Библиотека » Статьи »

Гиперактивные дети. Больная тема

 

 

 

(СДВГ, как окружение создает результат) 

 

 

Здравствуйте, родители, настоящие и будущие! Да, сегодня вот такая заезженная тема:

пишут сегодня об этом много, но вопросы не прекращаются. Сегодня поговорим о детях

«со шпильками в заднице» и «шилом в попе». Такие детки есть, которым минуту посидеть

на месте невозможно — гиперактивные. А еще их внимание прыгает «как обезьяна с ветки на ветку»

— дефицит внимания. И все это вместе уместили вот в эту самую аббревиатуру СДВГ

— Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности.

 

 

Это у нас, как обычно — ярлык повесили, а дальше хоть трава не расти. Ребенок плохо учится,

слегка умственно отстает, не слышит взрослых — а что вы хотите? У него же СДВГ!

У нас очень любят такие диагнозы, когда не охота разбираться в чем дело.

 

 

Итак, давайте определимся, что значит гиперактивный? Более активен, чем другие… Ок!

А другие — это кто? Дед с клюкой; мамашка, которая не выспалась и ей спать охота,

она до кухни еле доползает; олигофрен соседский (бывает такое , сейчас и об этом поговорим);

училка в школе, которой необходима дисциплина в классе? С кем мы его сравниваем?

 

 

Еще Гиппократ различал четыре типа темперамента, в зависимости от сочетания тормозящих

и возбуждающих процессов в нервной системе, напомню: холерики — это те, у кого стимулирующие

процессы преобладают над тормозящими; сангвиники — те у кого эти процессы сильные: и тормозят быстро

и возбуждаются легко; Флегматики — у этих преобладают тормозные процессы, меланхолики — у этих и те и те

процессы в упадке (слабый тип нервной деятельности). Надо понимать — это не хорошо, не плохо.

Во-первых, в чистом виде этих типов не существует, а их возможные сочетания

(китайцы различают 44=64 типа конституции). Во-вторых, конституция, как тип нервной деятельности,

штука наследственная, то есть просто дана от природы, это человеческая индивидуальность,

как цвет глаз, кожи, рост, телосложение.

 

 

В этом смысле, человек с преобладанием холерика в характере, ну да, очень подвижный.

И что?! Уже поэтому больной?! А тот, который флегматик -тугодум , он тогда получается с ЗПР

— задержка психического развития? А меланхолик — придурок и депрессант? Так что ли?

Сангвиники думаете здоровые? Не… ну как, всем грустно, а он веселиться и близко к сердцу ничего не принимает…

Внимание его то на том, то на этом, легко переключается, то же вроде как не здорово.

 

 

 

Так от какой печки танцевать будем? Вопрос критериев в психической оценке крайне сложен.

 

 

Случай из жизни №1. Моя знакомая родила вторую девочку. Ребенок не первый, опыт у нее уже был,

очень скоро мать стало смущать, что ребенок какой-то ОЧЕНЬ СПОКОЙНЫЙ: положишь — лежит,

голодная — есть не просит — ждет спокойно, грудь дашь берет — уберешь не возмущается : не понятно

когда ребенок голодный, когда нет. Обратилась к врачу, та — мол, все в порядке — радуйтесь!

Другим мамашам дети спать не дают, а вы возмущаетесь, что спит много! Только когда ребенок

в пять месяцев так и не стал переворачиваться на спину и на живот, поставили ЗПР, а позже выяснилось,

что это генетическая аномалия, и этот ребенок умственно отсталый — олигофрен ( олиго — мало, френ — ум, лат.).

Сейчас этой «девочке» 40 лет, ее развитие осталось на уровне пятилетнего ребенка, она освоила речь,

навыки гигиены и все… любимое время провождение — игра в песочнице.

Я думаю, что вряд ли кто из читателей хочет таких СПОКОЙНЫХ детей — это большое горе для семьи.

 

 

Случай из жизни №2. Обращается женщина с вот этими самыми жалобами: ребенок только что

по потолку не скачет, на стуле не сидит — ёрзает, все время отвлекается. Смотрю на ребенка — бледный,

дыхание частое, кончики пальцев синеватые, на коже сосудистый рисунок, сердечко послушала — дующий шум

на митральном клапане. Отправила на УЗИ — недостаточность митрального клапана — порок сердца.

У ребенка недостаточное кровообращение, и он чтобы нормально дышать и обменивать в мозге углекислый газ

на кислород вынужден двигаться усиленно, для него движение — это буквально жизнь!

 

 

В общем, если ваше дите «бегает по потолку», это не значит, что у него обязательно проблемы с психикой,

проверьте Сердечно Сосудистую Систему и кровообращение в Головном Мозге, сейчас это довольно просто.

 

 

Вернемся к классификации Гиппократа. Холерики — заводные дети, легко возбудимые,

им интересно все, они везде и во все суются — неугомонные! Им чаще всего лепят этот СДВГ.

А это просто их природа. Им надо создать условия — спорт, как можно больше занятий на свежем воздухе,

много впечатлений — им надо ДАТЬ УСТАТЬ. А устают они довольно быстро, но сами этого не замечают

и усталость их выражается часто в раздражительности и капризности, им трудно уснуть.

Их стоит научить отдыхать — водные процедуры, спокойная музыка, дыхательная гимнастика,

ритмичные виды спорта типа бег, плавание, езда на велосипеде (для отдыха).

 

 

Сангвиники — эти поддержат любую компанию. И если рядом с ними холерик, то фантазия сангвиника

на шалости неисчерпаема, успокаиваются так же быстро как и заводятся. Но если держать сангвиника

в «ежовых рукавицах», то он тоже может взорваться рано или поздно и в своем гневе будет неутомим.

Он тяжело удерживает внимание — научите его играть в шахматы или что-то типа этого.

Они хорошо переносят многозадачность.

 

 

Флегматики — у этих сильное запаздывание ответной реакции. Зато у них хорошая память.

Думают они медленно, зато запоминают прочно и надолго. «Завести» флегматика трудно,

но зато если Вы его завели, то остановить его будет проблемно. Он будет переть вперед,

не обращая внимания на ваши окрики или окрики преподавателя, его в шалостях

(инициатором которых чаще всего выступает не он) остановить трудно. Он очень работоспособен,

как паровоз, пока уголь не кончится — будет ехать. Для флегматика хорошо подойдут контрастные процедуры,

чтобы хоть немного раскачать его активность.

 

 

Меланхолики — не способны на сильные реакции, такие тихие детки, послушные,

легко поддаются настроению окружения и если окружение шумное, то и они могут увлечься общей шумихой

не надолго — она их утомляет. Они не любят подвижные игры. Пазлы и лего, для них самое то.

Вот представьте, если Вы холерика «грузите» пазлами, а меланхолика гоните играть в футбол,

как они себя чувствуют при этом?! Холерик точно «по потолку бегать начнет»,

а меланхолик спрячется за какую-нибудь психосоматику — например, боли в животе…

 

 

Еще раз подчеркиваю, чистых типов нет, обычно они сочетаются и та или иная грань

проявляется в разных ситуациях. То есть зависит от ОБСТОЯТЕЛЬСТВ.

 

 

Я задала вопрос — откуда плясать будем? А плясать будем от конкретного ребенка с конкретным темпераментом.

А кто знает темперамент ребенка лучше всех? Тот, кто общается с ребенком самое длительное время — это раз,

тот кто обладает элементарными знаниями и умеет наблюдать — это два. И как правило — это не учитель в школе

и не врач — последний видит ребенка десять минут на приеме, у него просто физически нет времени для наблюдения

и адекватных выводов, он эти выводы свои делает, как правило, со слов матери, ему ведь ничего другого не остается.

А мать о чем говорит? О том что у ребенка «шило в попе» и дайте, доктор, успокоительное.

Успокоительное — матери! А ребенку — спорт зал.

 

 

И еще, сегодня становится модным отправлять детей к психологам. Позиция такая:

«Я не справляюсь, пусть с тобой «мозгоправы» занимаются, я даже денег заплачу, но пусть мне вернут

СПОКОЙНОГО, усидчивого, управляемого и внимательного ребенка! Нет, самой мне с психологом работать

не надо, я в порядке, это он не в порядке, ему, пожалуйста, мозги вправьте!»

 

 

И невдомек, что начинать надо с себя любимой. Потому что пусть даже вы попадете к хорошему специалисту,

пусть даже вам «исправят» дите под ваши желания, но попадет оно в прежние обстоятельства, которые вы же и создали,

и вся «мозгоправная работа» с дитем и заплаченные за нее денежки полетят в помойку.

 

 

Наверное первый навык, который стоит освоить родителям — это навык наблюдения за своим

состоянием и состоянием близких. Очень важный навык, который чаще всего эгоистически упускается

из виду по одной простой причине: если вы отследили состояние и оно вас не устраивает,

то придется делать какие-то действия для исправления, если состояние устраивает,

все равно придется делать действия для удержания и сохранения желаемого состояния.

ДЕЙСТВИЯ по созданию условий для проявления тех или иных состояний.

Большинство на эту тему даже думать не готово — пусть все идет как идет, на автомате.

Вот и не учитывают ни своих состояний ни состояний своих детей.

 

 

А темперамент — это СОСТОЯНИЕ сил в организме, скорость переключения с отдыха на действия

(тормоз — возбуждение). У ребенка сил полно, а родитель в бессилии. И, конечно, относительно

бессильных взрослых ребенок КАЖЕТСЯ гиперактивным. Что делают взрослые? Пытаются ограничить

силы ребенка под СЕБЯ, вместо того, чтобы дать выход его силе и научить эту силу контролировать и подчинять

своим задачам, и научить эти силы набирать. Остальные выводы, я полагаю, читатели легко сделают сами.

 

 

Хотите продолжения темы — о СИЛАХ и СОСТОЯНИЯХ мы говорим подробно в мини-тренинге «В поисках силы»,

который прошел весной 2019-ого года в режиме прямой трансляции, а теперь располагается в записи на нашей

платформе ОДО в личном кабинете ученика.  Пройти его можно прямо сейчас, всего за три недели,

вход в тренинг здесь: https://navyki-pokoleniy.ru/v-poiskax-sily

 

 

Тренинг состоит из 3-ех занятий, длиться 3 недели. Вы смотрите записи вебинаров и получаете домашние задания,

за невыполнение которых вы будете исключаться из тренинга! Дисциплина у нас строгая — если хотите результата

— соблюдайте дисциплину!

 

 

Основы воспитания и базовые навыки, которые необходимы родителям нарабатываем в тренинге

Основы Деятельного Воспитания (ОДВ) — подробности о ближайшем групповом потоке здесь:

https://navyki-pokoleniy.ru/odv-opisanie

 

 

 

Изабелла Воскресенская

rodi@navyki-pokoleniy.ru

 

 

Вместо П.С. отрывки из откликов на прошлое занятие в группе ОДВ -2, тема -«Дети и деньги»:

 

 

****

 

«…упорядоченность информации, дает ясность: 
Про базис и надстройку (основные и дополнительные расходы); 
Про объяснение доходов и расходов детям; 
Про пример ответа ребенку в магазине, когда что-то требует; 
Про планирование покупок заранее. 
Про справедливый обмен: чтобы что-то получить, нужно что-то отдать 
Про карманные деньги 
Причина: вроде очевидные вещи. Но у меня не было достаточной ясности в них, в каждом пункте я упускала маленький, но главный момент. Отследила их и запомнила… Кристина» 

 

****

 

 

«… 
+ проверила свой раппорт с деньгами. Есть! 
+ усвоила возрастные границы, когда нужно познакомить детей с базовыми понятиями денег 
+ повторила важность договора (радует, что младшая уже поняла, как нужно договариваться, и регулярно это делает со мной) 
+ усвоила, что такое собственность, и как учить ребенка распоряжаться своими вещами 
+ список — профилактика эмоциональных покупок 
+ Базис и надстройка — очень важная тема, прямо базис для жизни 
+ уяснила про бюджет, карманные деньги и работу по дому, а еще про то, что нужно стремиться к лучшему самим и детей к этому приобщать 

Причины +. Интересно поданный и логичный материал, проработка многих тем в ПГ, ДПГ… Елена» 

 

****

 

 

«…Плюсы: — узнала как экологично объяснить сыну 2,5 что такое деньги, откуда они берутся и на что тратятся 
— стал понятен вопрос, с какого возраста начинать объяснять про деньги. 
С какого возраста давать деньги. 
Причина: конфронтация с проблемой. 
+ Уяснила для себя насчет договора по распределению семейного бюджета и его Критерий: устраивает/ не устраивает. 
Если не устраивает- это нормально и нужно передоговориться. 
Инструменты ОДВ в помощь. 

 

+Уяснила для себя про карманные деньги. 
Понравилась приведенная 
Фраза из книги » свои деньги ты будешь получать раз в неделю, в независимости какие оценки принесешь». 
Запомню для себя, она показывает, что родитель может быть на стороне ребенка вне зависимости от его оценок в школе. 
+ Информация про базис и надстройку. 
Я поняла, почему базис это важно. Для чего он нужен. Изменила свое отношение к базису и распределению доходов в семье. 
Больше зауважала мужа — т.к. он уделяет базису много внимания. 
+ Уплотнила в образ понятие собственности и ценности. Стало понятно, насколько важна для ребенка его игрушка. 
+ Информация про то, как правильно ходить в гости. Пересмотрела свое отношение к походу в гости. 
Причины: актуальность информации, конфронтация с проблемой… Екатерина.» 

 

 

****

 

«…поняла, что детей нужно учить правильному отношению к деньгам и делать это своевременно. Причина: меня родители этому не учили и не объясняли, а скорее транслировали неэкологичные запреты и установки и поэтому живу я не так как хочу, экономлю на всем, запрещаю себе делать подарки себе и т.д. 

Заключение: вебинар помог мне поднять еще один глубокий пласт в сознании, который касается денег. С одной стороны – разворошили осиное гнездо, ведь раньше не парилась по этому поводу, а с другой – надо же когда то начинать чистить и дальние уголки сознания. В общем, рада что сама задумалась об этом и получила ключи, как же менять свое отношение к деньгам в лучшую сторону и учить этому детей. 

Вывод: появилась новая цель – пройти тренинг ДПГ и поменять свои неэкологичные установки и улучшить свое материальное положение. Купить игру «Благополучи-е»! и играть в неё. Светлана» 

 

******

 

 

Все участники считают тренинг ОДВ очень важным событием в их жизни, потому что

мы рассматриваем самые актуальные темы в воспитании. И ГЛАВНОЕ — мы тренируем навыки.

А хороший навык — это силы приведенные в равновесие! :)

 

 

Силы здесь: https://navyki-pokoleniy.ru/v-poiskax-sily

 

Деятельное Воспитание Детей здесь: https://navyki-pokoleniy.ru/odv-opisanie

 

 


 
Нажмите сюда, чтобы поделиться этим выпуском в соц. сетях →

Не успеваете за новыми выпусками?

Заполните форму ниже, что бы подписаться на рассылку и получать свежие выпуски прямо на почту!