Библиотека ОДО

 

Что может родитель? 

 

 

Приветствую всех, и продолжаю разговор о детской памяти.

В прошлый раз мы закончили разговор на том, что до трех лет

включаются последовательно память – узнавание (запахов, звуков,

зрительная, тактильная, вкусовая) , предметная память, двигательная

и пространственная, образная память, автобиографическая память.

 

 

****

 

 

“Ксения Косякова: Спасибо за статью! Я не знала, в каком порядке включается память у детей, но интуитивно делала всё то, что Вы описали в статье. В результате моя дочь на своём, не понятном никому языке начала говорить в 1г.2 мес. А в 1г.4 мес. она уже воспроизводила реальные слова, естественно изменяя их первоначальное звучание. В 2 года она помнила и чётко рассказывала события полугодичной давности. Сейчас ей 4, и она порой выдаёт такие логичные умозаключения, что диву даёшься – откуда что берётся! Интересно, что происходит с детьми после трех. Жду тренинг по воспитанию.” 

 

 

 

****

 

 

Что происходит между тремя и шестью годами? Что меняется?

К образно – эмоциональной непроизвольной памяти добавляется

ПРОИЗВОЛЬНАЯ. То есть ребенок может вспомнить не спонтанно,

а то, что ему требуется в данный момент, за счет этого появляется

оперативная память, и главная деятельность ребенка

с предметной меняется на игровую.

 

 

Вот тут нас и караулит знаменитый кризис трех лет. Ребенок становится

обладателем автобиографической и оперативной памяти – это значит он

осознает себя как личность, он осознает свои стремления и желания.

Он не готов теперь слепо подчиняться родительской воле, ему нужны

объяснения и договор, он готов отстаивать свои желания. А готовы ли

к этому родители? Честно, мне иногда кажется, что кризис

трехлетних – не у детей, а у их родителей.

 

 

В памяти ребенка появляются сюжеты: алгоритмы действий и их последовательности.

Сначала одеваем носочки, потом обувь. Сначала чистим зубы и умываемся,

убираем постель, потом завтракаем и идем гулять. Чем старше ребенок,

тем сложнее последовательности. Только представьте! Какой громадный шаг вперед!

 

 

Ему поможет распорядок дня. Что-то в его жизни должно оставаться неизменным – это

очень важно. А у вас есть расписание на день? Вы его соблюдаете?

Если нет, то как будете учить ребенка?

 

 

Об изменении в расписании следует договариваться заранее: если Вы пообещали

завтра пойти в зоопарк, то выполняйте свое обещание. Причем, в экспериментах

обнаружено, что лучше всего в памяти откладываются психотравмирующие события,

в этом случае запоминание идет по типу импринта и не требует участия сознания:

то есть запоминается “само собой”.

 

 

Это означает, что родителям следует следить за эмоциональной средой в которой

находится ребенок. А сами-то договариваться умеете, или “шантаж, угрозы, насилие”

– так и остаются лучшими методами воспитания?

 

 

Психотравмирующая ситуация однозначно плохо? Нет! Представьте, что и из нее

можно извлечь пользу. И в первую очередь, от родителя зависит, как он научит

относиться ребенка к неприятностям, ведь в жизни их не избежать, неприятности

могут стать источником опыта и развития. Обратите внимание, что большинство

сюжетов народных сказок, предназначенных для детей этого возраста, вне зависимости

от конкретной культуры, содержат опасности и их преодоление. Это позволяет решить

задачу запоминания, и на этом фоне решить задачу передачи культурного кода того

народа, чья это сказка. Это позволяет решить задачу нравственности и развития – только

преодолев испытания и преграды, герой получает справедливое вознаграждения.

Тут же мы прививаем ребенку понятие справедливости.

 

 

Первые книги (мультфильмы, фильмы) задают фрейм (рамка восприятия), то есть,

некую базу, на основе которой ребенок будет строить картину мира всю остальную жизнь.

 

 

Кто задает фрейм, тот и прав. Кто задает фрейм вашему ребенку?

Телевизор\интернет? Воспитательница в детском саду? Компьютерные игры?

А какой это фрейм?

 

 

Посмотрите внимательно, с первого взгляда совсем “дурацкая” сказка про курочку Рябу:

курица снесла яйцо, а оно не разбивается, мышка пробежала, хвостиком махнула, яйцо

упало и разбилось, курица обещает снести новое яйцо не простое – золотое. Вот и вся сказочка.

Можно вполне допустить, что это на самом деле сказание о теории большого взрыва.

 

 

В русских сказках, которые начинаются со слов “Жили -были Дед и Баба”, как правило

речь идет о Древних Богах и мироздании. Боги (языческие, до единобожия) – не муж и жена,

а Дед и Баба (потому что – древние) хотели разбить яйцо. Но странное яйцо, не бьётся!..

Обратите внимание, что сюжет с яйцом встречается в русских сказках и далее, ну, хотя бы смерть

Кощея в яйце, есть и другие сказки. Яйцо – символ мироздания. Намеренно не разбилось,

а случайность свела на нет все усилия – яйцо разбилось не на столе, а на полу,

случайно пробегавшей мимо мышкой.

 

 

А дальше по английским балладам «Humpty-Dumpty» (Шалтай -Болтай) –

“И вся королевская конница, и вся королевская рать, не могут Шалтая, не могут

Болтая, Шалтая – Болтая собрать.” Есть вещи неисправимые и есть процессы необратимые.

И если родитель не будет относится к ребенку как к недоумку, он обязательно поговорит

о метафоре, которая вложена в сказку. Думаете не поймет? А Вы пробовали?

 

 

Если Вы будете задавать ребенку правильные вопросы, у вас есть шанс развить у него

понятийное мышление, потому что, как выяснилось, оно закладывается именно в этом

возрасте. И важно не опоздать! Вы не сможете вернуть это время, если его уже упустили.

 

 

Колобок – сказка, закладывающая основы астрономии, потому что животные – это созвездия

(так они назывались в древности на территории России, сейчас мы пользуемся европейской

– греческой интерпретацией), и в исконном варианте, каждый откусывает от Колобка кусочек.

Потому что Колобок – это Луна, и создали ее Боги (те самые Дед и Баба), катится она Боком –

все время одной стороной, и каждое созвездие откусывает кусочек – убывающая Луна,

пока Лиса не съест совсем – новолуние. А еще это моральная метафора, про лесть.

 

 

Конечно, Вы не можете дать ребенку начала Астрономии чисто научным языком,

для этого и существуют сказки, не как обман, как великолепная метафора. Как образ,

который легко запомнить и воспроизвести. Колобок съеден – опасность! Легко запомнить.

Но если объяснить, то уже и не страшно, но страшно интересно :)). А если в погожий вечер

Вы пойдете во внеурочное время в поздний поход, смотреть на звездное небо, только

представьте, какое это приключение для ребенка! Запомнит он его? Предположу, что на всю жизнь.

 

 

Я помню, как отец показывал мне созвездия на небе, стала старше – он мне подарил атлас

звездного неба Рея. А потом я показывала эти созвездия на небе свои детям. И даже совсем

недавно, в Крыму, где звезды особенно хорошо видны, мы со взрослыми уже детьми вечером

проводили время в поисках знакомых звезд. Нам это очень нравилось, звезды нас сближали!

Мне очень хочется чтобы эта “звездная” эстафета продолжалась из поколения в поколение…

По-моему, это здорово!

 

 

Еще нам помогала ориентироваться по звездам специальная программа в компьютере – Stellarium.

Кто говорит, что интернет вреден для детей?! Научите их ПОЛЬЗОВАТЬСЯ им как инструментом,

тогда сами не заметите, как интернет станет полезной мировой библиотекой – главное,

успейте задать фрейм!

 

 

Это был пример, как рождается общее семантическое поле – общие понятия и смыслы,

и тогда есть тот самый шанс – научиться понимать друг друга с полуслова. Это же проблема

проблем, родители, жалующиеся на то, что дети их не понимают. Но позвольте, а сами то

Вы их понимаете? Вы создали в период между тремя и шестью годами общую понятийную

базу со своим ребенком?

 

 

Это проблема встает тем острее, чем быстрее осуществляются перемены – того, кто за ними

не успел, ждет смысловой разрыв со следующим поколением и своими детьми. Не надейтесь,

что когда-нибудь, когда ваши дети станут старше, они все поймут – увы! Нет! У них будет

другой фрейм и другие смыслы! ОБЯЗАТЕЛЬНО БУДУТ! Свои копии Вы все равно не вырастите.

Иначе бы цивилизация не развивалась.

 

 

Это нам придется их догонять, они нам нужнее, чем мы им… Догоним ли?

С трех до шести – это время создания картины мира, самый большой подарок от родителя,

если он вообще эту картину поможет создать, иначе вырастет “человек-мнение”, человек

не имеющий своей картины мира, а имеющий только мнение – “слышал звон, но не знает где он”.

 

 

Итак, основная деятельность в этом возрасте – игра! Ребенок играет в чтение, в дочки- матери,

в строителя, в войну, он играет во взрослого… Это ролевые игры – в них он учится обращаться

со своей памятью как с инструментом. Хорошая память – хороший инструмент, но этого мало.

Это инструмент надо научиться уместно и своевременно использовать. Для чего? В первую

очередь для общения в семье, на детской площадке, в детском саду. Да! Если Вы водите ребенка

в детский сад не с задачей сдать его туда до вечера, а с задачей сделать этот садик тренажером,

то он очень даже может сыграть положительную роль.

 

 

Важно, чтобы родители осознанно поставили перед собой такую задачу, тогда у вас всегда будет

тема для разговора со своим ребенком: не “Чем вас сегодня кормили?”, а “Как ты сегодня общался?”

– станет главным вопросом.

 

 

Еще одна проблема, которая встает перед родителями в этом возрасте – детская ложь.

Именно в возрасте трех-шести лет дети научаются врать.

 

 

*****

 

 

Читательница: – … после просмотра видео по воспитанию у меня еще вопрос, правда он не про школу. Вот такой: Тема обмана у детей очень объемная, наверно , в видеоинтервью не поместится… Конечно, я хочу знать как реагировать в ситуациях, когда ребенок врет. 

Изабелла: – А ты сама никогда не врешь? А детям?

Читательница: – Вру и детям тоже. 

 

 

****

 

 

Ну, дети-то прекрасно запоминают и производят наше поведение. Все понятно?

У вас для лжи найдется куча оправданий, почему Вы считаете, что у детей нет

причин для лжи? И наверное главный вопрос, который родителю стоит задать

себе самому сначала – почему мой сын (дочь) начал обманывать?

Зачем и для чего он это делает?

 

 

Не спешите ругать ребенка. Попробуйте встать на его место для начала.

Зачем ему понадобилось защищать себя с помощью лжи и от кого?

Чем отличается ложь, вранье, фантазии и хитрость, а так же, как на них реагировать,

будем разбираться на тренинге Основы Деятельного Воспитания, старт тренинга 1.10.2018.

Это действительно тема не для одного видео интервью или статьи, она для серьезной работы.

 

 

Доступ для входа в тренинг закроется 30 сентября, у вас еще есть время принять решение,

но помните, что если опоздаете, то догнать будет невозможно: тренинг будет проходить

в прямом режиме времени, в группе. Вход в тренинг здесь: http://navyki-pokoleniy.ru/shop/#cat_id_4

 

 

****

 

 

“Diana Balasanyan: Изабелла Леонтьевна, спасибо за статью! Благодаря Родительскому Спецназу мне удалось избежать многих косяков в воспитании своей дочки (2 года), но статья оказалась как нельзя кстати! Я уже начинала подумывать о том, где бы найти адекватную и полезную информацию о воспитании детей – а тут новый тренинг! Ура! Я участвую!!! А ещё сегодня поняла одну очень интересную вещь. До РСН я думала, что ребёнок – практически как кусок пластилина, из него можно слепить всё, что угодно. Развить музыкальные способности, научить дюжине языков, сделать гением по математике, привить те качества, которые нужны (нужны – кому?). 

 

И, без сомнения, я бы сильно преуспела в деле “раннего развития и воспитания”, учитывая моё упорство и несгибаемость (читай упёртость и неповоротливость). Слава Богу, вовремя пришла в РСН и поняла, что не бывает “раннего” или “позднего” развития, бывает развитие гармоничное и не очень. И чтобы оно было гармоничным, надо считаться с ребёнком и считать его полноправным членом семьи с правом голоса и своими личностными характеристиками! Теперь мой “кусок пластилина” вполне защищён от неврозов и прочей патологии, но хорошо бы получить инструменты для полноценного и гармоничного воспитания. И хорошо бы ещё, чтобы эти инструменты оставляли маме время и пространство на работу и отдых ))))” 

 

 

****

 

 

Да! Это задача задач :)) Нехватка времени на себя, на ребенка, на мужа, на “кастрюли”…

На самом деле эта задача решается легко. Только… не каждая мать готова к подобной легкости.

 

 

Все просто! Вы делаете развитие ребенка частью своей жизни, а не чем-то отдельным,

требующем бесконечных сил и внимания. Вы готовите – пусть он рядом с вами играет

в повара. Вы гуляете, придумайте ему задачу для исследования этого мира. Вы наводите

порядок – играйте в хозяина. Вы идете в магазин – играйте в покупателя. Играйте в больницу,

играйте в путешественников, играйте в читателей, строителей, художников… играйте, играйте,

играйте! Игровая деятельность ведущая (по Выготскому) у детей с трех до шести лет.

Ничего не стоит превратить в игру любую вашу деятельность и любую ситуацию.

В тренинге и будем тренировать этот навык.

 

 

Пример. Родилась младшая сестра, моя мать стала работать дома. Она была конструктором,

дома чертила на кульмане (сейчас наверное все уже забыли, что это такое) – огромная доска

с приколотым к ней большим куском ватмана (бумага такая плотная). Она прикалывала в углу

кульмана лист бумаги и давала мне карандаши. Сколько я себя помню в детстве – бумага,

карандаши и акварель всегда со мной. Иногда она отвлекалась от своих чертежей и показывала

мне как правильно рисовать, если что-то не получалось. А разве на работе Вы никогда

не отвлекаетесь на сотрудников рядом?

 

 

Когда я уже взрослая стала писать картины (что не странно, не правда ли),

дети вставали и рисовали что-то свое рядом. Теперь Вы вряд ли удивитесь,

что они закончили художественную школу.

 

 

У игр в этом возрасте есть еще одна очень интересная особенность, ну об этом тоже

в тренинге – в выпуск рассылки точно не вместить этот материал. В следующий раз,

если вам интересно, поговорим о подготовке к школе.

 

 

Изабелла Воскресенская.

rodi@navyki-pokoleniy.ru

 

 

ПС. Итак. К трем годам у ребенка формируется автобиографическая и оперативная память,

начинает созревать личность ребенка, переход памяти в новое качество влечет кризис трех лет:

ребенок выделяет себя отдельно – есть я, есть другие. Эта стадия требует от родителя смены роли,

с безусловной любви на любовь требовательную, ребенок меняет роль “божка” на роль члена

общества (семьи) с ее правами и обязанностями.

 

В жизни ребенка появляются алгоритмы действий – правила и договоренности.

Задача родителя обучить этому ребенка. Конечно, ребенок не научится этому сразу

(если вообще родители поставят перед собой такую задачу). Я, например, знаю множество

людей, которые и во взрослом возрасте плюют на правила и договоренности, как дети,

застрявшие в кризисе трех лет. Тренировать соблюдать роль родителя трехлетних детей

будем в тренинге Основы Деятельного Воспитания.

 

 

Вход в тренинг здесь, пока еще открыт: http://navyki-pokoleniy.ru/shop/#cat_id_4

 

 
Нажмите сюда, чтобы написать отклик автору
Нажмите сюда, чтобы поделиться записью в соц. сетях

Подпишись на рассылку проекта
«Школьные предметы для детей и взрослых»

Заполни данные ниже и подпишись на рассылку авторов проекта «Школьные предметы для детей и взрослых», чтобы получить в подарок 6 обучающих материалов от проекта ОДО. А так же, чтобы регулярно получать все самые свежие статьи проекта, специальные предложения об акциях и информацию о проведении наших мероприятий на свою почту! Присоединяйся к нам и получай деятельное образование вместе с нами!