Библиотека » Статьи »

«ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ». Расставим все точки над i.

 

 

Приветствуем, стремящиеся к нравственности! С Вами Изабелла и Даниил Воскресенские

с продолжением главной темы нашего проекта – образование. В этом выпуске дадим наше

определение понятию нравственности; разлепим понятия морали и этики, а также вы узнаете,

каким мы, в проекте ОДО, видим образование будущего: духовным, материальным,

или каким-либо еще. Устраивайтесь поудобнее и поехали!

 

 

Прошлый выпуск назывался: «Технологии или нравственность?», и, как правильно написала одна

студентка нашего курса для родителей и детей «ЛОГИКА», нельзя делать выбор из этих двух понятий,

потому что они принадлежат разным категориям. Можно использовать технологии, и при этом быть

нравственным — эти понятия не противоречат друг другу. И из этого выпуска вы поймете, почему.

 

 

Вообще, надо сказать, что студенты курса «ЛОГИКА» нас очень радуют и приятно удивляют.

Некоторые ответы на одно интересное домашнее задание мы скоро опубликуем в нашем сообществе.

Думаем, и вам полезно будет их увидеть. Не все потеряно, есть еще люди, которые умеют ДУМАТЬ! 😊

 

 

Понятие морали мы разбирали на вебинаре «Сексуальная революция. Новая Волна», и многие

его участники сделали для себя настоящее открытие, когда поняли, что мораль, этика и нравственность

не одно и то же. По откликам в наших сообществах мы поняли, что те, кто на вебинаре не был,

так и продолжают эти понятия слеплять.

 

 

Мораль – это ценности и правила поведения (ограничения и запреты), принятые в определенном обществе.

Поведение тех, кто ценности и правила этого общества не разделяет, а также нарушает принятые ограничения

и запреты, в обществе называют аморальным. Общество их судит и наказывает.

 

 

Обратите внимание! Мораль строится на наказании. Есть «грех» – и есть расплата за него.

 

 

Мораль всегда принадлежит какой-то группе людей: религиозная мораль, национальная мораль,

коммунистическая мораль, буржуазная мораль, и т.д. Группа с одними моральными ценностями

может воевать с группой, которая транслирует и проповедует другие моральные ценности, например:

религиозные войны. И при этом каждая группа будет за справедливость, за добро, и каждая будет

считать, что «Бог с ними».

 

 

===

 

— С нами Бог!
— Нет, Бог за нас!!!

К.ф. «Царство Небесное»

 

===

 

 

Мораль важна – она определяет общность с какой-то группой людей.

Мы все, так или иначе, принадлежим какому-то обществу, и соблюдаем правила

поведения, принятые в нем.

 

 

Опасность морали заключается в том, что человек ставит ценности и правила своей

группы превыше других групп, обесценивая их.

 

 

 

ВАЖНО: когда человек руководствуется моралью, он делает выбор исходя их

ОЦЕНКИ ОБЩЕСТВА, в котором он находится. И «правильность» его поступка зависит

от внешней оценки, а не от своей собственной.

 

 

Так, например, ребенок втягивается в «плохие компании», даже если внутри себя понимает,

что делает неправильные вещи. Также люди попадают в секты, где сектантская мораль замещает

внутренние нравственные ориентиры: они сами не могут понять, что правильно, а что неправильно,

и обращаются к учению, которое за них это решит.

 

 

Над тем, что такое нравственность, ломали головы лучшие ученые и философы всех времен.

Если опираться на работы И. Канта, нравственность – это ВНУТРЕННИЙ ориентир, направленный

на общечеловеческие ценности, которые выше ценностей какой-либо одной группы.

То есть опора происходит не на внешнюю оценку моральной группы, а на внутренний

нравственный императив: свобода воли человека заканчивается там, где начинается

свобода другого.

 

 

И тогда человек не делает плохо другим не потому, что это запрещено и наказуемо,

а потому, что он сам этого не хочет.

 

 

Нравственность – это, прежде всего, свобода выбора и ответственность за него,

в противовес наказанию за грехи. Это то, что мы в обиходе называем «совестью».

И эта совесть всегда выше морали. Мораль может, например, требовать убить,

а совесть призывает к милосердию.

 

 

Раньше нравственный закон формулировали, как «золотое» правило: «поступай с другими так,

как хочешь, чтобы поступали с тобой». Но это правило натыкается на некоторое ограничение.

Например, если кто-то любит печенье, и навязывает его тому, кто его терпеть его не может,

то тут явно что-то не так :) Поэтому есть еще одно нравственное правило: «поступай с другим так,

как он хочет, чтобы с ним поступили, но не во вред себе».

 

 

Нравственность – как внутренний компас, который воспитывается с детства. Это внутреннее чувство

справедливости, которое не зависит от внешних оценок.

 

 

Этика — это наука, которая изучает общечеловеческие, НРАВСТВЕННЫЕ ценности, и их взаимодействие

с моральными. Этика выше религий, выше идеологических учений, выше отдельных мировоззрений.

Она объединяет людей всего мира общими ценностями: добра, истины, красоты, справедливости, чести,

порядочности, честности, любви, дружбы, верности, уважения человека и его жизни, не важно при этом,

какой человек национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации, возраста и пола.

 

 

Моралисты ПОДМЕНЯЮТ общечеловеческие ценности ценностями отдельной группы, навязывая

свою мораль другим. Таким образом происходит деление мира на моральные группы, которые

борются друг с другом на протяжении тысячелетий.

 

 

Мораль – порабощает человека, решая за него самого, что ему можно, а что нельзя, в каких рамках

ему мыслить и по каким правилам жить. Нравственность и этика – освобождают человека,

и человек сам для себя определяет, что ему можно, что нельзя, как ему мыслить и по каким

правилам жить, не принося при этом вреда себе, другим людям и окружающему миру.

 

 

Именно поэтому мы считаем, что новая культура и образование будущего должны строиться

на основе нравственности и этики, на основе общечеловеческих ценностей, не ограничиваясь

моралью. Особенно сегодня: в эпоху глобализма, смешения культур, и проблем, перед которыми

встали не отдельные группы людей (страны, народы, национальности), а всё человечество.

И на этих основах мы можем объединиться, а не бесконечно отстаивать свои моральные убеждения,

обесценивая чужие.

 

 

Теперь что касается духовности. Дело в том, что на самом деле ни религия, ни ученые, ни эзотерики,

ни сектанты не знают, что такое ДУХ. Предполагать и допускать они могут что угодно, но что это,

есть ли это на самом деле, откуда берется, и для чего это нужно – не знает никто.

 

 

Невозможно проверить истинность тех определений, которые дают «духовные» адепты – нет

100%-ых неоспоримых оснований и доказательств. И именно поэтому вокруг понятия духовности

столько сект, «колдунов» и шарлатанов.

 

 

Предлагаем оставить это понятие – ему невозможно дать определение с тем наборов знаний,

которое пока есть у человечества. НО, тем не менее, «духовность», в определенном смысле

этого слова, нам все же нужна, и вот зачем:

 

 

Мы думаем вы согласитесь с тем, что под духовностью большинство из нас, как раз-таки,

и подразумевает стремление к общечеловеческим нравственным ценностям: добру, истине,

красоте, справедливости, чести, порядочности, честности, любви, дружбе, верности, уважению

и т.д. То самое – вечное.

 

 

Но только дело в том, что нельзя это стремление обрамлять в моральные рамки — то есть делать

их принадлежностью какой-то одной группы! Чем зачастую занимаются всякие «духовные»

лидеры и организации, присваивая себе истину, торгуя ею, и обесценивая смысл, который стоит

за духовностью до «ДУХОВКИ». Вешают людям на уши лапшу, рассуждая о понятиях, смысл

которых сами не понимают, и от других понимания не требуют, а требуют только ВЕРЫ,

практически на слово. К тому же, эти «Духовники» зачастую противопоставляют нравственные

ценности материальным.

 

 

Поэтому в проекте ОДО (который, все-таки, основан на научном познании мира) мы понятие

духовности вообще не используем, а говорим в контексте этичности и нравственности,

чтобы подписчики понимали, что мы не о каких-то эфемерных религиозных понятиях говорим.

 

 

 

Мы живем с вами в материальном мире — это просто ФАКТ, и игнорировать его не разумно.

Вот вам и ответ на вопрос: каким должно быть образование будущего: духовным, или материальным?

Если будем образовываться в рамках «духовности» — зайдем в религиозный тупик, доверяя НА СЛОВО,

разучимся думать, и материально погибнем. Если будем образовываться только материально – погибнем

нравственно, пренебрегая общечеловеческими ценностями. Снова наши рассуждения возвращаются к балансу.

 

 

Поэтому образование будущего, на наш взгляд, должно базироваться как на науке о материи, так и на нравственных

ценностях (с этической, а не моральной точки зрения). То есть – обучая человека пользоваться таким

инструментом, как нож, нам необходимо объяснять ему, что этот инструмент можно использовать как

нравственно, так и безнравственно (как и любой другой инструмент). И, например, создавая искусственный интеллект,

человек должен позаботиться о программировании в нем трех законов робототехники по Азимову.

 

 

Ведь кто-то, возможно, в нас самих, эти нравственные ценности когда-то изначально запрограммировал? 😊

А потом, возможно, мы уже их стали передавать из поколения в поколение… Но кто это сделал — пока неизвестно.

 

 

Закономерный вопрос: кто тогда будет заниматься воспитанием этих общечеловеческих ценностей

в будущем, если не религии, эзотерики и секты?

 

 

Первая среда, в которую попадает ребенок это его семья, и от того, какие ценности воспитываются

в семье – зависит очень многое! Затем ребенок попадает в общество, получая образование:

детский сад, школы, институты, курсы и т.д. А также он взаимодействует с МИРОВОЙ культурной средой:

кино, музыка, литература, искусство, и т.д. Все это формирует мировоззрение и ценности, к которым

будет стремиться взрослеющая личность.

 

 

Было бы здорово, если бы эти социальные институты обучали не только адаптации в материальном

мире, но и нравственным ценностям. Чтобы они формировали общую ЭТИЧЕСКУЮ культурную среду,

давая возможность человеку сформироваться, как ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, которая самостоятельно

мыслит и опирается на свой внутренний нравственный компас.

 

 

К сожалению, мировая культура, с точки зрения нравственности, сегодня переживает большой кризис.

Он заключается в том, что патриархальная культура терпит фиаско, былые ценности и устои трещат

по швам, а новая культура пока четко не сформировалась.

 

 

Возвращаться в «средневековье» не хочется, а будущее туманно и размыто. Поэтому сейчас

люди чувствуют сомнение, как никогда раньше, а также безнадежность и неуверенность

в завтрашнем дне. Масло в огонь подливают политические и экономические распри,

а также ухудшение экологии и изменение климата. Правительство и религия во многих

странах теряет доверие у населения. Все меняется с сумасшедшей скоростью, и сохранить

в этом мировом бардаке свои нравственные ценности и разумное логическое мышление — очень сложно.

Но возможно! И далеко не все еще потеряно!

 

 

Об образовании и культуре (как их менять), о культуре потребления и созидания будем

еще говорить в следующих выпусках. А также поговорим о том, что мы с вами можем сделать,

чтобы из этого масштабного культурного кризиса выйти, как каждый из нас может повлиять

на образование будущего, и как это образование сделать сбалансированным: чтобы оно было

и нравственным, и материальным.

 

 

Чтобы не пропустить следующие важные выпуски, присоединяйтесь к нашему проекту:

Основы Деятельного Образования

 

 

А также вы можете подписаться на рассылку проекта ОДО ВК здесь:

https://vk.com/app5898182_-126959450?ref=group_menu

чтобы получать уведомление о новых выпусках прямо в личные сообщения ВК.

 

 

Был ли для вас этот выпуск полезен? Разлепили ли вы понятия морали, этики и нравственности?

Стали ли они вам более понятны? Если да – напишите об этом в комментариях! Ставьте лайк

и делитесь этим выпуском с друзьями, если считаете эту тему важной.

 

 

Изабелла и Даниил Воскресенские.

 

 

П.С. Человечество развивается от мелких первобытнообщинных сообществ, до стран, федераций,

и видимо дальше движется к общей планетарной и мульти-планетарной цивилизации. Ученые и деятели,

которые ранее об этом говорили: супруги Рерихи, Е. Блаватская, В. Вернадский, К. Циолковский,

Р. Шелдрейк, знаменитые фантасты. Сегодня об этом говорят: С. Сухонос, С. Переслегин, и многие другие.

Кстати, Илон Маск тоже входит в их число :) Мы считаем, что нам, жителям космического корабля

под названием «Земля», необходимо определиться в общих понятиях, чтобы прийти к миру и согласию.

 

 

Для этого нам дан величайший дар – умение договариваться.

 

 

П.П.С. С чего начать? – Спросите вы. Начните с себя, и с тех сфер своей жизни, на которые вы можете повлиять.

Учитесь думать и развивайте свой внутренний нравственный компас – он подскажет, в каком направлении вам двигаться :)

 

 

Да, сегодня, кажется, что тех, кто следует нравственным, этическим ценностям и при этом мыслит

разумно — не много. Но они есть. И обращаясь к этим вечным ценностям, вы однажды обнаружите,

что в этом мире вы вовсе не одни 😊


 
Нажмите сюда, чтобы поделиться этим выпуском в соц. сетях →

Не успеваете за новыми выпусками?

Заполните форму ниже, что бы подписаться на рассылку и получать свежие выпуски прямо на почту!