Всем здравствовать! Одна из высших форм психологической защиты – это юмор. Интернет наводнен мемами и шутками по поводу первого сентября. В большинстве своем шутки эти почему-то наводят грусть, а не веселят, и злого сарказма в них куда больше, чем радости:
===
Спрашиваю дочь: «В чем пойдешь первого сентября в школу?» — отвечает: «В слезах!»
===
Приговор: 11 лет строгого режима. ЗА ЧТО?
===
Ну и тд. и тп.
Вот он! ГЛАС НАРОДА! Если в советское время все эти а-ля военные парады в виде школьных построений ни свет, ни заря, строго по линейке, в любую погоду, несмотря на пронизывающий ветер и дождь порой, воспринимались как должное, то сегодня это уже давно изживший, вызывающий неимоверное раздражение у адекватных людей, никому не нужный апофеоз. Много ли понимают не только первоклашки, а даже более старшие дети из официальных речей на этих «долбаных» линейках на четыре часа, стоя и зевая? А они вообще это слушают? А им интересно? А им это надо? А их кто-нибудь спросил?
Но мы, взрослые, объясняем им, что это ПРАЗДНИК такой. Ничего часом не перепутали? Правда? Праздник?
Я, воспитанная в советское время яслями, школой, детдомом, пионерскими лагерями, не скоро поняла, что на «линейки» можно «забить», и ничего за это не будет)). Мои дети это поняли быстрее)) уже с класса пятого:
===
— Хотим пойти первого сентября в школу!
— Вам нужна «линейка»?!
— Нет, конечно, мы просто с друзьями потусуемся, на линейку не пойдем.
— Ладно, куплю цветы…
— Еще чего! Цветы точно брать не будем! Позориться…
— Классная вам это припомнит!
— Ну и плевать!
===
Вот, примерно, такие были разговоры… Дальше они почти всем классом игноря (О! Ужас!) весь этот официоз, шли в кафешку и кино – праздник!
А я несла цветы учительнице начальных классов, где тогда еще учился младший, просто от души, потому что она реально была очень хороший учитель и человек. И у нас с ней сложились замечательные отношения. Не ругала никогда за то, что мы приходили к концу «линейки», выспавшиеся и довольные, что пропустили всю это вечно повторяющуюся дурь с одними и теми же дурацкими примитивными песенками, звенящим колокольчиком девочки-первоклашки с пышными бантами на плече у одиннадцатиклассника.
Конечно, для больших общественных праздников обряды необходимы, это неотделимая часть таких действ, своеобразный спектакль, с целью объединить сознание участников в едином порыве (куда?). Это как новогодняя ёлка, куличи и крашеные яйца на Пасху. Но согласитесь, ёлку мы наряжаем от души, потому что нам так хочется, и это поднимает настроение. Если не хочется — не ставим, и поверьте, Новый год все равно придёт, и без ёлки. Никто не будет в разуме заставлять ребенка сидеть до 12 ночи и ждать курантов, если он сам засыпает. «Линейки» эти – наследие «военного коммунизма» (эпохи модерна — см. ролик под названием «Почему бог умер?» на стене нашего сообщества, там об этом подробно рассказано) и давно уже вывалились из контекста сегодняшнего дня.
Кроме того, праздник омрачается еще одним явлением: непомерными денежными тратами. Выложившись «на нет», собирая ребенка в школу, родители не очень-то и радостны, и конечно, это напряжение и раздражение передается детям. И чем дальше – тем дороже.
И вроде по закону школьные поборы незаконны, и заставить родителей никто не может. Но, как всегда, присутствует одно «НО», есть в законе и статья о добровольных пожертвованиях. И тут как в старом анекдоте: «Добровольно и с песнями» (если что, я этот анекдот здесь рассказывала https://vk.com/osnovi_obrazovaniya?w=wall-126959450_16497).
А тут еще это «быдловское» соревнование — у кого смартфон круче, у кого бантики пышнее, у кого кроссовки с подсветкой… Иначе ты изгой школьного общества, быть тебе лузером, белой вороной, объектом буллинга и абьюза (об этом подробнее поговорим 16 сентября на открытом вебинаре).
И для матери-одиночки, впахивающей на 4-х работах, чтобы дите прокормить, такой напряг отнюдь не добавляет праздничного настроения.
Всё-таки, что-то не так с этим праздником. Согласны? Ни фига это не «День знаний», а день «Делания вида, что мы все едины, хотим учиться и рады новому учебному году». Сплошное лицемерие.
А как вы бы предложили все же сделать этот день по-настоящему праздничным? Как вернуть празднику его настоящий смысл — «День знаний»? Без фальши и лицемерия.
Пишите в комментариях. Давайте думать вместе!
Изабелла Воскресенская.
П.С. Праздник — это определённый ритуал. Ритуал обществу нужен для закрепления каких-то условий. Поэтому праздники — ОТМЕЧАЮТ. То есть ставят метку: прошёл год жизни человека, прошёл год на планете, победили в Великой Войне, пришла зима/весна/лето/осень, сыграли свадьбу, собрали урожай, познакомились, открыли дело, помирились… А в чем смысл Дня знаний? Какую метку мы ставим в этот день? Как думаете?