меня перевели на общий режим, по вечерам, когда все гуляли, мне устроили курс хвойных ванн, каждый день две недели подряд. Сейчас это называют ванны по Залманову. Наслаждалась сколько хотела, в принципе, меня не ограничивали положенными 20 минутами пребывания в хвойном аромате со скипидаром. (Через эти ванны по очереди мы, дети, все прошли). Ну, а затем опять режим, зарядка, обливание, сон на улице в спальных мешках. Скоро солнце прибавилось, затем зажурчали ручьи, запели птицы, даже уроки стали проходить на веранде – мы практически целый день были на улице. Это то, чего, на мой взгляд, очень не хватает современным школам! Чтобы дети как можно больше проводили время на свежем воздухе.

 

 

Все было бы совсем неплохо, если бы не одна стерва. Вообще персонал в детдоме был замечательный и класс дружный. Всего-то нас было два третьих и два вторых класса. К середине года уже все были знакомы и все друг про друга всё знали.

 

 

Старшие дети заботились о младших: я водила девочек в столовую, укладывала спать, читала им сказки, мазала мазями тех, у кого были проблемы с кожей были (врач мне доверяла и давала «болтушки»), пришивала оторванные пуговицы. Успокаивала тех, кто скучал по дому. Иногда и к мальчишкам заглядывала, когда мальчишки одноклассники-шефы просили помочь с младшими.

 

 

Но вот эта Надежда Илларионовна! Вот ведь, остальных по именам не помню, а эту, простите, гадину, запомнила на всю жизнь. Сейчас понимаю, что, наверное, это была сильно обиженная жизнью женщина, вымещавшая свою ненависть к жизни на детях, и, очевидно, больная на всю голову. Она просто издевалась над нами, всех ее гадостей не хочу ни вспоминать, ни описывать. Чего только стоил ее шантаж, что не отдаст мне письмо от родителей, а напишет, как плохо я себя веду моей больной матери и, может, она от этого даже умрет, и я буду виновата…

 

 

«Плохо» заключалось в том, что однажды к нам приехали шефы из соседней военной части, и солдаты устроили нам танцы :). А один из них подарил мне звездочку с пилотки. За что эта дура сразу объявила меня проституткой. Мне девять лет было!!! И я отказывалась понять, что плохого и стыдного сделала. Но сомнения в себе закрались, да и за маму стало страшно. Хотя кто такие “проститутки” и “б…ди” я, на самом деле, даже и не понимала. Меня заставили понять, что я сделала что-то невозможно гадкое. ДАЖЕ НЕ ПРИНЯЛИ В ПИОНЕРЫ!!!! Сейчас смешно! А тогда это был просто ужас неимоверный!

 

 

Слава Богу! Вот как раз тогда и приехал отец во второй раз (сдается мне, что кто-то из взрослого персонала постарался). И я ему все рассказала. Он меня успокоил и сказал, чтобы я ничего не боялась, что, конечно, ничего плохого и стыдного я не сделала, никакие гадости до мамы не дойдут, а письма этой дуры, если таковые и будут он, не читая, отправит в мусоропровод.

 

 

Пусть эта гадина в гробу ворочается! Таким как она нет прощения, из-за таких у детей травмы на всю жизнь! Она так не только надо мной издевалась – всем досталось. В итоге мы объявили ей бойкот :). А что еще могут маленькие люди? Ей было лет сорок, наверное, нам девять, мы отстаивали свое право на человеческое достоинство (это тоже запомните, актуально, как никогда раньше).

 

 

Однажды в середине апреля, на прогулке я услышала свое имя, откуда-то совсем издалека, так меня звали домашние… Обернулась на голос: МАМА! Мама приехала… Вместе с папой.

 

 

Теперь домой?! Нет, она приехала навестить меня перед поездкой в Крым, в санаторий для легочных больных, куда ее отправили по путевке ВОССТАНАВЛИВАТЬСЯ после операции. Оттуда они мне с отцом присылали письма – это было круто, письмо от мамы… Однажды пришло письмо с открыткой русалочки из Мисхора (все письма наша гадюка вскрывала, прежде чем нам отдать – вот этого мои родители не учли) – ну, гадина чуть слюной не брызгала, устроив вопль на весь класс, обозвав моих родителей извращенцами – русалочка с дитем на руках и ОБНАЖЕННАЯ…

 

 

Но у меня отцом уже был задан фрейм отношения к обнаженному телу в предметах искусства – он уже успел поводить меня по московским музеям и привить мне взгляд на тело, как на божественную красоту.

 

 

Я твердо знала, что тетя ошибается, и в присланной родителями открытке ничего недостойного нет. В этот раз козни нашей «фашистки» не возымели такого же резонанса.

 

 

25 мая я вернулась домой.

 

 

Эти два эпизода рассказала, чтобы сегодняшние родители знали, что в школе могут попасться не только неадекватные одноклассники, но и совсем неадекватные взрослые, да и не только в школе. Вы все равно не сможете всю жизнь создавать для ребенка тепличные условия, и социализацию так или иначе придется пройти, оптимальный возраст для этого – ДО ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ – почему, объясняем в тренинге “Основы Деятельного Воспитания”, там же даем основы возрастной психологии и разумной педагогики.

 

 

Меня эта борьба на протяжении 8 месяцев психически закалила, сформировала внутренний нравственный стержень и острое чувство справедливости – несправедливости. Я всегда заступалась за обиженных и не только стала негласным лидером среди детей, но и пользовалась уважением и поддержкой взрослых.

 

 

Всем ли нужна такая закалка? Определенно нет! У каждого все равно в жизни будет своя, но намеренно создавать такие условия для детей, чтобы они прошли довольно жесткие испытания, которые, на ваш взгляд, закалят их и сделают крепче – можно промахнуться! Кого-то испытания закаляют, а кого-то ЛОМАЮТ! И, порой, на всю жизнь. Я закалилась, кто-то другой бы сломался. Все индивидуально – помните, пожалуйста, об этом. И стандартов для воспитания детей – не существует. Есть какие-то базовые принципы экологичности и эффективности, их следует знать, но для каждого ребенка нужен индивидуальный подход, если вы хотите воспитать индивидуальность.

 

 

Ваша Изабелла Воскресенская.

 

 

Вход в курс “Основы Деятельного Воспитания” для родителей здесь: https://navyki-pokoleniy.ru/odv-opisanie/. На этом курсе как раз изучаем принципы экологичности и эффективности, а также важные критерии для воспитания индивидуальности в ребенке. Старт ближайшего потока – 14 марта. Следующий поток ВОЗМОЖНО (но не факт!) будет осенью. Других потоков этого тренинга в 2022 году не будет. Подробности о курсе и регистрация здесь: https://navyki-pokoleniy.ru/odv-opisanie/ проходите по ссылке, изучайте. Обратите внимание, что можно войти с оплатой в рассрочку.

 

 

В жизни мне много раз пришлось проходить реабилитацию после болезней – такая уж судьба. Может быть, именно поэтому одна из моих специальностей – реабилитолог. Реабилитология как чать культуры, к сожалению, похоронена в нашей стране. А я считаю, что это навыки, которыми должны обладать ВСЕ врачи и любой мед. персонал, а также ими должны владеть члены семьи и передавать их по наследству. Это те навыки, которых ОЧЕНЬ НЕ ХВАТАЕТ сейчас, во времена сами-знаете-какой болезни. В реабилитологии тоже все индивидуально, и так же есть основные принципы и правила, по которым можно быстрее и легче “вытащить” больного из болезни. Реабилитология – НАУКА О ВЫЗДОРОВЛЕНИИ И ВОССТАНОВЛЕНИИ – то есть, о восполнении сил после болезни: физических, эмоциональных, интеллектуальных, душевных.

 

 

По этим важным принципам, на основе моего многолетнего опыта, я, как врач-невролог, психофизиолог и реабилитолог создала дистанционный курс: “КОМПЛЕКСНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ”. Всего в курсе 12 занятий (1 занятие в неделю). Домашние задания выполнять к сроку необязательно, главное – к концу недели сдавать небольшой письменный отзыв на неделю. Обратная связь от тренера – по запросу от студента. Запись каждого вебинара будет в доступе в закрытой группе ВК одну неделю со дня его проведения. Вебинары в прямых трансляциях будут проходить на платформе YouTube, видеозаписи вебинаров и задания к ним будут публиковаться в специальной закрытой группе в ВК.

 

 

Старт курса уже 24 декабря (в следующий понедельник!). Еще есть места в группе, присоединяйтесь, чтобы освоить важные и актуальные на сегодняшний день знания и навыки! Подробности о курсе и вход ЗДЕСЬ: Комплексная Реабилитация описание – Основы Деятельного Образования (navyki-pokoleniy.ru)

 

 

П.С. Мама выжила и прожила после операции еще 30 лет. Сейчас даю себе отчет, что, по большому счету, никто не занимался ее реабилитацией, в которой она длительно нуждалась: жизнь спасли, а жить без легкого и с теми проблемами, которые возникли после операции – не научили, поэтому все эти тридцать лет она мучительно болела и боролась за свою жизнь. Вот бы ей хотя бы на полгода в такой санаторий (того месяца в апрельском Крыму – было ничтожно мало), а лучше – на год.

 

 

*О сроках реабилитации, методах и способах поговорим на тренинге “Комплексная Реабилитация в условиях пандемии”, который стартует 24 января – совсем скоро. Подробности по ссылке:

 

 

Комплексная Реабилитация описание – Основы Деятельного Образования (navyki-pokoleniy.ru) Когда будет следующий поток данного курса – не могу сказать, может, в 2022 году вообще больше не будет. Поэтому успевайте воспользоваться возможностью!

 

 

Следует отметить, что четыре года после лесной школы я НИЧЕМ НЕ БОЛЕЛА. Никто не занимался моим закаливанием и здоровьем, но детдомовского запаса здоровья и сил хватило на этих целых четыре года! Заболела впервые в 13 лет тяжелейшим гриппом, и теперь точно знаю, что это тоже была психосоматика…

 

 

Здоровье формируется на всех уровнях сложной системы ЧЕЛОВЕКА: на физическом (телесном), эмоциональном (психическом), информационном (интеллектуальном), тонком (духовном). Смотреть на человека только как на кусок мяса и заниматься только его физическим состоянием или игнорировать его я считаю сегодня неправильным, неполноценным, не системным.

 

 

В реабилитации, во время сбоя здоровья, нуждаются ВСЕ ипостаси, поэтому назвала тренинг “Комплексная Реабилитация”. К сожалению, сегодня вся медицина сконцентрирована на теле как на физическом объекте, о последствиях болезни и манипуляций с телом для того же тела не думают совсем, душа и дух – а что это? Не так давно начали говорить о качестве жизни после перенесенных болезней и травм, но только говорят, покачивая головами. А к телу относятся, как к автомобилю, и пациенты приходят к врачам, как к автослесарям: “замените запчасть, почините, обслужите, проведите тех-осмотр”… А есть такие врачи-мошенники сегодня, которые, как и мошенники-автослесари: просто “масло” поменяют, а сами скажут что перебрали двигатель и с вас миллионы тыщ. Метафора, надеюсь, понятна.

 

 

Восстановительная медицина если и существует, то только за очень большие деньги в очень элитных заведениях (и то не факт – в своей книге “Эффект Неваляшки” я описывала, как работают в одном нашем известном местном санатории). Поэтому, друзья! «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих», есть вещи, которые воспитываются и практикуются в семье и которые необходимо знать каждому, хранить и передавать из поколения в поколения! Тренинг “Комплексная реабилитация” вам в помощь: Комплексная Реабилитация описание – Основы Деятельного Образования (navyki-pokoleniy.ru)

 

 

Будьте здоровы!

 

 

Увидимся на занятиях в понедельник!


 
Нажмите сюда, чтобы поделиться этим выпуском в соц. сетях →

Не успеваете за новыми выпусками?

Не беда! Просто подпишитесь на рассылку проекта, чтобы регулярно получать новые выпуски статей, видеоролики и аудиозаписи на свою e-mail почту!