Библиотека » Статьи »

ИГРЫ В КОТОРЫЕ… ИГРАЛИ ЛЮДИ. Откуда взялись понятия «шхериться» и «всё будет чики-пуки»? 🧐

 

Привет, друзья! Сегодня хочу вам поведать, как я на днях побывал в очень интересном месте: музей мировой истории настольных игр. «О, моя тема!» — сказал я жене, когда мы проходили мимо и решили зайти. И я, честно говоря, прифигел.

 

Человек играл всегда, и в малом, и в зрелом возрасте, в самые разные игры. От простых, типа в мяч, догонялки и прятки, до сложных интеллектуальных игр, вроде шахмат и головоломок. Меня игры интересовали с самого детства, хотя я игроманом вообще не являюсь. А интересовали потому, что игра — это целый законченный мир, который создает человек с помощью ума и чувств. Мир, в котором человек может не просто развлекаться, но и тренировать полезные навыки в развлекательном формате (если, разумеется, на это нацелена сама игра). Мир, который по разным причинам привлекает, порой даже пленяет человека, и мне всегда была любопытна природа этого пленения — почему так происходит?

 

В музее я сделал для себя несколько любопытных открытий:

 

1. Самая древняя полноценная настольная игра родом из Месопотамии, по оценкам ученых ей примерно 5 тыс лет. Называется -УРА (можете подробнее почитать про нее в интернете), смысл ее — в передвижении фишек по полю — это купцы, которые совершают плавание в другие страны и ведут торговлю. С товарами им нужно вернуться в родные пенаты. Два игрока соперничают друг с другом: кто вернется первым, тот победил.

 

На этой механике было построено множество других игр, в том числе известная средневековая датская игра Далдоса, в которой по сюжету викинги напали на корабль, а купцам нужно его защитить. Простая, но интересная механика, нам с женой даже удалось в музее сыграть партейку! Кстати, когда играли, гид рассказывал про викингов и как они прятались в шхерах (такие большие скалы в море или озере) — отсюда появилось слово «шхериться».

 

Очень много древних игр с различным видом игровых полей, самых разных геометрических форм и художественных оформлений. Когда рассматривал эти поля в музее, вспомнил как мы разрабатывали поле для нашей игры «Благополучи-е», как это было непросто — чтобы практичная логика и художественная красота находились в гармонии.

 

2. Одна из лучших логических и стратегических игр — Шахматы, оказались намного древнее, чем я думал. Корни уходят в древнюю Индию, где эта игра называлась Чатуранга, затем, после персидского завоевания ее переименовали в Шатрандж, а после арабского завоевания она распространилась по всему миру и стала теми шахматами, которые мы знаем сегодня. «Шах» — с персидского — угроза, а «Мат» — поражение. Но обратите внимание, фигуру «Король» никто не съедает, игра заканчивается, когда короля загоняют в угол, и тогда признается поражение. Почему? Потому что персы считали, что убить короля — это слишком просто, нужно показать ему, насколько он беспомощный. Позор хуже смерти! Вот так.

 

Шахматы до сих пор остаются одной из самых универсальных логических игр. Когда мы делали «Благополучи-е», нужно было продумывать множество ходов наперед, учитывать различные комбинации сюжетов и сюрпризы игровой механики, чтобы не было тупиков. Опыт игры в шахматы, в том числе, помог нам это сделать.

 

3. История игральных карт не менее интересна! Первые карты появились на востоке: в древнем Китае, Индии, Японии, Египте. Деревянные таблички, карты из кожи животных, затем — бумажные карты. На сегодняшний день количество карточных игр насчитывает около 500 штук. В карты не только играли, но и гадали на них, что связало карты с некоторыми мистическими аспектами.

 

Забавный факт, смотрите, стандартная современная (французская) колода включает 54 карты. Для различных игр может использоваться как вся колода, так и её сокращённые варианты. Но вот что интересно: 52 карты из 54 — соответствуют 52 неделям года, 4 масти — 4 времени года, 13 карт одной масти — 13 фаз лунного цикла. Если суммировать все значения карт игральной колоды, то получится 365 дней (включая одного джокера). А второй джокер — это високосный год. Забавно, правда?

 

В игре «Благополучи-е» есть три колоды карт: Ресурсы, Возможности и Лебеди. Они играют важную роль в механике игры: игроки, попадая на ту или иную клетку поля, тащат соответствующую карту и дальше действуют, согласно правилам, а также принимают самостоятельные решения. Карты в игре «Благополучи-е» — некие «ВЕСТНИКИ СУДЬБЫ», а также маркеры того, чем материально владеет игрок. Мы очень хотели сделать наши карты приятными и красивыми, в чем нам помогла талантливая художница из Карелии — Мария Савельева. Кстати, игроки не сразу замечают, что три карты Ресурсов одного типа складываются сюжетно в единую картинку.

 

4. Ну и конечно же, игра в кости — одна из самых древних игр. Косточки животных подбрасывались и падали определенной стороной — по сути, это самый древний генератор случайных чисел. Стороны имели свои комбинации, побеждал тот игрок, у которого самая сильная комбинация. Самый интересный факт, который я узнал про игру в кости, что у одного степного народа названия сторон имели два очень знакомых нам названия: «чики» и «пуки». Это были самые сильные значения на выпавших костях. Отсюда и взялось: «всё будет чики-пуки», то есть — в жизни выпадет лучшая комбинация! :)

 

В следующий раз расскажу про еще один известный генератор случайных чисел — про игральный кубик! Следите за рассылкой и новостями нашего сообщества.

 

Игры — удивительное занятие, которое может развлечь, скрасить серые будни, стать поводом для общения, даже научить чему-то! Но, как и у всего, у игр есть темная сторона — это АЗАРТ, порабощающий разум. Когда люди смекнули, что «на кон» можно ставить деньги и различные блага, игры стали азартными, и, играя в них, люди проигрывали целые состояния, имущество, свободу и даже жизнь. Думаю, многие по сей день боятся играть в игры (даже в безобидные), именно потому, что боятся потерять над собой контроль, поддаться азарту и попасть в плен игры.

 

Жажда легкой наживы путем игры еще никому не приносила счастья. Нужно уметь ИГРАТЬ, ДА НЕ ЗАИГРЫВАТЬСЯ! (Во всем, кстати, не только в играх — в жизни тоже заиграться можно!). Игра для этого — хороший тренажер.

 

Нужно во всем знать меру и рассматривать игру как вымышленный мир, метафору, не забывая о том, что есть мир РЕАЛЬНЫЙ, и что всегда надо уметь вовремя останавиться и вернуться. К тому же, немалую роль играют сами игры (бывают игры совсем не экологичные), а также то, с кем вы играете и какую цель преследуете в игре: сыграть, или выиграть. Ну и многое зависит от того, готовы ли вы проиграть (а в играх это случается!) и как отреагируете на свой проигрыш.

 

Про экологичность игр (в том числе компьютерных), выбор подходящих игр для детей и как детей воспитывать в игровой деятельности, мы с Изабеллой подробно рассказываем на курсе «Основы Деятельного Воспитания» — там теме игр посвящено целое занятие, и студенты делают для себя удивительные открытия! Вход в этот курс сейчас по большой скидке, здесь: https://navyki-pokoleniy.ru/summer-2021 до 30 июня. Старт нового потока осенью.

 

⭐ Ну и конечно же: наша настольная обучающая экономическая игра «Благополучи-е» с большой скидкой и ценными подарками, также здесь: https://navyki-pokoleniy.ru/summer-2021/ до 30 июня! Успейте приобрести свой экземпляр со скидкой! Разумеется, для забав в поздний вечер или дождливый день, но больше — для обучения важным современным инструментам ведения дел и общению с людьми (что на сегодняшний день очень актуально!).

 

Пусть у вас всё будет чики-пуки! 😉
Играющий в игру под названием ЖИЗНЬ, Даниил Воскресенский
direct@navyki-pokoleniy.ru


 
Нажмите сюда, чтобы поделиться этим выпуском в соц. сетях →

Не успеваете за новыми выпусками?

Не беда! Просто подпишитесь на рассылку проекта, чтобы регулярно получать новые выпуски статей, видеоролики и аудиозаписи на свою e-mail почту!