Библиотека » Статьи »

КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ДУМАТЬ? ШАГ ВТОРОЙ: ТРИ ЭТАПА К ОВЛАДЕНИЮ НАВЫКОМ ДУМАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО

 

 

В прошлом выпуске мы говорили о том, как научить ребенка рассуждать, используя для этого самый простой, житейский, бытовой контекст. Когда ребенок учится думать логически, он начинает понимать причинно-следственные связи, и именно ПОНИМАНИЕ является основой понятийного мышления, о котором сейчас говорят многие передовые психологи, педагоги и ученые: Т. Черниговская, Л. Ясюкова, О. Четверикова и др.

 

Понимание причинно-следственных связей ведет к умению прогнозировать. Прогноз позволяет выстроить и скорректировать план действий, проанализировать возможности и ресурсы для решения тех или иных задач, даже в постоянно меняющихся условиях — согласитесь, это актуальный навык.

 

Необходимо тренировать навык думать САМОСТОЯТЕЛЬНО, а не только вместе с вами (учителями, наставниками, помощниками и т.д.). Как это сделать более эффективно, гибко, плавно и с меньшими потерями, как для него, так и для вас?

 

Самостоятельные рассуждения начинаются с ВОПРОСОВ. Вспомните диалог с ребенком на кухне из прошлого – вы обнаружите, что родитель «ведет» ребенка ВОПРОСАМИ, он не дает ему готовых ответов! В этом и фишка: отсутствие готовых ответов мотивирует ребенка ДУМАТЬ. Поэтому первый этап для самостоятельности — НЕ ДАВАТЬ ГОТОВЫХ ОТВЕТОВ, А ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ! Задавать наводящие вопросы, давать подсказки, наталкивать на мысль, но готовых решений и ответов не давать! Пусть сначала подумает сам, даст вам свою версию решения, а затем обсудите с ним эту версию. И если даже ребенок выдает какую-то нелогичную версию, это не повод ругать его! Это повод поговорить с ним, выяснить, почему он так считает; это повод задать ему ПРАВИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, чтобы он сам подумал и постарался на них ответить, сделав СВОИ заключения и выводы.

 

Курс «Основы Деятельного Воспитания» построен именно на этой методике, мы не даем готовых ответов на вопросы: «Что такое воспитание?», «Что в нем главное?» и т.д. Студенты рассуждают САМОСТОЯТЕЛЬНО и ищут свой верный, рабочий, прикладной ответ сами. А не из учебников и энциклопедий (там ничего прикладного нет, поверьте!. Мы им, как тренеры, помогаем, задавая те самые ПРАВИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ. Так они обучаются обучать думать своих детей, опять же – самостоятельно.

 

На курсе «Логика», например, студенты САМИ ищут ответы на вопросы, которые ставит перед ними их проект. Мы лишь подсказываем, чтобы студент шел в нужном направлении. Таким образом мы воспитываем у студентов самостоятельность, чтобы, окончив курс, они НЕ ЗАВИСЕЛИ ОТ НАС или от еще каких-то наставников или тренеров. А имели свою голову на плечах! За это нас многие ценят.

 

Можно было бы на этом остановится, если не принимать во внимание тот факт, что ребенок взрослеет, и вы не всегда сможете оказаться рядом с ним, чтобы задать ему правильный вопрос, порассуждать вместе с ним и что-то подсказать. По мере взросления ребенок становится взрослым, и ему необходимо рассуждать самостоятельно и принимать самостоятельные решения. Кто ему теперь будет задавать вопросы?.. Думаю, вы уже догадались. Он сам :)

 

Поэтому второй этап для воспитания самостоятельности — НАУЧИТЬ ЕГО ЗАДАВАТЬ СЕБЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, которые будут наталкивать на правильные рассуждения. То есть не просто задавать ребенку вопрос-подсказку в процессе рассуждения, а задавать мотивирующие, проективные вопросы: «А что если?», «Если нет, то что?», «А если будет «это», то что будет «тогда»?» и т.д. При таком подходе ребенок учится опираться не на учителя или внешние оценки, а думать и оценивать себя самостоятельно.

 

Поэтому на наших курсах нет оценок, вместо них – удобный универсальный инструмент — Рефлексия (упрощенный, знакомый многим SWOT-анализ). Студенты в конце занятий САМИ оценивают свою работу и свои результаты, задавая себе, все те же, ПРАВИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ. И учат своих детей применять этот инструмент в своих рассуждениях и делах. Рефлексия очень хорошо помогает увидеть свои ошибки, и появляется шанс их по-настоящему ИСПРАВИТЬ. Вот что такое УРОК, родители, а не тот, который длится 45 минут…

 

Чтобы ребенок не зависел от травмирующих школьных (и вообще никаких) оценок, от мнения учителей/наставников/учебников (которые могут быть неправы), от сект, от культурных норм (которые могут быть далеко не экологичны), от вашего мнения (согласитесь, вы ведь тоже можете быть неправы), необходимо формировать у него критическое мышление. Это — третий этап формирования навыка самостоятельно думать.

 

Что под собой подразумевает критическое мышление? Во-первых, это когда вы не верите просто на слово, а допускаете, что источник информации может быть прав, или неправ. СОМНЕНИЕ — это очень полезная штука, которая приносит пользу. Не всем и не во всё в нашем мире нужно верить, особенно сейчас, когда фейк (искажение достоверности информации) – обычное дело.

 

Во-вторых, критическое мышление подразумевает под собой РАЗЛИЧИЕ, когда разум умеет отличать одно от другого. Черное от белого. Полезное от вредного. Плохое от хорошего. Правду от лжи и т.д. Самостоятельно думать ребенок научается тогда, когда умеет отличать систему от множества. Категории от критериев. Парадоксы от феноменов. Факты от допущений и т.д. Эти и многие другие важные логические понятия, их важность и то, как их использовать в рассуждениях, мы подробно разбираем в прикладном, деятельном ключе на курсе «Логика для взрослых и детей» и обучаем родителей/учителей просто и понятно объяснять эти понятия детям.

 

Вот три этапа, через которые родитель может привести ребенка к навыку самостоятельно думать:

 

1) не давать ребенку готовых ответов, а задавать ему правильные вопросы;
2) научить ребенка самому себе задавать правильные вопросы;
3) научить ребенка мыслить критически, отделяя «зерна от плевел».

 

Применяя такой подход, вы будете воспитывать самостоятельную, независимую от мнения окружающих индивидуальность, которая будет опираться НА САМУ СЕБЯ, будет думать СВОЕЙ ГОЛОВОЙ, научится самостоятельно ставить перед собой необходимые задачи для достижения счастья и успеха в разных областях жизни и находить наилучшие способы решения этих задач.

 

О постановке задач поговорим в следующем выпуске. Это — следующий логичный шаг, который вытекает из навыка самостоятельно думать и является частью проектного мышления (которое также обсудим в следующих выпусках этого дайджеста).

 

В этом выпуске я вам рассказал только про «вершки» формирования навыка самостоятельно думать у детей и взрослых. И то, если вы начнете эти вершки использовать в своей жизни, сможете увидеть удивительные результаты, обязательно напишите о них в комментариях!

 

«Корешки» — на наших курсах, там прорабатываем и тренируем навык самостоятельно думать более глубоко, на конкретных примерах, в специально созданных для этого условиях, на практике, с сопровождением и подсказками тренеров. Перед тем, как идти на Логику, рекомендуем пройти для начала «Основы Деятельного Воспитания» (ОДВ). Старт 12 потока — 14 августа, следующие потоки под большим вопросом.

 

Научиться самостоятельно думать — это уже большой шаг, но вы ведь понимаете, что для САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ребенка в принципе этого недостаточно. Самостоятельность (во всём, не только в мышлении) формируется с помощью еще многих других инструментов, которые работают системно, как единое целое. Более подробно эти инструменты мы разбираем на тренингах, сами понимаете, формат рассылки не позволяет это сделать.

 

Удачи и успехов вам в воспитании и обучении ваших детей! Пусть они растут самостоятельными, нравственными и разумными человеками!

 

Даниил Воскресенский

 

П.С. В следующем выпуске поговорим о том, как научить ребенка правильно ставить перед собой задачи, что для этого нужно.


 
Нажмите сюда, чтобы поделиться этим выпуском в соц. сетях →

Не успеваете за новыми выпусками?

Заполните форму ниже, что бы подписаться на рассылку и получать свежие выпуски прямо на почту!