Приветствуем, стремящиеся к нравственности! С Вами Изабелла и Даниил Воскресенские
с продолжением главной темы нашего проекта – образование. В этом выпуске дадим наше
определение понятию нравственности; разлепим понятия морали и этики, а также вы узнаете,
каким мы, в проекте ОДО, видим образование будущего: духовным, материальным,
или каким-либо еще. Устраивайтесь поудобнее и поехали!
Прошлый выпуск назывался: «Технологии или нравственность?», и, как правильно написала одна
студентка нашего курса для родителей и детей «ЛОГИКА», нельзя делать выбор из этих двух понятий,
потому что они принадлежат разным категориям. Можно использовать технологии, и при этом быть
нравственным – эти понятия не противоречат друг другу. И из этого выпуска вы поймете, почему.
Вообще, надо сказать, что студенты курса «ЛОГИКА» нас очень радуют и приятно удивляют.
Некоторые ответы на одно интересное домашнее задание мы скоро опубликуем в нашем сообществе.
Думаем, и вам полезно будет их увидеть. Не все потеряно, есть еще люди, которые умеют ДУМАТЬ!
Понятие морали мы разбирали на вебинаре «Сексуальная революция. Новая Волна», и многие
его участники сделали для себя настоящее открытие, когда поняли, что мораль, этика и нравственность
не одно и то же. По откликам в наших сообществах мы поняли, что те, кто на вебинаре не был,
так и продолжают эти понятия слеплять.
Мораль – это ценности и правила поведения (ограничения и запреты), принятые в определенном обществе.
Поведение тех, кто ценности и правила этого общества не разделяет, а также нарушает принятые ограничения
и запреты, в обществе называют аморальным. Общество их судит и наказывает.
Обратите внимание! Мораль строится на наказании. Есть «грех» – и есть расплата за него.
Мораль всегда принадлежит какой-то группе людей: религиозная мораль, национальная мораль,
коммунистическая мораль, буржуазная мораль, и т.д. Группа с одними моральными ценностями
может воевать с группой, которая транслирует и проповедует другие моральные ценности, например:
религиозные войны. И при этом каждая группа будет за справедливость, за добро, и каждая будет
считать, что «Бог с ними».
===
– С нами Бог!
– Нет, Бог за нас!!!
К.ф. «Царство Небесное»
===
Мораль важна – она определяет общность с какой-то группой людей.
Мы все, так или иначе, принадлежим какому-то обществу, и соблюдаем правила
поведения, принятые в нем.
Опасность морали заключается в том, что человек ставит ценности и правила своей
группы превыше других групп, обесценивая их.
ВАЖНО: когда человек руководствуется моралью, он делает выбор исходя их
ОЦЕНКИ ОБЩЕСТВА, в котором он находится. И «правильность» его поступка зависит
от внешней оценки, а не от своей собственной.
Так, например, ребенок втягивается в «плохие компании», даже если внутри себя понимает,
что делает неправильные вещи. Также люди попадают в секты, где сектантская мораль замещает
внутренние нравственные ориентиры: они сами не могут понять, что правильно, а что неправильно,
и обращаются к учению, которое за них это решит.
Над тем, что такое нравственность, ломали головы лучшие ученые и философы всех времен.
Если опираться на работы И. Канта, нравственность – это ВНУТРЕННИЙ ориентир, направленный
на общечеловеческие ценности, которые выше ценностей какой-либо одной группы.
То есть опора происходит не на внешнюю оценку моральной группы, а на внутренний
нравственный императив: свобода воли человека заканчивается там, где начинается
свобода другого.
И тогда человек не делает плохо другим не потому, что это запрещено и наказуемо,
а потому, что он сам этого не хочет.
Нравственность – это, прежде всего, свобода выбора и ответственность за него,
в противовес наказанию за грехи. Это то, что мы в обиходе называем «совестью».
И эта совесть всегда выше морали. Мораль может, например, требовать убить,
а совесть призывает к милосердию.
Раньше нравственный закон формулировали, как «золотое» правило: «поступай с другими так,
как хочешь, чтобы поступали с тобой». Но это правило натыкается на некоторое ограничение.
Например, если кто-то любит печенье, и навязывает его тому, кто его терпеть его не может,
то тут явно что-то не так :) Поэтому есть еще одно нравственное правило: «поступай с другим так,
как он хочет, чтобы с ним поступили, но не во вред себе».
Нравственность – как внутренний компас, который воспитывается с детства. Это внутреннее чувство
справедливости, которое не зависит от внешних оценок.
Этика – это наука, которая изучает общечеловеческие, НРАВСТВЕННЫЕ ценности, и их взаимодействие
с моральными. Этика выше религий, выше идеологических учений, выше отдельных мировоззрений.
Она объединяет людей всего мира общими ценностями: добра, истины, красоты, справедливости, чести,
порядочности, честности, любви, дружбы, верности, уважения человека и его жизни, не важно при этом,
какой человек национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации, возраста и пола.
Моралисты ПОДМЕНЯЮТ общечеловеческие ценности ценностями отдельной группы, навязывая
свою мораль другим. Таким образом происходит деление мира на моральные группы, которые
борются друг с другом на протяжении тысячелетий.
Мораль – порабощает человека, решая за него самого, что ему можно, а что нельзя, в каких рамках
ему мыслить и по каким правилам жить. Нравственность и этика – освобождают человека,
и человек сам для себя определяет, что ему можно, что нельзя, как ему мыслить и по каким
правилам жить, не принося при этом вреда себе, другим людям и окружающему миру.
Именно поэтому мы считаем, что новая культура и образование будущего должны строиться
на основе нравственности и этики, на основе общечеловеческих ценностей, не ограничиваясь
моралью. Особенно сегодня: в эпоху глобализма, смешения культур, и проблем, перед которыми
встали не отдельные группы людей (страны, народы, национальности), а всё человечество.
И на этих основах мы можем объединиться, а не бесконечно отстаивать свои моральные убеждения,
обесценивая чужие.
Теперь что касается духовности. Дело в том, что на самом деле ни религия, ни ученые, ни эзотерики,
ни сектанты не знают, что такое ДУХ. Предполагать и допускать они могут что угодно, но что это,
есть ли это на самом деле, откуда берется, и для чего это нужно – не знает никто.
Невозможно проверить истинность тех определений, которые дают «духовные» адепты – нет
100%-ых неоспоримых оснований и доказательств. И именно поэтому вокруг понятия духовности
столько сект, «колдунов» и шарлатанов.
Предлагаем оставить это понятие – ему невозможно дать определение с тем наборов знаний,
которое пока есть у человечества. НО, тем не менее, «духовность», в определенном смысле
этого слова, нам все же нужна, и вот зачем:
Мы думаем вы согласитесь с тем, что под духовностью большинство из нас, как раз-таки,
и подразумевает стремление к общечеловеческим нравственным ценностям: добру, истине,
красоте, справедливости, чести, порядочности, честности, любви, дружбе, верности, уважению
и т.д. То самое – вечное.
Но только дело в том, что нельзя это стремление обрамлять в моральные рамки – то есть делать
их принадлежностью какой-то одной группы! Чем зачастую занимаются всякие «духовные»
лидеры и организации, присваивая себе истину, торгуя ею, и обесценивая смысл, который стоит
за духовностью до «ДУХОВКИ». Вешают людям на уши лапшу, рассуждая о понятиях, смысл
которых сами не понимают, и от других понимания не требуют, а требуют только ВЕРЫ,
практически на слово. К тому же, эти «Духовники» зачастую противопоставляют нравственные
ценности материальным.
Поэтому в проекте ОДО (который, все-таки, основан на научном познании мира) мы понятие
духовности вообще не используем, а говорим в контексте этичности и нравственности,
чтобы подписчики понимали, что мы не о каких-то эфемерных религиозных понятиях говорим.
Мы живем с вами в материальном мире – это просто ФАКТ, и игнорировать его не разумно.
Вот вам и ответ на вопрос: каким должно быть образование будущего: духовным, или материальным?
Если будем образовываться в рамках «духовности» – зайдем в религиозный тупик, доверяя НА СЛОВО,
разучимся думать, и материально погибнем. Если будем образовываться только материально – погибнем
нравственно, пренебрегая общечеловеческими ценностями. Снова наши рассуждения возвращаются к балансу.
Поэтому образование будущего, на наш взгляд, должно базироваться как на науке о материи, так и на нравственных
ценностях (с этической, а не моральной точки зрения). То есть – обучая человека пользоваться таким
инструментом, как нож, нам необходимо объяснять ему, что этот инструмент можно использовать как
нравственно, так и безнравственно (как и любой другой инструмент). И, например, создавая искусственный интеллект,
человек должен позаботиться о программировании в нем трех законов робототехники по Азимову.
Ведь кто-то, возможно, в нас самих, эти нравственные ценности когда-то изначально запрограммировал?
А потом, возможно, мы уже их стали передавать из поколения в поколение… Но кто это сделал – пока неизвестно.
Закономерный вопрос: кто тогда будет заниматься воспитанием этих общечеловеческих ценностей
в будущем, если не религии, эзотерики и секты?
Первая среда, в которую попадает ребенок это его семья, и от того, какие ценности воспитываются
в семье – зависит очень многое! Затем ребенок попадает в общество, получая образование:
детский сад, школы, институты, курсы и т.д. А также он взаимодействует с МИРОВОЙ культурной средой:
кино, музыка, литература, искусство, и т.д. Все это формирует мировоззрение и ценности, к которым
будет стремиться взрослеющая личность.
Было бы здорово, если бы эти социальные институты обучали не только адаптации в материальном
мире, но и нравственным ценностям. Чтобы они формировали общую ЭТИЧЕСКУЮ культурную среду,
давая возможность человеку сформироваться, как ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, которая самостоятельно
мыслит и опирается на свой внутренний нравственный компас.
К сожалению, мировая культура, с точки зрения нравственности, сегодня переживает большой кризис.
Он заключается в том, что патриархальная культура терпит фиаско, былые ценности и устои трещат
по швам, а новая культура пока четко не сформировалась.
Возвращаться в «средневековье» не хочется, а будущее туманно и размыто. Поэтому сейчас
люди чувствуют сомнение, как никогда раньше, а также безнадежность и неуверенность
в завтрашнем дне. Масло в огонь подливают политические и экономические распри,
а также ухудшение экологии и изменение климата. Правительство и религия во многих
странах теряет доверие у населения. Все меняется с сумасшедшей скоростью, и сохранить
в этом мировом бардаке свои нравственные ценности и разумное логическое мышление – очень сложно.
Но возможно! И далеко не все еще потеряно!
Об образовании и культуре (как их менять), о культуре потребления и созидания будем
еще говорить в следующих выпусках. А также поговорим о том, что мы с вами можем сделать,
чтобы из этого масштабного культурного кризиса выйти, как каждый из нас может повлиять
на образование будущего, и как это образование сделать сбалансированным: чтобы оно было
и нравственным, и материальным.
Чтобы не пропустить следующие важные выпуски, присоединяйтесь к нашему проекту:
Основы Деятельного Образования
А также вы можете подписаться на рассылку проекта ОДО ВК здесь:
https://vk.com/app5898182_-126959450?ref=group_menu
чтобы получать уведомление о новых выпусках прямо в личные сообщения ВК.
Был ли для вас этот выпуск полезен? Разлепили ли вы понятия морали, этики и нравственности?
Стали ли они вам более понятны? Если да – напишите об этом в комментариях! Ставьте лайк
и делитесь этим выпуском с друзьями, если считаете эту тему важной.
Изабелла и Даниил Воскресенские.
П.С. Человечество развивается от мелких первобытнообщинных сообществ, до стран, федераций,
и видимо дальше движется к общей планетарной и мульти-планетарной цивилизации. Ученые и деятели,
которые ранее об этом говорили: супруги Рерихи, Е. Блаватская, В. Вернадский, К. Циолковский,
Р. Шелдрейк, знаменитые фантасты. Сегодня об этом говорят: С. Сухонос, С. Переслегин, и многие другие.
Кстати, Илон Маск тоже входит в их число :) Мы считаем, что нам, жителям космического корабля
под названием «Земля», необходимо определиться в общих понятиях, чтобы прийти к миру и согласию.
Для этого нам дан величайший дар – умение договариваться.
П.П.С. С чего начать? – Спросите вы. Начните с себя, и с тех сфер своей жизни, на которые вы можете повлиять.
Учитесь думать и развивайте свой внутренний нравственный компас – он подскажет, в каком направлении вам двигаться :)
Да, сегодня, кажется, что тех, кто следует нравственным, этическим ценностям и при этом мыслит
разумно – не много. Но они есть. И обращаясь к этим вечным ценностям, вы однажды обнаружите,
что в этом мире вы вовсе не одни
Заполните форму ниже, что бы подписаться на рассылку и получать свежие выпуски прямо на почту!