Библиотека ОДО

 

 

 

Приветствую, деловые! Попробуйте спросить кого-нибудь: «Ты играл в настольную игру про бизнес?»,

и в 95% случаев вам ответят: «В Монополию что ли?» :) Действительно, это самая известная настольная игра

и по сей день, получившая свою популярность еще в XX веке во многих странах мира.

Аналогов монополии очень много, в них играют дети и взрослые, и порою даже не задумываются о том,

какие ценности несут в себе эти игры. И если посмотреть чуточку глубже, то можно даже ужаснуться.

 

 

В чем заключается суть Монополии? Цель игры – “рационально используя стартовый капитал,

добиться (внимание!!!) банкротства других игроков”. То есть по принципу:

«Я выигрываю – остальные проигрывают». Каждый сам за себя, и чтобы выиграть – надо идти по головам.

Ну и конечно же эта пресловутая фраза: «Ничего личного, бизнес – есть бизнес».

 

 

 

Как вам такой принцип вообще, «ложится»/«не ложится»? Если переносить такой принцип в жизнь

– что думаете об этом? А если вы «играете» по такому принципу со своими близкими?

Родителями, супругами, детьми, друзьями? Как им такой принцип?

 

 

 

******

 

 

 

“Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей”

Дэвид Сарнофф, Американский предприниматель. 

 

 

 

******

 

 

 

Вы можете мне конечно же возразить: «Это же всего лишь игра, подумаешь! Да и потом, что – в жизни что ли не так?».

 

 

А как в жизни?

 

 

Что вообще такое – монополия? Не игра имею ввиду, а экономическое понятие.

Давайте в словарь заглянем, «там уже все придумано за нас»:

 

 

 

“рыночная структура, при которой крупное предприятие контролирует производство и сбыт одного или нескольких видов продукции, на рынке отсутствует конкуренция и функционирует одна фирма. Она производит уникальный, не имеющих аналогов продукт и защищена от вхождения на рынок новых фирм”. 

 

 

С точки зрения экономики, монополии разными бывают, но нам не нужен такой масштаб

для рассмотрения вопроса, сегодня по проще и бытовым языком. По-простому, монополия

– это когда компания (государство, человек, картель – не важно), занимает своё место у «кормушки»,

убирая конкурентов, и держится за это место любой ценой. «Кормушкой» можно назвать разные ресурсы:

это может быть целевая аудитория (люди), производство (какой-то товар), территория (города, страны, союзы),

природные ресурсы (нефть, вода, лес, газ), должность (доктор наук, топ менеджер, депутат).

И заняв место у этой «кормушки», компания будет всячески защищать и отстаивать это место,

не пуская туда никого чужого. Только своих: друганов, детей, детей друганов, и т.д.

И не важно, «из чего сделаны» эти ребята, что есть более талантливые люди на их места,

что они могли бы предложить какие-то новые идеи для оптимального использования этих ресурсов.

Эти – свои, и точка. Это главный критерий. В итоге, мы получаем такую штуку:

«Одним все, а другим – ничего». И тут же вспоминаем про принцип, который заложен в одноименной игре.

 

 

Плюс «кормушки» для монополистов в том, что если она «бездонна», как рог изобилия,

на очень длительное время – можно ничего не делать, и жить припеваючи долгие годы.

Про такие кормушки еще говорят – «Золотая жила». Можно вообще освободить себя от заботы

“где достать денег” и вообще о них не думать. Ездить на самых-самых автомобилях,

жить в самых-самых домах, летать на самых-самых частных самолетах, в самые-самые места нашего Мира.

Только вот надо не забывать конкурентов вовремя убирать и защищать свою кормушку, а то ведь отберут…

Приходится расширять границы кормушки, пожирать конкурирующие компании, разрастаться, как раковая опухоль.

 

 

 

****** 

 

 

 

“Представители одного и того же вида торговли или ремесла редко собираются вместе

даже для развлечений и веселья без того, чтобы их разговор не кончался заговором

против публики или каким-либо соглашением о повышении цен”

Адам Смит (1723–1790), шотландский экономист. 

 

 

 

******

 

 

 

Как правило, большие империи быстро распадаются. Например, теряя в качестве.

Вспомните, какие фильмы делал Дисней двадцать лет назад, и что он снимает сегодня,

и сами во всем убедитесь. Причем Дисней «сожрал» уже более трех крупных кинокомпаний,

выпустивших легендарные уникальные картины. Производство кино сегодня похоже на продукт

испод станка – фильмы с примерно одинаковым сюжетом, одинаковыми актерами и одинаковыми

спецэффектами штампуются и выпускаются в масс-медиа, пока люди за них платят.

А раз люди платят – надо делать и продавать – всегда думают монополисты.

 

 

 

****** 

 

 

 

“Спрос рождает предложение”

Джон Мейнард Кейнс, Британский экономист. 

 

 

 

******

 

 

 

Причем КАК именно Дисней вырос в огромную империю, очень любопытно почитать и посмотреть.

Множество сюжетов для своих картин он украл у других творческих людей. Причем, когда люди

подавали на компанию Дисней в суд за воровство, Дисней конечно же все эти суды выигрывал.

У людей отбирались права и разработки, над которыми они работали долгие годы. Типичный монопольный ход.

 

 

Минус «кормушки» заключается в том, что она тормозит развитие экономики в принципе.

Когда человек занимает у нее место, он прекращает, как правило, развиваться дальше.

Деньги есть – и хорошо. А дальше там, после меня – хоть потоп! Не смотрит в будущее,

не думает о том, что рог изобилия может оказаться не таким уж изобильным, и его использование

может принести свои последствия. И вообще, мир не такой уж счастливый кругом, и надо чо-то с ним делать…

Зачем? «Кормушка» есть, «клетка» есть, «колесико покрутить» есть – о чем еще мечтать?

Детям, внукам и правнукам хватит! Так держатся за свои места и не развиваются дальше,

занявшие свое прибыльное место ученые, профессора, изобретатели, топ-менеджеры, бизнесмены,

люди правительственных должностей. Все развитие ограничивается ростом капитала.

 

 

 

******

 

 

“Монополия в любой ее форме есть налогообложение усердия ради поддержки лености, если не грабежа”

Джон Стюарт Милль (1806–1873), английский экономист и философ. 

 

 

******

 

 

 

Посмотрите, чему учат сегодня большинство бизнес-тренеров на своих курсах,

коучингах, в книгах, играх – они учат найти такую «кормушку», в качестве пассива от бизнеса,

акций, недвижимости или крипто валюты, сесть на нее, и сидя на островах, попивая коктейль

на берегу лазурного моря, ничего больше не делать. Ну, или в деревне… Ну, или в городе… А какая разница?

Принцип-то тот же. НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ – как вам вообще такой подход к жизни?

 

 

 

****** 

 

 

 

“Монополия — это бизнес в конце своего пути”

Генри Ллойд, Британский военный деятель. 

 

 

******

 

 

 

Дело в том, что как бы монополисты не захватывали рынок, не контролировали на нем цены,

не душили бы малый бизнес, не мешали бы развиваться другим деловым людям, развитие все равно будет,

хотят они этого, или нет. Не в этом государстве, так в другом. Не на этом материке, так на другом.

С развитием технологий будут появляться новые потребности у людей, будут появляться новые товары,

или товары лучшего качества по более низкой цене, чем прежде. И таким образом получается,

что стабильность «кормушки» не такая уж надежная штука. И вообще оказывается, что стабильность – это миф.

Мир всегда находится в движении, либо он развивается, либо деградирует – но двигается он всегда.

А желание стоять на месте – это сопротивляться движению мира.

 

 

 

И кто знает, что ждет этих монополистов в ближайшем будущем.

Чем они расплатятся за свое честно награб… в смысле, честно заработанное. :)

Чем выше поднимается Кинг-Конг по небоскребу, тем ниже он будет падать.

Это только вопрос времени. Кормушка когда-нибудь закончится, или ее захотят перезахватить те,

кого к ней не подпустили – эта конкурентная битва длится уже не одно тысячелетие!

Почитайте мировую историю, и понаблюдайте за причинами всех войн на Земле.

И если продолжать мыслить и воспитывать будущие поколения в этом монопольном образе жизни

и таком достижении успеха, так ничего и не изменится. Будут сытые у «кормушки», и будут голодные,

которые к ней не могут попасть. И война между ними за ресурсы будет длится бесконечно.

 

 

 

******

 

 

 

“Кони, запряженные в колесницу, бегут быстрее, нежели поодиночке, – не потому, что общими усилиями

они легче рассекают воздух, но потому, что их разжигает соревнование и соперничество друг с другом”

Плутарх (46 127), древнегреческий историк. 

 

 

 

******

 

 

 

Мы предлагаем принципиально другой подход, который можно в каком-то смысле назвать

«антимонополией», и этот подход можно протестировать и понять в нашей первой настольной игре

от проекта ОДО – «Благополучи-е». Принцип, где «Выигрываю я – выигрывают все».

Где если проиграет один – проиграют все игроки, и на каждом лежит ответственность друг за друга.

Что ресурсов при грамотном и эффективном использовании хватит на всех с избытком.

И в жизни на самом деле так ведь и есть, по большому счету, только монополисты об этом не думают.

Им и в голову не приходит, что самый ценный капитал, который у них есть – это люди.

Умы, которые придумывают продукт, продают его, и покупают. И если производители, продавцы и покупатели

будут «проигрывать», то и монополисты рано или поздно «проиграют». Поэтому к людям необходимо относится

по-человечески, а не как к расходному материалу. И что конкуренты могут перестать быть врагами,

а стать партнерами и помогать друг другу процветать. Представьте себе на минуту,

как изменился бы мир вокруг нас, если этот принцип перенести из игры в жизнь?

 

 

 

Но монополисты подменяют человеческие ценности. По большому счету – простой бумагой и овациями.

Личная победа ценится больше, чем процветание людей вокруг.

 

 

 

******

 

 

 

“Спросите аудиторию, состоящую из предпринимателей, какой звук самый приятный в мире,

и они скажут вам, что это похрустывание новеньких банкнот или глухой удар от падения

на тротуар бездыханного тела конкурента”

Харви Маккей, Американский бизнесмен. 

 

 

 

******

 

 

 

Хотя мы в игре оставили свободу действий и свободу выбора игрокам,

и вы можете играть «не чисто» – ваше право. Но помните, что мы в том числе заложили принцип

«что посеешь – то и пожнешь», и каждое ваше действие будет иметь свои последствия.

Каждый выбирает по себе.

 

 

 

Для монополиста главное – деньги.

В «антимонополии» деньги – это всего лишь инструмент для чего-то большего.

 

 

 

Есть ценности, которые куда важнее денег. На этих ценностях мы сделали акцент в нашей игре.

Интересно, что игроки не всегда их замечают, и бывает, что проходят мимо, а в конце игры,

накопив огромную кучу денег, жалуются: «А как же мои ЦЕННОСТИ? Я накопил так много денег,

хотел вложить их в мои ценности, а в итоге проиграл!». Правильно – потому что всю игру (всю жизнь)

копил, не вкладывая в эти ценности. Как кощей – над златом чах. А возможностей вложиться в «благое дело»

было уйма. Только почему-то эти возможности все пропустил, думая о деньгах в первую очередь. И такое бывает…

А что, в жизни такого не бывает? И вот она – эта самая жизнь, неожиданно заканчивается,

у «игрока» миллионы на руках, вроде бы и об истинных ценностях своих задумался, а уже поздно.

Эту бумагу с собой «на тот» свет не возьмешь…

 

 

 

Я рассказал столько, сколько смог об «антимонополии», чтобы не раскрыть все карты игры.

Да и что рассказывать? Играть надо! :) Чтобы на себе это почувствовать, пережить,

самому протестировать этот принцип и самостоятельно сделать для себя выводы.

Как жить, и каким путем идти к успеху – путем монополии, или путем благополучия.

 

 

 

Помните – выбор за вами. Мы надеемся всем проектом ОДО, что играя в эту игру,

люди больше будут выбирать второй путь, и что-то в этом мире все-таки поменяется.

И выигрывать начнут не только монополисты, но и все остальные.

 

 

 

Это вполне реально. Вы же помните из прошлого выпуска, что игра воспитывает ценности.

В какие игры наши дети, родители, наши друзья, наши сотрудники и руководители будут играть

и в какие игры будем играть МЫ САМИ – такие ценности в нашей с вами жизни преобладать и будут.

 

 

 

Даниил Воскресенский

 

direct@navyki-pokoleniy.ru

 

 

 

П.С. Тем не менее – спасибо огромное игре “Монополия” – она совершила переворот в настольных играх,

своеобразный эволюционный скачок. Элементы механики, которые используются там, в том числе,

используются и в нашей игре. Они просты, универсальны, по этой механике сделано после Монополии

множество настольных игр. Но насчет содержания пора бы задуматься, и может пора уже что-то поменять в идее,

мировоззрении, принципах, подходе?.. Мы и поменяли, создав просто СВОЮ игру :)

 

 

 

П.П.С. Интересно, что существует также игра “Антимонополия”, от создателей “Монополии”.

Но она не имеет ничего общего c тем, что я написал в этом выпуске. Цитата из описания игры:

“Цель настольной игры Антимонополия: Захватить рынок. Стать самым богатым”.

Волк, надевший овечью шкуру – просто название поменяли. И чем эта игра по своему принципу

и ценностям отличается от своего предшественника?.. :)

Кстати, подмена понятий и ценностей, притворство – любимые занятия монополистов…

 

 

 

П.П.П.С. В следующем выпуске расскажу про художественное оформление нашей игры

«Благополучи-е» – следите за выпусками! Сделать это легко и просто можно здесь: https://vk.com/app5898182_-126959450

 

 

 

 
Нажмите сюда, чтобы написать отклик автору
Нажмите сюда, чтобы поделиться записью в соц. сетях

Подпишись на рассылку проекта
«Школьные предметы для детей и взрослых»

Заполни данные ниже и подпишись на рассылку авторов проекта «Школьные предметы для детей и взрослых», чтобы получить в подарок 6 обучающих материалов от проекта ОДО. А так же, чтобы регулярно получать все самые свежие статьи проекта, специальные предложения об акциях и информацию о проведении наших мероприятий на свою почту! Присоединяйся к нам и получай деятельное образование вместе с нами!