Библиотека ОДО

 

 

Приветствую Вас! Разумные и здравомыслящие! С Вами Изабелла Воскресенская.

Поступил вот такой запрос из группы В Контакте:

 

******

 

«Марина:

Изабелла, тема психического здоровья меня волнует. Как обучить, чтобы почувствовали степень психического здоровья? Моя подруга вот так и попала на человека с проблемами психического здоровья. А он был вертолетчиком, там же комиссия очень строгая.

 

Изабелла.

-Марина, в одном посте не уместить совет и науку. Необходим навык разумности, постановки задач, прояснения понятий, очищения сознания, навык налаживания канала душевной связи — в общем, всего того, чем мы занимаемся в ОДО.

 

Марина

-Изабелла, поняла. Получается, что я этому сейчас учусь. Научусь сама, передам детям и внукам. Спасибо за науку!

 

Изабелла:

-Марина, по поводу строгой комиссии: у психиатров нет понятия нормы! Да! Да! А если нет понятия нормы, то и нет критериев патологии (отклонения от нормы). Как то разговорилась с одним психиатром на эту тему. Он мне сказал: «Вот когда ты в жизни встретишься с шизофреником и впервые поставишь диагноз самостоятельно, тогда уже больше не перепутаешь ни с чем».

 

А критериев так и не дал )) Жизнь не заставила долго ждать((, но с тех пор я поняла, что шизофренизация общества идет полным ходом. Шизофрения — это не отдельное заболевание, это целая группа заболеваний, с характерными нарушениями разума (когнитивными расстройствами), которые вызываются самыми разными причинами: в 5% случаев генетическими, остальное — приобретенные поломки, в том числе, напрямую связанные с системой современного образования и воспитания»

 

*****

 

Проблема действительно существует! С ней важно разобраться: молодым людям

начинающим строить отношения, чтобы не нарваться на партнера, с которым

вообще не стоит строить отношения потому, что это может быть опасным.

 

Родителям, которые приглашают нянь и/или отдают детей во внешние учреждения,

не имея понятия о психическом здоровье тех, кому поручено заниматься с ребенком.

Это тоже может быть опасно!

 

Всем, кто хочет нормальных душевных отношений, в том числе на работе, в бизнесе

(деле), семье, с друзьями, потому что в окружении могут оказаться люди,

с которыми нормальные отношения построить невозможно в силу их болезни:

 

*****

 

«У нас с бабушкой наших детей, моей свекровью, отношения сложные. Причем, не только у меня, но и у мужа — ее сына. Тяжелая женщина. Они поругаются — помирятся, все-таки мать с сыном, а мы, если и поругаемся, то всерьез и надолго.

 

Поэтому мы с ней стараемся не ругаться, а жить по принципу «худой мир лучше доброй ссоры». Внуков она не любит. Говорят, что современные бабушки такие — любят только себя, так вот наша — суперсовременная. Я хотела бы наладить с ней душевные отношения, но кажется это из области фантастики. В день свадьбы моя тетя, увидев будущую свекровь, сказала, что я с ней намучаюсь. На что я возразила — чушь, мы с ней подружками станем. Тетя оказалась права. Светлана М.»

 

*****

 

Светлана, не все современные бабушки такие! У Вас — особенная.

Вам не повезло! А ваша тетя, опираясь на жизненный опыт, что-то понимала,

чего Вы тогда еще понять не могли.

 

Что делать? Прежде всего, разобраться и понять. Давайте разбираться вместе!

Нам понадобится внимание, терпение и время. Наверное, это один из самых

сильных страхов здорового человека – «Не дай мне Бог сойти с ума,

Уж лучше посох и сума, нет лучше труд и глад!» (А.С. Пушкин)

 

Шизофрения – это в переводе с греческого расщепленный, неправильный ум,

термин введен Блейлером, до этого существовал термин «преждевременное слабоумие».

А что? Слабоумие бывает во время или с опозданием? )).

 

Внимание! Не пугайтесь! Сейчас я Вам дам принятое в медицине определение

шизофрении по ее проявлениям, и Вы… …рискуете найти ее признаки у себя.

 

Я призываю Вас к здравомыслию! Давайте отнесемся разумно и попробуем

разобраться в некоторых моментах.

 

Итак. Основные симптомы шизофрении по Э. Блейлеру – это расстройство

мышления, включающее в себя:

 

· резонерство (пустое, бесплодное многословие),
· разорванность, паралогичность (ложное умозаключение),
· аутизм (погружение в себя, отсутствие желания общаться),
· сужение понятий и мантизм (наплыв мыслей неподчиняемых воле),
· символическое мышление — мышление образами, за которыми нет понятий (пустая ссылка),
· персеверация (повторение мыслей, подмена слов и слогов),
· бедность мыслей – ограниченный словарный запас и запас готовых образцов поведения.

 

И эмоционально-волевые расстройства:

 

· холодность, отупение аффекта — равнодушие,
· паратимия – несоответствие переживаний ситуации,
· гипертрофия эмоций – крайне возбужденное состояние (из мухи делают слона),
· апатия– нерешительность .

 

Я старательно перевела на понятный русский с научно-тарабарского.
(Если остались вопросы – задавайте!)

Куда ни кинь, всюду клин )))! То есть и эмоциональная холодность

(отсутствие переживаний) сильное проявление эмоций (сильные переживания)

могут быть признаком шизофрении — слабоумия и психического заболевания.

 

А критериев силы и слабости проявления этих расстройств, с которых начинается

болезнь, нет!

 

Из этих, описанных выше, симптомов легко можно сделать вывод,
что нормальных людей не существует!

 

Вот именно об этом я и говорила со знакомым психиатром.

Но ведь с этим сложно согласиться.

 

 

Давайте искать критерии психического здоровья, тогда поймем,

в чем заключаются отклонения. Прежде всего, переведем слово «психическое»

на русский язык – это необходимо сделать, иначе мы рискуем впасть в символическое

мышление (см выше), а это признак шизофрении.

 

Между прочим, мы каждый раз впадаем в символическое мышление,
когда пользуемся словами, смысл которых нам не до конца ясен, а раз не

ясно, значит мутно в сознании. Чтобы не стать шизофреником понятия

необходимо прояснять! ( а что происходит в школе и по ТВ?)

 

Психическое значит душевное. Получается, речь идет о душевном здоровье.

Когда мы сильно переживаем по какому-то поводу,мы говорим «болит душа!».

Но это же не значит, что мы шизофреники. Раз душа болит, значит, она есть!

 

А если у нас небольшой словарный запас, плохая память, рассеянное внимание,

мы плохо умеем рассуждать, подменяем понятия — мы слабоумные?

Или это означает, что наш разум не тренирован, и его просто надо тренировать?

 

Как различить?

 

Здоровый человек легко приспосабливается к различным меняющимся

обстоятельствам жизни: попереживал, погоревал и успокоился, попал

в нестандартную ситуацию — проявил смекалку!

 

Увидел угрозу жизни – проявил терпение, находчивость и мужество,

где надо хитрость. Подвергся грабежу, начал все снова. Научным языком

это называется адаптация (приспособляемость по-русски) к условиям среды.

 

Сюда входит и физиологическая адаптация и социальная – приспособление

к смене сезонов года, к болезни, к различной еде и тп; к смене окружения:

свадьбы, похороны, рождение детей, смена коллектива, смена места жительства,

путешествия и тд.

 

Условия среды все время меняются: мы даже не замечаем, как мы подстраиваемся

к постоянным изменениям. Это и есть здоровье — способность организма удерживать

равновесие или быстро его возвращать — приспособляемость. В примере Светланы

– «лучше худой мир» — приспособилась – здорова!

 

А вот если равновесие держать не удается, то такое состояние можно назвать расстройством,

если это кратковременное, а если длительное — болезнь. Какие качества не позволяют

нам быть приспособленными, то есть, что нам мешает удерживать равновесие?

 

У психиатров есть такие термины — ригидность и резистентность мышления.

Перевожу на нормальный русский язык, чтобы ни Вы, ни я не пользовались

символическим мышлением и не подвергались риску стать шизофрениками:

ригидность – это жесткость, негибкость;
резистентность — это невосприимчивость.

 

То есть у человека, который не проявляет гибкости и восприимчивости в общении

снижены возможности приспособиться к изменениям, которые происходят в его жизни.

И тогда появляются симптомы описанные Э. Блейлером.

 

Что лежит в основе гибкости и восприимчивости? Чувствительность.

 

Если мы не слышим и не видим, не воспринимаем сигнал, то у нас нет

возможности отозваться на этот сигнал – проявить гибкость: выбрать,

как именно отозваться.

 

А теперь скажите, где обучают и тренируют чувствительность?

Быстроту реакции, физическую гибкость и силу развивают в спорте, чувствительный

слух и голос — в музыкальной школе, чувствительность к цветовосприятию

и форме — в изостудии.

 

А гибкость и восприимчивость по отношению к людям и событиям?

Где это развивают?.. Нигде! А ведь это навыки, которые требуют тренировки,

и если их не тренировать, то всех перечисленных выше симптомов не миновать!

И лишь в 5% случаев эти симптомы имеют наследственный характер,

95% из них результат порочного воспитания.

 

Почему мы понимаем, что о физическом здоровье нашего тела заботиться

необходимо? Нам нужны здоровая еда, достаточный сон, физкультура,

иначе мы заболеем. А что? Душевное здоровье заботы не требует?

 

Ах! Да! Такой вещи как душа не существует…? А психиатрия – отрасль

медицины, занимающаяся душеными болезнями, есть.

 

А теперь зададимся вопросом: кто, как и чему обучает наших детей

и заботится об их душевном здоровье?
Поищем ответ в «исповеди бабушки»:

 

******

 

«Здравствуйте, Изабелла, Даниил и Юля! Мне очень откликнулось все, что написано в рассылке Изабеллы. Забота и грусть от того, что мы потеряли что-то очень важное в погоне за призрачным. Мы перестали растить действительно любознательных людей из наших детей. Нам все некогда, мы заняты добычей денег, и объясняя им, неблагодарным, что это все для них, для их будущего, теряем душевную связь и в ответ получаем, что они нас не просили ни о чем, при этом в случае малейшего напряжения дети бегут к родителям, даже если этим детям уже далеко за 20. Поколения отдаляются друг от друга.

 

Нам не понять их «Дом-2», им — наши увещевания, что труд из обезьяны сделал человека, поэтому все должны трудиться. Сами же порой показываем пример очень пренебрежительного отношения к своей работе. Что видят многие современные дети? Маму, которая должна работать, так как на одну зарплату папы не прожить. А еще мама должна успеть сварить, убрать, постирать. А папа — обсудить политику страны, поругать руководство свое и страны, усугубить все это пивком. До детей нет времени, нет времени сходить с ними на прогулку, поиграть в игры, пообщаться. Так и расходятся как в море корабли, каждый своим курсом.

 

Современные бабушки тоже работают, на пенсию не проживешь, а еще ипотека, помочь детям с жилищным вопросом. Кто-же кроме нас? У молодых ведь зарплата такая маленькая.

 

А она и не будет больше: места заняты бабушками, которые полны сил и привыкли вкалывать как рабы на галерах. Они удобны для руководства, больничных то нет (дети выросли и не болеют, а о себе и своем здоровье забывают), они уже профи их не надо обучать, тратить средства на обучение. Современные бабушки еще умудряются тащить на своих плечах не только детей, но и их половинки и даже внуков.

 

Только есть ли от этого польза? Дите к телевизору или компьютеру, а сам в бесконечной круговерти дел. Остановился, оглянулся, а рядом пустота. О чем говорить с детьми — не знаем, они для нас как инопланетяне, а подросшим внукам замученная бабушка тоже уже не интересна.

 

Поэтому проект “Школьные предметы для детей и взрослых” в ОДО позволяет остановиться и задуматься: А что я передам детям и внукам? Умение красиво бегать по кругу: дом-работа-дом? Или я научу их договариваться, рассуждать, исследовать, строить действительно теплые отношения, когда каждый свободен открыто, искренне сказать то, что его волнует.

 

Лично меня в проект привело желание помочь внуку с учебой. Я пришла в проект, когда ему было всего три года. Но понимая, что у него очень сильные проблемы с речью, я захотела узнать о математике и русском то, что помогло бы мне замотивировать внука на учебу и помочь ему в освоении школьных знаний. Ни на физику и химию я идти не собиралась. Но то, что мне дал проект нельзя описать словами. Это умение договариваться и помогать в этом своим близким, это умение чувствовать, которое у меня атрофировалось. Я научилась идти и делать что-то новое, не боясь ошибок, оценок.

 

И хотя я была всегда очень ответственной, но после всех пройденных тренингов я поняла, что ответственность без вины и самобичевания более эффективная. Пройдя математику и русский я открыла для себя новый, интересный мир исследования, когда не знаешь что найдешь в конце, но то что найдешь будет точно полезным и применимым к жизни. И пошла учиться дальше :)

 

Окружающие меня люди, мои родные, замечают перемены во мне, а я замечаю перемены в своей жизни. Мне хочется жить с охотой, мне хочется этому научить детей и внуков. Я за династическое образование, я за то, чтобы мы передавали из поколения в поколения все лучшее, что смогли найти сами в обучении жизни. Марина, Якутск»

 

*****

 

Вся наша тренировка в проекте «Основы Деятельного Образования»

направлена на развитие таких качеств как гибкость ума и восприимчивость души,

повышение чувствительности.

 

Начинать тренировать эти качества в детях необходимо с пеленок!

А кто может тренировать? Родители, сами владеющие этими качествами в полной мере!

 

И мы разработали дистанционные тренинги, выстроенные в четкую последовательность,

для развития качеств душевного здоровья детей и взрослых.

 

ПС. Я подняла тему душевного здоровья не случайно.

Если Вам интересна эта тема то пишите отклики
– проявите отзывчивость и гибкость: шизофрения опасна еще и тем, что…

заразна, но об этом поговорим в следующем выпуске,

если Вы проявите свое желание узнать о ней больше.

 

 

Пишите! rodi@navyki-pokoleniy.ru

 

Изабелла Воскресенская

 

 

ППС. Позаботьтесь о душевном здоровье своем и своих детей —

тренируйте необходимые навыки в проекте ОДО,

больше Вас этому не где специально не научат.

 

 

 

 
Нажмите сюда, чтобы написать отклик автору
Нажмите сюда, чтобы поделиться записью в соц. сетях

Подпишись на рассылку проекта
«Школьные предметы для детей и взрослых»

Заполни данные ниже и подпишись на рассылку авторов проекта «Школьные предметы для детей и взрослых», чтобы получить в подарок 6 обучающих материалов от проекта ОДО. А так же, чтобы регулярно получать все самые свежие статьи проекта, специальные предложения об акциях и информацию о проведении наших мероприятий на свою почту! Присоединяйся к нам и получай деятельное образование вместе с нами!