Библиотека » Статьи »

Игра “Благополучи-е” и сказочная структура

 

 Что общего у этой игры и русских народных сказок?

 

Всем привет! У родителей на участке плодоносят во всю яблони,

причем так, что отец каждый день по несколько тазиков в дом приносит,

а мама закатывает компоты. Сижу вот, хрущу спелыми яблочками,

и формирую полезности в тексты. Вам тоже рекомендую чем-нибудь

спелым и хрустящим обзавестись, прежде чем начать читать этот выпуск,

и осваивать полезности. С хрустящим и спелым оно еще вкуснее получится!

 

 

Сегодня вернемся к нашему проекту «Благополучи-е» – образовательная

настольная игра, которая за это лето нашла свое пристанище более чем

в 100 семьях, и это не предел. В этом выпуске напишу интересные наблюдения,

которые я сделал за игроками. И покажу эти наблюдения не просто с точки зрения

поведения человека, а с точки зрения СКАЗОК – историй, которые с древних времен

содержат в себе народную мудрость. А ее не стоит недооценивать.

 

 

Надо сказать, что со сказками я соприкасался очень тесно во время наших

с Изабеллой исследований сказкотерапии, метафор (работа с метафорами – один

из наших любимых инструментов в тренингах), во время исследования истории

купечества и материалов Владимира Яковлевича Проппа – кстати,

кто не знаком, очень рекомендую, особенно психологам-профессионалам

и любителям-самоучкам на заметку. Так что о сказках знаю не мало,

и с кое-чем интересным я вас в этом выпуске познакомлю.

 

 

Но, поскольку пишу все же о нашей настольной игре, необходимо также

написать для тех, кто не в курсе (а именно для новичков проекта), что мы

работали над своей игрой «Благополучи-е» целый год, и весной 2019-ого

она вышла в свет. Игра деловая, обучающая предпринимательскому мышлению

и конкретным бизнес-инструментам для старта и развития собственного дела,

для обнаружения ошибок в уже существующем бизнесе и, как заметили

многие игроки, способствующая их исправлению.

 

 

Те, кто не знаком с игрой, чаще всего задают вполне резонный вопрос:

“А чем ваша игра отличается от других настольных деловых игр?”.

Отвечу кратко в четырех, важных на мой взгляд, пунктах:

 

 

1. Подход иной. В большинстве деловых игр главное – деньги.

В нашей игре главное нечто другое, а деньги – всего лишь необходимый

инструмент для чего-то большего. Следовательно, цель не заработать/награбить

как можно больше денег, оставив соперников ни с чем, как в многих других играх.

Хотя деньги играют свою важную роль в игре, цель другая, связанная прежде всего

с отношениями между людьми, то есть с навыками общения. Игра обучает общаться

и договариваться, доброжелательно и конструктивно. Это придется не по нраву тем,

кто привык властвовать и эгоистично “прижимать” людей к стенке, и понравится тем,

для кого человеческие отношения имеют высокую ценность.

 

 

2. Механика другая. Подробные игровые сюжеты, с помощью которых игрок

погружается в обстоятельства и вынужден принимать решения, основываясь

не только на холодном математическом расчете, но и включаясь в игру эмоционально.

Это приближает игровой процесс к реальности, и позволяет отследить свои ошибки

в принятии тех, или иных решений. Вы тянете карточку, а ведущий зачитывает вам сюжет,

продолжение которого вы не знаете, и все зависит от вашего решения или удачи.

Произойти может все, что угодно, от маленьких побед до маленьких поражений.

От этих побед и поражений зависит то, насколько быстро вы победите в большой игре.

 

 

3. “Благополучи-е” – не просто игра для веселого время провождения. Это игра-тренинг

(поэтому и цена соответствующая), в нее мы заложили множество обучающих элементов.

Особо внимательные, терпеливые и гибкие игроки смогут использовать игру как УРОК

для исправления конкретных ошибок в своей реальной жизни, а также научиться новым

способам достижения благополучия, которые раньше были неизвестны,

или недооценивались игроком.

 

 

4. Ведение дел во время кризиса. Мы заложили в игру принцип

непредвиденных обстоятельств – игра никогда не будет идти стабильно,

условия постоянно будут меняться, причем, иногда для всех игроков одновременно.

Игрокам придется сыграть в условиях дефолта, санкций, стихийного бедствия,

эпидемии, и других масштабных кризисов, которые усложняют игру.

Скучать не получится! :) В итоге можно натренировать «антихрупкость»,

гибкость, стрессоустойчивость и навыки, позволяющие любой кризис преодолеть.

 

 

Подробнее про игру можете посмотреть здесь, а я пока продолжу.

 

 

Я провел уже множество игровых партий, как ведущий, и сыграл множество раз,

как участник. И часто я замечал за игроками следующую СКАЗКУ, которая находит

свое отражение и в реальной жизни. Прочитав этот выпуск далее, вы поймете,

что это уже “не игрушки”.

 

 

Игроки неизбежно сталкиваются с трудностями. Вообще любая игра предполагает

наличие трудностей, которые требуют преодоления – в этом и заключается сама игра

(об этом еще Йохан Хёйзинга писал). Нет преодоления трудностей – нет игры.

Все, как в сказках, особенно русских, а также в древнегреческих мифах, авторских сказках

(Андерсен, Пушкин, Шарль Перро и др.), и легендах многих других народов Мира.

Но в русских сказках эта структура особенно заметна. Структуру эту именно в сказках

обнаружил и показал в своих трудах Пропп (он называет это сюжетостроением),

основываясь на трудах Аристотеля (который систематизировал элементы сюжета и фабулу).

Выглядит эта структура следующим образом: потеря – становление на путь – преграда – награда.

Большинство сказок и авторских художественных произведений, сценариев фильмов

написаны именно по этой структуре, и пишутся до сих пор.

 

 

Наша игра “Благополучи-е” полностью устроена по сказочной структуре.

Хороших героев ждет награда, плохих – расплата, все по чесноку :) Но прежде,

чем герой свою награду получит, ему необходимо пройти ВЕСЬ ПУТЬ, от потери,

через преграду, к награде. И понятно, что на этом пути встают различные задачи,

которые требуют решения.

 

 

Если вы понаблюдаете внимательно, то увидите, что в сказке всегда присутствует

некая потеря покоя, которую мы понимаем с помощью следующих сюжетов:

Иванушка выпивает из лужи и становится козленочком;

Иван-Царевич сжигает лягушечью кожу и царевну похищает Кощей;

волшебный вихрь уносит матушку в подземные царства;

нечем топить печь – Пузырь, Соломинка и Лапоть кашу из топора сварить не могут;

царевну Елену в Илиаде Гомера похищает Парис,

а Одиссей должен уплыть на войну от Пенелопы и новорожденного сына и т.д.

Было все хорошо: «Жили-были» не тужили, а теперь беда.

 

 

Даже если явной потери не происходит, отсутствие у персонажа желаемого

– тоже некая потеря покоя. Нет желаемого – покоя нету:

купеческой дочери хочется аленький цветочек;

девочка хочет и дудочку, и кувшинчик, потому что от нее все ягоды прячутся;

старуха просит старика у золотой рыбки всяческие богатства выпрашивать;

Золушка хочет на бал, и т.д.

 

 

Потеря в сказках обозначает кризис: отсутствие желаемого или потерю того, что имел.

А зачастую, даже не ценил…

 

 

Для того, чтобы кризис преодолеть, первым делом необходимо принять,

что потеря произошла, и жить (играть) по-прежнему уже нельзя.

Осознать, что она есть, и с ней что-то необходимо делать.

В психологии это называется «конфронтация с проблемой».

Наблюдая за людьми, которые играли в «Благополучи-е», я заметил,

что многие игроки уже на этом этапе сваливаются из своей сказки,

либо ожидая что проблема решится как-нибудь сама собой, либо ожидая,

что их спасет какой-то другой герой. Известная проигрышная стратегия

«ожидания у моря погоды», или «принца на белом коне».

 

 

Есть еще вариант – вообще потерю не признавать, и жить (играть) по принципу:

«Все хорошо, Прекрасная Маркиза!», «зарыть голову в песок», надеть «розовые очки»

и мыслить только позитивно (модные нынче учения). Ну, сами понимаете,

что таких героев ждет не награда, а расплата, и неминуемый проигрыш.

И тут, как правило, пока петух жареный в одно место не клюнет, потеря не осознается.

А бывает так, что уже слишком поздно что-то осознавать, и потеря невосполнима.

 

 

Далее за потерей следует этап становления героя на героический путь подвигов:

“…и отправился Иван Царевич в Тридевятое Царство…”. Это метафора конкретных

реальных действий. Можно сколько угодно плакаться и разглагольствовать о беде,

но пока герой не встал на героический путь исправления ситуации – ничего не изменится.

Либо герой встает на путь и перерождается, меняется сам во время подвигов

и меняет свою судьбу, либо он не встает на героический путь – и остается

«у разбитого корыта», хотя такой шанс ему дается, и, возможно, даже не один раз.

 

 

Что значит встать на героический путь? Это значит быть готовым к испытаниям

и реальным действиям для решения проблем. Для чего в сказках героям понадобятся

определенные знания и навыки, которые, как правило, они приобретают на своем пути

от сказочных помощников. Многие и на этом этапе сваливаются, потому что учиться

и совершать РЕАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ не хотят, а хотят вместо этого получить награду

без усилий и ПРЯМО СЕЙЧАС, на «блюдечке с голубой каемочкой».

Помните: «А ты сплел невод? А ты его трижды закинул в море? А ты меня поймал?!..».

Такие игроки тоже награды не получают, а получают расплату:

в сказках, в нашей игре, и в реальной жизни.

 

 

Если бы вы знали, сколько студентов в наших тренингах пропускают

из образа действий ПРИМЕНЕНИЕ полученных навыков и знаний НА ПРАКТИКЕ!

Вывод в рефлексии – это что-то невероятно сложное. Потому что вывод на

КОНКРЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ выводит! Без них героического пути не получится,

а будет только “бла-бла”.

 

 

На героическом пути героя ждут преграды, которые необходимо преодолеть.

В сказках: надо победить Змея Горыныча, спасти каких-нибудь персонажей,

перелететь гору, соткать ковер за одну ночь, отгадать загадку, и т.д. и т.п.

Это некие испытания – трудности, в которых герой закаляет свой характер,

оттачивает ум, приобретает новые навыки и способности. Становится лучше, чем прежде.

Преграды в сказках, как правило, кажутся герою непосильными, и именно поэтому

преодоление их требует храбрости, мужества и огромных затрат, взамен на которые

герой получает свое перерождение, и, в дальнейшем, награду. Здесь игроки

отказываются от своего героического пути чаще всего – преодолевать преграду не хотят.

Не хотят делать сверхусилие, напрягаться, бороться, принимать решения

и нести за них ответственность, приносить жертвы и что-то вкладывать.

 

 

Здесь работают разные программы и убеждения, характерные ленью, жадностью,

скупостью, экономией сил, сценариев жертвы и детского 3-ех летнего поведения.

И сказки (жизни) у таких героев не интересные – сами подумайте, разве сказка

интересна без преград, борьбы со злом и без преодолений?

Никто такое читать и смотреть не будет, уж точно :)))

 

 

Как правило, герои есть плохие и хорошие. В простых детских сказках,

для понимания метафор, герои обладают абсолютными чертами – либо они

представляют абсолютное добро, либо абсолютное зло. Если герой преодолел

преграды на своем пути и совершил подвиг, то в конце сказки его ждет награда,

в таком случае он – хороший герой. Плохих героев ждет расплата, вместо награды.

Это в случае хэппи-енда :)

 

 

С наградой тоже не все так просто. Я наблюдал за такими игроками,

которые сколько бы не побеждали – победы свои не ценят.

По одной простой причине – на своем героическом пути они вдруг понимают,

что их награда не имеет значения. Зачем преодолевал? Зачем боролся?

Не понятно… Подумаешь, «царевна и полцарства в придачу»,

а дальше что? Зачем это нужно?

 

 

Это поведение формирует в сознании программу бездействия:

«Зачем напрягаться? Что-то преодолевать? Все равно награды не будет!

Или будет, но ее будет недостаточно». А эта программа обесценивания,

и она является вредоносной для благополучия. Такое обесценивание собственного труда,

своих достижений приводит также к обесцениванию чужого труда и чужих достижений.

Посмотрите вокруг – весь мир обесценивается такими людьми.

 

 

Желание «свалить» с каждого сказочного этапа вызывают негативные сценарии

нашего поведения, усвоенные еще в детстве. Избавиться от них не так-то просто,

но возможно, например, играя в «Благополучи-е». С этой задачей, в том числе,

мы эту игру и создавали. Игра позволяет ЗАМЕТИТЬ негативные сценарии,

поменять свое поведение, и, соответственно, результаты этого поведения.

А по сказке это, не много не мало – изменение своей судьбы. Поэтому конфронтация

с проблемой (ее осознание и принятие), становление на героический путь подвигов,

преодоление преград и благодарность за награду – важные составляющие преодоления

любого кризиса. Этому учат сказки, этому мы учим в наших тренингах

и в нашей настольной образовательной игре.

 

 

Хотите научиться преодолевать кризисы играючи и превратить свою жизнь в сказку?

Наша настольная игра с необходимыми для этого метафорами здесь. 

 

 

Даниил Воскресенский

direct@navyki-pokoleniy.ru

 

 

 

П.С. Кстати, многие думают, что превратить свою жизнь в сказку – это значит

сделать так, чтобы в ней все происходило «как по волшебству», само собой,

без усилий и напряжений. А на самом деле, взглянув по глубже, можно понять,

что в сказочной жизни все как раз-таки, наоборот: необходима работа над собой

и преодоление себя. Без потерь не бывает пути, пути не бывает без преград,

а без преград не бывает и наград. Вспоминайте “Вовку в тридевятом царстве”:

“Сколько надо шлакоблоков чтоб дворец построить в срок”... Вот чему нас учит

народная мудрость в сказках. Сказочная игра здесь! 

 

 

П.П.С. Кто прочел этот выпуск до конца – преодолел все преграды этой статьи,

значит может получить и свою награду – науку. Какую науку взяли вы?

Пишите в комментариях!

 


   
Нажмите сюда, чтобы поделиться этим выпуском в соц. сетях →

Не успеваете за новыми выпусками?

Заполните форму ниже, что бы подписаться на рассылку и получать свежие выпуски прямо на почту!