Библиотека » Статьи »

Истерики у детей и взрослых

 

 

Привет всем! Сегодня о распространенной проблеме и практике ее

решения – ИСТЕРИКА у ребенка – что делать?

 

 

Наблюдали когда-нибудь сцену: полный народу магазин(или любое другое

общественное место) на полу валяется  примерно трехлетнее дитя, с покрасневшим

и вспотевшим от напряжения лицом  орет, визжит и бьет ногами, иногда сквозь

визг можно услышать – приказное КУУУУПИИИИИИИИИИИИИ! Хочууууу!

А иногда просто ор и визг, до захлебывания, без слов.

 

 

Если не наблюдали, то наверняка слышали, что такое бывает довольно часто.

В НЕКОТОРЫХ семьях регулярно, были бы зрители.

 

 

Как чувствуют себя

 

 

в это время родители?

– В шоке?

– В ужасе?

– Охота сквозь землю провалиться?

– Охота испепелить чадо?

– В Вас растет гнев за эту публичную  “подставу”?

– Усталость и тупизм от бессилия повлиять на ситуацию?

 

 

Возможные действия:

– Тут же отлупить чадо, чтобы заткнулся.(Немедленное наказание за непослушание)

– Молча быстренько вывести из окружившей толпы зевак с  дебильными советами, и  устроить расправу дома. (Отсроченное наказание за непослушание)

– Холодно и спокойно наблюдать, пока не закончится концерт, с видом постороннего. А затем продолжить осуществлять свои планы как ни в чем не бывало.

– Дать требуемое – чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало.

– Ваши предложения пишите под постом.

 

 

И хотя, большинство наших читателей отвергли эти варианты,

он к глубокому сожалению встречаются часто.

Обратите внимание, истеричность в поведении ребенка начинается примерно

в трехлетнем возрасте. Вроде ни с того ни с сего, вчерашний “ангелочек”

становится агрессивно требующим монстром. Причем мастерски выбирает

и использует публичные обстоятельства проявления своих требований,

ставя родителей в крайне неловкое положение.

 

 

Да, всем сегодня наверное понятно, что это проявление, так называемого, кризиса трех лет.

Главный отличительный признак взросления ребенка – переход от младенческого состояния

вседозволенности к состоянию ребенка младшего возраста начало договора  – это появление

в речи местоимения  “Я”. До этого момента ребенок себя не осознает как личность и говорит

о себе в третьем лице: Саша хочет гулять, Лидочка кушает, Сережа не устал, Сережа хочет купаться.

 

 

До трех лет ведущая деятельность у детей предметно-деятельностная, то есть ребенок

в основном манипулирует предметами и на них сосредоточено его внимание: игрушки,

мамины кастрюли, папин молоток и тому подобное. К трем годам у ребенка начинает

формироваться биографическая память и его внимание с предметов все больше

переключается на людей и взаимоотношения с ними. Он становится все более

самостоятельным  и требует признания   своей самостоятельности – Я САМ!

 

 

Это необходимый этап развития, и с чем бОльшим уважением его принимают родители,

тем легче переживается этот кризис семьей и ребенком. Истерики начинаются там, где

взрослые  неправильно исполнили роль родителя ребенка данного возрастного периода

и ГЛАВНЫЙ совет, если ваше дите страдает истериками, не ребенка лечите, а начните

с себя любимых.

 

 

Итак, на что именно необходимо обратить внимание в первую очередь?

Это на то, какой Вы родитель, насколько ваше отношение к ребенку соответствует его

возрасту и развитию. Самая распространенная проблема это неумение сменить вовремя

родительскую роль: роль родителя в год и в три года – две большие разницы.

Но это настоящая беда – огромное количество родителей не имеют понятия о возрастных

этапах развития, даже если какое- то слабое понятие есть, то понятие смены ролей родителя,

соответствующее сменам возрастных этапов практически отсутствует.

А ведь требования к ребенку до трех лет и после трех лет будут разные, и роль родительская

будет разная с детсадовским ребенком, ребенком младшим школьником,

подростком, юношей\девушкой, молодым человеком – это все разные возрастные этапы,

требующие разных ролей от родителей, от всепоглощающей и безусловной любви к младенцу,

через ряд трансформаций к построению взрослых равноправных, ассертивных отношений.

 

 

Он взрослеет, хочет самостоятельно выбрать что одеть, а Родитель настаиваете на своем – он

лучше знает. Он хочет играть, а ему велят обедать по расписанию, как в известном анекдоте:

 

 

 – Абрааамчиик! – Кричит мать из окна многоэтажки – Иди домооой!

– Я замерз?

– Нет! Абрамчик! Ты хочешь кушать!

 

 

Мать, которая привыкла чувствовать за младенца, никак не выйдет из этой роли,

и вот настает момент, когда ребенок взрывается! По-моему, совершенно нормальная

реакция на бесконечный контроль – а Вы бы себя как вели? Стали бы отстаивать свои

права на свою жизнь и судьбу? Какой выход? Дать ребенку столько самостоятельности,

сколько может выдержать. А выдерживает он далеко не все и не сразу, и если сегодня

он с удовольствием и замечательно надел ботинки сам, то завтра вполне может перепутать

правый и левый башмак, растеряться и расстроиться. И вот тогда и только тогда

необходима родительская помощь.

 

 

Помню наблюдала жуткую для меня сцену. Отец хотел одеть дочку после купания

в озере поскорее, он вдруг резко заторопился домой. Девочка трех лет, после купания

в озере, заявила что САМА наденет трусики, гордо добавив, что она умеет одеваться.

Но на еще влажное тельце трусики никак не хотели налезать…

 

 

– Не получается, прошептала девочка растерянно.

– Ну ты же умеешь – ехидно заметил отец.

– Одень! – Сказала девочка, протягивая отцу трусики.

– Сама так сама! – Непреклонен папаша, сорока с лишним лет от роду.

– ОООДЕЕЕНЬ! – уже кричит девочка в ужасе.

– САМА! – отвечает отец-идиот.

 

 

Девочка рыдает, визжит ее личико красное и вспотевшее. Отец стоит с каменным

лицом, только огрызнулся в мою сторону – Не лезь!  Честно скажу, этого человека,

который считает себя очень умным, и считает, что он вправе учить всех вокруг,

мне в тот момент очень хотелось ударить чем-нибудь тяжелым по голове.

 

 

Другой вариант, чтобы дитя не потребовало, ему все подносится  “на блюдечке с голубой каемочкой”.

Ой! Недоволен! Ой! Бровки нахмурил! Ой губки скривил – держи конфетку,

только не плачь! И вырастает домашний террорист, который любые желания

удовлетворяет громкой и театральной истерикой – именно такие детки чаще

всего катаются по полу в общественных местах.

 

 

Что делать в таком случае? Четко прописывать правила: что можно и нельзя вместе

с ребенком (договор) и железно эти правила выполнять, прежде всего родителю.

Потому что ребенку не понятно, почему сегодня правила надо выполнять, а завтра в

порыве хорошего или плохого настроения правила можно отменить. Истеричный родитель,

как флюгер на крыше, куда ветер эмоций дунет, туда его и несет, а ребенок естественно

приспосабливается как может.

 

 

Сегодня одна молодая женщина вспоминала как истеричила в детстве.

Когда родители ругались, она сначала закатывала истерику по всем правилам,

а потом убегала из дому. Перепуганные родители объединялись для поисков

пропавшей малышки и в семье воцарялся мир… до следующего раза.

Вот такой победный образец! Думаете, он не повлиял на ее дальнейшую жизнь?

 

 

Истерику может закатить ребенок из ревности к  младшему братику или сестре – это

сигнал родителям – старшему ребенку не хватает вашего внимания и любви. Это особая

трудность, когда в семье более одного ребенка и все дети находятся в различных возрастных

периодах, родителю постоянно требуется смена ролей: для младенца любовь безусловная,

для трехлетки требовательная, для подростка принимающая… И с мерой любви для

подростка или для младенца нельзя подходить к трехлетке.

 

 

Трудно? А никто не обещал, что будет легко. Но тем не менее, взрослые, которые хотя

бы понимают, что роли родителя соответственно возрасту должны меняться, уже имеют

важный ключ к решению родительских задач. Ведь истерика – это только сигнал, что

что-то идет не так, и не с ребенком “не так”, а в подавляющем большинстве случаев

с родителем.

 

 

Что можно сделать, если истерика в разгаре? По наблюдениям известного психолога

А.И. Введенского при сильных эмоциональных переживаниях наблюдается так называемая

парадоксальная реакция: слабый раздражитель вызывает сильное действие, а сильный

раздражитель игнорируется. Поэтому говорить с ребенком, который в состоянии истерики

надо тихо и размеренно, хорошо если есть возможность умыть холодной водой  и \или дать попить.

Иногда помогает просто дунуть в лицо – очень маленькое воздействие может дать весьма

ощутимый результат. После установления раппорта, на стадии стихающих рыданий,

можно применить Метод  Движения Глаз, которому я обучаю в своих тренингах.

Можно так же использовать метод  якорения, с помощью которого одна из участниц

наших тренингов даже оборвала эпилептический припадок у ребенка без лекарств.

 

 

Роли родителей в разных возрастных периодах изучаем в тренинге Основы Деятельного Воспитания.

Разумеется, не только эта тема, в 14 занятий мы успели уместить еще и основные понятия воспитания

(как выяснилось здесь огромный пробел почти у всех), основы понятийного мышления, основы наук,

сексуальное воспитание, экономическое воспитание, игровые практики и различные виды игр,

плюсы и минусы компьютерных игр,  с какого возраста (это оказалось актуальным) разрешать ребенку

компьютер; есть темы по заявкам первой группы – Дети и Ложь. Родительская любовь – каждый поток

открывает в этой теме для себя много нового и неожиданного. Весь тренинг проходит в игровом формате.

Да! Мы играем во взрослых и детей  четырнадцать  недель!!! Результаты порой  самые неожиданные.

 

 

****

 

 

“Отклик на весь тренинг ОДВ: Как объять необъятное ?)))

 

 

1. Вы подсадили на видеоотклики))) после этого вебинара столько мыслей и эмоций, а надо ответить письменно, да ещё и на весь тренинг! Этот новый для меня формат обратной связи оказался очень классным.

 

2. Самое главное, что я взяла – Учусь Думать!!! Заново. Не бросать размышления на пол дороге, а доводить до конца, используя зарождающееся Понятийное Мышление. Учусь сама и учу этому детей.

 

3. Формулируя рефлексию, я Тренировалась делать выводы. Оказывается, вывод должен выводить на результат! Это ж совсем другое дело))) Вот тебе и план действий сразу.

 

4. Я тренировалась выделять ГЛАВНОЕ и задавать себе правильные вопросы, особенно волшебный вопрос «Зачем?». Как много всего сразу расставляется по приоритетам, а лишнее отсекается.

 

5. Я научилась вписывать тренинг в жизнь. Времени и всех видов сил он занимал много, поэтому важно было реструктуризировать своё расписание и как следствие, значительно повысить КПД.

 

6. Я начала замечать, различать, давать имя и исправлять свои ошибки, используя инструменты тренинга. И обсуждать это с сыном, показывая пример.

 

7. Я начала по-новому разговаривать с детьми. Меньше неконструктивных эмоциональных восклицаний, больше логики, анализа ситуации и разумных вопросов/предложений выхода из ситуации.

 

8. Я многократно пользовалась таким супер инструментом, как ССР и взяла его себе в постоянные спутники. На ДПГ я с ним познакомилась, но близкими друзьями мы тогда не стали)))

 

9. Формат командной работы был очень непростым, но крутым опытом по поиску ошибок и способов эффективного взаимодействия целой группы. Я взяла на себя роль капитана в достаточно стрессовых условиях и узнала, что с большей ответственностью я начинаю работать в полную силу, не прячась за кем-то другим. Я избавилась от нескольких своих ложных убеждений.

 

10. Я очень повзрослела. Разрешила себе брать свою часть ответственности за свою семью, перестав оглядываться на родительские предписания. Запустила глубокий процесс перехода от сценария жизни хорошей девочки, безуспешно остающейся получить «пятерку» от родителей и других людей, к сценарию Своей жизни Мечты (ССР опять же помог).

 

11. Очень интересной была синхронизация моих инсайтов и следующих за ними вебинаров, где мои мысли подтвердились и складывались в чёткую схему. Особенно круто было с последним. Только что вернулась с отдыха с родителями, в котором многое думала, говорила и делала по-другому. Я очень ярко почувствовала это ложное «должен» в себе, которое было фоном моей жизни до сих пор. И поняла, как далеки мои Внутренние родители от Настоящих. И как много мне предстоит работать, чтобы поменять эти базовые настройки для себя как человека и как Родителя моих детей. Это было идеально завершение тренинга. Не точка, а многоточие. Очень много всего для обдумать и переделать, используя полученные инструменты.

 

12. Это тренинг, уникальный тем, что в отличие от сотен других, работает на смену базиса, а не наработку красивых надстроек! Без замены кривого фундамента на надежный и крепкий, Любой дом, даже построенный по суперсовременным технологиям, развалится. Вы даёте систему, учите учиться, выделять главное и быть самостоятельными. Это настолько ценно, что слов не подобрать!

 

13. Формат обучения идеален: условия, в которых ты пашешь, чтобы получить результат и право продолжить обучение. Вы практикуете те принципы работы и жизни, которым обучаете. Полная гармония))) Тренеры, идеально дополняющие друг друга. И юмор, и прессинг, и живые примеры. Потрясающий талант к систематизации и умению доходить до сути, объяснять на пальцах всё, что угодно Изабеллы Леонтьевны и динамичность, напор и задор, мужской взгляд на обсуждаемые темы Даниила. Сила в балансе. Вы составляете прекрасный тандем, ответственно и с уважением относитесь к своей работе, поэтому и клиентов подбираете соответствующих этим критериям.

 

14. Дано всего столько, что я планирую со следующей недели заново перечитывать конспекты и шлифовать то, что начато. Одно только изучение наук чего стоить будет))) Будто бы получила бездонную шкатулку с сокровищами!

 

15. Пожелания следующему потоку: быть готовым к тому, что придется пахать, выходить из зоны комфорта, нырять очень глубоко в себя и с собой работать в 1ю очередь. Тем, кто любит «лечить” детей, не затрагивая себя, явно не сюда))) Но если хочешь изменить к лучшему Свою жизнь, да и вообще начать её жить по-своему, а потом и детей этому обучить, тогда добро пожаловать в ОДВ))))

 

 

Благодарю! И буду благодарить дальше, продолжая работу с собой и утверждая новый формат моей жизни и жизни моей семьи! Наталья.”

 

 

****

 

Так уж мы устроены, а скорее так воспитаны, что большинство из нас хочет

готовых рецептов, и чтобы сразу помогло, и желательно от всего сразу,

такой рецепт есть… Гильотина или цианистый калий ;)

 

 

На самом деле вариантов нормы не так много, и эти варианты довольно легко поддаются

систематизации. Хотя при любой систематизации стоит помнить, что “карта – не местность,

меню – не обед”. Вариантов ошибок и отклонений  бесчисленное множество!

Поэтому дать один действенный рецепт для всех и каждого при любой ситуации

принципиально невозможно. А что же тогда возможно?  Научиться самостоятельно ставить

перед собой задачи, под них научиться читать “карты” и самостоятельно выбирать “маршруты”

и  ресурсы – тот самый ССР, о котором пишет Наташа.

 

 

В формате поста можно обозначит только какие-то важные вехи, опорные точки.

На тренинге мы даем инструменты и тренируем (на то он и тренинг) навыки этими

инструментами пользоваться.

 

 

Одна женщина мне сегодня написала: “…. тренинг решит мои проблемы?”

НЕТ! Тренинг ваши проблемы не решит. ВАШИ ПРОБЛЕМЫ БУДЕТЕ РЕШАТЬ ВЫ САМИ!

НО! На тренинге вы получите инструменты и навыки ими пользоваться САМОСТОЯТЕЛЬНО,

ПО-ВЗРОСЛОМУ, в любых жизненных ситуациях, чтобы свои проблемы решить.

И эти навыки и инструменты уже навсегда останутся с вами и будет просто ЗДОРОВО,

если вы передадите эти инструменты и навыки своим детям.

 

 

Возможно это выглядит смешно и самоуверенно, но мы с Даниилом верим,

что именно так можно изменить этот мир к лучшему. Без Истерик ;))

 

 

Увидимся в тренинге Основы Деятельного Образования!

Четвертый поток начнет игру 16 сентября в 19:00по мск – вводный вебинар.

До 1 сентября еще есть скидка на вход 25%, потом цена неизбежно начнет расти.

Кликайте ЗДЕСЬ, узнавайте условия участия, оформляйте вход,

добавляйтесь в закрытую группу в Контакте и до встречи в сентябре!

 

 

Изабелла Воскресенская

rodi@navyki-pokoleniy.ru

 

 

ПС. Истерика – это запредельная эмоциональная реакция на травмирующие обстоятельства,

которые ребенок (да и взрослый тоже) не в силах вынести. Истерика у ребенка – это сигнал того,

что взрослыми не сформирован правильный контекст! Если ситуацию не исправить,

то истеричное поведение станет нормой во взрослой жизни.

 

 

Сильные реакции парадоксальны – они поддаются решению малыми средствами.

Вход в ОДВ здесь – проходите по ссылке, изучайте, принимайте решение, вступайте

в тренинг до 1 сентября со скидкой 25%. После 1-ого сентября цена на входной билет

неизбежно вырастет. Опоздавших брать не буду – вы меня знаете…

 


   
Нажмите сюда, чтобы поделиться этим выпуском в соц. сетях →

Не успеваете за новыми выпусками?

Заполните форму ниже, что бы подписаться на рассылку и получать свежие выпуски прямо на почту!