Библиотека ОДО

 

 

Куда воспитываем детей?

 

 

Приветствую вас, стремящиеся к счастью бытия. С вами Изабелла Воскресенская.

Недавно на заседании клуба Психогигиены (для окончивших одноименный тренинг)

разбирались с понятием счастья:

 

****

 

 

“Что такое счастье. Отклик на вебинар. Когда-то я тоже считала, что счастье это когда ничего не надо делать, тебя никто не трогает не напрягает, ленишься и т.д. и т.п. 

 

Потом пришло понимание, что это не счастье и в таком состоянии можно иногда пребывать, ну, например, после какой-то сложной и долгой работы или в отпуске и то не продолжительное время, а потом начинается скука и сам себе противен. Появляется желание хоть что-то сделать и чтобы результат был виден, тогда чувствуешь удовлетворение и радость. И состояние счастья сменяется очередным состоянием преодоления себя – в работе или дома, в воспитании детей или в своем развитии и когда все получается и результат классный – вот тогда опять счастье наступает! Хорошо, что мы об этом поговорили и разобрались… Ирина Моисеева” 

 

 

****

 

 

Спросите любого, хочет ли он счастья? И вы наверняка получите положительный ответ.

А теперь спросите: а скажи, что такое счастье?  И “комп завис” Слово есть, а счастья нет.

Или начнется какая-нибудь фигня вроде “дачи, клячи, тачки-телки-туризм (телевизор),

денег, и побольше-побольше…”.

 

 

Те, для кого вот это все и есть счастье, не читайте дальше эту статью,

она явно не для вас, не тратьте время! Вам будет скучно.

 

 

Не тратьте время и те, кто предпочитает легкие статьи о бархатцах,

грудном вскармливании, интимном здоровье статьям о культуре.

И вот почему. У вас есть образ счастья. Это замечательно!

Когда человек может сформулировать образ того, к чему по его мнению

стоит стремиться, у него есть смысл жить. А это, согласитесь, не мало.

 

 

Пусть даже это секс или бездумное любование цветочками

(судя по количеству откликов на статью о бархатцах – они куда интереснее

рассуждений о культуре). Поэтому не смущайте свой ум и не читайте эту статью дальше.

 

 

А для тех, кто остался со мной и хочет понять нечто большее,

попрошу набраться внимания и терпения, тема то непростая.

Наверное большинство из вас согласится, что счастье это некое состояние,

которое мы переживаем так же как переживаем горе, а значит – это очень

интимное переживание, неповторимое, у каждого свое индивидуальное.

 

 

И в разные периоды мы переживаем счастье по-разному, иногда и любование

природой необходимо, и уважение окружающих играет не последнюю роль,

но наступает время (не для каждого), когда этого становится мало.

 

 

В раннем детстве для счастья нам достаточно того, что мы накормлены,

нам тепло, уютно, безопасно, мама нам улыбается. И да! Цветочки букашечки,

кошечки и прочие объекты мира дают нам радость познания.

 

 

Счастье для нас в этом возрасте – это удовлетворение базовых потребностей

в безопасности, еде, признании. Народ нынче грамотный,

о треугольнике потребностей Маслоу все наслышаны.

 

 

Но, помилуйте! Неужели счастье младенца и счастье взрослого

человека это одно и тоже?! Похоже, что для многих так и есть…

Затем, по мере роста, ребенок входит в общество и теперь его счастье,

это достойное место в обществе, и чтобы его занять нужно научиться

соблюдать правила этого общества.

 

 

Знакомясь с правилами общества, он знакомится с общественной этикой

(правилами поведения), моралью (принятыми в обществе представлениям

о плохом и хорошем) и нравственностью (индивидуальные представления

о плохом и хорошем) – всем тем, что мы называем культурой.

 

 

Этика, мораль и нравственность – это составляющие Культуры, ее уровни.

Уровень этики – “Скажи дяде “до свидания!” Помаши ручкой!” Требует мать

от годовалого малыша.

 

 

“Ну! Блин! Ты когда-нибудь начнешь закрывать тюбик с пастой!

И кончай ссать мимо унитаза!” – орет на супруга рассерженная жена.

 

Виктор Третьяков. “Тюбик”:

 

 

“Я повстречала его весною, 
Он был художник, почти известный. 
Мы целовались с ним под сосною, 
Ну, и он женился, поскольку — честный! 

 

Он пил не много, он был не грубым, 
Такое счастье, девки, лишь раз бывает. 
Одно смущало — почистит зубы, 
И, вечно, тюбик не закрывает… 

 

Но я внимания, сперва, не обращала, 
(такой мужчина мне небом даден) 
И всё по-бабьи ему прощала, 
Всё, даже тюбик, будь он не ладен. 

 

А муж, рисуя, впадал в нирвану: 
То, вдруг, обнимет: люблю, говорит, и баста! 
То, вдруг, проказник, затащит в ванну, 
А там…открыта зубная паста! 

 

А я, как дура, носки стирала, 
В супы ложила бульонный кубик, 
И всё просила, всё умоляла: 
ПОЧИСТИЛ ЗУБЫ — ЗАКРОЙ, БЛИН, ТЮБИК!!! 

 

А он, скотина, ну как нарочно, 
Всё это, Глаша, говорит, второстепенно… 
Скажите, девки, ну разве можно 
Любить и гадить одновременно? 

И я с досады ушла к соседу, 
Ведь у соседа вставная челюсть… 
На полке тюбик от «Блендамеду» 
Лежит закрытый… Какая прелесть!!! 

 

Уровень морали – понятно описан В.Маяковским:

 

 

“Крошка сын к отцу пришел и спросила кроха:

Что такое хорошо и что такое плохо?” 

 

… Если бьёт дрянной драчун 
слабого мальчишку, 
я такого не хочу 
даже вставить в книжку. 

 

Этот вот кричит: 
– Не трожь тех, кто меньше ростом! 
– Этот мальчик так хорош, 
загляденье просто! 

 

Если ты порвал подряд 
книжицу и мячик, 
октябрята говорят: 
плоховатый мальчик. 

 

Если мальчик любит труд, 
тычет в книжку пальчик, 
про такого пишут тут: 
он хороший мальчик…”

 

Уровень нравственности – индивидуальный выбор, часто вопреки ожиданиям

общества и общественной морали. Это можно найти у многих поэтов, но я решила

обратиться сегодня к к любимому мною А. Дольскому:

 

****

 

“Стремись в заоблачные выси… 
Спеши, дорога коротка. 
И ты пришел не на века – 
на миг расцвета чувств и мысли. 
И все, что было до тебя 
Прими, как милостыню нищий. 
Раздай ту радость, что отыщешь, 
печали пряча и копя. 
Поставь себе любой предел, 
перешагни его… и снова, 
И пусть в сердцах осядет слово, 
которое сказать посмел. 

 

Не позволяй лениться телу, 
Уму не должно отдыхать. 
И праздность вязкая опять 
Вернет к начальному пределу. 
Вгрызайся в мелочи и сны, 
Ищи частиц элементарных 
В природе, в измах элитарных, 
Чтоб стали гении ясны. 
Не уворуй чужих ключей, 
Но постучись в любые двери 
Предощущение проверить, 
что корень истины – ничей. 

 

Найдя в скелете мирозданья, 
Который сам построил ты, 
Ячейки черной пустоты, 
Разрушь его до основанья. 
Как муравей, начни опять 
Искать гармонии единой. 
Не утешайся половиной, 
Где можно целое объять. 
Будь у наитий в кабале, 
Но поверяй их ритмом чисел. 
Стремись в заоблачные выси, 
Но стой при этом на земле”

 

 

****

 

Я согласна со многими учеными и исследователями

(например, с А.Г. Асмоловым и с В. В. Сундаковым),

что культура – это система табу – система ограничений и предписаний,

принятых в данном конкретном обществе в данный исторический момент.

 

 

Вот на это определение и буду опираться в дальнейших рассуждениях.
Дальше объясню, почему именно на это определение.

 

 

Невозможно понятие Культура вырвать из обстоятельств,

которые постоянно меняются, а следовательно, вместе с ними

и понятие Культура меняется тоже.

 

 

В культуре каннибалов есть человечину – нормально, а в культуре

вегетарианцев вообще мясо под запретом.

 

 

В нашей стране сегодня, можно ходить женщинам без головного убора,

еще недавно исторически было нельзя – отсюда выражение “опростоволосилась”

– то есть опозорилась. В православный храм женщина обязана ходить с покрытой

головой, а мужчина обязательно с непокрытой. А в мусульманской культуре и сегодня

в общественных местах необходимо волосы женщинам скрывать.

В еврейской религиозной культуре тоже, но они же изворотливые

– им раввинат разрешили носить парики)).

 

 

Так в какой Культуре мы живем сегодня в нашей стране, в современной цивилизации?

В Русской? Европейской? Американской? Мусульманской? Православной? В какой?

 

 

 

А может быть Массовой Культуре? Когда все и всем дозволено,

«я свободен и делаю, что хочу, не считаясь ни с кем и ни с чем» – социальный инфантилизм

(ну, сами посмотрите – это же позиция младенца, младенцев не наказывают и им все сходит с рук)?

 

Возможно, именно такая вседозволенность сделает кого-то счастливым.

Где-то тут потерялась нравственность индивидуальности, которая ощущает

внутренний запрет на подлость, хамство, вранье и эмоциональную распущенность.

 

 

Что нам можно и что нельзя по Зову Души? Например: не мусорить на улицах не потому,

что оштрафуют или отругают, а потому что есть внутренняя потребность не загрязнять

окружающую среду. Или что? Если никто не видит – можно мусорить?

 

 

Какова сегодня система запретов и предписаний в нашей среде, стране, семье?

Можно ли без разбора назначать виноватых? Или стоит сначала все, что возможно,

выяснить, а потом делать выводы?

 

 

Или у нас так и будет, как всегда “Наказание невиновных и награждение непричастных”?

 

 

Можно ли культурному человеку делать свое дело “спустя рукава” абы как,

не думая о последствиях? И насколько культурен человек, который себе позволяет подобное?

 

 

 

Можно ли говорить о культуре, когда свои ошибки стремимся свалить на другого?

Сделать других виноватыми во всех грехах, чтобы на этом фоне выглядеть

“Культурно и достойно” и иметь свою мошенническую выгоду?

Обесценивать чужие достижения, чтобы на этом фоне тешить

свою гордыню, снобизм и самолюбие?

 

 

 

Вот, что об этом пишут участники группы ПГ-3,

в ответ на прошлый выпуск “Культура общения и разобщения”:

 

 

****

 

 

“Изабелла Леонтьевна, спасибо за статью! У меня часто случается, что при первой встрече человек ведёт себя культурно, а потом пытается сесть мне на голову. Ну, это дело быстро пресекается, но вот странно, почему люди дают себе право нарушать мои личные границы? Думаю, культура – это и есть способность осознать и не нарушать чужих границ. Ну, и свои тоже охранять экологичными способами. Например, четвертовать первого нарушителя, чтоб другим неповадно было (шутка!). 

 

Ответы на вопрос “если бы моё общение было культурным”: 

 

1. В семье – я бы не говорила колкости и не выносила резкие суждения касательно моих близких (правда, и сейчас нечасто случается такое, но всё же…) 
2. В обществе – я бы более мягко и толерантно высказывалась о явлениях, которые считаю неприемлемыми (а зачем мне мягко и толерантно с тем, что для меня неприемлемо?) 
3. На работе – ничего бы не изменилось, там всё тихо. 
4. С противоположным полом – я бы больше слушала и меньше говорила. 
5. С детьми – я бы чаще интересовалась желаниями ребёнка (хотя стараюсь их учитывать при всех обстоятельствах) 
6. С родителями – я бы чаще звонила папе… 
7. С друзьями – я бы чаще общалась с друзями, была бы к ним внимательна, поздравляла с праздниками… 

 

 

По этим ответам выходит, что быть культурной в некоторых случаях не соответствует моим целям. Например, если бы я в обществе всегда была культурной (не нарушала ничьих границ, не делала того, что не принято), я бы не смогла отстаивать свои собственные интересы. Вот, к примеру, сижу в кафе с мамой, подходит женщина и просит у мамы сигарету. Мама не даёт (она сигареты сюда привозит с собой, тут таких нет). 

 

 

Тётка начинает возмущаться, я её посылаю довольно грубым тоном. Цель достигнута. Культурные приличия не соблюдены, ну и ладно! В других случаях культура полезна: культурному человеку легче получить желаемое, чем некультурному, о чём свидетельствуют многие эпизоды, рассказанные Вами. Мне и самой вежливость помогает добиваться прекрасных результатов и производить хорошее впечатление, если имею дело с облее-менее адекватными людьми. Ну, а если люди неадекватные, тут уж извините, ничего не поделаешь, никакая культура не поможет. 

 

Диана Баласанян.” 

 

 

****

 

 

“Культурный человек…кто же он? Может быть, это человек, который может себя контролировать, действовать в границах, не нарушая права других личностей? То есть, можно сказать, что это человек, соблюдающий правила ассертивного общения.

 

Тогда получается, что культура она, в сущности, одна для всех людей, независимо от религии, расы, национальности… Тогда ответом на вопрос о том каким было бы моё общение, если бы оно было культурным, будет оценка насколько человек соблюдает принципы ассертивности в разных сферах жизни. 

 

 

Причем, вот интересно. Часто вижу, что люди соблюдают такие принципы в общении с чужими, а в общении со своими близкими позволяют себе всё под ряд нарушать. Свои ж стерпят, куда денутся. А от чужих можно и правда  по морде” получить! Хромает культура семьи, однако. 

Еще как-то давно размышляла над культурой семьи мусульманской. Много в религии есть перекосов, как мне кажется. Но что мне нравится, так то, что женщина (жена) должна быть хороша для мужа. Снимает платок дома, приводит себя в порядок, ходит дома наряднее, чем на улице. 

 

 

 

А у нас как? Мужик в трусах, жена в заляпанном халате… А как на улицу идти, так наряжаемся! Кого завлекаем? Не понятно! Любовь мужа нужна или дядьки чтоб облизываясь смотрели..? 

 

 

Как бы изменились мои отношения, если бы общение было культурным:

 

1. В семье – не было бы случаев давления, сарказма. 
2. В обществе – не высказывалась бы резко о каких-то событиях, вещах. 
3. На работе – чаще бы наоборот отстаивала свои права. 
4. С противоположным полом – нормально общаюсь, я считаю. 
5. С детьми – сейчас, думаю, тоже общение с ребенком я наладила. Всегда учитываю ее мнение, интересы. 
6. С родителями – нашла бы подход экологично обозначать свои границ в в общении с мамой. 
7. С друзьями – больше было бы уважения к иной, отличной от моей, позиции. 

 

 

Благодарю Вас за статью! Очень понравилась! Думаю, многих заставит задуматься и изменить свое общение в лучшую строну! Светлана Колбасова.” 

 

 

 

*****

 

 

Мы разделяем культуру на уровни, мы так и говорим

– высокий уровень культуры и низкий уровень культуры.

 

 

Еще мы разделяем культуру по сферам жизнедеятельности.

Культура общения, культура дела, культура семьи, культура здоровья,

культура отношения к деньгам, культура сексуальных отношений – это

все сферы нашей жизни, в каждой из которых есть свой уровень культуры.

 

 

Мы все чаще говорим, что культура падает. Откуда и куда?

Если допустить, что высокий уровень культуры это:

 

 

 

  1. Предписания: проявлять к людям уважение, иметь смелость говорить правду, иметь стремление к компетентности в своем деле, иметь навык рассмотрения проблем с различных точек зрения, иметь навык признавать, исправлять и прощать ошибки (и свои и чужие). Держать окружающее пространство в чистоте. Обладать эмоциональным интеллектом – управлять своими эмоциями таким образом, чтобы не ранить окружающих. Соблюдать правила, установленные не вами на чужих территориях (а для этого хотя бы дать себе труд с этими правилами ознакомиться).

 

 

  1. Запреты: запрет на обесценивание чужого труда, манипулирование другими через вызывание у них чувств стыда, вины и страха. Запрет на обвинения без выяснения всех обстоятельств. Запрет на ложные высказывания о других людях и их делах. Запрет на подлость и запрет на унижение других людей. Запрет на бездействия, когда именно от вас зависит исход дела. Запрет на порчу и намеренное загрязнение окружающего пространства ( в том числе и ментальное загрязнение).

 

 

*Вы можете добавить сюда свои запреты и предписания.

 

 

 

Посмотрите на эти предписания и запреты применительно к каждой сфере жизни:

здоровью, отношениям, деньгам, делу, сексу, семье и вы получите критерии уровней

культуры и того, куда она падает. Многие наверняка найдут ответ, почему в каких-то

сферах жизни нет лада, счастья нет.

 

 

Посмотрим на разные уровни культуры, как некие уровни

развития человека от “доэтического” поведения вседозволенности

младенчества, до высоко культурного человека несущего и этику

и мораль и высокую внутреннюю нравственность.

 

 

Человек рождается как индивид – представитель биологического вида

Homo sapiens. Станет он, когда вырастет, культурным представителем

нашего вида или нет – это во многом вопрос обстоятельств в которые он попадет.

 

 

Если к волкам в волчью стаю, то с волками жить – по-волчьи выть.

Если в семью законченных наркоманов и алкашей, БОМЖей ,

то и уровень запретов и предписаний для него будет соответствующий

уровню помойки. И все устремления его, мораль и нравственность будут

направлены на то, чтобы выжить любым способом: манипуляциями,

обманом, воровством, подлостью… – все средства хороши.

 

 

Если в КУЛЬТУРНУЮ среду, то возможностей, разумеется, больше для

образования и развития. Но и там не плохо было бы напоминать деткам,

что не все цели оправдывают средства. Что так называемый уровень адаптации,

если пройден правильно подразумевает навык жить самостоятельно,

при этом не мешая другим, не паразитируя на других.

 

 

 

Далее, человеку предстоит занять место в обществе, тут он становится личностью,

играя различные социальные роли. И место, конечно, хочется повыше и потеплее.

Это уровень социализации. Так сработает нравственный запрет на подлость?

Или по головам пойдет карьеру делать? Или наплюет на карьеру,

а будет честно делать свое дело, просто потому, что иначе: плохо,

спустя рукава, на отвали – делать не может. И есть некая внутренняя

потребность все культурные предписания и запреты соблюдать.

 

 

Вот тогда и рождается индивидуальность, часто вопреки обстоятельствам.

Потому, что в обстоятельства, где индивид предаст ради спасения собственной

шкуры, а личность сподличает, ради сохранения социального статуса,

для индивидуальности оправданием не являются.

 

 

В треугольнике Маслоу есть еще и верхушка – самоактуализация,

это как раз о развитии индивидуальности. И Маслоу это трактует

как высшую базовую ценность! Ценность!

 

 

Индивидуальность ради истины пожертвует и тем и другим:

и жизнью и социальным местом. Индивидуальность останется собой

даже в концлагере, даже в силу обстоятельств попав на социальное дно,

что с ними случается, потому что они не станут цепляться за признание

общества, а скорее откажутся от него ради личной индивидуальной

свободы мыслить и поступать как велит им душа. Это уровень бытийности.

 

 

На заседании клуба ПГ на днях одна из участниц рассказала, как ее мать

уволили за то, что она не согласилась подписать липовый документ.

Уволили на улицу женщину с маленькими детьми, но на подлог

она не согласилась! Долгих и счастливых ей дней жизни!

А кто-то согласился, и мы имеем трагедию в Кемерово.

 

 

Если человек уверен в своей компетентности – он будет делать свое дело

не смотря на внешние оценки. А вот если не уверен, то прибегнет к коллективной,

массовой ответственности личностей, где реально никакой ответственности нет!

И если все готовы на подлость в едином порыве, то индивидуальность открыто

откажется в этой подлости принимать участие, даже оказавшись в одиночестве:

Солженицын, Сахаров, Чижевский, Кольцов, Тимофеев-Ресовский, Вернадский,

Ломоносов, Чкалов, Высоцкий, Бондарчук, Ростоцкие, Баталов – первые фамилии

пришедшие в голову – все ярчайшие индивидуальности!

 

 

И все когда-то были в ссылках, тюрьмах и\или каторгах, или в немилости

у сильных мира сего. Все оказали глубочайшее влияние на культуру не только

нашей страны, а цивилизации в целом. А о скольких мы не узнаем никогда?

Культуру двигают индивидуальности с высокой степенью мастерства и компетенции,

с высокой степенью внутренней этики. Не в угоду массам, а как правило вопреки им.

 

 

Не надо думать, что картина, простите, написанная говном, с прилепленной

к полотну дохлой мухой (это метафора, кстати) – это произведение искусства,

современная инсталляция, индивидуальное творчество – это и есть Культура.

Пусть даже гильдия искусствоведов будет вам внушать высокую художественную

ценность – не верьте! Они же свое место под солнцем берегут, славя друг друга

на перегонки, это высокооплачиваемые личины, с ловкостью фокусников

осуществляющие подлог. “Пипл” же хавает.

 

 

Верьте себе! Своему внутреннему компасу правды.

Если Вы индивидуальность – он у вас обязательно есть.

Этот компас укажет вам и предписания и запреты.

Вы не погонитесь за пластмассовым ширпотребом (пиратскими копиями),

мазней, какофонией звуков и жестов, немыслимыми инсталляциями.

Вы будете искать мастера и оцените по достоинству его труд.

Вы будете искать мастера, потому что ориентируясь на мастера, как на маяк,

Вы обретете свою индивидуальность: непосредственно, через книги,

фильмы, музыку, и другие средства искусства – средства передачи Культуры.

 

 

Слава Богу! В нашей планетарной цивилизации и в стране есть у кого учиться!

Сегодня это доступно как никогда. Так почему не у них, а у каких-то

весьма сомнительных индивидов?

 

 

На индивида давят обстоятельства, личность устраивается в обстоятельствах.

Индивидуальность создает обстоятельства.

 

 

 

Индивид и личность предсказуемы и управляемы как роботы:

поднять нынче массы на какой-нибудь Майдан? Нет проблем!

Технологии цветных революций хорошо разработаны, все как под копирку,

по одной программе: провокация – массовая истерия – погромы.

 

 

Индивидуальность не управляема подобными схемами,

она не вовлекается в массовую истерию. Для масс индивидов счастье

– это райская нирвана младенческого периода, когда ничего делать не

надо и все само в ротик летит, тепло и море рядом, ну чем не околоплодные воды?))

 

 

И классно, когда на такую жизнь есть деньги или есть тот,

у кого есть деньги, тогда можно целыми днями любоваться

цветочками и жучками со стрекозками…

 

 

Беда, ежели денежки кончились, или тот кто вас ими снабжал,

потерял к вам интерес – счастье кончилось! И если в жестких переговорах

личность “прогнула” другую сторону с помощью шантажа и угроз – счастье!

Можно перед массами похвастаться своей значимостью.

Но если с вершины социального олимпа вдруг упасть пришлось,

и значимость лопнула как мыльный пузырь, то здравствуй депрессия!

 

 

Индивидуальность может быть счастлива всегда, вне зависимости от

обстоятельств, чаще наперекор им, у нее другие ценности и критерии счастливости.

 

 

 

ВАЖНО! У каждого из вас есть этот опыт быть счастливым наперекор

обстоятельствам, опыт преодоления силы тяжести, когда вы наперекор

ей сделали первый шаг. Опыт послушания велосипеда, когда наконец

получилось поехать и не упасть, наперекор стремящемуся к земле велику.

Опыт, когда Вы поднимались после падения на один раз больше, наперекор

ушибам и ссадинам. Опыт, когда Вы наперекор всем сделали по-своему

из чувства внутренней правоты и оказались правы. Это опыт индивидуальности!

 

 

Все родившие женщины это знают – счастье преодоления смертельной опасности,

которую представляют из себя роды! Мужики для этого ощущения в горы лезут,

экстремальными видами спорта занимаются, в преодолении

смертельной опасности они находят кайф.

 

 

Но кайф ненадолго. А плата дорогая – жизнь. Может как то эффективнее

ею распорядиться? С чего начать? Наверное с уважения к себе…

и наведения порядка в своих собственных предписаниях и запретах.

 

 

 

Начнем с простых вопросов:

 

 

1. Как если бы я был(а) индивидуальностью, то какие бы запреты я себе установил и какие бы предписания я себе предъявил?

 

2.  Как если бы я был культурным человеком, какие бы действия я себе никогда бы не позволил? Какие действия для себя я считал бы обязательными в любых обстоятельствах?

 

 

Если Вы преодолели себя и дочитали эту статью до конца

– Вам не просто не безразлично понятие Культуры,

и скорее всего Вы не просто утешили свое любопытство.

Намного больше! Поздравляю: Вы приблизились к бытийным вопросам!

 

Пишите: rodi@navyki-pokoleniy.ru
Изабелла Воскресенская.

 

П.С. Культура – это система внутренних нравственных запретов

и предписаний в данном конкретном обществе в конкретный исторический момент.

 

 

Культурный уровень общества задают индивидуальности – люди достигшие

высокого нравственного уровня в конкретном обществе

в конкретных исторических обстоятельствах.

 

 

Вопросы ко всем: чем Культура отличается от Субкультуры?

Секты культурны? А предводители сект?

 

 

Мне кажутся эти вопросы очень интересными, что Вы думаете об этом?

Интересна ли вам тема культуры Родовых Поместий, семьи, денег, жилья и тд.?

 

Что Вы думаете об этом?

 

 

Пишите: rodi@navyki-pokoleniy.ru 

Изабелла Воскресенская.

 

 
Нажмите сюда, чтобы написать отклик автору
Нажмите сюда, чтобы поделиться записью в соц. сетях

Подпишись на рассылку проекта
«Школьные предметы для детей и взрослых»

Заполни данные ниже и подпишись на рассылку авторов проекта «Школьные предметы для детей и взрослых», чтобы получить в подарок 6 обучающих материалов от проекта ОДО. А так же, чтобы регулярно получать все самые свежие статьи проекта, специальные предложения об акциях и информацию о проведении наших мероприятий на свою почту! Присоединяйся к нам и получай деятельное образование вместе с нами!