Библиотека ОДО

Задачник для родителя

(минитренинг)

 

Выпуск пятый.

Контакт? Есть контакт!

 

+ Один маленький, но важный секрет

 

 

 

Здравствуйте, все! С вами Изабелла Воскресенская.

Продолжаем думать над вопросами задачника для родителей.

Итак, чему же главному должен научить родитель своих детей?

И  с чего вообще все начинается?

 

 

Я не просто так задавала в прошлых выпусках вопросы:

а как Вы узнаете, что вас любят? А как другие узнают, что Вы проявляете любовь?

На днях вела переписку с одной дамой (она не единственная, кто так поступает).

 

 

Ее послания отличаются некоторой, я бы сказала, небрежностью:

мысли не сформулированы, при прочтении писем возникают двусмысленности.

Понимание  ее речи резко затруднительно (я не говорю  об орфографии,

я имею ввиду смысл ее сообщений).

 

 

На вопрос:

 

– Решает ли она задачу быть понятной?

 

 

Женщина ответила примерно следующее:

 

 

– Кому надо -тот поймет, а остальные пусть идут лесом. Я добрая, белая и пушистая, и если кто-то этого не понял, то это его проблемы. У  меня в детстве были большие проблемы с речью. Сейчас я в порядке, хотя проблемы с формулировками есть, но мне они не мешают.

 

 

– Правда не мешают? А как другие поймут, что ты добрая?

 

 

Я, вот, не поняла…

 

 

 

Не надо быть гадалкой, чтобы понять, что женщине очень трудно общаться,

а окружающим с ней – еще труднее, и они, то же, кстати, белые и пушистые,

могут предпочесть общение с более понятными людьми, вместо того, чтобы

вникать в детские травмы собеседника – своих проблем хватает.

 

 

 

Женщина не решает задачу общения. Она решает задачу разобщения,

отталкивая людей от себя, не заботясь о том, чтобы быть правильно понятой,

это защитная реакция, но к чему она приведет?

 

 

 

При таком подходе к общению, нет ничего удивительного в том,

что люди шарахаются и человек остается в гордом одиночестве:

“Это ОНИ не оценили и не поняли мою доброту!”.

 

 

 

Решаете ли Вы задачу комфортного общения?

А как Вы это делаете?

 

 

 

Сейчас я в гощу у подруги на Кипре. Ее сыновьям 14 и 6 лет

и дочери 1,5 года. Они никогда меня прежде не знали.

Подруга очень удивилась, когда увидела, что я “не бросаюсь на

детей с няшками” в первые же минуты знакомства,

как это делают остальные полоумные тетеньки.

 

 

 

Она пожаловалась, что дети не очень охотно идут на контакт с чужими.

А со мной за неделю они почти подружились.

 

 

В чем секрет?

 

 

Секрет в правиле экологичного общения, которое называется

соблюдение направления контакта

 

 

О чем это?

 

 

Мы все исполняем какие-то роли, и стоим на этих самых ролевых позициях.

Кто-то в какое то время мать или отец, в другое время муж и жена,

или дети своих родителей, сотрудник на работе, друзья, подруги,

врачи – пациенты, продавцы – покупатели, писатель – читатели… и т.д.

 

 

Эти роли предполагают правила общения.

И одно из привил – это правило направления контакта.

 

 

 

Примеры:

 

 

 

Первый. Звонок по телефону и знакомая женщина начинает мне

впаривать продукцию сетевой компании. Я ссылаюсь на занятость и кладу трубку.

Вы сами попадаете в подобные ситуации каждый день.

 

 

 

Второй. Послание в Контакте.” . Согласна с вами на все 100!

Но есть одно но.. Я не про содержание – здесь нет вопросов,

я про правописание… Не могу читать текст с ошибками…

Простите, не баньте, с уважением”
Не можешь – не читай, об этом в правилах группы написано ясно и понятно.

Речь существует для передачи смысла, а не для орфографии.

Раз к смыслу претензий нет, то остальное не суть важно.

Я смысл передаю, а не сдаю экзамен по орфографии.

 

 

 

Роли:

 

 

Первая пара,  продавец – покупатель.

Начнем с того, что отвечая на телефонный звонок,

я вообще не собиралась брать на себя роль покупателя.

 

 

Нарушение направления контакта в том, что я не просила,

и у меня нет нужды в товаре – мне его НАВЯЗЫВАЮТ,

не считаясь нисколько с моими желаниями, о них даже не спрашивают!
Вторая пара. Писатель- читатель. С чем связана просьба не банить?

Женщина (читатель) прекрасно отдает себе отчет, в том, что поступает

не правильно, но не может удержаться…

 

 

Я, ведь, не приглашала ее в свои редакторы. Это она пришла на

мою территорию, и без запроса с моей стороны, начала давать советы.

 

 

Она не только направление контакта нарушила, эта женщина еще

и роли перепутала: она встала в позицию судьи, соответственно,

поставив меня в роль подсудимого.

 

 

А я на такое распределение ролей согласия не давала.

Тем более на своей территории.

 

 

Ну, представьте, что кто-то приходит к вам в дом

(это не дизайнер которого Вы пригласили) и начинает давать

советы по перестановке мебели и цвета стен…

 

 

Нарушение направления контакта не вызывает ничего,

кроме раздражения и желания, как можно быстрее избавится от такого визитера.

 

 

 

Если хотите с кем-то быстро испортить отношения,

начните давать советы, о которых вас никто не просил и

навязывать человеку ролевую позицию, на которую он не давал согласия.

 

 

 

Кстати, это самая частая причина попадания в бан читателей

наших рассылок и групп в Контакте. Нарушение направления контакта.

 

 

 

Почему дети подруги с Кипра стали хорошо ко мне относится,

в отличие от прежних гостей? Я не нарушала их границ и направления контакта.

Это я пришла на их территорию и терпеливо ждала,

пока они сами захотят со мной общаться.

Я проявила уважение к их миру и их границам.

 

 

 

Когда   ко мне на консультацию приходят родители с детьми,

я всегда беру час на дополнительное время.

 

 

 

Родители спешат и никак не возьмут в толк, почему я гоняю с ними

чаи и никак не приступлю к ребенку. Я не жалею времени,

чтобы дать ребенку освоиться в незнакомом пространстве.

 

 

 

А беседа за чаем очень многое рассказывает мне о том,

как родители общаются со мной, с ребенком, с другими.

 

 

 

И как правило, начинать лечить ребенка надо с лечения родителей.

Вернее с их обучения уважению к собственным детям.

Родители редко интересуются желаниями своих детей,

постоянно нарушая направление контакта.

 

 

 

Друзья тоже “грешат заботой”. Одна из моих знакомых спросила меня

не хочу ли я сменить цвет волос и прическу, а так же надеть другое

платье и украшения… мне очень захотелось от нее сбежать, догадайтесь почему?)))

 

 

 

Неуместные вопросы тоже могут быть нарушением направления контакта.

Она не поинтересовалась, готова ли я выслушивать ее советы по поводу

своей внешности.

 

 

 

 

Как соблюдать правило направления контакта?

 

 

 

Очень просто! Проявить искренний и неподдельный интерес к человеку))))))

Внимательно слушать, что он говорит. И тогда в разговоре Вы узнаете

желания собеседника и его заботы.

 

 

И вот в ЭТОТ момент Вы можете сказать: у меня есть знакомый, который….

А знаешь, у меня как раз есть, то, что ты ищешь…

И тогда вам будут очень благодарны за внимание и заботу )))

 

 

 

Поэтому мне всегда очень важно, что мне пишут мои читатели:

темы выпусков формируются по вашему запросу.

Итак, для тех кому интересен этот маленький тренинг – задание:

 

 

 

Понаблюдайте за собой и окружающими три дня,

как часто Вы сталкиваетесь с нарушением направления контакта?

 

 

 

И остается все тот же вопрос, какому главному навыку родители

должны научить своих детей, чтобы дети выросли в счастливых взрослых?
Есть уже победитель ))) Диана Баласанян нашла главное))

Может быть, потому что она сама очень хорошо владеет этим навыком.

 

 

 

 

А вот письмо еще одного участника минитренинга,

который очень близко подошел к главному, но главное пока не нашел,

но письмо мне кажется очень умным и интересным:

 

 

 

*****

 

 

 

“Ответ на задание в предыдущем выпуске, оказывается, был на самой поверхности, «слона я-то и не заметила». Что от маленькой девочки требуется беречь маму! Вон оно что!!! Я ведь и сама часто, очень часто в своем детстве слышала такое в свой адрес: а ты маму бережешь? Маму надо беречь!!!

 

 

Вот честное слово, что именно мне следовало делать для того, чтобы беречь маму, совершенно мне было не ведомо. Но то, что маму я не берегу и делаю маме плохо, это было понятно, но почему я так делаю, я совершенно не понимала, вернее почему то, что было хорошо для меня – было плохо для мамы, было мне не понять?!

 

 

Но я думаю, что в эти слова вкладывался смысл такой: беречь маму – это значит быть абсолютно на все 100% всегда и во всем послушной и удобной, чтобы маму не расстраивать, не сердить и не обижать… Но это же утопия! Но это же не быть собой! Это же потеря себя в угоду матери… Т.е. выбор или я или она?

 

 

Вот во мне всегда сколько я себя помню, был дух борьбы, борьбы с родителями, видимо я боролась с ними за саму себя!!! Да и с принятием эмоций – то же проблема была еще тааа…  Слишком громко смеешься, чего так орешь, как будто тебя убивают, не ной, весело тебе да? (говорилось как укор), перестань плакать, успокойся. У меня не было права высказать свое несогласие, раздражение, гнев – это были неудобные эмоции для родителей – все же смотрят!

 

 

Вот он ответ на мой вопрос – почему я совершенно не умела контролировать свои эмоции, и почему мне «Ромашка» вначале давалась с ТАКИМ ТРУДОМ!!! Я ж вообще не понимала, что делаю поначалу… Я помню свои ответы в РСН, где надо было описать, свои ощущения от выполнения упражнения «Ромашка» – это ж было для меня тяжелейшим заданием, я ж не понимала, вошла я в нужное эмоциональное состояние или нет! 

 

 

Зато сейчас для меня «Ромашка» в кайф)))) Спасибо Вам, Изабелла Леонтьевна, за такое полезное упражнение!!!!  Моему младшему сыну сейчас 11 месяцев, а я все также делаю «Ромашку»!!!! (правда не каждый день, но 3-4 раза в неделю обязательно!!!) Эффект потрясающий! (ну здесь конечно и без ПГ не обошлось).

 

 

Я помню, как еще когда шли занятия в ПГ, я одно время перестала делать «Ромашку», мне и так было хорошо, а потом поняла, что это ж не предел, и может быть еще круче, и я стала ромашку делать снова!!!! И мне очень знакомо состояние – когда ребенок плачет, капризничает, кричит, если особенно это происходит на виду у людей –  любой ценой успокоить его! Стыдно же, что у меня ребенок мешает окружающим, все смотрят. Какой тут вообще может быть разговор о принятии эмоций ребенка.

 

 

Дома в этом отношении гораздо проще. Да! Инсайт!!!! И я сейчас хорошо вижу, как бабушки-дедушки также поступают по отношению к моим детям, что-то подсунуть-отвлечь-переключить внимание, и гордятся тем, как ловко они справились, с возмущением ребенка, что ему не дали исследовать желаемое, и прекратили детский плачь. Да…

 

 

Вывод: мне необходимо полноценно освоить свои эмоции, разрешить себе испытывать любые эмоции, дать себе это право, научиться их переживать и проживать на 100% – не стыдясь и не пряча их. Оказывается и название этой мути в сознании есть – бабья болонь! Думаю, что я поняла главное, что как только научусь принимать и уважать все свои эмоции, переживания и желания, только тогда я смогу принимать и уважать все эмоции, переживания и желания своих детей.

 

 

 

Работать нужно мне с собой! Понять, принять, уважать себя – только тогда я смогу понять, принять и уважать своих детей. Непременно буду работать в этом направлении, потому что здесь тоже есть косяки – я помню, как мама всегда говорила: «Я, мать, я лучше знаю!». Мама всегда лучше знала, что мне делать, с кем дружить, во сколько приходить домой, куда ходить и т.д. Да и сама я тоже бываю уверена, что лучше знаю за своих детей.

 

 

 

Какой главный навык, который необходимо передать родителям детям? Каким главным навыком должен обладать родитель? Может быть – это навык договариваться? Это действительно очень важный навык! Умение договариваться с людьми, с мужем, а особенно со своими детьми – ну очень облегчает взаимоотношения. И очень приятно слышать, когда мои дети между собой тоже используют эти важные слова: «Давай договоримся?!»

 

 

Вот наблюдая за своими детьми, я вижу, что упустила с сыном время, и с ним мне бывает порой очень трудно договориться, ему сейчас 6 лет, дочь же в свои два с половиной года буквально схватывает налету и мне с ней договориться легче! 

 

 

На каждой стадии детства своя задача, но их объединяет одна главная – какая? Возможно эта главная задача – что каждую задачу нужно решить своевременно, т.е. не раньше и не позже, а именно в свое отведенное для этого природой время”.

 

 

 

****

 

 

 

Все верно! В каждом возрасте есть главные задачи возрастного периода.

По большому счету, все эти важные задачи возрастных  периодов,

можно свести к одной, стратегически важной, на всю жизнь.

 

 

Что это за задача? Какой навык необходимо развить у человека для ее решения?

Договор – очень важный навык, но не со всеми возможно договориться,

да порой и не нужно…  За навыком договариваться стоит еще один,

который вмещает в себя, в том числе, навык договора.
Все спрашивают про “Ромашку”  – покажу

на очнике 19-20 августа ЖИВЬЕМ))))
Жду ваши ответы на вопросы задачника!

 

 

 

 

rodi@navyki-pokoleniy.ru

 

 

Изабелла Воскресенская.

 

 

 

 

ПС. Задание. Понаблюдайте за собой и окружающими три дня,

как часто Вы сталкиваетесь с нарушением направления контакта?

 

 

И остается все тот же вопрос, какому главному навыку родители

должны научить своих детей, чтобы дети выросли в счастливых взрослых?

 

 

*****

 

 

 

” Ух ты! Вот здорово! Согласна, …(имя навыка)…- это один из важнейших навыков. А то такое ощущение, что люди в основном кричат, …(имя навыка).., причём не только с себе подобными, но и с Миром вообще )))) Кстати, когда пришло это слово, это случилось как озарение, такая маленькая эврика, и сил прибавилось, как после настоящего открытия. Спасибо! Диана Баласанян”.

 

 

Диана – первая победительница игры-тренинга в “Задачник для родителя”.

 

 

 

 
Нажмите сюда, чтобы написать отклик автору
Нажмите сюда, чтобы поделиться записью в соц. сетях

Подпишись на рассылку проекта
«Роды и Семейная психология»

Заполни данные ниже и подпишись на рассылку Изабеллы Воскресенской, чтобы получить в подарок 7 авторских книг Изабеллы на тему беременности, родов и материнства, а так же чтобы регулярно получать все самые свежие статьи проекта, специальные предложения об акциях и информацию о проведении наших мероприятий на свою почту!