Библиотека » Статьи »

КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ДУМАТЬ? ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ: НЕСТАНДАРТНАЯ ЛОГИКА. Как не сделать из ребенка робота.

 

Всем привет! Мы продолжаем тему о том, как научить детей думать. Кто не читал предыдущие выпуски, ссылки будут в конце статьи. А сегодня мы поговорим о том, чем ОПАСНА та стандартная логика, которую пытаются преподавать в школах, на дистанционном образовании, в ВУЗах, пособиях и учебниках. Готовы? Поехали!

 

Дело в том, что Аристотелевская логика (на которую опирается математика, в том числе, изучающая рациональные числа, которыми мы с вами в свою очередь пользуемся в быту и делах) ОГРАНИЧЕНА. А на математику сегодня опирается большинство естественных наук. В чем заключается ограничение? По стандартной логике есть только черное и белое – другого не дано. 1/0, день/ночь, болезнь/здоровье, привитый/непривитый, богатство/бедность, свой/чужой, друг/враг и т.д. Либо одно, либо другое, без вариантов.

 

Это очень хорошо показывает мировая современная система образования с её тестами. Совсем недавно слышал историю от знакомой, как ее дочка сдавала тест для обучения в специальной “элитной” школе, и “провалила” его, потому что ее ответы были нестандартны. Внимание, я не написал: НЕ ПРАВИЛЬНЫ. Просто они не были задуманы составителями теста. Тест показал, что способности девочки выходят за рамки СТАНДАРТА, и ей нужно больше времени для этих нестандартных ответов, вот и все. Но в школу ее не взяли – не могут там для нее создать такие условия. Тот же пресловутый ЕГЭ и подобные тесты: у ученика могут быть знания и способности, выходящие за рамки этих тестов, но это никто во внимание не берет, и если ты такой тест проваливаешь – считаешься необразованным и неспособным, не допустимым до дальнейшего высшего образования. Чушь!

 

В формате да/нет, правильно/не правильно мыслит машина – так она устроена. Мы – люди, устроены намного сложнее! Помимо рационального логического мышления в нас присутствует ИРРАЦИОНАЛЬНАЯ часть, которая законам стандартной логики и рациональной математики не поддается! Эта та самая часть, которая отвечает за наше творчество, смекалку, интуицию (чуйку), за наши чувства и эмоции. И именно эта часть нас позволяет нам творить, создавать то, чего не было раньше, решать задачи новым образом, исследовать мир по-новому, создавая новые правила. Почему-то это система образования и современная наука упускает.

 

Ну, понятно почему, на самом деле. Что с этими “нестандартными” людьми она потом будет делать?.. Они же живут по своим понятиям, по своим правилам и внутреннему компасу нравственности – как им навязать свою волю, они и так уже ВОЛЬНЫЕ! (то бишь – свободные). Действуют, достигают вершин по своим правилам, воплощают мечты. Чувствуют, что чего-то делать не надо, а как их тогда заставить делать то, что они не хотят? Никак. Поэтому происходит то, что происходит.

 

Но я считаю, что именно за такими людьми будущее. Они дадут отпор той стандартизации и цифровизации, которая навязывается сейчас. Именно они будут создавать НОВОЕ, именно они будут двигать мир вперед. Но для этого им нужно уметь мыслить в балансе – рационально и иррационально. Примерить эти два подхода и направить их в конструктивное русло. Кто их этому научит сегодня?.. Только их родители! Во времена дистанционки и упадка образования ТОЛЬКО РОДИТЕЛИ определяют тот багаж знаний и навыков, которые ребенок возьмет в будущее. Как бы на это не закрывали глаза сегодня, как бы не отмахивались преподаватели и методисты, и как бы родители не хотели сдать своих детей на абсолютный аутсорс – все равно все в итоге придут к тому, что главный учитель для ребенка – родитель, и ничего с этим сделать нельзя, такова ПРИРОДА. И природа, рано или поздно, все равно возьмет своё.

 

На нашем курсе Логика для детей и взрослых мы преподаем не только базовую Аристотелевскую логику, но и еще кое-какую: 3D-логику, которая как раз помогает выйти за пределы СТАНДАРТА, и мыслить творчески, созидательно, искать решения за пределами наших возможностей и понимания. Базовая логика – нужна, без нее никак, но ее одной недостаточно, чтобы изучать наш мир в полном объеме. Чтобы шагать ровно – нужно две ноги, опираясь только на одну, будем хромать.

 

Все, кто проходит курс “Логика для детей и взрослых” отмечают, что мы сделали НЕСТАНДАРТНУЮ программу, намного шире, чем просто курс по базовой элементарной логике для детей. Не примитивное пособие с задачками и головоломками (хотя они у нас тоже есть), где есть только правильные и неправильные ответы, а глубокий, многоплановый курс, который включает в себя и философию, и проектное мышление, и критическое мышление, и творческий подход, и общение с другими людьми, и многое другое.

 

===

 

“…что касается 3D логики ,то это было для меня прямо открытием. Выход за рамки шаблонного мышления, создание новых вариантов решения задач с изменением масштаба, мне кажется, это то творческое начало, которое необходимо развивать в детях! Огромная благодарность за список книг, фильмов и игр. Я сама с большим удовольствием пересмотрю некоторые фильмы и прочитаю книги…

 

…Этот тренинг можно считать тем фундаментом, без которого в наше крайне нелогичное время просто не выжить. Во время прохождения тренинга я увидела в себе множество изменений в положительную сторону. Во-первых, я научилась видеть свои собственные нелогичные поступки и стала отслеживать нелогичности в своём окружении. Я стала понимать разницу в различных масштабах , подмену контекстов и тд, и четко проясняю для себя различные способы манипуляции, которые используют люди по жизни.

 

Я начала активно внедрять инструменты логики в повседневной жизни. Это может быть связано с обычным обсуждением бытовых вопросов, до логичное формирования правил нашего дома. Я начала активно использовать проектное мышление и опять же это может касается как элементарного приготовления пищи, так и более серьезных проектов по ремонту дома (например).

 

Я научилась разбираться в собственных мыслях и производить отвес всего ненужного, хаотичного, того, что загрязнет мозги. Это своеобразная генеральная уборка в голове.

 

Чтобы я хотела пожелать новым участникам курса «Логика»: если вы хотите структурировать собственные знания, понимания о мире, если вы хотите научиться логически мыслить и научить критическому мышлению ваших детей, то вам смело нужно идти на курс «Логика». Здесь вы найдёте все ,что вам нужно и даже больше. От всего сердца хочу поблагодарить участниц курса, которые были открыты, доброжелательны ко мне и помогали друг другу проходить этот важный курс. Анна Птичкина”

 

===

 

Спасибо Анна за твой отклик, твоё трудолюбие и результаты!

 

Остальные отзывы опубликую в следующих статьях. 5-й поток Логики для детей и взрослых стартует уже 10 января! Сейчас вход в тренинг с праздничной новогодней скидкой до 26 декабря здесь: https://navyki-pokoleniy.ru/logika-opisanie Начинаем после новогодних праздников – самое то, что бы после отдыха снова войти в трудовой ритм. Тренинг этот, кстати, по уровню сложности средненький, его наши студенты проходят даже параллельно с другими программами.

 

Даниил Воскресенский

direct@navyki-pokoleniy.ru

 

П.С. К нам во всю через интернет поступают новости о создании искусственного интеллекта, людей каждый день пугают страшилками о том, что роботы скоро нас заменят. Я считаю, что бояться надо не этого. Настоящий искусственный интеллект (способный к самосознанию и творческому мышлению) появится еще очень не скоро, если вообще появится (в чем я тоже сомневаюсь). Бояться надо того, что ИЗ НАС сделают роботов, из нас и следующих поколений. Что мир поделится на сумасшедших людей с больным разумом (которые вообще думать не умеют и логикой не оперируют) и на людей-роботов, которые беспрекословно выполняют любые приказы, при этом рационально размышляя, но только в ту сторону, в которую угодно “кукловодам”. Вот чего нужно бояться – что из нас сделают машины, а ведь именно сейчас это и происходит. И с помощью этих машин будут убирать тех, кто неугоден тоталитарной системе. Вы же понимаете, что в таком случае победителей не будет – проиграют все…

 

Чтобы этого не произошло с нами и нашими потомками, нам необходимо учиться не просто – мыслить, а мыслить в балансе логики и творческого подхода, развивая свою индивидуальность и нравственность. Потому что мысль, не обрамленная нравственностью и этикой, способна на ужасные вещи, и мы этому видим подтверждение в истории, и прямо сегодня. А этика и нравственность без логики – БЕЗДЕЯТЕЛЬНА. Что толку от разговоров и мыслей о добре, красоте, продуктивности, развитии и т.д. если они не материализуются в этот мир? Поэтому нужен баланс. Удачи вам в его поиске, а мы вам, если захотите, в этом сможем помочь!

 

Важные знания и навыки для родителей и всей семьи здесь, на большой новогодней ярмарке проекта ОДО: НОВОГОДНЯЯ ЯРМАРКА ПРОЕКТА – Основы Деятельного Образования (navyki-pokoleniy.ru) со скидками и подарком до 26 декабря! Многие курсы стартуют уже совсем скоро – успейте зарегистрироваться. Начиная с 2022 года мы теперь будем проводить потоки курсов намного реже (1-2 потока в год).

 

Предыдущие выпуски о том, как научить детей САМОСТОЯТЕЛЬНО думать:

 

  1. Шаг первый: https://vk.com/wall-126959450_13857
  2. Шаг второй: https://vk.com/wall-126959450_13938
  3. Шаг третий: https://vk.com/wall-126959450_14230

 

Пишите в комментариях, что думаете? Мне интересно!

 


 
Нажмите сюда, чтобы поделиться этим выпуском в соц. сетях →

Не успеваете за новыми выпусками?

Не беда! Просто подпишитесь на рассылку проекта, чтобы регулярно получать новые выпуски статей, видеоролики и аудиозаписи на свою e-mail почту!