(СДВГ, как окружение создает результат)
Здравствуйте, родители, настоящие и будущие! Да, сегодня вот такая заезженная тема:
пишут сегодня об этом много, но вопросы не прекращаются. Сегодня поговорим о детях
«со шпильками в заднице» и «шилом в попе». Такие детки есть, которым минуту посидеть
на месте невозможно — гиперактивные. А еще их внимание прыгает «как обезьяна с ветки на ветку»
— дефицит внимания. И все это вместе уместили вот в эту самую аббревиатуру СДВГ
— Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности.
Это у нас, как обычно — ярлык повесили, а дальше хоть трава не расти. Ребенок плохо учится,
слегка умственно отстает, не слышит взрослых — а что вы хотите? У него же СДВГ!
У нас очень любят такие диагнозы, когда не охота разбираться в чем дело.
Итак, давайте определимся, что значит гиперактивный? Более активен, чем другие… Ок!
А другие — это кто? Дед с клюкой; мамашка, которая не выспалась и ей спать охота,
она до кухни еле доползает; олигофрен соседский (бывает такое , сейчас и об этом поговорим);
училка в школе, которой необходима дисциплина в классе? С кем мы его сравниваем?
Еще Гиппократ различал четыре типа темперамента, в зависимости от сочетания тормозящих
и возбуждающих процессов в нервной системе, напомню: холерики — это те, у кого стимулирующие
процессы преобладают над тормозящими; сангвиники — те у кого эти процессы сильные: и тормозят быстро
и возбуждаются легко; Флегматики — у этих преобладают тормозные процессы, меланхолики — у этих и те и те
процессы в упадке (слабый тип нервной деятельности). Надо понимать — это не хорошо, не плохо.
Во-первых, в чистом виде этих типов не существует, а их возможные сочетания
(китайцы различают 44=64 типа конституции). Во-вторых, конституция, как тип нервной деятельности,
штука наследственная, то есть просто дана от природы, это человеческая индивидуальность,
как цвет глаз, кожи, рост, телосложение.
В этом смысле, человек с преобладанием холерика в характере, ну да, очень подвижный.
И что?! Уже поэтому больной?! А тот, который флегматик -тугодум , он тогда получается с ЗПР
— задержка психического развития? А меланхолик — придурок и депрессант? Так что ли?
Сангвиники думаете здоровые? Не… ну как, всем грустно, а он веселиться и близко к сердцу ничего не принимает…
Внимание его то на том, то на этом, легко переключается, то же вроде как не здорово.
Так от какой печки танцевать будем? Вопрос критериев в психической оценке крайне сложен.
Случай из жизни №1. Моя знакомая родила вторую девочку. Ребенок не первый, опыт у нее уже был,
очень скоро мать стало смущать, что ребенок какой-то ОЧЕНЬ СПОКОЙНЫЙ: положишь — лежит,
голодная — есть не просит — ждет спокойно, грудь дашь берет — уберешь не возмущается : не понятно
когда ребенок голодный, когда нет. Обратилась к врачу, та — мол, все в порядке — радуйтесь!
Другим мамашам дети спать не дают, а вы возмущаетесь, что спит много! Только когда ребенок
в пять месяцев так и не стал переворачиваться на спину и на живот, поставили ЗПР, а позже выяснилось,
что это генетическая аномалия, и этот ребенок умственно отсталый — олигофрен ( олиго — мало, френ — ум, лат.).
Сейчас этой «девочке» 40 лет, ее развитие осталось на уровне пятилетнего ребенка, она освоила речь,
навыки гигиены и все… любимое время провождение — игра в песочнице.
Я думаю, что вряд ли кто из читателей хочет таких СПОКОЙНЫХ детей — это большое горе для семьи.
Случай из жизни №2. Обращается женщина с вот этими самыми жалобами: ребенок только что
по потолку не скачет, на стуле не сидит — ёрзает, все время отвлекается. Смотрю на ребенка — бледный,
дыхание частое, кончики пальцев синеватые, на коже сосудистый рисунок, сердечко послушала — дующий шум
на митральном клапане. Отправила на УЗИ — недостаточность митрального клапана — порок сердца.
У ребенка недостаточное кровообращение, и он чтобы нормально дышать и обменивать в мозге углекислый газ
на кислород вынужден двигаться усиленно, для него движение — это буквально жизнь!
В общем, если ваше дите «бегает по потолку», это не значит, что у него обязательно проблемы с психикой,
проверьте Сердечно Сосудистую Систему и кровообращение в Головном Мозге, сейчас это довольно просто.
Вернемся к классификации Гиппократа. Холерики — заводные дети, легко возбудимые,
им интересно все, они везде и во все суются — неугомонные! Им чаще всего лепят этот СДВГ.
А это просто их природа. Им надо создать условия — спорт, как можно больше занятий на свежем воздухе,
много впечатлений — им надо ДАТЬ УСТАТЬ. А устают они довольно быстро, но сами этого не замечают
и усталость их выражается часто в раздражительности и капризности, им трудно уснуть.
Их стоит научить отдыхать — водные процедуры, спокойная музыка, дыхательная гимнастика,
ритмичные виды спорта типа бег, плавание, езда на велосипеде (для отдыха).
Сангвиники — эти поддержат любую компанию. И если рядом с ними холерик, то фантазия сангвиника
на шалости неисчерпаема, успокаиваются так же быстро как и заводятся. Но если держать сангвиника
в «ежовых рукавицах», то он тоже может взорваться рано или поздно и в своем гневе будет неутомим.
Он тяжело удерживает внимание — научите его играть в шахматы или что-то типа этого.
Они хорошо переносят многозадачность.
Флегматики — у этих сильное запаздывание ответной реакции. Зато у них хорошая память.
Думают они медленно, зато запоминают прочно и надолго. «Завести» флегматика трудно,
но зато если Вы его завели, то остановить его будет проблемно. Он будет переть вперед,
не обращая внимания на ваши окрики или окрики преподавателя, его в шалостях
(инициатором которых чаще всего выступает не он) остановить трудно. Он очень работоспособен,
как паровоз, пока уголь не кончится — будет ехать. Для флегматика хорошо подойдут контрастные процедуры,
чтобы хоть немного раскачать его активность.
Меланхолики — не способны на сильные реакции, такие тихие детки, послушные,
легко поддаются настроению окружения и если окружение шумное, то и они могут увлечься общей шумихой
не надолго — она их утомляет. Они не любят подвижные игры. Пазлы и лего, для них самое то.
Вот представьте, если Вы холерика «грузите» пазлами, а меланхолика гоните играть в футбол,
как они себя чувствуют при этом?! Холерик точно «по потолку бегать начнет»,
а меланхолик спрячется за какую-нибудь психосоматику — например, боли в животе…
Еще раз подчеркиваю, чистых типов нет, обычно они сочетаются и та или иная грань
проявляется в разных ситуациях. То есть зависит от ОБСТОЯТЕЛЬСТВ.
Я задала вопрос — откуда плясать будем? А плясать будем от конкретного ребенка с конкретным темпераментом.
А кто знает темперамент ребенка лучше всех? Тот, кто общается с ребенком самое длительное время — это раз,
тот кто обладает элементарными знаниями и умеет наблюдать — это два. И как правило — это не учитель в школе
и не врач — последний видит ребенка десять минут на приеме, у него просто физически нет времени для наблюдения
и адекватных выводов, он эти выводы свои делает, как правило, со слов матери, ему ведь ничего другого не остается.
А мать о чем говорит? О том что у ребенка «шило в попе» и дайте, доктор, успокоительное.
Успокоительное — матери! А ребенку — спорт зал.
И еще, сегодня становится модным отправлять детей к психологам. Позиция такая:
«Я не справляюсь, пусть с тобой «мозгоправы» занимаются, я даже денег заплачу, но пусть мне вернут
СПОКОЙНОГО, усидчивого, управляемого и внимательного ребенка! Нет, самой мне с психологом работать
не надо, я в порядке, это он не в порядке, ему, пожалуйста, мозги вправьте!»
И невдомек, что начинать надо с себя любимой. Потому что пусть даже вы попадете к хорошему специалисту,
пусть даже вам «исправят» дите под ваши желания, но попадет оно в прежние обстоятельства, которые вы же и создали,
и вся «мозгоправная работа» с дитем и заплаченные за нее денежки полетят в помойку.
Наверное первый навык, который стоит освоить родителям — это навык наблюдения за своим
состоянием и состоянием близких. Очень важный навык, который чаще всего эгоистически упускается
из виду по одной простой причине: если вы отследили состояние и оно вас не устраивает,
то придется делать какие-то действия для исправления, если состояние устраивает,
все равно придется делать действия для удержания и сохранения желаемого состояния.
ДЕЙСТВИЯ по созданию условий для проявления тех или иных состояний.
Большинство на эту тему даже думать не готово — пусть все идет как идет, на автомате.
Вот и не учитывают ни своих состояний ни состояний своих детей.
А темперамент — это СОСТОЯНИЕ сил в организме, скорость переключения с отдыха на действия
(тормоз — возбуждение). У ребенка сил полно, а родитель в бессилии. И, конечно, относительно
бессильных взрослых ребенок КАЖЕТСЯ гиперактивным. Что делают взрослые? Пытаются ограничить
силы ребенка под СЕБЯ, вместо того, чтобы дать выход его силе и научить эту силу контролировать и подчинять
своим задачам, и научить эти силы набирать. Остальные выводы, я полагаю, читатели легко сделают сами.
Хотите продолжения темы — о СИЛАХ и СОСТОЯНИЯХ мы говорим подробно в мини-тренинге «В поисках силы»,
который прошел весной 2019-ого года в режиме прямой трансляции, а теперь располагается в записи на нашей
платформе ОДО в личном кабинете ученика. Пройти его можно прямо сейчас, всего за три недели,
вход в тренинг здесь: https://navyki-pokoleniy.ru/v-poiskax-sily
Тренинг состоит из 3-ех занятий, длиться 3 недели. Вы смотрите записи вебинаров и получаете домашние задания,
за невыполнение которых вы будете исключаться из тренинга! Дисциплина у нас строгая — если хотите результата
— соблюдайте дисциплину!
Основы воспитания и базовые навыки, которые необходимы родителям нарабатываем в тренинге
Основы Деятельного Воспитания (ОДВ) — подробности о ближайшем групповом потоке здесь:
https://navyki-pokoleniy.ru/odv-opisanie
Изабелла Воскресенская
Вместо П.С. отрывки из откликов на прошлое занятие в группе ОДВ -2, тема -«Дети и деньги»:
****
«…упорядоченность информации, дает ясность:
Про базис и надстройку (основные и дополнительные расходы);
Про объяснение доходов и расходов детям;
Про пример ответа ребенку в магазине, когда что-то требует;
Про планирование покупок заранее.
Про справедливый обмен: чтобы что-то получить, нужно что-то отдать
Про карманные деньги
Причина: вроде очевидные вещи. Но у меня не было достаточной ясности в них, в каждом пункте я упускала маленький, но главный момент. Отследила их и запомнила… Кристина»
****
«…
+ проверила свой раппорт с деньгами. Есть!
+ усвоила возрастные границы, когда нужно познакомить детей с базовыми понятиями денег
+ повторила важность договора (радует, что младшая уже поняла, как нужно договариваться, и регулярно это делает со мной)
+ усвоила, что такое собственность, и как учить ребенка распоряжаться своими вещами
+ список — профилактика эмоциональных покупок
+ Базис и надстройка — очень важная тема, прямо базис для жизни
+ уяснила про бюджет, карманные деньги и работу по дому, а еще про то, что нужно стремиться к лучшему самим и детей к этому приобщать
Причины +. Интересно поданный и логичный материал, проработка многих тем в ПГ, ДПГ… Елена»
****
«…Плюсы: — узнала как экологично объяснить сыну 2,5 что такое деньги, откуда они берутся и на что тратятся
— стал понятен вопрос, с какого возраста начинать объяснять про деньги.
С какого возраста давать деньги.
Причина: конфронтация с проблемой.
+ Уяснила для себя насчет договора по распределению семейного бюджета и его Критерий: устраивает/ не устраивает.
Если не устраивает- это нормально и нужно передоговориться.
Инструменты ОДВ в помощь.
+Уяснила для себя про карманные деньги.
Понравилась приведенная
Фраза из книги » свои деньги ты будешь получать раз в неделю, в независимости какие оценки принесешь».
Запомню для себя, она показывает, что родитель может быть на стороне ребенка вне зависимости от его оценок в школе.
+ Информация про базис и надстройку.
Я поняла, почему базис это важно. Для чего он нужен. Изменила свое отношение к базису и распределению доходов в семье.
Больше зауважала мужа — т.к. он уделяет базису много внимания.
+ Уплотнила в образ понятие собственности и ценности. Стало понятно, насколько важна для ребенка его игрушка.
+ Информация про то, как правильно ходить в гости. Пересмотрела свое отношение к походу в гости.
Причины: актуальность информации, конфронтация с проблемой… Екатерина.»
****
«…поняла, что детей нужно учить правильному отношению к деньгам и делать это своевременно. Причина: меня родители этому не учили и не объясняли, а скорее транслировали неэкологичные запреты и установки и поэтому живу я не так как хочу, экономлю на всем, запрещаю себе делать подарки себе и т.д.
Заключение: вебинар помог мне поднять еще один глубокий пласт в сознании, который касается денег. С одной стороны – разворошили осиное гнездо, ведь раньше не парилась по этому поводу, а с другой – надо же когда то начинать чистить и дальние уголки сознания. В общем, рада что сама задумалась об этом и получила ключи, как же менять свое отношение к деньгам в лучшую сторону и учить этому детей.
Вывод: появилась новая цель – пройти тренинг ДПГ и поменять свои неэкологичные установки и улучшить свое материальное положение. Купить игру «Благополучи-е»! и играть в неё. Светлана»
******
Все участники считают тренинг ОДВ очень важным событием в их жизни, потому что
мы рассматриваем самые актуальные темы в воспитании. И ГЛАВНОЕ — мы тренируем навыки.
А хороший навык — это силы приведенные в равновесие! :)
Силы здесь: https://navyki-pokoleniy.ru/v-poiskax-sily
Деятельное Воспитание Детей здесь: https://navyki-pokoleniy.ru/odv-opisanie
Заполните форму ниже, что бы подписаться на рассылку и получать свежие выпуски прямо на почту!