Библиотека » Статьи »

Что делает нас такими, какие мы есть? Образование и культура.

 

 

Доброго дня, читатели! Хотя, сейчас наступают такие дни, которые добрыми назвать сложно.

Но мы не теряем надежду и все-таки думаем о том, что еще впереди нас с вами ждет много

добрых дней! И вам эту надежду терять не советуем! 😊

 

 

 

С вами Изабелла и Даниил Воскресенские с продолжением нашей главной темы. В прошлый раз мы поставили

точку на теме духовного образования, и больше к ней возвращаться не будем. Думаем, хватит смотреть назад,

в прошлое, и пора уже смело повернуться лицом в будущее. Помните, как в песне? «Удача – награда за смелость!».

 

 

 

Из сегодняшнего выпуска вы узнаете: как связаны образование и культура;

какая культура нам нужна: потребления, или созидания; а также разберем вопрос

ЭЛИТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, и почему многие не одобрили приставку «элитный».

Готовы? Поехали!

 

 

 

Культура – это информационная и социальная среда, в которой существует человек.

Культура определяет: какие ценности больше всего поощряются в обществе и на какие

ценности человек тратит свои ресурсы: время, силы, деньги и др.

 

 

Культура дает человеку смысл жизни – стремление к ценностям, их приумножение и сохранение.

Ради чего он делает усилие жить. От культуры зависит к каким именно ценностям человек будет

стремиться, какие будет приумножать и сохранять. Поэтому культура определяет моральные и

нравственные ценности человека.

 

 

 

Культура когда-то принадлежала отдельно каждой национальности, каждому народу и религии,

и была привязана к территории. И носителями культуры были этносы. Инструментами передачи

культуры были и пока что остаются: язык, искусство, музыка, ремесло, народное творчество, одежда,

быт, сказания, обряды, обычаи, традиции и т.д.

 

 

Сегодня все меняется. Да, пока разные народы говорят на своих языках… Это пока что.

 

 

Общество перестраивается на планетарную глобальную цивилизацию, границы культур размываются.

Сегодня есть фильмы, которые смотрит весь мир; песни – которые слушает весь мир, одежда – которую

носит весь мир, технологии – которыми пользуется весь мир. Звёздные Войны, аниме и супергерои

в какой-то степени уже заменили национальные народные сказки. И все это теперь формирует новую

общую культуру – мировую, состоящую из культур многих наций и народностей. Прогресс не остановишь.

 

 

ВАЖНО ПОНЯТЬ! Культура всегда соответствует технологическому укладу общества. Например: волынка,

балалайка, дудочка – соответствуют нулевому тех. укладу, а симфонический оркестр – продукт культуры

более высоких тех. укладов. Сегодня один компьютер может быть целым оркестром. Обратите внимание,

при этом меняется сама музыка и образы, которые она передаёт. Не будем вообще оценивать: лучше эта

музыка, или хуже. Важно, что она меняется соответственно эпохе.

 

 

 

Образование – часть культуры, потому что учит человека воплощать, в том числе, те образы и ценности,

которые несет в себе культура, и учит выживать в этом культурном контексте. И в этом смысле культура – зеркало социума.

 

 

Извечный вопрос: человек ведет себя определенным образом, потому что культура такая?

Или культура такая, потому что человек себя так ведет?

 

 

При слиянии культур, которое мы сейчас наблюдаем, неизбежно должны выработаться какие-то общие ценности.

Проблема в том, что всё наше общество разделяется на два больших лагеря: «Потребители» и «Созидатели»,

у которых ценности разные.

 

 

Хотим развеять миф насчет потребителей: НЕ ПОТРЕБЛЯТЬ МЫ НЕ МОЖЕМ! 😊

Так устроена природа и наша физиология, что мы все вынуждены потреблять: еду, воду, воздух, информацию.

Нам нужна одежда, вещи быта, крыша над головой, транспорт и средства связи. Однажды «духовники» запустили

в массы эту чушь, что человек должен перестать потреблять и одним «святым духом» питаться; и что бедность – это

духовно, а потребление – бездуховно. Ну, конечно, потому что люди, гармонично реализовывающиеся в материальном мире,

не будут слушать их фанатичные проповеди 🙄

 

 

Потребление — часть экономического обмена, и мы все хорошо это поняли на примере карантина в этом году.

Позакрывались магазины, парикмахерские, кафе, театры, люди перестали потреблять как раньше – экономика

стала рушиться.

 

 

На самом деле, в потреблении важен вопрос меры, и вопрос смысла – ЧТО И ДЛЯ ЧЕГО ПОТРЕБЛЯЕМ?

Чтобы просто выживать, или для чего-то большего? А это нравственный вопрос, как ни крути, и ответ

на него зависит от того, какая культура в обществе, и какая степень расслоения этого общества в потреблении.

А то одним есть нечего, а другие себе золотые унитазы ставят.

 

 

Для того, чтобы было что потреблять, необходимо СОЗИДАТЬ – то есть, создавать материальные и интеллектуальные

ценности, и при этом чтобы у населения были средства эти ценности потреблять. А чтобы были средства для

потребления – необходимо, чтобы население приносило в обмен ПОЛЬЗУ обществу, и получало за это справедливый (!!!)

денежный ресурс. Вот и рассказали вам на пальцах основу экономической системы (про образование, профессии будущего

и экономику еще будем говорить в следующих выпусках).

 

 

В чем проблема сегодня? В том, что рынок переполнен материальными и интеллектуальными ценностями

(какого они качества – другой вопрос). Современная культура призывает людей потреблять все больше и больше,

а между тем, условия для созидателей всё хуже и хуже (про политику здесь писать не будем – сами все прекрасно понимаете).

Поэтому и нет у населения денег, поэтому и стагнация в экономике.

 

 

Судите сами: сколько в России за последние 10 лет построено торговых центров?

И сколько при этом построено заводов, школ, училищ и университетов?

 

 

Мы думаем, что культ потребления следует заменить культом созидания. При этом, созидания актуальных

современных ценностей (а не традиционных технологий прошлых укладов!). И созидать не ради партии,

идеи, религии, народа, страны, правителей и т.д. (как это было в нашей культуре до сих пор). А ради жизни

в достатке и процветании. Также необходимо создать для созидателей такие условия, чтобы они могли реализоваться

в социуме, поднимая экономику страны. А для этого необходимо, чтобы у населения был доступ к элитному образованию.

 

 

Из-за отсутствия качественного образования население потребляет ценности, а создавать их умеют

и могут только единицы. Поэтому и сидим на нефтяной и газовой игле. К тому же все ухудшает, как всегда,

политика и… Культура, которая в России смотрит в прошлое, а не в будущее.

 

 

Напомним вам, что в нашем опросе про реформу образования высказались и те, кому не понравился

критерий «элитный», поэтому предлагаем для начала разобраться в понятиях.

 

 

Элитный (от лат. eligo «избранный; лучший») – это что-либо лучшего качества. Есть еще аналогичное слово

в греческом: ἄριστος «аристос» — наилучший, превосходнейший. Отсюда слово – аристократия (правление наилучших).

 

 

 

Но у общества слово «элитный» вызывает негативные чувства, потому что за историю нашего государства

столько мы навидались от этих элит, что пропади они пропадом! Слово «Элита» уже давно стало

синонимом «недоступный» для большинства: недоступная медицина, недоступное образование,

недоступная карьера и т.д.

 

 

А мы имеем в виду под словом «элитное образование» именно то, что оно лучшее, передовое,

качественное. Поэтому мы и называли тот выпуск «Элитное образование для всех».

 

 

Дело в том, что некоторые люди не хотят становиться элитой – они хотят её ненавидеть

(эта ненависть уже на генетическом уровне). И перед каждым стоит выбор: подняться самим

до уровня культурных, образованных, успешных, возможно, даже вопреки сложившимся условиям…

Или опустить всех остальных до уровня быдла.

 

 

===

 

В 1917 году внучка декабриста слышит шум на улице и посылает прислугу узнать, в чем дело.
Вскоре прислуга возвращается:
— Там революция, барыня!
— О, революция! Это великолепно! Мой дед тоже был революционером! И чего же они хотят?
— Они хотят, чтобы не было богатых.
— Странно… А дед хотел, чтобы не было бедных…

 

 

===

 

 

Кому многое дается – с того многое спрашивается. Быть элитой – это, прежде всего,

обладать могуществом и нести ответственность за это могущество ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ.

А у нас, последнее время, к могуществу рвутся ради дорогих машин, яхт, вилл и золотых унитазов.

Вот там точно – сплошное потребление! И никакой ответственности… И эту ответственность никто

нести не хочет – ни богатые, ни бедные. А потом удивляются, почему у нас такое правительство.

А потому что туда безответственные идут! Такая культура…

 

 

Мы считаем, что элитное: лучшее, передовое, качественное образование должно стать доступным

для любых слоев населения, чтобы заработали социальные лифты. И, что очень важно, такое

образование должно не только обучать технологиям, но и НОВОЙ КУЛЬТУРЕ: балансу, между

могуществом и нравственными ценностями.

 

 

Выбор пользоваться таким образованием, или нет – может быть у каждого. Но доступ должен быть.

И должны быть в стране условия для реализации этих знаний на практике в современном технологичном

производстве, чтобы не было утечки кадров из государства. Тогда возможно исправить те ошибки,

которые были допущены в прошлом, и вывести экономику из кризиса.

 

 

Также дела обстоят со всеми отраслями народного хозяйства, в том числе с сельской! Именно поэтому

мы писали серию выпусков «Человек на своей земле», в которой говорили о том, что возрождать сельское

хозяйство страны и деревни необходимо на основе элитного образования и передовых технологий.

Цикл этих выпусков найдёте здесь, в конце статьи, кому интересно: https://vk.com/wall-126959450_10309

 

 

 

Возможна ли такая культура, где ценности будут общими для всех слоёв общества? Возможна. Как пример,

можно привести Швецию, которая считается одной из ЭЛИТНЫХ стран мира, где живут одни из самых

счастливых жителей планеты Земля. Там потребление уравновешено созиданием, работают социальные лифты,

налажена справедливая политика и экономика, а также уже во многих поколениях передается культура

достаточности (обратите внимание — эта культура построена не на католической религии, и не на национальной

культуре «викингского» прошлого шведов! Это — новая, современная культура!).

 

 

Может быть и нам есть чему научиться у шведов? Ведь, по сути дела, они поставили потрясающий социальный

эксперимент, показав всей цивилизации, что общество может быть справедливым.

 

 

ВНИМАНИЕ! Мы не говорим, что нам нужно стать шведами! Мы говорим, что нам нужна НОВАЯ КУЛЬТУРА,

принципы которой, мы можем взять, в том числе, из шведской культуры. И дело не в том, что она ШВЕДСКАЯ!

Давайте перестанем мыслить национальными масштабами, а перейдем к масштабам общечеловеческим.

 

 

Предвидим возмущение: «Вы унижаете русскую культуру! Вы не уважаете наших предков!». А по-нашему,

её унижают те, кто прикрывается гордостью за заслуги прошлого, чтобы оправдываться и ничего не делать

для будущего. И думаем, что наши предки были бы благодарны нам, если бы мы всеми силами помогали

развитию страны и всей цивилизации, делая свою жизнь и жизнь людей вокруг нас лучше. На этом, мы

считаем, и должна строиться новая культура любой современной страны.

 

Также могут возмутиться: «Постойте! Но если мы поменяем культуру — мы же перестанем быть теми,

кто мы есть! КАРАУЛ!». ВЕРНО! Перестанем. И станем лучше. Нужно сделать всё необходимое, чтобы стать лучше.

 

 

А что думаете вы? Пишите в комментариях!

 

Изабелла и Даниил Воскресенские

 

 

П.С. В следующих выпусках будем говорить про учителей, о новых профессиях,

о роли образования в экономике, о примитивизме в обучении, о реформах образования,

а также о помехах проведения этих реформ и о пресловутой дистанционке.

 

 

Чтобы не пропустить следующие выпуски на тему образования, присоединяйтесь

к нашему проекту: Основы Деятельного Образования

 

А также вы можете подписаться на рассылку проекта ОДО ВК здесь:

https://vk.com/app5898182_-126959450?ref=group_menu

чтобы получать уведомление о новых выпусках прямо в личные сообщения.

Ставьте лайк и делитесь этим выпуском с друзьями, если считаете эту тему важной 👍🏻


 
Нажмите сюда, чтобы поделиться этим выпуском в соц. сетях →

Не успеваете за новыми выпусками?

Заполните форму ниже, что бы подписаться на рассылку и получать свежие выпуски прямо на почту!