Библиотека » Статьи »

ДЕМОГРАФИЯ С РАЗНЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ. Часть 3-я. Третий кит.

 

 

Всем привет! Продолжаем рассуждать о демографии. Те, кто думает, что демография дело только государственных деятелей, предполагаю, даже не открывают эту серию статей. А тем, кто остался с нами, как всегда, предложу запастись во время чтения чем-нибудь вкусненьким: усвоение еды и информации схожие процессы!  Поэтому тащите чаёк и что у вас там есть похрустеть!

 

Итак, вспомним, о чем мы говорили в прошлых выпусках. Демография – это наука о закономерностях ВОСПРОИЗВОДСТВА населения стран.

 

Трудоспособное население страны создает Валовой Внутренний Продукт – ВВП, который отражает экономическую состоятельность государства. Поэтому трудоспособное население страны называют Человеческим Капиталом (термин введен лауреатом Нобелевской премии по экономике Теодором Щульцем).

 

Человеческий капитал — это совокупность знаний, умений, навыков их носителей, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом.

 

Человеческий капитал – это не теоретическая конструкция, это МЫ С ВАМИ! Мы рождаемся, обучаемся, становимся частью социума, выполняем какие-то задачи, (надеюсь, полезные для себя и общества), участвуя в создании экономического благополучия какого-то государства (а может даже нескольких). То есть мы находимся в обстоятельствах среды.

 

Чтоб двое встретились и зачали – должны сложиться благоприятные для этого обстоятельства. Люди должны хотя бы захотеть друг друга и иметь место для близости. Даже животные сначала гнездятся и только потом заводят потомство.

 

Что бы мы с вами стали образованны тоже должны сложиться определенные обстоятельства. В Африке они одни, в США другие другие, В Европе и Азии третьи и четвертые…

 

Так какие обстоятельства в идеале должны быть, чтобы люди хотели и могли рожать сколько необходимо для баланса Человеческого капитала, хотели и могли получить, востребованное обществом образование? И кто эти обстоятельства будет создавать?

 

Общество потребления, которому сегодня все экономисты, философы, футурологи пророчат конец, было воспитано на том, что все ресурсы находятся во вне. Реклама агрессивно призывает: – Купи! Купи! Купи! Ты достоин, у тебя еще нет этого и того, «без последнего айфона, мерседеса и гуччи ты ничто».

 

Всеобщее «потреблядство», которым, на самом деле, не так уж сильно избалованы наши граждане (по сравнению с тем же Западом), породило синдром приобретенной беспомощности, когда люди все время ищут источник сил на стороне. В вещах и связях, которые дают социальный статус.

 

Поскольку на себя опираться не привыкли, то рождаются бесконечные претензии к государству: «Государство даст, государство поможет, государство обеспечит, государство ДОЛЖНО». Да! Согласна. Государство нам много чего должно, а иначе зачем мы существуем в государстве, защищаем его и платим налоги?

 

Тем не менее, стоит ли, и правильно ли ВСЮ ответственность за свою жизнь перекладывать на государство? Очевидно, что есть обстоятельства, на которые мы повлиять не можем: “не мы такие – жизнь такая”. Но ведь есть же и то, на что мы вполне можем влиять! А не оправдывать свою беспомощность внешними факторами.

 

Чтобы создать крепкую счастливую семью, наверное, стоит овладеть навыками экологичного общения, это создаст благоприятные обстоятельства для рождения и воспитания детей. Кто несет ответственность за эти навыки? Государство, или каждый из нас? Государство нас должно научить общаться, или мы сами должны этому научиться?

 

Детей надо образовывать для их успешности и возможности решения задач, которые встанут перед ними и обществом в БУДУЩЕМ. Можем ли мы создать такие обстоятельства самостоятельно, используя, например, интернет, репетиторство, собственные знания, знания знакомых, не опираясь на государственную систему? В какой мере? Что нам для этого понадобится?

 

Возможно, придется отказаться от такого привычного в поколениях образовательного аутсорсинга. Тогда что взамен? Какие модели?
Например, сегодня поколение дедушек и бабушек уже не такое «отсталое», как раньше. Многие хорошо образованны и хотят, и могут обучать своих внуков, пока родители заняты работой.

 

Довольно распространенная ситуация, когда дедушки и бабушки, родители – прекрасные профессионалы в своих областях, часто с научными степенями. А ребенок в школе вынужден общаться с учительницей, которая создает гораздо более примитивный образовательный контекст, чем тот, в котором живет семья. Зачем ребенку такая школа?

 

Но десятилетия «образовательного аутсорсинга» привели к тому, что родители не имеют необходимых методических навыков для обучения собственных детей. И поверьте, не математике, письму, физике и химии должен обучать родитель в первую очередь! Его задачи: научить ребенка учиться самостоятельно! Обучить ребенка понятийному, логическому и проектному мышлению. Заложить нравственный фрейм. Обучить экологичному общению. В том числе задать уважительное отношение к противоположному полу и вообще к окружению. Это и есть основы деятельного воспитания и образования. Этому мы обучаем на своих тренингах. А на тренинге Основы Деятельного Воспитания (ОДВ) – обучаем родителей и учителей тренировать эти навыки у детей. Математика, Язык, Музыка, Живопись, Танцы, фундаментальные науки – это обстоятельства и инструменты, при помощи которых формируются эти навыки.

 

Вернемся к человеческому капиталу. Какие обстоятельства нам необходимы, чтобы этот капитал был высокого качества? Конечно, первое, что приходит на ум – достаточный уровень экономического благополучия. Что значит достаточный?

 

Это когда граждане обеспечены жильем в период деторождения (начиная с 20 лет), а не к пенсии (не увязая в долгах!). Чтобы им было где растить детей (не в жалких клетушках, а в нормальных просторных квартирах/домах). Это когда граждане могут себя и своих детей накормить и обуть, не ожидая унизительных подачек от государства. Это когда они могут купить необходимую бытовую технику и средства передвижения без ущерба для семейного бюджета, не залезая в кредиты. Это когда они могут дать детям образование, соответствующее запросам времени.

 

А экономическая состоятельность общества и каждого в отдельности зависит напрямую от образованности и квалификации. Вот и получаем три кита: образование, сексуальная культура в семье (ответственные отношения), экономико-культурные обстоятельства среды. И ни один кит не может существовать без двух других.

 

Мы уже пробовали:

=====

90-е годы запомнились катастрофическими показателями демографии. По подсчетам депутатов фракции КПРФ, в период с 1992 по 1998 годы естественная убыль населения превысила 4,2 миллиона человек, ежегодно число трудоспособного населения страны сокращалось в среднем на 300 тысяч. За этот период обезлюдело примерно 20 тысяч деревень.

 

Высокий уровень обнищания населения и рост числа хронических алкоголиков привел к появлению на улицах российских городов целой армии беспризорников – явление, с котором наша страна не сталкивалась со времен Второй мировой войны. По самым скромным подсчетам в 90-е годы в России насчитывалось до 2 млн. беспризорных детей.

 

Середина 90-х в России отметилась невиданным разгулом бандитизма. По данным генерал-майора ФСБ Александра Гурова, в год тогда регистрировалось около 32 тысяч умышленных убийств, из них 1,5 тысячи были заказными. Особенно страдали старики. За пару самых страшных лет только в одной Москве из-за квартир было убито около 15 тысяч одиноких пожилых людей

 

Источник: ©Русская Семерка

=====

Уверена – никто из нас не хочет снова попасть в эти обстоятельства.

 

Но мы можем вынести уроки из прошлого. Какие?

 

Внешним контролем; моралистикой, пропагандой и фанатизмом; запретами абортов; материнским капиталом; потоком мигрантов; “железным занавесом” – проблему повышения рождаемости и сохранения нации НЕ РЕШИТЬ. Только: повышением личной ответственности; повышением уровня образования; уровня медицины; уровня жизни; осознанности; культуры (в том числе – сексуальной).

 

Не государство и религиозные доктрины должны контролировать жизнь человека! А она сам! Он сам должен понимать этические и нравственные границы! Что для этого необходимо? Культура.

 

Культура порождается уровнем образования в обществе. Падение уровня образования неминуемо и быстро ведет к деградации культуры. Деградация культуры ведет к деградации человеческого капитала. Культура не равно политическая пропаганда, навязанная государством и религией (!). Культура рождается внутри человека, как внутренний нравственный императив (И.Кант), а он в свою очередь, рождается после удовлетворения базовых потребностей (А. Маслоу «Мотивация и Личность»), когда доминанта выживания сменяется доминантой высших ценностей.

 

Поэтому так важны в стране такие люди, как: художники, поэты, писатели, музыканты, композиторы, актеры, режиссеры, и т.д. Они формируют культуру, ее направление и нравственное восприятие общества.

 

Но есть один момент: если человек не поест и ему негде будет жить – ему будет не до счастливых радостных песен и не до комедий, или мудрых философских фильмов. У него будет одна цель – выжить (с обидой на весь мир, что ему ПРИХОДИТСЯ это делать). Но в то же время, если не будет культуры – человек будет выживать ЛЮБЫМИ СПОСОБАМИ, бандитизмом, мародёрством и грабежом (что показали нам 90-ые годы прошлого века в России).

 

Поэтому по К. Марксу сначала база (экономика) – потом надстройка (культура). И одного не будет без другого. Поскольку культура определяет уровень образования, а образование определяет уровень экономики.

 

Это не значит, что все немедленно должны стать учеными или инженерами, юристами или менеджерами. Это значит, что каждому необходимо стремиться становиться мастером в своем деле. Тогда все будут стремиться приобретать результаты такого труда. Мастер никогда не останется без работы. Он вне конкуренции. Вне зависимости от сферы деятельности.

 

Я, например, знаю, есть такие официанты, к которым люди стремятся попасть и оставляют им щедрые чаевые, за то обслуживание, такт и уют, которое они обеспечивают посетителям. Я спросила свою портниху: «Хочешь создам тебе рекламу?». Она ответила: «Нет! Нет! Я завалена заказами. Новеньких не беру!». Экономическая состоятельность каждого, конечно, зависит от внешних обстоятельств, но прежде всего она зависит от личного мастерства. А личное мастерство – это личная ответственность.

 

Смотрите к чему мы приходим. Сексуальная культура – личный выбор. Уровень образования – личный выбор. Экономическая состоятельность – личный выбор. Получается, что демографическая ситуация, Человеческий Капитал и экономическая состоятельность страны в немалой мере зависит от личного выбора каждого из нас.

 

Да! На все обстоятельства мы повлиять не можем (поэтому нам и должно многие условия создать Государство), но это не означает, что мы вообще ни на что не влияем. Мы можем влиять и на государство, в том числе. Ведь, и от народа зависит, позволяет ли он правителям относится к себе по-хамски, или не позволяет.

 

Степень влияния зависит от степени могущества. Как приобретается экономическое могущество тренируем в нашей настольной образовательной игре «Благополучи-е», в тренингах Денежная Психогигиена и Семейная Психогигиена.

 

Как приобретать семейное могущество тренируем в тренингах Родительский Спецназ, Семейная Психогигиена, и говорим на вебинаре «Сексуальная Революция».

 

Как образовывать своих детей тренируемся в тренинге Основы Деятельного Воспитания и в новых тренингах из раздела «Науки для детей и взрослых»: Логика, сейчас запускаем Математику.

 

Мы в ОДО создаем обстоятельства для улучшения человеческого капитала и процветания нашей страны. Для улучшения жизни каждого, кто с нами. Это не пафос, это просто так и есть.

 

Ваша Изабелла Воскресенская
rodi@navyki-pokoleniy.ru

 

Пишите обратную связь! Мне интересно – что думаете вы? Полезны ли вам эти выпуски, писать ли на эту тему дальше?

 

ПС. Из откликов участников наших тренингов, три отрывка:

====

“…Но это оказалось очень крутым приемом: пробуем решать задачи, устанавливать правила и договариваться в нашей “демо-версии семьи” – команде ОДВ)) Персональные задания очень разнообразные и увлекательные! Тренинг, как, наверное, все тренинги этого проекта, позволяет решать задачи шире заявленной тематики. Как можно воспитывать ребенка, если со взрослыми договориться не всегда можешь, даже более – сам для себя бываешь непонятным или не понимаешь, а что же такое воспитание? В частности, тренеры подсказали как тренировать инструменты понятийного мышления с детьми, но начала я это делать с себя и в общении с мужем. Вижу, что есть много проблем с практическим применением инструментов, но главное – нашла смысл для чего их исправлять. Когда владеешь, например, рефлексией проще что-то объяснить или найти ошибки в своем рассуждении, исправить их и выйти на верное действие. Правильно заданные вопрос – это вообще незаменимая вещь!
Сейчас начинаю понимать какая же каша в голове накопилась после всех оконченных учреждений образования, а главное знания-то впихнули, а что с ними дальше делать, как структурировать забыли сказать…”

====

“…Тренинг для меня – это открытие. Когда сидишь на каждом вебинаре и думаешь “да ладно, а что так можно было”? … ”

====

“…Раньше я думала, что знаю, что такое “понятийное мышление”. Но, четко ответить на вопрос что же это такое, как ни странно, не могла. Теперь поняла причину и после занятия в голове есть четкие критерии “понятийного мышления”. Буду использовать инструменты понятийного мышления сама и обучать сына. Так же буду использовать их при обучении детей в кружке робототехники…”

====

Если у вас еще есть вопросы по поводу демографии – задавайте.
Я сужаю масштаб и возвращаюсь к теме беременности и родов!

 

П.С. НОВИЧКИ! Гости и те, кто в первый раз читает мой выпуск: в моем блоге Роды и Семейная Психология | ОДО есть сборник бесплатных статей для беременных – это концентрат знаний СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ВАС, чтобы вы могли познакомиться со мной поближе, узнать мою точку зрения на родовспоможение (а она отличается от популярной и традиционной), могли немножко ознакомиться с философией Родительского Спецназа – так сказать, приоткрыть немножко дверь и прокачать свои знания в беременности, родах, материнстве. Этих статей в открытом доступе нет, но они бесплатны и ждут вас здесь: https://vk.com/app5898182_-51376849?ref=group_menu#s=..

 

Я выбрала лучшие из лучших, актуальные на все времена. Проходите по ссылке и читайте! Рада быть для вас полезной!

 

Присоединяйтесь к моему блогу: Роды и Семейная Психология | ОДО чтобы получать полезные знания в сфере беременности, родов, материнства и семейных отношений!

 

 


   
Нажмите сюда, чтобы поделиться этим выпуском в соц. сетях →

Не успеваете за новыми выпусками?

Заполните форму ниже, что бы подписаться на рассылку и получать свежие выпуски прямо на почту!