Библиотека » Статьи »

ФОМА И ЕРЁМА: КАК ПОДМЕНЯЮТСЯ КОНТЕКСТЫ И ПОНЯТИЯ

 

Всем привет! Мы часто пишем про понятийное мышление, и что у людей оно в большинстве случаев отсутствует. Как мы это понимаем? Первое, что бросается в глаза – они не учитывают контекст, то есть обстоятельства и смысл. Речь понимают, но смысл нет. Такое часто случается, если с вами, например, говорит профессионал о каких-то своих профессиональных тонкостях, вроде и по-русски говорит, но понять смысл трудно.

 

Если с профессионалами такой казус понятен, можно просто остановить человека и попросить объяснить «на нормальном русском», и такая ситуация приемлема, то все сложнее, когда сам «нормальный русский» собеседником не понимается. В простонародье это называется: “Я тебе про Фому, ты мне про Ерёму”, ты ему: «В огороде бузина…», а он в ответ: «В Киеве дядька» – люди НЕ ПОНИМАЮТ, о чем им говорят, хотя говорят понятно, на этом самом «нормальном русском» (мы говорим о тех, для кого русский язык родной). И это уже когнитивная патология. Потеря контекста – опасный симптом. Так начинается слабоумие. Поэтому есть смысл подобные «ляпы» у себя отслеживать, тренироваться их не допускать, чтобы сохранить свое сознание в ясности и уме на как можно более долгое время.

 

Накопилось несколько иллюстраций из нашего проекта, которые хорошо показывают, что значит “не учитывать контекст”, и на их примере вы можете потренироваться отслеживать нарушение контекста вокруг себя. Это еще важно потому, что находясь в компании людей, постоянно теряющих контекст из виду, со слабым скачущим вниманием, вам иногда кажется, что вы сошли сума. Кстати! НАМЕРЕННЫЕ подмены контекстов являются жесткой манипуляцией, часто с целью газлайтинга (намеренного сведения с ума и обесценивания собеседника). Когда вы видите, что собеседник прыгает из контекста в контекст, скорее всего сума сошли не вы, а либо у него слабый ум (он не может его удержать на предлагаемом смысле), либо он намеренно пытается вас свести с ума и обесценить.

 

Иллюстрация первая: недавно опубликовали один юмористический пост: https://vk.com/wall-126959450_16705 Контекст: картинка со старинным бытом русской избы. На картинке изображено помещение с деревенской печью, прялкой, лавками, самоваром на столе и т.д. Помещение одно – не разделенное стенками. Подпись к картинке: “Так выглядела квартира-студия полтора века назад”. В чём юмор? Что ничего не меняется – студии как были, так и остались :) Только теперь не изба – а студия. Дальше подписи в дополнение: “Это не только квартира студия, а еще коливинг, и коворкинг” – то есть помещение, где живут вместе, и работают вместе, только это называется современным сленгом. Далее подпись: “А во дворе свой спа-комплекс” – намек на озеро/реку/баню; “И контактный зоопарк” – намек на домашнее хозяйство: куры, утки, гуси, коровы и т.д. “Бабушка печёт панкейки” – блины по-новому, а “дед занимается ворк-аутом” – то есть силовыми упражнениями во дворе – дрова рубит, строит что-нибудь, или картошку копает. Юмор в игре слов – когда современными словами называешь события прошлого, когда таких слов и в помине не было. Смысл этого поста – ЮМОР. Умственно здоровый человек поймет и рассмеётся, ну или улыбнется хотя бы.

 

Но вы почитайте комментарии, что пишут люди, о чем они переписываются друг с другом, к чему придираются. РЕЧЬ ВООБЩЕ НЕ ОБ ЭТОМ! КОНТЕКСТ ДРУГОЙ! А они размусоливают, что «вагонка» на стенах на картинке современная, печь не каноничная, брусок для стола и лавок на современной пилораме, прялка недавно сделана, и вообще избы не такие полвека назад были! «Щас фотку пришлем», покажем какие… То есть люди вообще не поняли, что это ЮМОР, и о чём он. Мы про Фому, они про Ерёму…

 

Для нормальных людей, когда они говорят своим гостям, которые собираются ехать домой: “Карета подана!” – это юмор. То есть, понятно же, что подъезжает не карета, а современный автомобиль. Но мы можем назвать его по старинке каретой. И если гость ответит на такие слова: “Вы нормальный вообще? Какая же это карета? Это автомобиль!” – с ним явно что-то не так! Потому что он не понял шутки и не понимает игры смыслов. На подобных тестах в том числе, строится диагностика слабоумия. Какой ответ был бы адекватным? “Спасибо сударь, весьма польщен!” :)

 

Знаете, почему люди не понимают юмор? ОНИ НЕ ОРИЕНТИРУЮТСЯ В КОНТЕКСТЕ! Потому что юмор – это игра слов, смыслов и контекста! А они не понимают, что это такое. Мышление ущербное. Отсутствие понимания юмора – признак слабоумия. Это не оскорбление людей без чувства юмора, а реальные симптомы психических заболеваний. Если человек не понимает юмор ВООБЩЕ – что-то не так у него с головой, будьте осторожны. До фанатизма и до психопатии совсем не далеко… Он все будет воспринимать крайне серьезно! Даже шутки.

 

И вообще – вся жизнь серьезная штука для него. Взрослый человек – серьезный человек! Он считает, что юмор – для дураков. А быть дураком – один из самых страшных страхов для людей, которые зависят от внешних оценок. Поэтому изо-всех сил они стараются ВЫГЛЯДЕТЬ умными, то есть с их точки зрения – серьезными и безошибочными.

 

А вот другой пост: https://vk.com/wall-126959450_16719 Текст написан в пародии на старославянский стиль. Контекст какой (о чем текст на самом деле): люди обсуждают свои покупки на торговой он-лайн платформе Wildberries. Юмор построен на той же конструкции, на чем построен был в предыдущем посте: современные обстоятельства пытаются описать старинными совами, и это получается нелепо, смешно, потому что для каждого времени существует свой язык, и нельзя возвращать старинные и мертвые языки в современность – это НЕЛЕПО. Что отвечают люди: “Прекрасный текст! Отличное обращение!
Полностью поддерживаю”. Что поддерживает? Торговую платформу Wildberries? :) Или то, что текст славянским стилем написан? А фанатикам только дай волю это поддержать, им любую картинку или символику славянскую покажи – они как неадекватные реагируют с особым пристрастием. Смысл текста и юмор – в одном, а люди видят своё – совсем другое.

 

===

 

“Ходит за мной один с козлиным пергаментом и непрерывно пишет. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там записано, я не говорил. Я его умолял: сожги ты бога ради свой пергамент! Но он вырвал его у меня из рук и убежал…” – слова Христа, “Мастер и Маргарита”, Булгаков.

 

===

 

Знал ведь великий писатель и врач, о чем писал. Между прочим, в этом же романе очень хорошо описана шизофрения и ее проявления.

 

Иногда в наших статьях встречаются опечатки. Довольно сложно не сделать ни одной ошибки в тексте на восемь страниц и когда пишешь на скорую руку, чтобы текст актуальным был. Мы сами знаем, что часто ошибки делаем не по безграмотности, а по невнимательности. Мы проверяем свои тексты много раз, но сегодня и ИИ безжалостно вмешивается, автоматически исправляя текст, где надо и не надо, но и упустить незначащую деталь проще простого, ПОТОМУ ЧТО ТАК РАБОТАЕТ ЗДОРОВЫЙ МОЗГ. И для этого тоже существует множество тестов на понимание контекстов и смыслов. Человек со здоровым мозгом читает смыслы, а не слова и буквы. Понимаете разницу?

 

Мы задаем важные личностные и социальные вопросы, но вместе ответов на эти вопросы, и обсуждение ГЛАВНОЙ темы поста, некоторые читатели обращают внимание на пропущенную букву. Мы ему – про важный для жизни смысл! А он про мягкий знак… Мы ему про Фому, а он видит только Ерёму.

 

Как такие люди появляются? Очень просто: их в детстве не учат думать, обладать понятийным мышлением, мыслить гибко и выделять главное. Их в школе на орфографию натаскали (недооцененные отличники, блин!), на правила и чистописание надрессировали, научили ЧИТАТЬ БУКВЫ. А смыслы из текстов, метафоры – извлекать не научили.

 

Эти недооцененные отличники всю информацию в лоб воспринимают: не что написано, а как, с точки зрения орфографии. Какие метафоры?! Метафоры – скрытый смысл, а они его тупо не видят! Когда их спрашиваешь: о чем был фильм, они пересказывают сюжет, а не смысл и не то, чему фильм учит (на курсе ОДВ часто с этим сталкиваемся).

 

Они такие все из себя «отличники», что всю жизнь с серьезным лицом живут, ничего не понимая, а потом удивляются, почему несчастные такие. И ищут с остервенением где кто ошибся, чтобы носом ткнуть и возвысится за чужой счет, возможно, именно в этот момент они хоть ненадолго счастливы. Но какого это жить с сумасшедшим и слабоумным, до которого не достучаться? Как с мебелью – одиноко: что ни скажи, как об стенку горох, вот так люди и начинают с микроволновками разговаривать, она адекватней :). А сегодня еще не известнее, с кем разговаривать адекватнее, с микроволновкой, или телевизором – очень спорный вопрос 🤣

 

Еще этим людям элементарной искренней радости не хватает, а она – в легкости понимания смыслов! А понимая юмор, над многим можешь посмеяться. И жизнь становится легче, радостнее. С юмором легче проживать проблемы этого, порой недружелюбного, мира. Юморит и шутит наш внутренний ребёнок! Детская чать нашего сознания – по сути, это наша душа. Вот и думайте теперь…

 

===

 

“Все самые большие глупости делаются с серьезным выражением лица. Улыбайтесь господа, улыбайтесь!” – Барон Мюнхгаузен

 

===

 

Понятийному мышлению, гибкому мышлению, навыку выделения главного мы обучаем на наших курсах: “Основы Деятельного Воспитания” и “Логика для детей и взрослых”. На этих наших курсах некоторые студенты хватаются за голову, когда понимают скудость собственного мышления. Такое понимание очень тяжело достается, но зато потом они начинают видеть СМЫСЛЫ, учатся сами мыслить понятийно и гибко, учатся находиться в разуме и УЧИТЫВАТЬ КОНТЕКСТЫ (у нас есть специальные упражнения для этого), чтобы не допустить катастрофичных отношений в жизни, в общении с людьми, в построении дел, и самое главное – В ВОСПИТАНИИ СВОИХ ДЕТЕЙ! Потому что дети ведут себя по образу и подобию своих родителей.

 

И когда студенты начинают сами меняться – мир вокруг них меняется. Отношения с супругами улучшаются как будто сами собой, дети вдруг становятся послушными невзначай, в семье процветают радость, юмор, легкость, уважительность и возвращается потерянная любовь. И все просто от того, что люди стали ПОНИМАТЬ друг друга.

 

Курс “Основы Деятельного Воспитания” (ОДВ) здесь: https://navyki-pokoleniy.ru/odv-opisanie скоро начнется обучение 11 потока. Его рекомендуем проходить до Логики. Здесь тренируем понятийное мышление, проходим детскую психологию и педагогику, для разумного, нравственного и деятельного воспитания детей. Курс подойдет родителям/бабушкам/дедушкам/няням/учителям/воспитателям/детским психологам. 14 занятий, состоящих из видеолекций, практических домашних заданий, групповой работы в команде (будет прекрасная возможность потренировать понимание!), и с обратной связью от тренеров.

 

===

 

“Ирина Паринцева, Отклик на тренинг ОДВ: Давно подписана (где-то с 2012 г.) на рассылку статей Изабеллы Леонтьевны, которые пронизаны мудростью, глубиной и разносторонностью познаний, логикой и душевностью! А еще всегда резонировал подход к воспитанию: активный, бережный, неравнодушный, вдохновляющий! А Даниил, сын И.Л.Воскресенской, замечательный “результат” – наглядный пример такого воспитания) Поэтому именно к ним я пошла учиться в тренинге Основы Деятельного Воспитания (ОДВ).

 

Пройдя этот тренинг могу с уверенностью сказать, что это очень интересный, увлекательный, информативный, наполненный психологическими лайфхаками, различными фишками, примерами из жизни – живой тренинг!). Одно перечисление тем уже о многом говорит: науки, дети и игры, половое воспитание детей, дети и компьютер, детская ложь, дети и деньги, родительская любовь…Это насыщенные полезной, применимой в жизни информацией вебинары.

 

Тренинг стимулирует задумываться над важными вопросами в жизни, понимать, осознавать их глубже и уже затем применять в своей жизни. Было дано много инструментов для работы над собой с целью улучшения и оптимизации своих действий. Мы изучали и осваивали на практике в домашних заданиях инструменты понятийного мышления. Я поняла, что даже с ребенком 2 лет можно проводить мини-рефлексии.

 

Еще мы искали смысл во всем что делаем в жизни с вопросом: “Зачем?” И это помогло выставить верные приоритеты, ведущие к намеченной цели. Я поняла на практике про стратегическую и тактические задачи. А чего стоит домашнее задание по проработке родительских предписаний-запретов – было горячо.

 

Понравилось занятие по метафорам, продолжаю их находить в книгах и фильмах – это оказалось очень увлекательно, познавательно, открывает многомерность смыслов, заложенных в них. Нам даже был дан алгоритм выхода из кризиса, что актуально для нашего времени.
Поняла важность научного системного подхода в изучении мира для того, чтобы у ребенка складывалось взаимосвязанное, целостное понимание мира – как пазл. Теперь я знаю с чего начинать обучение ребенка наукам, на что обращать внимание. Я обязательно объясню внучкам для чего нужна та или иная наука и где эти знания можно применить в будущем.

 

Запомнила таблицу с задачами родителя на разных этапах жизни ребенка. Поняла свои косяки в воспитании сына, если бы эти знания были у меня тогда, многих ошибок можно было бы избежать. Теперь применяю полученные знания, умения в воспитании, обучении внучек экологичными методами.

 

Благодарю за полученные знания и навыки, которые не раз пригодятся в жизни! Можно опубликовать. Хочу учувствовать в чате выпускников ОДВ”.

 

===

 

Это один из отзывов, просто выбрал самый короткий :)

 

Кто прошел ОДВ, можно пройти “Логику”: https://navyki-pokoleniy.ru/logika-opisanie – и потренировать силу ума, еще больше прокачать понятийное и проектное мышление. 11 занятий с видеолекциями, практическими заданиями и обратной связью от тренеров.

 

Если мышцы не тренировать – они атрофируются, потом в тонус привести очень сложно, иногда бывает невозможно. После ковида мы с Изабеллой заметили значительное снижение силы ума у людей. А еще слабоумию, по нашим наблюдениям, способствует массовая культура, и она связана отнюдь не с Западом, у нас и своих “пророков в своём отечестве” хватает…

 

Приходите к нам, мы научим вас учитывать контекст, понимать юмор (как вы уже поняли, чтобы понимать юмор – думать и чувствовать надо уметь), выделять главное, мыслить на балансе между рациональным и иррациональным мышлением, и научим этому всему обучать ваших детей!

 

До скорой встречи в тренингах!
Желаю всем крепкого интеллектуального здоровья!

 

Ваш Кот-Учёный, Даниил Воскресенский

 

П.С. С хейтерами каши не сваришь, перевоспитывать их – Сизифов Труд, поэтому их мы заносим в бан и черный список сразу же. Все, кто недоброжелательно относится к нашему контенту и к нам – в баню! :) Даже руки пачкать о них лень. Поэтому агрессивные шизоиды всякие, которым мозолят глаза ошипки; эпилептики, которые не умеют выделять главное и подменяют смыслы; национальные и прочие фанатики – вам к психиатрам, этот проект не для вас.

 

П.П.С. С разумными и теми, кто тянется к разуму – увидимся на открытом вебинаре 16 сентября в 19:00 по МСК. Будем обсуждать вместе с Изабеллой и участниками тему: ДЕТСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ. ЧЕМ МОГУТ ПОМОЧЬ ИЛИ ПОМЕШАТЬ РОДИТЕЛИ. Вебинар будет бесплатный, для всех желающих! Видео-трансляция будет опубликована на стене нашего сообщества: Основы Деятельного Образования (vk.com) – подписывайтесь, чтобы не пропустить!


 
Нажмите сюда, чтобы поделиться этим выпуском в соц. сетях →

Не успеваете за новыми выпусками?

Не беда! Просто подпишитесь на рассылку проекта, чтобы регулярно получать новые выпуски статей, видеоролики и аудиозаписи на свою e-mail почту!