Библиотека ОДО

 

 

 

(СДВГ, как окружение создает результат) 

 

 

Здравствуйте, родители, настоящие и будущие! Да, сегодня вот такая заезженная тема:

пишут сегодня об этом много, но вопросы не прекращаются. Сегодня поговорим о детях

“со шпильками в заднице” и “шилом в попе”. Такие детки есть, которым минуту посидеть

на месте невозможно – гиперактивные. А еще их внимание прыгает “как обезьяна с ветки на ветку”

– дефицит внимания. И все это вместе уместили вот в эту самую аббревиатуру СДВГ

– Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности.

 

 

Это у нас, как обычно – ярлык повесили, а дальше хоть трава не расти. Ребенок плохо учится,

слегка умственно отстает, не слышит взрослых – а что вы хотите? У него же СДВГ!

У нас очень любят такие диагнозы, когда не охота разбираться в чем дело.

 

 

Итак, давайте определимся, что значит гиперактивный? Более активен, чем другие… Ок!

А другие – это кто? Дед с клюкой; мамашка, которая не выспалась и ей спать охота,

она до кухни еле доползает; олигофрен соседский (бывает такое , сейчас и об этом поговорим);

училка в школе, которой необходима дисциплина в классе? С кем мы его сравниваем?

 

 

Еще Гиппократ различал четыре типа темперамента, в зависимости от сочетания тормозящих

и возбуждающих процессов в нервной системе, напомню: холерики – это те, у кого стимулирующие

процессы преобладают над тормозящими; сангвиники – те у кого эти процессы сильные: и тормозят быстро

и возбуждаются легко; Флегматики – у этих преобладают тормозные процессы, меланхолики – у этих и те и те

процессы в упадке (слабый тип нервной деятельности). Надо понимать – это не хорошо, не плохо.

Во-первых, в чистом виде этих типов не существует, а их возможные сочетания

(китайцы различают 44=64 типа конституции). Во-вторых, конституция, как тип нервной деятельности,

штука наследственная, то есть просто дана от природы, это человеческая индивидуальность,

как цвет глаз, кожи, рост, телосложение.

 

 

В этом смысле, человек с преобладанием холерика в характере, ну да, очень подвижный.

И что?! Уже поэтому больной?! А тот, который флегматик -тугодум , он тогда получается с ЗПР

– задержка психического развития? А меланхолик – придурок и депрессант? Так что ли?

Сангвиники думаете здоровые? Не… ну как, всем грустно, а он веселиться и близко к сердцу ничего не принимает…

Внимание его то на том, то на этом, легко переключается, то же вроде как не здорово.

 

 

 

Так от какой печки танцевать будем? Вопрос критериев в психической оценке крайне сложен.

 

 

Случай из жизни №1. Моя знакомая родила вторую девочку. Ребенок не первый, опыт у нее уже был,

очень скоро мать стало смущать, что ребенок какой-то ОЧЕНЬ СПОКОЙНЫЙ: положишь – лежит,

голодная – есть не просит – ждет спокойно, грудь дашь берет – уберешь не возмущается : не понятно

когда ребенок голодный, когда нет. Обратилась к врачу, та – мол, все в порядке – радуйтесь!

Другим мамашам дети спать не дают, а вы возмущаетесь, что спит много! Только когда ребенок

в пять месяцев так и не стал переворачиваться на спину и на живот, поставили ЗПР, а позже выяснилось,

что это генетическая аномалия, и этот ребенок умственно отсталый – олигофрен ( олиго – мало, френ – ум, лат.).

Сейчас этой “девочке” 40 лет, ее развитие осталось на уровне пятилетнего ребенка, она освоила речь,

навыки гигиены и все… любимое время провождение – игра в песочнице.

Я думаю, что вряд ли кто из читателей хочет таких СПОКОЙНЫХ детей – это большое горе для семьи.

 

 

Случай из жизни №2. Обращается женщина с вот этими самыми жалобами: ребенок только что

по потолку не скачет, на стуле не сидит – ёрзает, все время отвлекается. Смотрю на ребенка – бледный,

дыхание частое, кончики пальцев синеватые, на коже сосудистый рисунок, сердечко послушала – дующий шум

на митральном клапане. Отправила на УЗИ – недостаточность митрального клапана – порок сердца.

У ребенка недостаточное кровообращение, и он чтобы нормально дышать и обменивать в мозге углекислый газ

на кислород вынужден двигаться усиленно, для него движение – это буквально жизнь!

 

 

В общем, если ваше дите “бегает по потолку”, это не значит, что у него обязательно проблемы с психикой,

проверьте Сердечно Сосудистую Систему и кровообращение в Головном Мозге, сейчас это довольно просто.

 

 

Вернемся к классификации Гиппократа. Холерики – заводные дети, легко возбудимые,

им интересно все, они везде и во все суются – неугомонные! Им чаще всего лепят этот СДВГ.

А это просто их природа. Им надо создать условия – спорт, как можно больше занятий на свежем воздухе,

много впечатлений – им надо ДАТЬ УСТАТЬ. А устают они довольно быстро, но сами этого не замечают

и усталость их выражается часто в раздражительности и капризности, им трудно уснуть.

Их стоит научить отдыхать – водные процедуры, спокойная музыка, дыхательная гимнастика,

ритмичные виды спорта типа бег, плавание, езда на велосипеде (для отдыха).

 

 

Сангвиники – эти поддержат любую компанию. И если рядом с ними холерик, то фантазия сангвиника

на шалости неисчерпаема, успокаиваются так же быстро как и заводятся. Но если держать сангвиника

в “ежовых рукавицах”, то он тоже может взорваться рано или поздно и в своем гневе будет неутомим.

Он тяжело удерживает внимание – научите его играть в шахматы или что-то типа этого.

Они хорошо переносят многозадачность.

 

 

Флегматики – у этих сильное запаздывание ответной реакции. Зато у них хорошая память.

Думают они медленно, зато запоминают прочно и надолго. “Завести” флегматика трудно,

но зато если Вы его завели, то остановить его будет проблемно. Он будет переть вперед,

не обращая внимания на ваши окрики или окрики преподавателя, его в шалостях

(инициатором которых чаще всего выступает не он) остановить трудно. Он очень работоспособен,

как паровоз, пока уголь не кончится – будет ехать. Для флегматика хорошо подойдут контрастные процедуры,

чтобы хоть немного раскачать его активность.

 

 

Меланхолики – не способны на сильные реакции, такие тихие детки, послушные,

легко поддаются настроению окружения и если окружение шумное, то и они могут увлечься общей шумихой

не надолго – она их утомляет. Они не любят подвижные игры. Пазлы и лего, для них самое то.

Вот представьте, если Вы холерика “грузите” пазлами, а меланхолика гоните играть в футбол,

как они себя чувствуют при этом?! Холерик точно “по потолку бегать начнет”,

а меланхолик спрячется за какую-нибудь психосоматику – например, боли в животе…

 

 

Еще раз подчеркиваю, чистых типов нет, обычно они сочетаются и та или иная грань

проявляется в разных ситуациях. То есть зависит от ОБСТОЯТЕЛЬСТВ.

 

 

Я задала вопрос – откуда плясать будем? А плясать будем от конкретного ребенка с конкретным темпераментом.

А кто знает темперамент ребенка лучше всех? Тот, кто общается с ребенком самое длительное время – это раз,

тот кто обладает элементарными знаниями и умеет наблюдать – это два. И как правило – это не учитель в школе

и не врач – последний видит ребенка десять минут на приеме, у него просто физически нет времени для наблюдения

и адекватных выводов, он эти выводы свои делает, как правило, со слов матери, ему ведь ничего другого не остается.

А мать о чем говорит? О том что у ребенка “шило в попе” и дайте, доктор, успокоительное.

Успокоительное – матери! А ребенку – спорт зал.

 

 

И еще, сегодня становится модным отправлять детей к психологам. Позиция такая:

“Я не справляюсь, пусть с тобой “мозгоправы” занимаются, я даже денег заплачу, но пусть мне вернут

СПОКОЙНОГО, усидчивого, управляемого и внимательного ребенка! Нет, самой мне с психологом работать

не надо, я в порядке, это он не в порядке, ему, пожалуйста, мозги вправьте!”

 

 

И невдомек, что начинать надо с себя любимой. Потому что пусть даже вы попадете к хорошему специалисту,

пусть даже вам “исправят” дите под ваши желания, но попадет оно в прежние обстоятельства, которые вы же и создали,

и вся “мозгоправная работа” с дитем и заплаченные за нее денежки полетят в помойку.

 

 

Наверное первый навык, который стоит освоить родителям – это навык наблюдения за своим

состоянием и состоянием близких. Очень важный навык, который чаще всего эгоистически упускается

из виду по одной простой причине: если вы отследили состояние и оно вас не устраивает,

то придется делать какие-то действия для исправления, если состояние устраивает,

все равно придется делать действия для удержания и сохранения желаемого состояния.

ДЕЙСТВИЯ по созданию условий для проявления тех или иных состояний.

Большинство на эту тему даже думать не готово – пусть все идет как идет, на автомате.

Вот и не учитывают ни своих состояний ни состояний своих детей.

 

 

А темперамент – это СОСТОЯНИЕ сил в организме, скорость переключения с отдыха на действия

(тормоз – возбуждение). У ребенка сил полно, а родитель в бессилии. И, конечно, относительно

бессильных взрослых ребенок КАЖЕТСЯ гиперактивным. Что делают взрослые? Пытаются ограничить

силы ребенка под СЕБЯ, вместо того, чтобы дать выход его силе и научить эту силу контролировать и подчинять

своим задачам, и научить эти силы набирать. Остальные выводы, я полагаю, читатели легко сделают сами.

 

 

Хотите продолжения темы – о СИЛАХ и СОСТОЯНИЯХ будем говорить в мини-тренинге “В поисках силы”,

который начнется 23 апреля, уже совсем скоро. Да, самую низкую цену на тренинг, кто еще не вошел – прошляпил,

но сегодняшняя цена еще не самая высокая ;)) До 14-ого апреля цена на курс будет составлять 5000 рублей,

после 14-ого апреля вырастет до 7000 рублей, так что есть еще возможность приобрести билет по более низкой цене,

здесь: http://navyki.onwiz.ru/buy/v_poiskah_sil

 

Тренинг состоит из 3-ех занятий, будет длиться 3 недели. Вебинары пройдут 23 апреля, 30 апреля и 7 мая в 19:00 по мск.

Вебинары в прямой трансляции, длительность вебинара: 1,5 – 2 часа. Также участники будут получать домашние задания,

за невыполнение которых будут исключаться из тренинга! Дисциплина у нас строгая – если хотите результата – соблюдайте дисциплину!

Тренинг можно проходить с мобильного устройства (гаджета).

 

 

Основы воспитания и базовые навыки, которые необходимы родителям нарабатываем в тренинге

Основы Деятельного Воспитания (ОДВ) – третий поток стартует 29-ого апреля,

группа набрана – успейте присоединиться: https://navyki-pokoleniy.ru/odv-opisanie

 

 

Изабелла Воскресенская

rodi@navyki-pokoleniy.ru

 

 

Вместо П.С. отрывки из откликов на прошлое занятие в группе ОДВ -2, тема -“Дети и деньги”:

 

 

****

 

“…упорядоченность информации, дает ясность: 
Про базис и надстройку (основные и дополнительные расходы); 
Про объяснение доходов и расходов детям; 
Про пример ответа ребенку в магазине, когда что-то требует; 
Про планирование покупок заранее. 
Про справедливый обмен: чтобы что-то получить, нужно что-то отдать 
Про карманные деньги 
Причина: вроде очевидные вещи. Но у меня не было достаточной ясности в них, в каждом пункте я упускала маленький, но главный момент. Отследила их и запомнила… Кристина” 

 

****

 

 

“… 
+ проверила свой раппорт с деньгами. Есть! 
+ усвоила возрастные границы, когда нужно познакомить детей с базовыми понятиями денег 
+ повторила важность договора (радует, что младшая уже поняла, как нужно договариваться, и регулярно это делает со мной) 
+ усвоила, что такое собственность, и как учить ребенка распоряжаться своими вещами 
+ список – профилактика эмоциональных покупок 
+ Базис и надстройка – очень важная тема, прямо базис для жизни 
+ уяснила про бюджет, карманные деньги и работу по дому, а еще про то, что нужно стремиться к лучшему самим и детей к этому приобщать 

Причины +. Интересно поданный и логичный материал, проработка многих тем в ПГ, ДПГ… Елена” 

 

****

 

 

“…Плюсы: – узнала как экологично объяснить сыну 2,5 что такое деньги, откуда они берутся и на что тратятся 
– стал понятен вопрос, с какого возраста начинать объяснять про деньги. 
С какого возраста давать деньги. 
Причина: конфронтация с проблемой. 
+ Уяснила для себя насчет договора по распределению семейного бюджета и его Критерий: устраивает/ не устраивает. 
Если не устраивает- это нормально и нужно передоговориться. 
Инструменты ОДВ в помощь. 

 

+Уяснила для себя про карманные деньги. 
Понравилась приведенная 
Фраза из книги ” свои деньги ты будешь получать раз в неделю, в независимости какие оценки принесешь”. 
Запомню для себя, она показывает, что родитель может быть на стороне ребенка вне зависимости от его оценок в школе. 
+ Информация про базис и надстройку. 
Я поняла, почему базис это важно. Для чего он нужен. Изменила свое отношение к базису и распределению доходов в семье. 
Больше зауважала мужа – т.к. он уделяет базису много внимания. 
+ Уплотнила в образ понятие собственности и ценности. Стало понятно, насколько важна для ребенка его игрушка. 
+ Информация про то, как правильно ходить в гости. Пересмотрела свое отношение к походу в гости. 
Причины: актуальность информации, конфронтация с проблемой… Екатерина.” 

 

 

****

 

“…поняла, что детей нужно учить правильному отношению к деньгам и делать это своевременно. Причина: меня родители этому не учили и не объясняли, а скорее транслировали неэкологичные запреты и установки и поэтому живу я не так как хочу, экономлю на всем, запрещаю себе делать подарки себе и т.д. 

Заключение: вебинар помог мне поднять еще один глубокий пласт в сознании, который касается денег. С одной стороны – разворошили осиное гнездо, ведь раньше не парилась по этому поводу, а с другой – надо же когда то начинать чистить и дальние уголки сознания. В общем, рада что сама задумалась об этом и получила ключи, как же менять свое отношение к деньгам в лучшую сторону и учить этому детей. 

Вывод: появилась новая цель – пройти тренинг ДПГ и поменять свои неэкологичные установки и улучшить свое материальное положение. Купить игру «Благополучи-е»! и играть в неё. Светлана” 

 

******

 

 

Все участники считают тренинг ОДВ очень важным событием в их жизни, потому что

мы рассматриваем самые актуальные темы в воспитании. И ГЛАВНОЕ – мы тренируем навыки.

А хороший навык – это силы приведенные в равновесие! :)

 

 

Силы здесь: http://navyki.onwiz.ru/buy/v_poiskah_sil

Деятельное Воспитание Детей здесь: https://navyki-pokoleniy.ru/odv-opisanie

 
Нажмите сюда, чтобы написать отклик автору
Нажмите сюда, чтобы поделиться записью в соц. сетях

Подпишись на рассылку проекта
«Школьные предметы для детей и взрослых»

Заполни данные ниже и подпишись на рассылку авторов проекта «Школьные предметы для детей и взрослых», чтобы получить в подарок 6 обучающих материалов от проекта ОДО. А так же, чтобы регулярно получать все самые свежие статьи проекта, специальные предложения об акциях и информацию о проведении наших мероприятий на свою почту! Присоединяйся к нам и получай деятельное образование вместе с нами!