Библиотека » Статьи »

Не мы такие — жизнь такая… (или о силе обстоятельств)

НЕ МЫ ТАКИЕ - ЖИЗНЬ ТАКАЯ. О силе обстоятельств. Автор Изабелла Воскресенская
 

Солнечных дней и благоденствия!

С Вами Изабелла Воскресенская.

 

 

Как часто я слышу в оправдание нечто, подчиняющееся этой формуле:

Не я виноват — так сложились обстоятельства…

 

 

Обстоятельствами можно оправдать все? Лень, предательство, ложь, хамство и тд. и тп.:

— Не , ну, я бы хотел жить по-человечески, но обстоятельства вынуждают меня

поступать как …(сами подставьте)

 Да и вообще… времени нет, я так занят(а), так занят(а).

 

 

 

Предлагаю немного поразбираться с этими самыми «обстоятельствами»

— откуда они берутся?

 

 

Почему разные люди в одних и тех же обстоятельствах ведут себя

по-разному: одни им подчиняются, другие ими оправдываются,

третьи  их используют, а четвертые  преобразуют обстоятельства?

 

 

 

Человек рождается в обстоятельствах. Нет ничего, что происходило бы вне

каких то обстоятельств (контекста) поэтому невозможно события,  решения и действия

рассматривать без учета обстоятельств, в которых они происходили.

 

 

Мы неразрывно связаны с обстоятельствами, а раз так, то мы взаимно влияем друг на друга:

мы на обстоятельства, а они на нас )))

 

Рождается ребенок и ему надо научиться выживать в условиях  окружающей среды.

На этом этапе он называется индивидом — ребенок представитель биологического вида homo sapiens.
 

Сначала он усваивает как взаимодействовать с миром, правила существования в реальности:

с высоты можно упасть, игрушка всегда падает на пол (очень любят закон тяготения проверять

3-6 месячные детки, что раздражает родителей))), о горячие предметы можно обжечься,

об острые пораниться… Есть окружение, которое согреет, успокоит, накормит…

И… О! Этим окружением можно управлять! Криками, слезами,  истериками,

а так же обнимашками и поцелуйчиками…

 

 

И можно поменять обстоятельства: только что было нельзя, а теперь стало можно!

Еще можно поиграть и создать свои правила. А кто мои правила не соблюдает,

тот «отдает мои игрушки и не писает в мой горшок» .

Так возникают роли и ребенок осознает себя в обществе

как некую сущность, которая может быть сыном (дочкой), внуком (внучкой),

ребенком в группе детского сада, мамой для куклы, игроком в общей игре.

 

 

Причем, игровые роли и социальные ребенок не различает.

А различает он различный стиль поведения в этих ролях:

с папой- один, а с мамой совершенно другой, и то, чего не добились

от мамы, можно запросто добиться от папы.

 

 

Куклу можно накормить, а можно наказать! В детском саду в роли

воспитанника совсем другие правила,  и там тоже роли разные:

в одних и тех же обстоятельствах, одни дети — лидеры, а другие — лузеры.

«Ласковый теленок — семь маток сосет» и лестью от воспитательницы

можно многого добиться. А можно выбрать способ защиты — игнорирование,

тут и до аутизма недалеко.

 

 

 

Но так или иначе в игре и социальных обстоятельствах (контексте) семьи,

детского сада, в гостях и общественных местах рождается личность.

(*Например, ребенок попавший в младенчестве в стаю волков или обезьян,

индивид будет человеческий, а человеческая личность в этих обстоятельствах не состоится).

 

 

Личность, которая постоянно будет испытывать этот мир на прочность

и проверять — нужно прогибаться под изменчивый мир или есть способы

этот мир прогнуть под себя. И в этом конфликте рождается индивидуальность.

По словам А.Г. Асмолова, профессора психфака МГУ:

«Индивидами рождаются, личностями становятся, индивидуальность отстаивают»

 

 

Индивидуальностью человек становится (или не становится) когда делает выбор

как поступить в данных конкретных обстоятельствах:

 

 

— как индивид, любым способом спасая собственную шкуру? Тогда конечно, это не я такой, это жизнь такая…

—  Как личность? Тогда как в оперетте «Мистер Х» — «Весь город сошел с ума и я не хочу отставать!»

— Или как индивидуальность? Когда к А.Л. Чижевскому пришли на лесоповал объявить

о реабилитации, он сказал: «В свободное от валки леса время я веду научную работу по

наблюдению за  солнечной активностью, что бы ее закончить мне нужно провести еще

два месяца  именно в этих широтах. Прошу вас разрешить мне задержаться.»

 

 

 

Посмотрите пьесу Георгия Фрумкера «Страсти по Эзопу». Там тоже об индивидах,

личностях и индивидуальности, индивидуальность — всегда выбирает свободу своих

действий, даже в концлагере (Виктор Франкл » В поисках смысла»),

эта свобода дороже жизни индивида.  Именно поэтому индивидуальностью трудно

управлять — она непредсказуема.

 

 

Непредсказуемость то, что отличает человека от запрограммированного робота.

Программа предсказуема! Личность предсказуема — она действует в рамках социальных

ролей, она культурна как овощ на грядке. И предсказуема как робот.

 

 

Индивидуальность двигает культуру в ее развитии и создает новые обстоятельства…

Чаще всего вопреки запретам и ограничениям общественной морали.

Вопреки обстоятельствам, индивидуальность всегда будет искать свой

собственный смысл пребывания в этом мире и никогда не будет ссылаться на обстоятельства.

 

 

Она выше их ;))

 

 

Я так думаю. А вы как считаете?

 

 

 

Итак, сегодняшние обстоятельства: в воскресенье  весеннее предложение

проекта ОДО о  вступлении в тренинги по старым ценам будет закрыто.

У вас есть еще два дня выбрать участвовать в наших тренингах или нет.

Потом не пишите о своих обстоятельствах — что вы были в отъезде, долго

думали, забыли, у вас не было времени, были сильно заняты и тд. и тп.

и поэтому Вы просите  пустить вас в тренинг по старой цене уже после

закрытия предложения.

 

 

Вот, интересно, каждый раз предупреждаю и каждый раз находятся такие

индивиды, которые обращаются с такими просьбами )))

 

 

Предложение здесь, срок истекает 25 марта:  https://navyki-pokoleniy.ru/market

 

 

 

Изабелла Воскресенская.

 

 

rodi@navyki-pokoleniy.ru

 

 

 

ПС.  Мы живем в контексте культуры цивилизации — искусственно созданных

человечеством обстоятельствах.

 

 

Любой культ — это система табу — ограничений и запретов.

Без разницы это культ Ра или культ личности (Сталина например).

 

 

Что такое культурное поведение?  Вот «это» можно, а вот «это»

ни в коем случае нельзя — наказуемо!

 

 

Ни какое явление невозможно рассматривать вне обстоятельств!

Культура — система запретов и ограничений, нравственного характера,

которые способствуют или мешают развитию человека на разных этапах

его становления как индивида, личности и индивидуальности.

 

 

Культура, возникает в конкретных исторических обстоятельствах,

которые постоянно меняются.

 

 

Кто Я? Ответ на этот вопрос мы ищем в наших тренингах — там созданы

безопасные обстоятельства, потому что быть индивидуальностью бывает опасно для жизни.

 

 

 

****

 

 

«Как всегда убеждаюсь в правильности выстроенной структуры занятий. Каждое последующее укладывается на отработанную базу прошлых и в результате этого эффект от них усиливается. Каждый раз так или иначе все равно идет возврат к проработанным проблемам. Видимо за один раз невозможно все нюансы просчитать. Евгения Даич. 9-е занятие ПГ»

 

 

****

 

 

«(9-е занятие в ПГ)ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Мне нравится такое завершение этапа адаптации! Однако, объективно мне есть еще над чем работать. Думаю, что задача этой части тренинга состояла не в том, чтобы раз и навсегда завершить адаптацию к Миру. Ведь жизнь продолжается, меняемся мы, наше окружение, условия и обстоятельства — меняется Мир вокруг нас, поэтому нам нужно было овладеть техниками, с помощью которых мы сможем в настоящем и будущем легко и непринужденно адаптироваться к Миру (обалдеть! До меня только что дошло! :))) 

ВЫВОД: Работы еще поле непаханное, но успехи и результаты уже есть, что очень радует! Продолжаю работать и превращать свою жизнь в сказку! Выдам-ка я себе сертификат на счастье! Почему бы и нет? Имею право ;)

 

Инна Перова»
 

*****

 

 

До встреч на пути к индивидуальности!

 

 

https://navyki-pokoleniy.ru/market/

 

 

 

 

Присоединяйтесь к нашему проекту в социальных сетях:

 

 

 

Вконтакте: https://vk.com/osnovi_obrazovaniya

 

Facebook: https://www.facebook.com/navikypokoleniy

 

Youtube: https://www.youtube.com/c/ОсновыДеятельногоОбразования

 

Instagram: https://www.instagram.com/navyki_pokoleniy

 

 


 
Нажмите сюда, чтобы поделиться этим выпуском в соц. сетях →

Не успеваете за новыми выпусками?

Заполните форму ниже, что бы подписаться на рассылку и получать свежие выпуски прямо на почту!