Библиотека » Статьи »

КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ДУМАТЬ? ШАГ ПЯТЫЙ: ОБУЧИТЬ НОВОМУ МЫШЛЕНИЮ ДЛЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. Образование и экономика (о наболевшем), а также о том, что значат лично для меня слова Мишеля Одена: “New way of thinking”

 

 

КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ДУМАТЬ? ШАГ ПЯТЫЙ: ОБУЧИТЬ НОВОМУ МЫШЛЕНИЮ ДЛЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. Образование и экономика (о наболевшем), а также о том, что значат лично для меня слова Мишеля Одена: “New way of thinking” 🌎🙌🏻

 

Вспоминаю нашу встречу с Мишелем Оденом (французским ученым с мировым именем, известным акушером новатором, публицистом) три года назад в Париже, когда брали у него интервью и снимали наш большой документальный фильм “Роды и судьба цивилизации”, который многих не оставил равнодушным к этой теме. Он в диалоге повторял все время важные слова: “НУЖНО НОВОЕ МЫШЛЕНИЕ”. Всему миру нужно. А что это такое? Хороший вопрос… 🤔

 

Этого мэтр не уточнил, ибо психология, образование и философия – не его конёк, его специализация – только медицина и родовспоможение, он ясно дал нам об этом знать. Но что новое мышление необходимо – в этом он уверен на 100%. Нам понравилась эта идея, тем более мы уже мыслили в эту сторону, и взяли на себя ответственность в нашем фильме пояснить людям, как мы видим это НОВОЕ мышление, потому что мы как раз психологией, образованием и философией занимаемся каждый день, это наше поле деятельности.

 

Можно рассматривать новое мышление в разных областях нашей жизни: в сфере родовспоможения и рождения детей, отношения к миру и природе (фильм «Роды и Судьба Цивилизации» – именно об этом). В сфере воспитания мы подробно рассказываем об этом новом мышлении на курсе для родителей – ОДВ (Основы Деятельного Воспитания). А новое мышление в образовании мы преподаем на новых курсах по естественным наукам, и начали мы именно с Логики – потому что это – наука всех наук. Наука о том, как думать правильно. Все начинается с мысли, с идеи. А потом уже идет её оформление в образ, её озвучивание и материальное воплощение.

 

Думаю, вы согласитесь с тем, что наше современное образование и наука (особенно в странах СНГ) сильно оторваны от мировой экономики – в этом их слабость и катастрофическое положение с давних пор. Всем уже давно известно, что многое, придуманное умными людьми в России, патентуется в США, Японии и друг х развитых странах и продается западными и восточными предпринимателями. Всё перечислять не буду, как пример – тот же телевизор, придуманный Борисом Розингом и Владимиром Зворыкиным в 1928 году. Чьего производства телевизоры мы сегодня покупаем? :)

 

И не потому, что Запад (или Восток) такие плохие, что захватили мировой рынок. А потому, что они УМЕЮТ это производить и продавать, а наши – нет. И это не значит, что американцы/китайцы – наши враги, нечестные, и тому подобное. Просто нам надо УЧИТЬСЯ взаимодействовать с современной экономикой с помощью патентов, инвестиций, современного ведения бизнеса – всё то, что давно изучили наши западные/восточные братья, и с помощью чего они завладели большей частью мирового рынка. Только повернуть инструмент в нужное нам русло, сделать это более экологично, чем они: наладить справедливый обмен между слоями населения, возродить социальные лифты и тому подобное, в общем – создать благоприятные условия для роста экономики и роста качества жизни населения. Что нам мешает это сделать и занять своё справедливое достойное место под солнцем?

 

Если отодвинуть прогнившую политическую, экономическую и социальную (культурную) систему, то мешает именно старое мышление в образовании, науке и экономике, которое заключается в бессистемном, разрозненном придумывании идей, без материального обеспечения этих идей, и (самое важное) без их монетизации, образование недоступное БОЛЬШИНСТВУ нашего населения. Умные и смекалистые люди может быть и есть, талантливые мастера такие штуки порой придумывают – приходи глядеть! Но они понятия не имеют, как реализовывать свой творческий и научный потенциал в России. Потому что образование – разрозненное, внимание – разрозненное, условия – как в болоте: с каждым шагом все больше вязнешь в проблемах на пути к реализации мечты.

 

Новое мышление – это ПРОЕКТНОЕ мышление, когда человек мыслит логично и системно во всех областях своей жизни и относится ко всем своим сферам и к СЕБЕ, в первую очередь, как к некому проекту, который нужно планировать, создавать, улучшать, представлять другим и пользоваться ВО БЛАГО.

 

На Западе уже давно передовые умы мыслят проектным мышлением, и студенты в Стенфорде на первых курсах запускают конкурентоспособные стартапы, в которые привлекают инвестиции крупных игроков финансового рынка. Их к этому готовят со школы! Да, такие люди, как Илон Маск и ему подобные – спорные личности, и непонятно, кто за ними стоит и кто в них инвестирует. НО! Это не делает само проектное мышление плохим! Проектное мышление – это инструмент смыслов, все дело – в средствах, целях и намерениях.

 

Нам до сих пор было до этой системной проектной культуры далеко, но всё меняется. Я считаю, что странам бывшего СССР сегодня и завтра нужна новая сильная экономика, все это прекрасно понимают. Кто будет эту экономику отстраивать? “Толстопузы”, сидящие на нефтяной и газовой игле? Нет, её будут отстраивать гибкие умы с новым проектным мышлением, которые будут организовывать новые высокотехнологичные и экологичные производства, обеспечивать рынок новыми профессиями и рабочими местами – это и повлечет за собой перемены в образовании, потому что понадобятся специалисты для обеспечения этих производств (ну, если рассуждать в глобальном масштабе).

 

В стране тогда начнут открываться аналоги Силиконовой Долины – к тому же, у нас уже этот опыт есть, со времен СССР – так называемые “НАУКОГРАДЫ”, возникшие практически сразу после Второй Мировой Войны для обеспечения страны новыми технологиями (первый открыт в 1955-ом году – почитайте, любопытные исторические заметки). Только города эти должны быть не секретными, а доступными простым смертным для получения передового образования.

 

Вот увидите, на коне в ближайшее десятилетие будут те люди, которые мыслят проектно и запускают смелые стартапы. Мы догоняем Запад, хотим мы этого или нет. Они уже проторили эту дорожку – нам необходимо взять все лучшие принципы и сделать по-своему, даже лучше, чем у них. Почему нет?

 

И это вызывает сильный резонанс в обществе – видеоролик Дудя о Силиконовой Долине как раз пару лет назад набрал количество просмотров больше, чем ролик с Ивлеевой, а это о многом говорит! Люди хотят учиться, придумывать что-то новое и зарабатывать, а не деградировать. Сколько людей откликнулись на это видео, что испытывают белую зависть и хотели бы иметь такие же возможности для реализации идей в своей стране! Но у нас утечка мозгов…

 

Чтобы у людей появлялись реально крутые идеи и чтобы у них были возможности их воплощать, необходимо, чтобы они обучились проектному мышлению. Это основа основ. Кто их научит? Наши молодые ребята смотрят на западных 25-тилетних мультимиллионеров из Стенфорда и хотят так же. Но создают свои бизнес-проекты не ради проектов! А ради “тачек, тёлок, лайков и уважухи от братвы”. В этом и разница. Там не проекты – там мыльные пузыри для выкачивания денег. Народ на это смотрит и закономерно фыркает: “бизнес – фу!”, “деньги – грязь”. И сам ничему не учится, потому что мышление шаблонное: чему в школе и институте научили – так и живем, ждем. когда государство обеспечит условия. А новому учиться – мышление старое не позволяет.

 

А если государство не обеспечит условия в ближайшие 10 лет? Что тогда?

 

Вот, “тачки, тёлки, лайки и уважуха” – это старое мышление 90-ых. Ходить на работу каждый день, где тебя не ценят, и пахать за копейки, не имея возможности реализовывать свои мечты – это старое мышление “Совка”. А, вот создать новый, перспективный, полезный проект, принести пользу обществу, системно выстраивая его и развивая, побочно на нём зарабатывая – это новое мышление. Понимая, как устроены эти проекты, получить необходимые знания, чтобы быть полезным этим проектам и работать в них – это новое мышление.

 

То, как преподают сегодня проектное мышление в школах и различных кружках (а-ля: “правила презентации” в Power Point времен нулевых) – это извращение, по другому не назвать! Чистой воды примитивизм, о котором как-то писала Изабелла. Ничего деятельного там нет! Ничего общего с реальностью, с предпринимательской деятельностью, с системным подходом и т.д. Возможно, я вас разочарую, но умение делать презентацию в Power Point и работать в Excel – это уже старые, “мамонтовские” навыки.

 

Мы посмотрели на это все глазами “в пять рублей” и поняли, что надо с этим срочно что-то делать. Мы внедрили в наш курс по логике обучение проектному мышлению: по полочкам раскладываем там, что в него входит, что главное, как применять на практике. На двух последних занятиях курса студенты Логики разрабатывают СВОИ РЕАЛЬНЫЕ проекты, которые интересны им, чтобы самим научиться проектно мыслить для собственного успеха и чтобы в дальнейшем научить этому своих детей. Проектируют бани на своих участках, дома, конюшни, системно разбирают уже существующие проекты питомников растений, бухгалтерских систем, придумывают проекты скульптурной мастерской, кардио-центров, методики обучения музыке и т.д.

 

По-моему, получилось нереально круто! Судите сами по выжимкам из некоторых откликов на вебинар по проектному мышлению крайнего 4-ого потока, который только что закончил обучение:

 

===

 

“…Раньше думала, что творческое мышление относится больше к чему-то хаотическому, этакому «порыву»вдохновения, чем к чему-то структурному. Оказывается ничего подобного, это просто у меня слипка произошла, слепила буйную фантазию с оным. На самом деле получается, что творческое мышление строится на сочетании как раз логики и развитого воображения. И чем лучше человек может достигать этот баланс, тем легче ему воплощать свои идеи в жизнь. Вообще, классно, что получилось последовательно пройти цепочку от формирования понятийного мышления в ОДВ до проектного к концу тренинга Логика. Появляются связи не только в отдельных уровнях, ещё и уровни между собой тоже связываются, а отсюда объёмное видение открывается)) И супер, когда ко всему прочему формируется ёще умение нахождения ошибок и их исправления… Теперь я поняла важность этого инструмента, знаю, где нужно акцент сделать, и, главное, стало понятно как у детей развивать это навык осознанно, действительно тому, что востребовано в современном мире. Спасибо! Ольга Б.”

 

===

 

“…Про проектное мышление вообще круто. Для меня это новый подход, надо перестраиваться… Спасибо за вебинар! О.С.”

 

===

 

“Вебинар – ОГОНЬ. Проектное мышление, оказывается, такой важный навык! Я реально не слышала раньше такое словосочетание. Или не обращала на него внимание. Только в школе у сына в последние годы удивлялась – что ни задание, то «проект». И мне казалось, что это типа наших докладов в своё время. Ну, переименовали задание, и всё. А по факту он брал неинтересную ему информацию, компановал её в примитивные слайды и сдавал. Только видимость создают, что учат детей создавать проекты. А по факту на технологии дали всем (и мальчикам) задание вышить на тряпочке пару слов. А потом надо было ещё эти действия оформить в работу с громким названием «Проект». Теперь понимаю, почему меня так возмущали подобные задания – смысла никакого в них нет, ничему реально не учат. И вот на этом вебинаре я увидела, что же на самом деле такое – Проект. И это очень круто. Я не только сама могу теперь оттачивать мастерство в создании осмысленных, грамотных проектов, так я и детей могу этому научить! А я ведь за этим сюда и пришла – научиться учить детей. А тут прямо вкусняшки. И если информация до этого на курсе мне откликалась скорее для младшего сына, то в этот раз прекрасная почва для работы со старшим. Хотя и с младшим буду пробовать такой проектный подход. Ведь если он начнёт использовать проектное мышление с раннего возраста, это ж какие горизонты перед ним откроются! Тему про взаимодействие между людьми во время работы над проектом чудесно раскрыли. И ведь всё на наглядных примерах. И ошибки повторяются в разных группах. Отсюда и возможность проанализировать свои, хоть и поток уже другой у нас. Очень понравился термин «антихрупкость». Ценное качество в современном мире. Только ради этого стоит освоить проектное мышление. Анна Яковлева”

 

===

 

“…Еще из вебинара я поняла, почему так туго и сложно идет в образовании проектная деятельность в том виде, в каком она сейчас там представлена (слайды с красивыми картинками). Большинство педагогов не видят смысла в ней, им не понятно и не интересно этим заниматься, не достаточно знаний, они не видят результат от этой деятельности. Это как сказал Даниил, дизайн 5, содержание 2. И конечно, необходимо перестраиваться под новое время, век стартапов. Спасибо за вебинар! Марина Новолодская”

 

===

 

Все отзывы не влезут в выпуск – сами понимаете. Но уже по представленным понятно, какую пользу взяли студенты с одного занятия, а их 12!

 

Сейчас идет набор в 5-й поток, старт уже 10 января. Новое мышление для нового времени в курсе «ЛОГИКА для родителей и детей» от проекта ОДО ЗДЕСЬ: НОВОГОДНЯЯ ЯРМАРКА ПРОЕКТА – Основы Деятельного Образования (navyki-pokoleniy.ru) сейчас вход по праздничной цене и новогодними подарками до 26 декабря 22:55 по мск. Набирается очень интересная команда! Мы с Изабеллой очень ждём старта и встречи с новыми студентами, а вы? 😉

 

Увидимся на курсе!
Даниил Воскресенский
direct@navyki-pokoleniy.ru

 

П.С. Жизнь поменяется, когда к этому будут готовы люди. Чтобы страна поменялась – к этому тоже должны быть готовы её жители. Не только от политики и экономики зависят перемены, но и от нашей личной готовности. Когда люди будут обладать новым мышлением, оставив старое в прошлом, перемены будут неизбежны сами по себе. И не нужно будет агиток, пропаганды и громких речей – все будет закономерно и естественно.

 

Изменить свою жизнь и жизнь своих детей вы можете уже сейчас, а необходимые навыки найдете на новогодней ярмарке проекта ОДО: НОВОГОДНЯЯ ЯРМАРКА ПРОЕКТА – Основы Деятельного Образования (navyki-pokoleniy.ru)


 
Нажмите сюда, чтобы поделиться этим выпуском в соц. сетях →

Не успеваете за новыми выпусками?

Не беда! Просто подпишитесь на рассылку проекта, чтобы регулярно получать новые выпуски статей, видеоролики и аудиозаписи на свою e-mail почту!