Что общего у этой игры и русских народных сказок?
Всем привет! У родителей на участке плодоносят во всю яблони,
причем так, что отец каждый день по несколько тазиков в дом приносит,
а мама закатывает компоты. Сижу вот, хрущу спелыми яблочками,
и формирую полезности в тексты. Вам тоже рекомендую чем-нибудь
спелым и хрустящим обзавестись, прежде чем начать читать этот выпуск,
и осваивать полезности. С хрустящим и спелым оно еще вкуснее получится!
Сегодня вернемся к нашему проекту «Благополучи-е» — образовательная
настольная игра, которая за это лето нашла свое пристанище более чем
в 100 семьях, и это не предел. В этом выпуске напишу интересные наблюдения,
которые я сделал за игроками. И покажу эти наблюдения не просто с точки зрения
поведения человека, а с точки зрения СКАЗОК – историй, которые с древних времен
содержат в себе народную мудрость. А ее не стоит недооценивать.
Надо сказать, что со сказками я соприкасался очень тесно во время наших
с Изабеллой исследований сказкотерапии, метафор (работа с метафорами – один
из наших любимых инструментов в тренингах), во время исследования истории
купечества и материалов Владимира Яковлевича Проппа – кстати,
кто не знаком, очень рекомендую, особенно психологам-профессионалам
и любителям-самоучкам на заметку. Так что о сказках знаю не мало,
и с кое-чем интересным я вас в этом выпуске познакомлю.
Но, поскольку пишу все же о нашей настольной игре, необходимо также
написать для тех, кто не в курсе (а именно для новичков проекта), что мы
работали над своей игрой «Благополучи-е» целый год, и весной 2019-ого
она вышла в свет. Игра деловая, обучающая предпринимательскому мышлению
и конкретным бизнес-инструментам для старта и развития собственного дела,
для обнаружения ошибок в уже существующем бизнесе и, как заметили
многие игроки, способствующая их исправлению.
Те, кто не знаком с игрой, чаще всего задают вполне резонный вопрос:
«А чем ваша игра отличается от других настольных деловых игр?».
Отвечу кратко в четырех, важных на мой взгляд, пунктах:
1. Подход иной. В большинстве деловых игр главное – деньги.
В нашей игре главное нечто другое, а деньги — всего лишь необходимый
инструмент для чего-то большего. Следовательно, цель не заработать/награбить
как можно больше денег, оставив соперников ни с чем, как в многих других играх.
Хотя деньги играют свою важную роль в игре, цель другая, связанная прежде всего
с отношениями между людьми, то есть с навыками общения. Игра обучает общаться
и договариваться, доброжелательно и конструктивно. Это придется не по нраву тем,
кто привык властвовать и эгоистично «прижимать» людей к стенке, и понравится тем,
для кого человеческие отношения имеют высокую ценность.
2. Механика другая. Подробные игровые сюжеты, с помощью которых игрок
погружается в обстоятельства и вынужден принимать решения, основываясь
не только на холодном математическом расчете, но и включаясь в игру эмоционально.
Это приближает игровой процесс к реальности, и позволяет отследить свои ошибки
в принятии тех, или иных решений. Вы тянете карточку, а ведущий зачитывает вам сюжет,
продолжение которого вы не знаете, и все зависит от вашего решения или удачи.
Произойти может все, что угодно, от маленьких побед до маленьких поражений.
От этих побед и поражений зависит то, насколько быстро вы победите в большой игре.
3. «Благополучи-е» — не просто игра для веселого время провождения. Это игра-тренинг
(поэтому и цена соответствующая), в нее мы заложили множество обучающих элементов.
Особо внимательные, терпеливые и гибкие игроки смогут использовать игру как УРОК
для исправления конкретных ошибок в своей реальной жизни, а также научиться новым
способам достижения благополучия, которые раньше были неизвестны,
или недооценивались игроком.
4. Ведение дел во время кризиса. Мы заложили в игру принцип
непредвиденных обстоятельств — игра никогда не будет идти стабильно,
условия постоянно будут меняться, причем, иногда для всех игроков одновременно.
Игрокам придется сыграть в условиях дефолта, санкций, стихийного бедствия,
эпидемии, и других масштабных кризисов, которые усложняют игру.
Скучать не получится! :) В итоге можно натренировать «антихрупкость»,
гибкость, стрессоустойчивость и навыки, позволяющие любой кризис преодолеть.
Подробнее про игру можете посмотреть здесь, а я пока продолжу.
Я провел уже множество игровых партий, как ведущий, и сыграл множество раз,
как участник. И часто я замечал за игроками следующую СКАЗКУ, которая находит
свое отражение и в реальной жизни. Прочитав этот выпуск далее, вы поймете,
что это уже «не игрушки».
Игроки неизбежно сталкиваются с трудностями. Вообще любая игра предполагает
наличие трудностей, которые требуют преодоления — в этом и заключается сама игра
(об этом еще Йохан Хёйзинга писал). Нет преодоления трудностей — нет игры.
Все, как в сказках, особенно русских, а также в древнегреческих мифах, авторских сказках
(Андерсен, Пушкин, Шарль Перро и др.), и легендах многих других народов Мира.
Но в русских сказках эта структура особенно заметна. Структуру эту именно в сказках
обнаружил и показал в своих трудах Пропп (он называет это сюжетостроением),
основываясь на трудах Аристотеля (который систематизировал элементы сюжета и фабулу).
Выглядит эта структура следующим образом: потеря — становление на путь — преграда — награда.
Большинство сказок и авторских художественных произведений, сценариев фильмов
написаны именно по этой структуре, и пишутся до сих пор.
Наша игра «Благополучи-е» полностью устроена по сказочной структуре.
Хороших героев ждет награда, плохих – расплата, все по чесноку :) Но прежде,
чем герой свою награду получит, ему необходимо пройти ВЕСЬ ПУТЬ, от потери,
через преграду, к награде. И понятно, что на этом пути встают различные задачи,
которые требуют решения.
Если вы понаблюдаете внимательно, то увидите, что в сказке всегда присутствует
некая потеря покоя, которую мы понимаем с помощью следующих сюжетов:
Иванушка выпивает из лужи и становится козленочком;
Иван-Царевич сжигает лягушечью кожу и царевну похищает Кощей;
волшебный вихрь уносит матушку в подземные царства;
нечем топить печь — Пузырь, Соломинка и Лапоть кашу из топора сварить не могут;
царевну Елену в Илиаде Гомера похищает Парис,
а Одиссей должен уплыть на войну от Пенелопы и новорожденного сына и т.д.
Было все хорошо: «Жили-были» не тужили, а теперь беда.
Даже если явной потери не происходит, отсутствие у персонажа желаемого
— тоже некая потеря покоя. Нет желаемого — покоя нету:
купеческой дочери хочется аленький цветочек;
девочка хочет и дудочку, и кувшинчик, потому что от нее все ягоды прячутся;
старуха просит старика у золотой рыбки всяческие богатства выпрашивать;
Золушка хочет на бал, и т.д.
Потеря в сказках обозначает кризис: отсутствие желаемого или потерю того, что имел.
А зачастую, даже не ценил…
Для того, чтобы кризис преодолеть, первым делом необходимо принять,
что потеря произошла, и жить (играть) по-прежнему уже нельзя.
Осознать, что она есть, и с ней что-то необходимо делать.
В психологии это называется «конфронтация с проблемой».
Наблюдая за людьми, которые играли в «Благополучи-е», я заметил,
что многие игроки уже на этом этапе сваливаются из своей сказки,
либо ожидая что проблема решится как-нибудь сама собой, либо ожидая,
что их спасет какой-то другой герой. Известная проигрышная стратегия
«ожидания у моря погоды», или «принца на белом коне».
Есть еще вариант – вообще потерю не признавать, и жить (играть) по принципу:
«Все хорошо, Прекрасная Маркиза!», «зарыть голову в песок», надеть «розовые очки»
и мыслить только позитивно (модные нынче учения). Ну, сами понимаете,
что таких героев ждет не награда, а расплата, и неминуемый проигрыш.
И тут, как правило, пока петух жареный в одно место не клюнет, потеря не осознается.
А бывает так, что уже слишком поздно что-то осознавать, и потеря невосполнима.
Далее за потерей следует этап становления героя на героический путь подвигов:
«…и отправился Иван Царевич в Тридевятое Царство…». Это метафора конкретных
реальных действий. Можно сколько угодно плакаться и разглагольствовать о беде,
но пока герой не встал на героический путь исправления ситуации — ничего не изменится.
Либо герой встает на путь и перерождается, меняется сам во время подвигов
и меняет свою судьбу, либо он не встает на героический путь – и остается
«у разбитого корыта», хотя такой шанс ему дается, и, возможно, даже не один раз.
Что значит встать на героический путь? Это значит быть готовым к испытаниям
и реальным действиям для решения проблем. Для чего в сказках героям понадобятся
определенные знания и навыки, которые, как правило, они приобретают на своем пути
от сказочных помощников. Многие и на этом этапе сваливаются, потому что учиться
и совершать РЕАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ не хотят, а хотят вместо этого получить награду
без усилий и ПРЯМО СЕЙЧАС, на «блюдечке с голубой каемочкой».
Помните: «А ты сплел невод? А ты его трижды закинул в море? А ты меня поймал?!..».
Такие игроки тоже награды не получают, а получают расплату:
в сказках, в нашей игре, и в реальной жизни.
Если бы вы знали, сколько студентов в наших тренингах пропускают
из образа действий ПРИМЕНЕНИЕ полученных навыков и знаний НА ПРАКТИКЕ!
Вывод в рефлексии — это что-то невероятно сложное. Потому что вывод на
КОНКРЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ выводит! Без них героического пути не получится,
а будет только «бла-бла».
На героическом пути героя ждут преграды, которые необходимо преодолеть.
В сказках: надо победить Змея Горыныча, спасти каких-нибудь персонажей,
перелететь гору, соткать ковер за одну ночь, отгадать загадку, и т.д. и т.п.
Это некие испытания – трудности, в которых герой закаляет свой характер,
оттачивает ум, приобретает новые навыки и способности. Становится лучше, чем прежде.
Преграды в сказках, как правило, кажутся герою непосильными, и именно поэтому
преодоление их требует храбрости, мужества и огромных затрат, взамен на которые
герой получает свое перерождение, и, в дальнейшем, награду. Здесь игроки
отказываются от своего героического пути чаще всего – преодолевать преграду не хотят.
Не хотят делать сверхусилие, напрягаться, бороться, принимать решения
и нести за них ответственность, приносить жертвы и что-то вкладывать.
Здесь работают разные программы и убеждения, характерные ленью, жадностью,
скупостью, экономией сил, сценариев жертвы и детского 3-ех летнего поведения.
И сказки (жизни) у таких героев не интересные — сами подумайте, разве сказка
интересна без преград, борьбы со злом и без преодолений?
Никто такое читать и смотреть не будет, уж точно :)))
Как правило, герои есть плохие и хорошие. В простых детских сказках,
для понимания метафор, герои обладают абсолютными чертами — либо они
представляют абсолютное добро, либо абсолютное зло. Если герой преодолел
преграды на своем пути и совершил подвиг, то в конце сказки его ждет награда,
в таком случае он — хороший герой. Плохих героев ждет расплата, вместо награды.
Это в случае хэппи-енда :)
С наградой тоже не все так просто. Я наблюдал за такими игроками,
которые сколько бы не побеждали – победы свои не ценят.
По одной простой причине – на своем героическом пути они вдруг понимают,
что их награда не имеет значения. Зачем преодолевал? Зачем боролся?
Не понятно… Подумаешь, «царевна и полцарства в придачу»,
а дальше что? Зачем это нужно?
Это поведение формирует в сознании программу бездействия:
«Зачем напрягаться? Что-то преодолевать? Все равно награды не будет!
Или будет, но ее будет недостаточно». А эта программа обесценивания,
и она является вредоносной для благополучия. Такое обесценивание собственного труда,
своих достижений приводит также к обесцениванию чужого труда и чужих достижений.
Посмотрите вокруг – весь мир обесценивается такими людьми.
Желание «свалить» с каждого сказочного этапа вызывают негативные сценарии
нашего поведения, усвоенные еще в детстве. Избавиться от них не так-то просто,
но возможно, например, играя в «Благополучи-е». С этой задачей, в том числе,
мы эту игру и создавали. Игра позволяет ЗАМЕТИТЬ негативные сценарии,
поменять свое поведение, и, соответственно, результаты этого поведения.
А по сказке это, не много не мало – изменение своей судьбы. Поэтому конфронтация
с проблемой (ее осознание и принятие), становление на героический путь подвигов,
преодоление преград и благодарность за награду — важные составляющие преодоления
любого кризиса. Этому учат сказки, этому мы учим в наших тренингах
и в нашей настольной образовательной игре.
Хотите научиться преодолевать кризисы играючи и превратить свою жизнь в сказку?
Наша настольная игра с необходимыми для этого метафорами здесь.
П.С. Кстати, многие думают, что превратить свою жизнь в сказку – это значит
сделать так, чтобы в ней все происходило «как по волшебству», само собой,
без усилий и напряжений. А на самом деле, взглянув по глубже, можно понять,
что в сказочной жизни все как раз-таки, наоборот: необходима работа над собой
и преодоление себя. Без потерь не бывает пути, пути не бывает без преград,
а без преград не бывает и наград. Вспоминайте «Вовку в тридевятом царстве»:
«Сколько надо шлакоблоков чтоб дворец построить в срок»... Вот чему нас учит
народная мудрость в сказках. Сказочная игра здесь!
П.П.С. Кто прочел этот выпуск до конца – преодолел все преграды этой статьи,
значит может получить и свою награду – науку. Какую науку взяли вы?
Пишите в комментариях!
Заполните форму ниже, что бы подписаться на рассылку и получать свежие выпуски прямо на почту!